Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г




Скачать 18,43 Kb.
НазваниеСамоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г
страница1/8
Дата04.02.2016
Размер18,43 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М.Г.


Профессию учителя считают вечной. Так как именно его называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чувств, судьей первых поступков человека, садовником, выращивающим розы ... И это чистая правда.

Ведь школа создает самое ценное, что только есть на свете, что дороже любых материальных благ – будущую смену.

Еще в детском саду ребенок начинает мечтать о школе, вместе с родными, близкими готовится к встрече с ней, как к празднику. И очень важно не разочаровать его, не охладить восторга, не только в первый день, но и все последующие годы его обучения в школе! Превратить учение в радость – радость умственного труда, в радость общения с товарищами, учителем, окружающим миром.

И от того, какие зерна зароним в душу ребенка мы, учителя, как научим преодолевать трудности и настойчиво добиваться поставленной цели, какие общеучебные умения и навыки сформируем, от этого будет зависеть, какими будут наши воспитанники.

Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни, смогут ли применять приобретенные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

В связи с этим, одной из приоритетных задач российского образования, является формирование и развитие конкурентоспособной личности выпускника, способного к самоопределению, успешной социализации в обществе и активной адаптации на современном рынке труда.

А так как требования к уровню подготовки выпускников преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам, то проблема выпускников школы волнует каждого из нас, так как начальное образование является фундаментом для всех последующих лет обучения, так как, именно, в этом возрасте формируются базовые основания личности, которые в дальнейшем определяют всю будущую жизнь и судьбу ребенка.

Но особенностью детей младшего школьного возраста является то, что они приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии.

Многие из них находятся в состоянии школьной дезадаптации с первых лет обучения и остаются таковыми надолго. Это проявляется в снижении способности к обучению, учебной мотивации, в эмоциональных и поведенческих проблемах, ухудшении психического и физического здоровья, что зачастую препятствует эффективному решению задач всей образовательной цепи.


В чем причина? И какие же факторы влияют на уровень качества знаний обучающихся?

Крылатые слова К.Д. Ушинского: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях", - как нельзя лучше объясняют необходимость изучения личности ребенка и учета его индивидуальных различий, которые заметны именно в начальных классах, а особенно у будущих первоклассников

Эти сведения важны для того, чтобы выявить, какие же дети приходят к нам, с каким уровнем развития, с каким здоровьем, с каким набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д., чтобы оказать им своевременную необходимую помощь.


Изучение как раз это и показывает, например:

1. Из числа, поступивших в 1 класс, на постоянной основе посещали ДОУ - 36 % детей.

2. Число детей, прошедших дошкольную подготовку:

  • в группах ДОУ, но не на постоянной основе – 28 % детей);

- детей, совсем не посещавших ДОУ – 36 %

  • посетивших подготовительные занятия при школе – 81 % детей;

Наблюдения показывают, что дети, не посещавшие детский сад, не имеют достаточного опыта общения со сверстниками и педагогами, вследствие чего испытывают большие трудности в процессе адаптации к школе. Частые пропуски по болезни, по неуважительным причинам, низкая самооценка, замкнутость и другие личностные проблемы требуют от них дополнительного продолжительного времени для того, чтобы сориентироваться в новых условиях, научиться взаимодействовать с другими детьми.

3. Знающих буквы или читающих – 0 %.

4. Число детей, знающих цифры и числовой ряд первого десятка – 36 %, умеющих складывать, вычитать в пределах 1-ого десятка – 27 %.

5. Число детей: работающих левой рукой – 0 %.

6. Детей с выраженными дефектами речи и нуждающихся в консультации и занятиях логопеда – 36 % детей.

Неправильное произношение множества звуков, заикание, нарушение речевого дыхания и скорости речи оказывают негативное влияние на их эмоциональное благополучие, здоровье, вызывают большие трудности в усвоении учебного материала, особенно на уроках русского, татарского языков, обучения грамоте, чтения.

С данными детьми приходится учить не только программный материал, но, и, учитывая их речевые дефекты, постоянно включать в урок упражнения по выработке правильного произношения звуков, объективно подчеркивать достоинства детей, поощрять их общение с другими детьми, анализировать ситуации и обстановки, в которых происходит улучшение или ухудшение речи (на что уходит часть драгоценного времени урока).

Многократные рекомендации родителям - показать детей логопеду - безрезультатны.

7. Детей, медлительных в речи на начало учебного года – 36 % детей,

детей, проявляющих медлительность в учебной работе – 36 % детей,

детей, делающих лишние движения при волнении – 27 % детей.

8. Детей, делающих лишние движения вне зависимости от волнения - 9 %.

9. Число детей, имеющих отклонения в здоровье при поступлении в школу:

нарушение осанки: сколиоз, сколиотическая спина, плоская спина, деформация грудной клетки - 100 % ;

хронические заболевания (анемия, бронхит) – 27 %.

нарушения зрения – 27 %;

дефицит массы тела – 36 %;

избыточный вес – 9 %;

гиперактивность – 9 %;

гипоактивность – 9 %.

Данные сведения о здоровье детей помогают правильно оценить физические возможности каждого ученика, оптимально организовать динамические паузы, подвижные переменки, уроки физической культуры и часы здоровья.

10 . В классе 36 % мальчиковно по результатам исследований психологов мальчики по своему развитию отстают от девочек на 1 – 1,5 года, хотя календарный возраст одинаков. Итак, если мальчики пришли с 7 лет, значит, им по уровню развития 5, 5 – 6 лет; 9 % из детей поступили в 1 класс с 6 лет, следовательно, его уровень развития соответствует уровню 4,5 – 5 летнего ребенка.

11. Детей с нарушениями самооценки – 90 %.

Хотя уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда, он может постоянно изменяться, особенно в кризисные моменты жизни детей. И поступление в школу – это и есть тот самый период, когда очень важен его учет.

12. 54 % детей в начале учения имеют заниженную самооценку .

Эти дети часто не уверены в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, испытывают постоянный комплекс неполноценности, который мешает им и в учебе, и в общении.

Им также свойственны пассивность, тревожность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх, на уроках боятся оказаться хуже других или, вступая в контакт, не проявляют инициативу, довольствуются подчиненными ролями.

13. Завышенную самооценку имеют 45 % детей.

Эти дети преувеличивают свои возможности и достоинства, не обращают внимания на недостатки или вообще не признают их существования.

В связи с этим возникает внутренний конфликт, который иногда вызывает у них агрессию, ложь и другие негативные проявления.

14. Диагностика готовности детей к обучению в школе также показывает, что все дети (100%) имеют низкий уровень психологического, физического и интеллектуального развития.

Очень слабо развиты у детей познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие), устная речь, мелкая моторика рук, отсутствуют умения слушать и слышать, точно выполнять указания взрослых, преобладает внешний и игровой мотив.


Так как проблему развития личности школьника невозможно решать без тесного дифференцированного взаимодействия педагогов и родителей, я обязательно изучаю социальное положение семьи, в которой живет и воспитывается ребенок, составляю социальный паспорт класса.


Категория семей

Малообеспеченные семьи – 45 %

Семьи, где есть пьющие родители – 72 %

Семьи, родители состоят на учете в милиции – 18 %

Семьи, в которых родители разведены – 27 %

Семьи, в которых дети воспитываются совместно с отчимом или бабушкой – 18 %

Семьи группы риска - 27 %

Семьи, в которых родители служили в «горячих точках» и имеют отклонения в психическом здоровье - 9 %

Многодетные семьи – 27 % (из них 18 % - неблагополучные)

Семьи, в которых есть безработные родители - 54 %

Образование родителей: высшее – (13 %), среднее – (50 %), средне-специальное – (27%), неполное – (9 %).


Для планирования работы с семьей выявляю их типы:

1 тип (27 %): семьи с высоким уровнем нравственных отношений.

В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей.

Частое вмешательство педагога здесь не требуется, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2 тип (9 %): семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети в них находятся в центре «особых» забот родителей, и в связи с этим у детей развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3 тип (36 %): внешне благополучные, но конфликтные семьи. В этих семьях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Полноценное воспитание в них

отсутствует, дети предоставлены самим себе. Требуется педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней ребенка.

4 тип (27 %): неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, ссоры, драки, пьянка. Такие семьи требуют постоянного внимания не только педагога, но и общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы ребенка.

Отсюда, различный материальный достаток, разное образование родителей разное отношение к детям, разные условия для развития детей, разные нравственные устои, безусловно, по-разному влияют на здоровье детей, на их психику, развитие способностей, на культуру поведения, на уровень подготовленности к обучению в школе, на отношение к труду, на мотивацию учения, на их состоятельность, как личностей.


Итак, изучение и анализ причин низкого уровня развития детей показывает,

что не только лень (как обычно привыкли говорить) является причиной неуспеваемости учащихся, но и взаимодействие многих факторов, например:

  • нарушение меры в семейном воспитании, связанное с низким уровнем психолого-педагогических знаний родителей;

  • безнадзорность детей, вызванная или занятостью родителей, или безответственным отношением родителей к воспитанию детей;

  • - отдельное проживание бабушек и дедушек;

  • отрицательный пример родителей;

  • нарушение структуры семьи (неполные семьи);

  • состояние здоровья детей (100 % имеют уже с 1 класса серьезные отклонения);

  • недостатки в познавательной деятельности (бедность чувственного и речевого опыта ребенка, обусловленные низким культурным уровнем родителей, недостатком родительской любви и заботы в дошкольный период и во время обучения в школе), в развитии мотивационной и эмоциональной сферы детей;

  • непостоянное посещение детьми дошкольного учреждения до школы;

  • трудности, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями детей и др.


Вследствие этого, начиная уже с первого класса, в учебной деятельности дети испытывают следующие трудности:

- в умении слушать и слышать, запоминать и воспроизводить изученный материал, организовать рабочее место и поддерживать порядок;

- в умении включаться в работу, работать в заданном темпе, в умении доводить дело до конца;

  • в усвоении новых понятий и знаний;

  • пропуски, замены, вставки букв в письменных работах;

  • трудности в понимании лексического значения очень многих слов;

  • в понимании содержания текста задач и их решении, при решении математических выражений;

  • трудности при чтении, пересказе текстов;

  • трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы;

  • невнимательность и рассеянность;

  • неусидчивость;

  • постоянная грязь в тетрадях и ошибки в работах;

  • отсутствие прилежания, интереса к учебной работе.


Отсюда, выбираемый средний темп работы на уроке для такого контингента учащихся, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный.

Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - легкий вопрос.

Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы многократное разъяснения почти каждого слова.

Говоря иначе, успешность усвоения детьми учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность, особенно на первой ступени школы, напрямую зависят от того багажа знаний, умений, навыков, с которым пришел ребенок в первый класс.

Из выше изложенного следует, что перед учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т. е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения.


Поэтому в данном направлении я преследую следующие цели:

  • изучение и определение круга реальных учебных возможностей каждого ученика, его ближайшей зоны развития;

  • предоставление возможности на продвижение в интеллектуальном развитии;

  • оказание помощи ученикам в развитии индивидуальных способностей - действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде.



Поставленные цели и задачи решаю путем установления доверительных отношений, включением школьников в разные виды индивидуальной и дифференцированной деятельности, организацией и проведением игр, упражнений и тестов профилактического и развивающего характера.

Постоянно изучаю и определяю причины отставания детей в учебной деятельности и поведении.

Провожу коллективную, групповую и индивидуальную работу, направленную на:

- восполнение выявленных пробелов в знаниях учащихся;

- систематический контакт с родителями;

- вовлечение детей в культурно-массовую, внеурочную («кружок «Юные умники и умницы») и спортивную деятельность;

- учет читательских интересов;

- ненавязчивый контроль за проведением свободного времени детей, особенно из трудных семей.

Осуществляя учебно-воспитательную работу с детьми, применяю разнообразные приемы педагогического воздействия:

  • проявление доброты, внимания и заботы к каждому ребенку;

  • опору в ребенке на положительные качества характера;

  • постановку перед ребенком увлекательной перспективы;

  • прием переключения ребенка на интересное, увлекательное дело;

  • просьбу, поощрение, поручительство, анализ поступков, иногда и прием взрыва, возбуждение тревоги, активизация сокровенных чувств ребенка с учетом индивидуальных особенностей;

  • организацию ситуации успеха в учебе.

Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

С этой целью наблюдаю динамику роста и развития каждого ученика, веду различную мониторинговую и развивающую работу по авторской программе «Психолого-педагогическое сопровождение образования детей младшего школьного возраста».

Составление объективной характеристики на каждого учащегося позволяет избегать ошибок в выборе средств педагогического воздействия на них. Знание особенностей характера, склонностей, интересов, их место в системе коллективных отношений, мотивации учения, морально-психологический климат семьи дают возможность составить индивидуальный план развития учащегося, что, в свою очередь позволяет построить весь процесс обучения и воспитания дифференцированно.

С этой целью, начиная с 1 по 4 класс, проводится изучение, ведется мониторинг динамики роста и развития каждого ученика, различная групповая и индивидуально-развивающая работа.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г iconИз опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани
Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г iconМетодические рекомендации для студентов по организации педагогической практики «Пробные уроки» 
Колтышева Л. И., отличник народного просвещения, учитель начальных классов высшей квалификационной категории г. Татарск лицей
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г iconРабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы
Программу составили учителя начальных классов I квалификационной категории Илюшкина И. Н
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г iconТема работы методического объединения
Пастухова Светлана Анатольевна – учитель высшей квалификационной категории, руководитель Районного методического объединения учителей...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г iconРабочая программа Смирновой Елены Леонидовны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории по литературному чтению, для 2 «Б» класса 2012 2013 учебный год
Программа предмета «Литературное чтение» для начальной школы разработана в контексте системы Л. В. Занкова, нацеленной на разностороннее...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г iconРабочая программа для 4 в класса учителя начальных классов, I квалификационной категории Васильевой Анны Викторовны мбоу «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»
Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г iconПрограмма «Родительский дом» Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в начальной школе Автор: Мауль Людмила Иосифовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, моу «сош №3»
...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г iconЛитература
Система взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок письменной речи учащихся...
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г iconРабочая программа учителя терешковой Татьяны Ивановны, высшей квалификационной категории
Директор школы зам директора по увр на заседании мо
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов высшей квалификационной категории Ихсановой М. Г iconИсследовательская работа Учителя начальных классов моу «сош №55»
Проблема преемственности в философской и психолого-педагогической литературе с. 6
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница