Название фактора успешности в преподавании




Скачать 22,47 Kb.
НазваниеНазвание фактора успешности в преподавании
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер22,47 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
Описание педагогического опыта


  1. Название фактора успешности в преподавании.


Система факультативных курсов "Воспитание сердца" включающая в себя разработанные программы и методические рекомендации по нравственному воспитанию.

Программа и методическое пособие «Азбука добра» отражает педагогическую систему формирования основ нравственности у первоклассников.

Целью курса является формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.

Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.

Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только

традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

Занятия курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.

Программа и методическое пособие «Энциклопедия дружбы» отражают педагогическую систему формирования основ нравственности у второклассников. Содержание представленного этического курса разработано с учетом знаний и умений, полученных первоклассниками на занятиях факультатива «Азбука добра».

УМК «Энциклопедия дружбы» направлен на формирование основных содержательных характеристик нравственного понятия «дружба», актуального для детей данной возрастной группы.

Данная программа может использоваться учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня, психологами образовательных учреждений, социальными педагогами, заместителями директоров по УВР в начальной школе, родителями не только как элемент этической системы курсов, но и как самостоятельный курс для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Рабочая тетрадь является частью методического комплекта УМК факультативного курса «Энциклопедия дружбы» для учащихся 2 класса. Содержит задания и вопросы, формирующие основные характеристики нравственного понятия «дружба», развивающие коммуникативные навыки, позволяющие строить на

нравственной основе межличностные отношения в обществе. Является своеобразным тренажером памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения.

Учебно-методический комплекс «Энциклопедия дружбы», реализуемый в рамках этической системы «Воспитание сердца», представляет собой

факультативные занятия для учащихся второго класса, направленные на формирование дружбы как общечеловеческой ценности и нравственного качества, способствующего построению системы нравственных отношений в коллективе младших школьников и в обществе.

Представленный курс является логическим продолжением Учебно-методического комплекса «Азбука добра», разработанного для первого класса, опирается на знания о добре как нравственной категории. Программа и методические рекомендации курса «Энциклопедия дружбы» включают в себя, кроме содержания факультативных занятий и методических рекомендаций по их проведению, рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь представляет собой рефлексивный, познавательный материал, содержащий игры, головоломки, рисунки, тесты, позволяющий психологически грамотно подготовить детей к освоению и интериоризации нравственного значения категории «дружба».

Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Учитель начальных классов, используя предложенную программу, методические рекомендации и рабочую тетрадь, может решать воспитательные, этические задачи, формировать нравственный опыт в непринужденной, демократической, творческой атмосфере психологического комфорта.

В процессе реализации курса будут реализованы следующие направления:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников.

5. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

6. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Рекомендовано Министерством образования Республики Мордовия для использования в практике работы образовательных учреждений РМ.


2. Обоснование актуальности проблемы педагогического опыта.

Актуальность.

Педагогическая теория и практика переживает этап переосмысления содержания образования. Причина тому разработка и апробация стандартов второго поколения, которые по новому расставляют акценты в системе современного образования. Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

Наиболее остро встала проблема поиска путей нравственного воспитания школьников, обусловленная рядом причин:

- неоднозначностью влияния социально-политических, экономических, педагогических факторов и условий на осуществление процесса нравственного воспитания;

- неготовностью многих педагогических коллективов результативно осуществлять нравственное воспитание в значительно изменившихся социальных условиях;

- неориентированностью многих положений теории нравственного воспитания на современную социально-педагогическую действительность.

Проведенное интервьюирование, анкетирование, опрос учителей начальных классов указывает на необходимость введения нравственно-ориентированных курсов для младших школьников, на серьёзные затруднения, вызванные значительным изменением целей, содержания, форм и методов нравственного воспитания и отсутствием методическиого сопровождения

этических курсов, направленных на формирование нравственной культуры учащихся.

Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная методическая разработанность определили направление педагогического опыта - разработка системы курсов по нравственному воспитанию младших школьников и её психолого-педагогического сопровождения.

В последнее время в периодической печати и в средствах массовой информации все больше внимания уделяется формированию нравственной культуры индивидуума. Изучение социального заказа родителей, при четком формулировании вопроса о том, что должна воспитывать школа, позволило определить приоритеты воспитания. Родителям было предложено сформулировать свое мнение о том, какие качества личности необходимо формировать в процессе школьного обучения и расставить их в порядке значимости. По мнению родителей, школа должна формировать в детях: 1) нравственные качества; 2) культуру поведения; 3) навыки общения.


3. Описание сущности (ведущей идеи) и результативности опыта, трудоемкости его осуществления, условий реализации.

Создание системы нравственного образования и воспитания школьников в условиях гуманитарной гимназии ставит своей задачей через национальные культурно-исторические, нравственные традиции, духовно-нравственные ценности создать модель образования, в которую включены три взаимосвязанных компонента: 1) компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителю национальной культуры и нравственной традиции; 2) компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением; 3) компонент, обеспечивающий включенность личности в современные мировые процессы.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на

воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Понятие «нравственное развитие обучающегося» понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Нравственное развитие в гуманитарной гимназии обеспечивается программами воспитания и социализации школьников. Для каждой ступени – начального, среднего, старшего (полного) общего образования – разрабатывается особые программы нравственного воспитания и социализации обучающихся. Программы воспитания и социализации носят непрерывный и комплексный характер, интегрированы со всеми компонентами образовательного и социально-воспитательного пространства.

Программа и методическое пособие «Азбука добра» 1 класс отражает педагогическую систему формирования основ нравственности у первоклассников.

Целью курса является формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.

Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и

самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.

Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

Занятия курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.

Согласно представленной программе для первого класса предлагается занятия, которые проводятся один раза в неделю по 35 мин. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с опытом учащихся.

Первый раздел курса «Азбука добра» посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – формировать у младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.

Второй раздел курса называется «Добро и зло». Он предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир гимназического сообщества.

Четвертый раздел «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения, эмпатия.

Занятия курса «Азбука добра» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Программа курса «Азбука добра» получила высокую оценку на экспертном совете Мордовского Республиканского института образования и была рекомендована для школ Республики Мордовия.


Остановимся подробнее на содержании занятий курса


Программа и методическое пособие «Энциклопедия дружбы» 2 класс отражают педагогическую систему формирования основ нравственности у второклассников. Содержание представленного этического курса разработано с учетом знаний и умений, полученных первоклассниками на занятиях факультатива «Азбука добра». УМК «Энциклопедия дружбы» направлен на формирование основных содержательных характеристик нравственного понятия «дружба», актуального для детей данной возрастной группы.

Данная программа может использоваться учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня, психологами образовательных учреждений, социальными педагогами, заместителями директоров по УВР в начальной школе, родителями не только как элемент этической системы курсов, но и как самостоятельный курс для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Рабочая тетрадь является частью методического комплекта УМК факультативного курса «Энциклопедия дружбы» для учащихся 2 класса. Содержит задания и вопросы, формирующие основные характеристики нравственного понятия «дружба», развивающие коммуникативные навыки, позволяющие строить на нравственной основе межличностные отношения в обществе. Является своеобразным тренажером памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения.

Рекомендовано Министерством образования Республики Мордовия для использования в практике работы образовательных учреждений РМ

Учебно-методический комплекс «Энциклопедия дружбы», реализуемый в рамках этической системы «Воспитание сердца», представляет собой факультативные занятия для учащихся второго класса, направленные на формирование дружбы как общечеловеческой ценности и нравственного качества, способствующего построению системы нравственных отношений в коллективе младших школьников и в обществе.

Представленный курс является логическим продолжением Учебно-методического комплекса «Азбука добра», разработанного для первого класса, опирается на знания о добре как нравственной категории. Программа и методические рекомендации курса «Энциклопедия дружбы» включают в себя, кроме содержания факультативных занятий и методических рекомендаций по их проведению, рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь представляет собой рефлексивный, познавательный материал, содержащий игры, головоломки, рисунки, тесты, позволяющий психологически грамотно подготовить детей к освоению и интериоризации нравственного значения категории «дружба».

Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Учитель начальных классов, используя предложенную программу, методические рекомендации и рабочую тетрадь, может решать воспитательные, этические задачи, формировать нравственный опыт в непринужденной, демократической, творческой атмосфере психологического комфорта.

В процессе реализации курса будут реализованы следующие направления:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников.

5. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

6. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Основные направления и содержание деятельности

Учебная деятельность

Построение системы нравственных межличностных отношений на основе дружбы и взаимопонимания в процессе проведения факультативных занятий и во время перемены.

Внеурочная деятельность

1. Внеклассные мероприятия

2. Нравственные беседы и этические диалоги

3. Практические занятия, направленные на приобретения нравственного опыта

Программа предназначена для учащихся 2 классов и рассчитана на один года, 34 часа (1 раз в неделю).

Содержание занятий курса

№ урока

Тема занятий

1

Дорогой дружбы

2

Индикатор доброты (тестирование)

3

Острова добра и зла

4

Река Культуры, болото Бескультурья

5-6

Экскурсия в поисках культуры и бескультурья

7

По лесным дорожкам

8

Восхождение на пик Добра

9

Путешествие на архипелаг Дружбы. Остров Взаимопомощи

10

Остров Сочувствия

11

Остров Любви и Ненависти

12

Остров Доверия

13

Остров Согласия

14

Остров Уважения

15-16

Голоса добра и любви (концерт для ветеранов)

17

Остров Дружбы. Город Дружбы

18

Я - друг

19

Близкий друг

20

Друзья в классе

21

Школьные друзья

22-23

В поисках истины, добра и красоты (праздничный концерт ко дню Гимназии)

24

Мой друг - учитель

25

Друзья во дворе

26

Если с другом вышел в путь

27

Мои друзья - родители

28

Вселенная друзей. Республика Мордовия

29

Вселенная друзей. Россия – родина моя

30

Вселенная друзей. Планета Земля

31

Вселенная друзей. Вселенная

32

Дружить – это… (тестирование)

33-34

Дорогами «Энциклопедии дружбы» (праздничный концерт)


  1   2

Похожие:

Название фактора успешности в преподавании iconФедеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж» Выступление
«Организация работы на отделении экономики и управления с учетом профессионально-личностной компетенции педагога как фактора успешности...
Название фактора успешности в преподавании iconПриготовление реагентов
Атiii ингибируют действие активированного фактора Xа в гораздо большей степени, чем тромбина. По этой причине тест ингибирования...
Название фактора успешности в преподавании iconРешетников Алексей Алексеевич исследование влияния теплового фактора на формирование остаточных напряжений при шлифовании
Целью работы является исследование влияния теплового фактора на формирование остаточных напряжений при шлифовании стали шх15 hrc...
Название фактора успешности в преподавании iconОпыта: «Здоровьесбережение как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате»
Тема опыта: «Здоровьесбережение – как фактор успешности обучения в кадетской школе-интернате»
Название фактора успешности в преподавании iconПриродные зоны полярного пояса
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Название фактора успешности в преподавании iconНазвание проекта
Название научной части проекта: "Спин-орбитальная эволюция, селенодезия и геофизика Луны"
Название фактора успешности в преподавании iconК вопросу о применении медиаобразовательных технологий в преподавании филологических дисциплин в Украине и за рубежом
Георгиади А. А. К вопросу о применении медиаобразовательных технологий в преподавании филологических дисциплин в Украине и за рубежом...
Название фактора успешности в преподавании iconНазвание проекта
...
Название фактора успешности в преподавании iconДоклад на тему: «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании русского языка»
«Использование инновационных педагогических технологий в преподавании русского языка»
Название фактора успешности в преподавании iconПлан работы гбоу сош №420 на ноябрь 2012 года №
Вшк предварительный анализ уровня обученности и успешности по подведению итогов 1 триместра во 2-9 классах
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница