Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента




Скачать 12,39 Kb.
НазваниеСтуденческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента
Дата04.02.2016
Размер12,39 Kb.
ТипДокументы
Студенческая лаборатория

как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента


Л.В. Шелехова, кандидат педагогических наук, доцент

Адыгейский государственный университет, Россия


Профессиональное становление будущего учителя в рамках студенческой лаборатории во многом зависит от организации учебной деятельности, предполагающей высокий уровень саморегуляции, которая обусловлена степенью осознанности обучения, умением выявлять оптимальные способы и средства достижения поставленных целей, сопоставлять конечный результат деятельности с ее целью. Что позволит изменить психологический контакт преподавателя со студентами в основе процесса обучения, позволяющей обеспечить индивидуальную траекторию каждого студента.

Индивидуальная траектория - это замысел студента относительно его собственного продвижения в образовании, оформленный и упорядоченный им в соответствии с педагогическими технологиями и учебной деятельностью [7].

Рассмотрим этапы данной деятельности.

1-й этап. Личностно-ориентированная диагностика обучающихся. Диагностикаэто форма актуализации профессионально-психологического потенциала личности, стимулирования профессионального роста, коррекции деструктивных тенденций развития. Чтобы диагностика удовлетворяла требованиям личностно-ориентированных технологий, необходимо: 1) создание особой системы отношений педагога и студентов, характеризующихся открытостью и доверительностью; 2) подбор адекватных методики, которые представляют собой модификацию хорошо зарекомендовавших себя диагностических методов. Результаты диагностики, с одной стороны, могут быть использованы для оказания психологической помощи и поддержки студентов в профессиональной жизни, с другой, могут быть использованы педагогами в целях саморазвития и коррекции своего профессионального поведения.

2-й этап. Фиксирование фундаментальных образовательных объектов в изучаемом материале и выстраивание к ним системы личного отношения обучающегося с целью определения предмета дальнейшего познания: студент при помощи преподавателя, студентов старших курсов или самостоятельно изучает теоретический материал и на его основе составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить. Под концептом понимается выраженный в схематичной, рисуночной, знаковой, символической, тезисной или иной форме содержательный образ темы, который опирается на систему фундаментальных образовательных объектов и их различные функциональные проявления как в реальном, так и в идеальном мире. Это происходит в доступном для студента темпе и в удобное время при возможности многократно обращаться к учебной информации. Для создания концепта темы обучающимся предлагаются следующие приемы: 1) конспектирование (краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного); 2) тезирование (краткое изложение основных идей в определенной последовательности); 3) реферирование (обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы); 4) составление плана текста (разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный); 5) цитирование (дословная выдержка из текста); 6) аннотирование (краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла); 7) рецензирование (написание рецензии, т.е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему); 8) пиктографическая запись (бессловесное изображение); 9) составление справки (сведения о чем-либо, полученные в результате поисков); 10) составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине)[4].

Существенное влияние на выбор приемов при создании концепта темы оказывают социальные факторы, и, прежде всего, педагогическое взаимодействие обучаемых между собой, например работа в малых группах. Студент постоянно сравнивает свои достижения со средними групповыми результатами и показателями учебной деятельности отдельных членов малой группы, определяя качественные и количественные характеристики получаемых образовательных продуктов и воспринимая их как личностно значимые. И если на начальном этапе обучения студенты предпочитали только один из приемов, то после общения с однокурсниками один и тот же материал они старались представить в различных формах.

При этом студент привлекается в качестве наблюдателя к различным проектам, выполняемым студентами, чтобы, с одной стороны, теоретические знания осознавались студентом как необходимость для дальнейших научных исследований, с другой стороны, это позволит развить интерес студента к предстоящей научной деятельности.

3-й этап. Планирование индивидуальной образовательной деятельности. Студент с помощью преподавателя выступает в роли организатора своего образования: формулирует цели, подбирает тематику, предполагает свои конечные образовательные продукты и формы их представления, составляет план работы, выбирает средства и способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности [1,4].

На этом этапе студентом создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период (урок, день, неделя, семестр, год). Эти программы являются образовательным продуктом оргдеятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала студента и могут оформляться в виде технологической карты.

4-й этап. Осуществление студентом запланированной деятельности. Реализация студентом намеченных программ происходит в течение определенного периода времени. Студент осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели – план – деятельность –сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка. Данный цикл реализуется многократно до усвоения всех его элементов. Роль преподавателя сводится к алгоритмизации индивидуальной деятельности детей (но не алгоритмизации их образовательных продуктов), вооружению их соответствующими способами деятельности: поиском средств работы, ориентацией в проблеме, выделением критериев анализа работы, рецензированием, оцениванием и др.

Грамотно организованная и реализованная учебно-исследовательская (научная) деятельность является важным фактором развития личности обучающегося, так как студент приобретает навыки, которые ему пригодятся в течение всей его жизни: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, целенаправленно и вдумчиво работать, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы и др [5].

5-й этап. Демонстрация личных образовательных продуктов студентов и коллективное их обсуждение. По отношению к учебным предметам защищаемая студентами образовательная продукция делится на три вида: 1) предметная продукция: сочинение, сказка, составление задачи, сформулированное понятие, правило или закономерность, макет, модель и т.д.; 2) межпредметная продукция как результата исследования фундаментальных образовательных объектов, выходящих за рамки одного изучаемого предмета; 3) методологическая продукция: индивидуальные образовательные программы, методические рекомендации частных вопросов методики преподавания математики, дидактические материалы с рекомендациями по их использованию, рецензирование и т д. [7].

По форме студенческие работы можно подразделить на следующие виды: 1) исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы); 2) сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты); 3) художественное произведение (создание наглядных пособий, карточек, выставок); 5) техническое произведение (модель, макет, схема, компьютерная программа); 6) зрелищное произведение (сценка, показательное выступление, соревнование) [7].

В некоторых случаях одна и также работа одновременно принадлежит к разным типам. Например, разработанные студентом дидактические материалы могут рассматриваться как методическое и художественное произведения. При этом оценка творческих работ проводится по таким критериям, как степень творчества, новизна, оригинальность, личный вклад, логичность, оформление, аргументированность ответов на вопросы, трудоемкость, полезность работы.

6-й этап. Рефлексивно-оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов), фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий. Каждый студент осознает и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования. При организации процессов самооценки и самоанализа студентом качества и эффективности своей профессиональной компетентности, необходим учет следующих условий: осознание студентом необходимости самоанализа своей деятельности и своих личностных качеств, определяющих ее успешность; знание студентом научных основ профессиональных действий по обучению решению задач и профессиональной деятельности в целом; владение способами анализа педагогических явлений и процессов, составляющих его профессиональной деятельности при обучении решению сюжетных задач школьников; умение формулировать критерии качества эффективности своего труда [6].

Оцениваются также общий образовательный процесс, коллективно полученные результаты и способы их достижения, что дает студенту возможность не только понять коллективные результаты, но и оценить степень своего собственного продвижения в освоении данных способов деятельности и реализации личностных качеств.

На рефлексивно-оценочном этапе создаются условия для коррекции и планирования последующей индивидуальной и коллективной образовательной деятельности. При изучении новых образовательных областей рассмотренные этапы деятельности повторяются на новом уровне [2].

По результатам самодиагностики преподаватель может проследить зависимость успешности освоения будущими учителями профессиональной деятельности от использования тех или иных технологий обучения в вузе и выделить резервы и тенденции оптимизации взаимодействия со студентами при условиях реализации личностно-ориентированного образования. В результате, происходит оптимизация потребностей в профессиональных изменениях, повышается личностная мотивация обучения. В связи с этим более актуальными становятся понятия: "учебный процесс", "качество учебного процесса", "система контроля качества учебного процесса".

При реализации данных этапов личностная составляющая студенческой лаборатории проявляется в самоизменении субъектов обучения, выражающаяся в самостоятельности, проявляемой при избрании стратегии решения, рефлексии, самооценивании хода и результатов решения, в эмоциональности, эстетичности и креативности стиля деятельности и в способах самореализации.

Литература:

  1. Епишева, О.Б. Учит школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности: кн. для учителя / О.Б. Епишева, В.И. Крупич. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

  2. Ольбинский, И.Б. Рефлексивное исследование математической задачи Народное образование в XXI веке// Доклады международной юбилейной научно-практической конференции в Московском педагогическом университете (Москва, 6-7 июня 2001 г.). – М.: Прометей МПГУ, 2002. - С. 77 – 81.

  3. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psi.webzone.ru

  4. Слепкань, З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: метод. пособие. – Киев: Рад. шк., 1983. – 192 с.

  5. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика / В.Н. Соколов. – М.: Просвещение, 1995. - 340 с.

  6. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования/ С.Ю.Степанов, И.Н. Семенов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychiatry.ru/library/ill/ss.html

  7. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.


Похожие:

Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента iconРеферат на тему «Интерактивное обучение -как форма организации познавательной деятельности учащихся» Работу
«Интерактивное обучение -как форма организации познавательной деятельности учащихся»
Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента iconПостроение индивидуальной траектории изучения учебного курса на основе адаптивной модели обучения с учетом ретроспективной информации

Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента iconУрок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию
Исследование как форма повышения научно-познавательного интереса учащихся на уроках естествознания
Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента iconВ условиях информатизации системы образования 1
...
Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента iconСовременное эссе как коммуникативная форма: траектории чтения
Анализируются эссе из книг современных поэтов и эссеистов Александра Скидана, Шамшада Абдуллаева и Аркадия Драгомощенко, представляющих...
Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента iconМетодические рекомендации для преподавателей в системе нпо. «Учебное занятие как основная форма организации учебно-воспитательного процесса в учреждении нпо»
Учебное занятие как основная форма организации учебно-воспитательного процесса
Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента iconЭкскурсия как форма образовательной деятельности с обучающимися учреждений дополнительного образования детей: разработка и проведение
Экскурсия как форма образовательной деятельности с обучающимися удод: разработка и проведение
Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента iconПрограмма и методические указания по прохождению практики для студентов всех форм обучения
С учебной ознакомительной практики начинается подготовка специалистов и бакалавров в Университете. Цель учебной ознакомительной практики...
Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента icon«Методика учебной и профессиональной деятельности» самостоятельная работа студента
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Студенческая лаборатория как форма организации учебной деятельности по реализации индивидуальной траектории студента iconОоп как основной проект по реализации требований фгос. Требования к структуре ооп. Особенности учебного плана и организации внеурочной деятельности в основной школе. (Практич работа с текстом ооп)
Ооп как основной проект по реализации требований фгос. Требования к структуре ооп. Особенности учебного плана и организации внеурочной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница