Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии»




Скачать 34,28 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии»
Дата04.02.2016
Размер34,28 Kb.
ТипРешение




Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

И.Ю. Левченко

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 3 сентября 2012



Учебно-методический комплекс

ОПД.В.02

«Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии»

Факультет: дефектологический

Специальность олигофренопедагогика (031700)

Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии

Составитель:


Ткачева В.В., докт. психол. наук,

Профессор кафедры специальной педагогики

и специальной психологии


Москва-2012


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"


Утверждаю зав.кафедрой

И.Ю. Левченко (ФИО)


Решение заседания

кафедры Протокол № 1

«03» сентября 2012г.


Программа

ОПД.В.02

«Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии»

Факультет: дефектологический

Специальность олигофренопедагогика (031700)


Составитель: Ткачева В.В. , докт.психол. наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва-2012


Введение. Основное содержание программы


Пояснительная записка

Введение дисциплины «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии» в учебные программы при подготовке бакалавров обусловлено актуальностью проблематики, связанной с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Поиск новых путей социальной адаптации детей с физическими и психическими недостатками включает их семьи в поле специального коррекционного воздействия. В этой связи психологическая помощь семьям детей с отклонениями в развитии становится одним из важнейших направлений в деятельности специалистов коррекционных образовательных учреждений.

Потребность в оказании психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, обуславливается наличием огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. К числу наиболее актуальных относятся: принятие или непринятие родителями ребенка с психофизическими недостатками, организация ухода за ним, преодоление учебных и образовательных проблем, а в случае необходимости, и сопровождение ребенка в течение всей жизни.

Гармоничная внутрисемейная атмосфера - залог успешного психофизического и личностного развития любого ребенка. Оказание психологической помощи семьям обусловлено потребностью создания адекватных условий воспитания ребенка с отклонениями в развитии дома. Своевременное выявление, предупреждение и преодоление проблем, встречающихся в семьях данной категории, имеет важнейшее значение для полноценного формирования всех сторон личности ребенка с отклонениями в развитии. Психокоррекционная работа также необходима для нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают у самих родителей вследствие их переживаний, связанных с нарушениями развития ребенка.

В программе излагается авторская методика психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, включающая два направления работы (психолого-педагогическое и психокоррекционное) и две организационные формы (индивидуальную и групповую). В методике излагаются приемы коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.


Основные цели и задачи курса


Цель:

-сформировать у студентов представления, общетеоретические знания и практические навыки по организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Задачи:

-сформировать у студентов мотивационную потребность к оказанию необходимой психолого-педагогической поддержки семьям воспитанников специальных коррекционных образовательных учреждений;

-сформировать у студентов практические навыки проведения психодиагностической процедуры и аналитической обработки полученных результатов исследования;

-сформировать у студентов навыки организации консультативной и психокоррекционной работы с родителями детей с нарушениями в развитии.


Требования к уровню подготовки студента

В результате освоения содержания дисциплины студенты должны

знать:

-теоретико-методологические основы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии;

-теоретические сведения о семье ребенка с отклонениями в развитии, ее функциях, структуре и динамике;

-современные подходы к организации и методическому обеспечению комплексного и всестороннего изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

-основные приемы и методы проведения психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

-основные методы психокоррекционной работы с родителями и детьми.

уметь:

-организовывать и проводить консультации с родителями детей с отклонениями в развитии;

-организовывать и проводить психолого-педагогическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

-определять на основании диагностических данных пути коррекционно-педагогической работы с ребенком и его родителями;

владеть:

-навыками консультирования других специалистов в специальном коррекционном образовательном учреждении (администратора, медицинского работника, учителя, воспитателя, мастера трудового обучения, инструктора ЛФК и др.) по вопросам оказания психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии;

-способами, позволяющими выявлять причины проблемных ситуаций в семьях воспитанников;

-профессиональными приемами и методами, необходимыми для проведения индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий с детьми и их родителями.

Программа составлена с учетом современных данных клинических и психолого-педагогических исследований в специальной психологии.

Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет.

Программа включает 5 разделов, тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов и контрольных работ, вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы.


Первый раздел посвящен изложению концепции психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. В нем представлены основные концептуальные положения, направления, цели, задачи и принципы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Во втором разделе представлены психологические портреты семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, изложены особенности деформации внутрисемейных взаимоотношений, дан анализ влияния нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей. Представлена типология психологических портретов родителей, особенности их мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций. Описаны модели семейного воспитания.

В третьем разделе раскрываются технологии психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии. Излагаются основные направления психодиагностической работы и содержание экспериментальных методик.

Четвертый раздел содержит описание организации и содержания работы с семьями воспитанников в специальном коррекционном образовательном учреждении.

Раскрываются направления работы специалистов с семьями воспитанников, структура, содержание и формы работы. Представлены функциональные обязанности деятельности психолога по оказанию комплексной помощи семьям воспитанников.

В пятом разделе описана методика психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Представлены разнообразные формы и методы работы с родителями детей с отклонениями в развитии.

Изучение дисциплины "Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии" нацеливает студентов-бакалавров на активное участие в проведении комплексных мероприятий по организации и проведению психологической помощи семьям воспитанников в условиях дошкольных и школьных специальных коррекционных образовательных учреждений.


Содержание программы

Раздел 1. Теоретико-методологические основы диагностической и психокорреционной работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии.


Тема 1.1. Концепция психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

Теоретические положения отечественных и зарубежных ученых, на основе которых осуществляется комплексная психокоррекционная помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Цели, задачи и принципы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Основные концептуальные положения. Направления психологической помощи семьям.


Тема 1.2. Причины возникновения нарушений взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Современное представление о семье и ее функциях. Определение причин, провоцирующих нарушения взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.


Раздел 2. Психологические портреты семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.


Тема 2.1. Особенности нарушений внутрисемейных взаимоотношений.

Нарушения внутрисемейных взаимоотношений на психологическом, социальном и соматическом уровнях.

Оценка различий в глубине психоэмоциональной травматизации матери и отца ребенка с отклонениями в развитии.


Тема 2.2. Влияние нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей.

Психофизические особенности умственно отсталых детей и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.

Психофизические особенности детей с детским церебральным параличом и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.

Психофизические особенности аутичных детей и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.

Психофизические особенности детей с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.

Психофизические особенности детей с нарушениями речи и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.

Психофизические особенности детей с сенсорными нарушениями и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.


Тема 2.3. Анализ личностных особенностей детей и детско-родительских отношений.

Основные личностные характеристики детей с отклонениями в развитии: тревожность, агрессивность, отстраненность. Методы их выявления.

Оценка детско-родительских отношений по результатам изучения продуктов деятельности детей.


Тема 2.4. Характеристика личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии.

Типология психологических портретов родителей. Психологические типы родителей: невротичный, авторитарный, психосоматичный. Положительные и отрицательные стороны личности, их учет в психокоррекционной работе.


Тема 2.5. Особенности мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций родителей.

Ценностные ориентации матери и отца к ребенку с отклонениями в развитии.

Ценностные ориентации родителей ребенка с отклонениями в развитии относительно друг друга.


Тема 2.6. Модели семейного воспитания.

Неправильные модели воспитания: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, отвержение ребенка, воспитание в "культе" болезни, авторитарная гиперсоциализация, симбиоз, маленький неудачник. Причины использования родителями неправильных моделей воспитания.

Модель "сотрудничество" как адекватный тип воспитания ребенка с отклонениями в развитии.


Раздел 3. Технологии психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии


Тема 3.1. Основные направления психодиагностической работы.

Психологическое изучение познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка.

Психологическое изучение личностных особенностей родителей ребенка (лиц их замещающих).

Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с проблемами в развитии и макросоциальных факторов, влияющих на его социальную адаптацию.


Тема 3.2. Методы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.

Основные методы исследования. Дополнительные методы исследования.

Экспериментальные методики и особенности их использования при изучении психологического статуса семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Методики изучения познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер детей с отклонениями в развитии.

Методики изучения отношения ребенка к родителям и к социуму.

Методики изучения личностных особенностей родителей.

Методики изучения межличностных внутрисемейных и родительско-детских отношений.

Методики изучения моделей воспитания, используемых родителями.


Тема 3.3.Организация психологической процедуры и консультирования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.


Схема психологического изучения семьи. Особенности проведения процедуры психологического изучения семьи.

Составление психологического заключения по результатам психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.


Раздел 4. Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальном коррекционном образовательном учреждении


Тема 4.1. Направления работы специалистов с семьями воспитанников.

Образовательно-просветительская работа с семьями. Психолого-педагогическое сопровождение семей. Структура, организация, формы.


Тема 4.2. Образовательно-просветительская работа с семьями.

Административный блок. Медицинский блок. Педагогический блок. Блок социально-правовой поддержки. Психологический блок. Приемы и методы работы специалистов с разными категориями родителей.


Тема 4.3. Психолого-педагогическое сопровождение семей.

Диагностика. Консультирование. Психокоррекционная работа. Деятельность психолога по оказанию комплексной помощи семьям воспитанников.


Раздел 5. Методика психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии


Тема 5.1.Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих расстройств у детей с психофизическими нарушениями.

Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений. Формирование адекватных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Формирование позитивных детско-родительских отношений. Приемы работы с детьми с отклонениями в развитии разных категорий.


Тема 5.2. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей. Психолого-педагогическая коррекция.

Организация коррекционных обучающих занятий для ребенка и его матери (лица ее заменяющего). Формирование устойчивой родительской позиции на принятие ребенка с нарушениями в развитии, установление с ним гармоничных отношений, обеспечение оптимальных условий его воспитания и развития.

Особенности психотерапевтического воздействия коррекционных обучающих занятий на психологическое состояние матери (лица ее заменяющего).


Тема 5.3. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах детей и их родителей. Психокоррекция.

Индивидуальная психокоррекционная работа с детьми. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия с детьми.

Индивидуальная и групповая формы психокоррекционной работы с родителями. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия с родителями.


Основные понятия:

  • Дети с отклонениями в развитии, дети с сенсорными нарушениями, дети с задержкой психического развития, дети с речевыми нарушениями, дети с двигательными нарушениями, умственно отсталые дети, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, аутичные дети;

  • Психолого-педагогическое сопровождение, образовательно-просветительская работа с родителями;

  • Диагностическая, консультативная и коррекционная работа с родителями;

  • Методы психокоррекционной работы с родителями: психоанализ, гештальт-терапия, гетеро и аутосуггестия, клиентцентрированная терапия, поведенческая терапия и копинг-терапия.



Лабораторный практикум предполагает демонстрацию студентам процедуры психологического изучения и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, а также проведение с ними коррекционных занятий (видеозапись).


Практические занятия направлены на формирование практических навыков ведения консультирования, диагностической и психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.


План

проведения практического занятия

«Организация и проведение группового психокоррекционного занятия с родителями»

  1. Разминка

  2. Основная часть

  3. Аутотренинг

  4. Музыкальная релаксация

  5. Подведение итогов и домашнее задание


Литература основная

1.И.Ю.Левченко. В.В.Ткачева. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. М.: Просвещение, 2008,

239 с.

2.Технологии психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательство "Астрель", 2007, 318 с.

Литература дополнительная

1.Ткачева В.В. Психокоррекционная раброта с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: «Гном-Пресс», 1999б.

2.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М.: Изд-во Гном и Д, 2000.

3.Психологические особенности матерей, имеющих детей с тяжелыми двигательными нарушениями / Коррекционная педагогика, 2004, № 1(3).

4.Психологическая помощь семье - перспективное направление современной специальной психологии / Специальная психология, 2004, № 1 (1).

5. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями / Дефектология, 2005, №1.

6.Работа школьного психолога с семьями детей с проблемами в развитии / Школьный психолог, 2005, №1.


Тематика практических занятий


  1. Обучение навыкам ведения консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

  2. Обучение приемам и методам психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Оформление заключения.

  3. Ознакомление с экспериментальными методиками изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.

  4. Обучение организации психологической процедуры и консультирования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

  5. Обучение различным формам психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии. Обучение составлению коррекционных программ.

  6. Обучение приемам работы с детьми с отклонениями в развитии разных категорий.

  7. Обучение формированию устойчивой родительской позиции на принятие ребенка с нарушениями в развитии, установление с ним гармоничных отношений, обеспечение оптимальных условий его воспитания и развития.

  8. Обучение организации коррекционных обучающих занятий для ребенка и его матери (лица ее заменяющего).

  9. Обучение приемам индивидуальной психокоррекционной работы с родителями.

  10. Обучение приемам групповой психокоррекционной работы с родителями.


 Тематика контрольных работ


1.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях I вида.

2.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях II вида.

3.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях III вида.

4.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях IY вида.

5.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях Y вида.

6.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях YI вида.

7.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях YII вида.

8.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях YIII вида.

9.Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха.

10.Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения.

11.Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи.

12.Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями двигательной сферы.

13.Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития.

14.Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с умственной осталостью.

15.Психологическое изучение семьи, воспитывающей аутичного ребенка.


Тематика рефератов


  1. Организация и содержание консультативной помощи родителям детей с отклонениями в развитии.

  2. Эмоциональные проблемы родителей детей с отклонениями в развитии.

  3. Значение родительской позиции в организации реабилитационной среды для ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях.

  4. Роль родительского участия в процессе социально-трудовой адаптации детей с отклонениями в развитии.

  5. Проблема социальных контактов детей с отклонениями в развитии со сверстниками.

  6. Психолого-педагогическое сопровождение взрослых лиц в нарушениями в умственном и физическом развитии.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


1.Цели и задачи психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

2. Принципы оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

3.Современное представление о семье и ее функциях.

4.Причины, вызывающие нарушения взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

5.Особенности нарушений внутрисемейных взаимоотношений на психологическом, социальном и соматическом уровнях.

6.Оценка различий в глубине психоэмоциональной травматизации матери и отца ребенка с отклонениями в развитии.

7.Влияние нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей.

8. Характеристика детско-родительских отношений.

9.Личностные особенности родителей детей с отклонениями в развитии. Положительные и отрицательные стороны личности.

10.Типология психологических портретов родителей. Психологические типы родителей: невротичный, авторитарный, психосоматичный.

11.Особенности мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций родителей. Ценностные ориентации матери и отца к ребенку с отклонениями в развитии.

12.Модели семейного воспитания.

13. Основные направления и методы психодиагностической работы.

14.Психологическое изучение познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка.

15.Психологическое изучение личностных особенностей родителей ребенка (лиц их замещающих).

16.Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с проблемами в развитии и макросоциальных факторов, влияющих на его социальную адаптацию.

16.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальном коррекционном образовательном учреждении.

17.Образовательно-просветительская работа с семьями. 18.Психолого-педагогическое сопровождение семей. Структура, организация, формы.

19. Содержание и формы деятельности психолога по оказанию комплексной помощи семьям воспитанников.

20.Методика психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

21.Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих расстройств у детей с психофизическими нарушениями. Приемы работы с детьми с отклонениями в развитии разных категорий.

22.Психолого-педагогическая коррекция. Организация коррекционных обучающих занятий для ребенка и его матери (лица ее заменяющего).

23.Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах детей и их родителей. Психокоррекция.

24.Индивидуальная психокоррекционная работа с детьми. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия с детьми.

25.Индивидуальная и групповая формы психокоррекционной работы с родителями. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Рекомендуемая литература

Основная литература:

1.И.Ю.Левченко. В.В.Ткачева. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. М.: Просвещение, 2008,

239 с.

2. В.В.Ткачева. Технологии психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательство "Астрель", 2007, 318 с.

3. В.В.Ткачева.Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / Серия (Специальная психология) М.: Издательство "Книголюб", 2007, 144 с.

4. В.В.Ткачева. Психолого-педагогическое сопровождение современной семьи. Монография. М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.-131 с.

5.Детский церебральный паралич: дошкольный возраст. Методическое пособие в соавторстве с И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, А.А.Гусейновой. М.: Изд.Дом «Образование Плюс», 2008, 198 с.


Дополнительная литература:

1.Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное консультирование. М., 1994.

2.Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология, 1984, №6.

3.Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология, 1998, № 2.

4.Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей // Дефектология, 1997, №6.

5.Волкова Г.А. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами // Современная логопедия: теория, практика, перспективы / Ред.кол. Л.С.Волкова, В.П.Глухов, Р.Н.Лалаева и др. М.,2002.

6.Волковская Т.Н. Возможные варианты организации и содержания работы с родителями в условиях коррекционного детского сада // Дефектология, 1999а, №5.

7.Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.

8.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986,1993.

9.Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999.

10.Крапивина Л.М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста. // Дефектология, 1998, №4.

11.Либлинг М.М.. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. 1966.№3.

12.Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1976.

13.Майрамян Р.Ф. Особенности психопатологических расстройств и их динамика у родителей умственно отсталых детей // Пограничные состояния в психиатрии / Под ред.Н.М.Жарикова, Л.Г.Урсовой. М. 1977.

14.Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокорррекционная работа с родителями // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. / Ред.кол. Н.Б.Шабалина, Т.А.Добровольская, Л.А. Ширшова. М., 1989.

15.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб, 2002.

16.Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи. //Дефектология, 2001, №4.

17.Мишина Г.А Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. //Дефектология, 2001, №1.

18.Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль, 2004.

19.Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей. //Дефектология, 2000, №2.

20.Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.1960.

21.Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.

22.Родители и дети. Хрестоматия. Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. Самара, 2003.

23.Семаго М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития.//Психотерапия в дефектологии / Под.ред.Н.П.Вайзмана. М., 1992.

24.Соломатина И.В. Проблемы родителей и детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению.//Дефектология, 2002, №1.

25.Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.:ВОС, 1988.

26.Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. / Под ред.А.А.Бодалева. М. 1981.–

27.Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1998.- №4.

28.Ткачева В.В.К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1999.№3

29.Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1999а.

30.Ткачева В.В. Психокоррекционная раброта с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: «Гном-Пресс», 1999б.

31.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М.: Изд-во Гном и Д, 2000.

32.Психологические особенности матерей, имеющих детей с тяжелыми двигательными нарушениями / Коррекционная педагогика, 2004, № 1(3).

33.Психологическая помощь семье - перспективное направление современной специальной психологии / Специальная психология, 2004, № 1 (1).

34. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями / Дефектология, 2005, №1.

35.Работа школьного психолога с семьями детей с проблемами в развитии / Школьный психолог, 2005, №1.

36.Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка.// Дефектология, 1991, №3.

37.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.

38.Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием.// Дефектология, 1999, №5

39.Шипицына Л.М. "Необучаемый ребенок" ребенок в семье и обществе. СПб, 2002.

40.Щербакова А.М. Комплексная помощь семье с приемным ребенком: Методическое пособие. М., 2002.

41.Эйдемиллер Э.Г.. Методы семейной диагностики и психотерапии / Под ред. Л.И.Вассермана. М.,& С-Пб, 1996.

42.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия.- СПб., 2003

Похожие:

Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины б б. 4 «Специальная психология»
Программа: Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями (олигофренопедагогика)
Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дпп. Р. 02 «Методика физического воспитания детей с нарушениями интеллекта»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м кв. 1 «Организация научно-исследовательской работы»
Цель: подготовка будущих магистров специального дефектологического образования к проектированию и осуществлению научно-исследовательской...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 2 «Методология психолого-педагогических исследований»
Левченко И. Ю., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 3 «Философские и методологические основы образования детей с овз»
Евтушенко И. В., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2012 г. Учебно-методический комплекс кв7 «Технические средства и информационные технологии в образовании лиц с нарушениями слуха»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 «Специальная психология»
Специальность олигофренопедагогика (031700) Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 3 «Методика преподавания специальных дисциплин в вузе»
Профиль: Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс модуля кв8 «Организация деятельности междисциплинарной команды специалистов»
Овз; осуществление их гуманистической, личностно-мотивационной и практической подготовки к умению взаимодействовать со специалистами...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс модуля «Информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании»
Программа: Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница