Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году




Скачать 21,93 Kb.
НазваниеЛицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер21,93 Kb.
ТипАнализ
  1   2
Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году


В соответствии с п.1 ст.28.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Положением о Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 138, на Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее - Ростобрнадзор) возложены переданные полномочия Российской Федерации в области образования по осуществлению:

  • государственного контроля (надзора) в области образования;

  • лицензирования образовательной деятельности (в том числе, контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности) и государственной аккредитации образовательных учреждений и организаций;

  • подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.


Государственный контроль (надзор) в области образования

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» полномочие по осуществлению государственного контроля (надзора) в области образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в области образования.


Федеральный государственный контроль качества образования


В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 2012 году фактически была проведена 241 проверка, что на 11,1% больше чем в 2011 году. Из них - 78 выездных и 163 документарных.

Проверки проводились в отношении общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального профессионального образования области в соответствии с ежегодным планом проведения проверок Ростобрнадзора, согласованным с прокуратурой Ростовской области.

Структура проведенных проверок в 2012 году по вопросам осуществления федерального государственного контроля качества образования в разрезе типов образовательных учреждений представлена на рис. 1.



Рис. 1. Структура проведенных проверок в 2012 году по вопросам осуществления федерального государственного контроля качества образования в разрезе типов образовательных учреждений


Анализ результатов проведенных проверок в 2012 году в сравнении с 2011 годом показывает:

  • Несмотря на проведение Ростобрнадзором профилактических мероприятий осталось практически на прежнем уровне среднее количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки (8,4 нарушения), а также не изменилась доля образовательных учреждений, в отношении которых по итогам проверок выданы предписания. Такая динамика обусловлена увеличением нормативных требований к организации образовательной деятельности, увеличением количества образовательных учреждений (классов), внедряющих ФГОСы нового поколения.

  • Сумма взысканных штрафов в бюджеты различных уровней составила 230 тыс. руб.

  • В отношении 1 образовательного учреждения (МБОУ Масловская ООШ Тацинского района) применен такой вид административного наказания, как приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации. По сравнению с 2011 годом этот показатель снизился в 2 раза.


В соответствии с положением об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164, в рамках выездных проверок проводилась выборочная экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ в форме тестирования в 4(5), 8(9), 10(11, 12) классах по 10 учебным предметам.

Всего за 2012 год обследовано 4855 обучающихся, ими выполнено 8012 тестов (что в 3 раза больше по сравнению с 2011 годом).

Анализ результатов проведенных экспертиз качества образования, промежуточной аттестации обучающихся, государственной (итоговой) аттестации выпускников свидетельствует:

  • В целом по области в 2012 году справлялись с предложенными заданиями на уровне обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта от 60% до 90% протестированных. Наименьшее количество обучающихся, справившихся с предложенными тестами (по предметам «математика» и «физика» - менее 50%), выявлено в трех образовательных учреждениях начального профессионального образования:

  • ГБОУ НПО РО профессиональное училище № 80 (Матвеево-Курганский район);

  • ГОУ НПО профессиональное училище № 58 Ростовской области (г.Новошахтинск);

  • ГОУ НПО профессиональное училище № 50 Ростовской области (г.Донецк).

  • Наибольшее количество обучающихся не в полной мере осваивают ГОСы по таким предметам, как «математика», «биология», «география (9 кл.)», «физика», «химия (10-11 кл.)», что сопоставимо с результатами ГИА и ЕГЭ 2011-2012 гг.

  • До 20% протестированных (в отдельных образовательных учреждениях Семикаракорского, Песчанокопского, Ремонтненского, Сальского, Тацинского районов - до 40%) не подтверждают свои годовые (полугодовые) отметки. Такие результаты тестирования, выявленные Ростобрнадзором, подтверждают факт отсутствия в большинстве проверенных образовательных учреждений эффективной системы объективного внутришкольного мониторинга качества образования.


В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 2012 году проводилось анкетирование родителей учащихся на предмет установления степени их удовлетворенности качеством образования, выявления системных проблем, имеющих место в деятельности образовательных учреждений Ростовской области по следующим направлениям:

  • эффективность взаимодействия школы с родителями;

  • качество системы самоуправления;

  • обеспеченность учащихся бесплатными учебниками;

  • наличие фактов незаконного взимания денежных средств (поборов).

Всего за 2012 год было проанкетировано более 300 родителей.


Проведение контрольно-надзорных мероприятий в рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования в 2012 году позволило обеспечить:

  • приведение деятельности образовательных учреждений в части организации образовательного процесса в соответствие с нормативными требованиями в области образования; об этом свидетельствует уменьшение количества выявляемых нарушений, которое наблюдается в образовательных учреждениях тех районов, где ранее уже проводились проверки (Мартыновский, Неклиновский, Целинский районы);

  • формирование образовательными учреждениями условий для освоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов по итогам исполнения выданных Ростобрнадзором предписаний:

  • основные образовательные программы приведены в соответствие с нормативными требованиями;

  • повысилась объективность оценивания обучающихся;

  • увеличился уровень обеспеченности учащихся учебниками.


Федеральный государственный надзор в области образования

В рамках осуществления федерального государственного надзора в области образования в 2012 году было фактически проведено 194 проверки, что на 67,2% больше чем в 2011 году.

Из 194 проведенных проверок: 48 выездных и 146 документарных; 193 плановые и 1 внеплановая; 185 проверок было проведено в отношении образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 9 – в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Выполнение ежегодного плана проведения проверок Ростобрнадзора в 2012 году составило 98%. Это связано с тем, что:

  • В отношении 3 образовательных учреждений (гг. Ростов-на-Дону, Таганрог) проверки не были проведены в связи с прекращением осуществления деятельности, подлежащей проверке. В связи с этим у руководителей образовательных учреждений были истребованы объяснения и бухгалтерские балансы с нулевыми данными, подтверждающими отсутствие осуществления образовательной деятельности.

  • В отношении 1 образовательного учреждения (Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр "ТЕМПУС", г. Ростов-на-Дону) проверка не была проведена в связи с отсутствием образовательного учреждения по зарегистрированному адресу. В связи с этим был сделан запрос в органы налоговой службы, получена выписка из ЕГРЮЛ на указанное учреждение и был осуществлен выезд по месту нахождения организации с целью подтверждения отсутствия его по указанному адресу.

Внеплановая проверка была проведена в отношении НОУ НПО УКП «Эврика» (г. Волгодонск) в связи с обращением гражданина, поступившим в адрес Ростобрнадзора.

Структура проведенных проверок в 2012 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в области образования в разрезе типов образовательных учреждений (организаций) представлена на рис. 2.




Рис. 2. Структура проведенных проверок в 2012 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в области образования в разрезе типов образовательных учреждений (организаций)

В ходе проверок было выявлено 806 нарушений. По сравнению с 2011 годом на 22,6% снизилось среднее количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки образовательного учреждения (2012 год – 4,1 нарушения, 2011 год – 5,3 нарушений). Уменьшение количества нарушений, выявляемых при проведении проверок образовательных учреждений, наблюдается в тех муниципальных образованиях, где уже ранее проверялись другие образовательные учреждения. Результаты проверок направлены учредителям для принятия мер.

В целом наблюдается повышение уровня правосознания образовательных учреждений.


По результатам проведенных проверок:

  • выдано 194 предписания об устранении выявленных нарушений;

  • возбуждено 57 дел об административных правонарушениях (что на 3,6% больше чем в январе-декабре 2011 года), виновные привлечены к административной ответственности;

  • сумма взысканных штрафов в бюджеты различных уровней составила 558 тыс. руб.;

  • в связи с неисполнением ранее вынесенных предписаний в установленные сроки приостановлено действие лицензий 9 образовательных учреждений:

  • МБДОУ № 69 (г. Ростов-на-Дону);

  • МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа х. Богураев» (Белокалитвинский район);

  • ГКОУ РО специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида ст. Казанской (Верхнедонской район);

  • ГБОУ СПО РО «Донской техникум управления и предпринимательства» (Азовский район);

  • МБДОУ детский сад комбинированного вида 2 категории № 246 (г.Ростов-на-Дону);

  • ГКОУ РО общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования п.Виноградного (Волгодонской район);

  • НДОУ «Детский сад № 91 ОАО «РЖД» (г. Таганрог);

  • МБОУ ДОД «Детская школа искусств с.Покровское» (Неклиновский район);

  • МБОУ ДОД ДЮСШ (Багаевский район).

  • В отношении 3 образовательных учреждений применен такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности:

  • МБОУ Астаховская СОШ (Каменский район);

  • МДОУ детский сад № 3 «Родничок» (Красносулинский район);

  • МОУ ДОД ГЦВР «ДОСУГ» (Красносулинский район).


В рамках осуществления федерального государственного надзора в области образования Ростобрнадзором дополнительно проводилась работа по следующим актуальным в 2012 году направлениям:

  • Контроль за введением руководителями муниципальных образовательных учреждений практики истребования у педагогического работника при принятии на работу справки об отсутствии судимости и фактов уголовного преследования, а также по получению из органов МВД России таких справок на уже работающих педагогов (во исполнение поручения Президента РФ, сформулированного в Ежегодном послании Федеральному собранию в 2011 году, а также во исполнение ст.ст. 65, 331 Трудового кодекса РФ).

  • Контроль за исполнением образовательными учреждениями требований к размещению в сети Интернет и обновлению информации в целях обеспечения реализации принципа открытости и доступности образования (во исполнение требований ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и постановления Правительства РФ от 18.04.2012 № 343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»).

  • Организация работы «горячей линии» по вопросам законности взимания платежей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях. С 2013 года планируется проведение анкетирования родителей на предмет выявления незаконных поборов.

По указанным вопросам будет продолжена работа и в 2013 году.


Лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений и организаций

Лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений осуществляется Ростобрнадзором на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 28.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 16.03.2011), Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (постановление Правительства РФ от 21.03.2011).


Лицензирование образовательной деятельности

В 2012 году Ростобрнадзором проведено 1476 процедур лицензирования образовательной деятельности, по результатам которых переоформлено 1366 лицензий (в том числе, приложений к лицензиям) и вновь выдано 110 лицензий. По сравнению с 2011 годом число переоформленных лицензий (приложений к лицензиям) выросло в 2 раза, а количество вновь выданных лицензий снизилось более чем в 3,5 раза.

Снижение количества вновь выданных лицензий обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым лицензии, срок действия которых не истек до 03.11.2011 года, стали бессрочными.

Впервые лицензии на осуществление образовательной деятельности были выданы образовательным учреждениям и организациям, среди которых 30 муниципальных образовательных учреждений, 2 государственных образовательных учреждения и 78 негосударственных образовательных учреждений и организаций.

Структура вновь выданных и переоформленных лицензий (приложений к лицензиям) в 2012 году в разрезе типов образовательных учреждений (организаций) представлена на рис. 3 и 4.




Рис. 3. Структура вновь выданных лицензий в 2012 году в разрезе типов образовательных учреждений (организаций)




Рис. 4. Структура переоформленных лицензий (приложений к лицензиям) в 2012 году в разрезе типов образовательных учреждений (организаций)

Среди образовательных учреждений (организаций), которым вновь выданы лицензии в 2012 году, наибольшую долю занимают иные организации, осуществляющие образовательную деятельность (54,5%), а среди образовательных учреждений (организаций), которым переоформлены лицензии (приложения к лицензиям) - общеобразовательные учреждения (53,1%).


В 2012 году административные процедуры в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности проводились в максимально сжатые сроки в отношении:

  • образовательных учреждений и организаций, реализующих программы дошкольного образования – в связи с необходимостью введения в эксплуатацию новых детских садов на территории области (в том числе, негосударственных дошкольных образовательных учреждений), открытия дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;

  • 13 образовательных учреждений начального профессионального образования – в связи с их реорганизацией (путем присоединения, изменением типа и вида) в целях выполнения мероприятий Областной долгосрочной программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» по оптимизации структур и объемов подготовки рабочих и специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда, повышения эффективности использования материально-технических, кадровых ресурсов;

  • 24 образовательных учреждений среднего профессионального образования – в связи с передачей этих учреждений с федерального уровня на региональный.


Анализ результатов лицензирования в 2012 году позволяет говорить о следующих достижениях:

  • По итогам проводимых совещаний по вопросам лицензирования образовательной деятельности:

  • улучшилось качество подготовки документов отдельных территорий (г.Таганрог; Волгодонской, Дубовский, Кашарский районы), направляемых в Ростобрнадзор для прохождения процедуры лицензирования (около 30% образовательных учреждений, подготовивших документы для лицензирования образовательной деятельности, не имели замечаний);

  • сократились сроки устранения соискателями лицензии (лицензиатами) замечаний к представленным документам (г.г. Гуково, Таганрог; Неклиновский, Пролетарский (с) районы).

  • По итогам осуществления мероприятий в рамках реализации административной реформы и формирования электронного правительства в Ростовской области:

  • сократились сроки предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, в том числе, за счет установления межведомственного электронного взаимодействия с Роспотребнадзором, ФНС России, Росреестром;

  • обеспечена возможность заявителей направить в Ростобрнадзор заявления для предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью посредством созданного на официальном сайте Ростобрнадзора веб-сервиса.


В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в целях совершенствования организации и повышения качества предоставления государственных услуг, в том числе государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, Ростобрнадзором разработан и утвержден приказ от 15.06.2012 № 2299 «О проведении мониторинга качества предоставления Ростобрнадзором государственных услуг», согласно которому утверждены:

  • состав рабочей группы по проведению мониторинга качества предоставления Ростобрнадзором государственных услуг, в том числе государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности;

  • показатели качества предоставления Ростобрнадзором государственных услуг, в том числе государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, и методика их расчета.

В целях контроля за соблюдением сроков предоставления государственных услуг, в том числе государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, указанный мониторинг проводился на постоянной основе с формированием ежеквартальных отчетов.

Так, по результатам проведенного мониторинга выявлено, что в 2012 году средний срок оказания услуги по лицензированию образовательной деятельности сократился по сравнению с 2011 годом на 28,8% и в настоящее время составляет 32 дня.


В то же время можно выделить основные проблемы предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности в 2012 году:

  • Увеличение количества образовательных учреждений, представляющих документы, не соответствующие требованиям.

  • Ряд руководителей образовательных учреждений (гг. Волгодонск, Новочеркасск, Шахты; Зимовниковский, Матвеево-Курганский, Октябрьский (с), Семикаракорский районы) не представляют исправленные документы в установленные сроки (нормативный срок устранения замечаний и представления недостающих документов составляет 2 месяца), что приводит к возврату документов и их повторному представлению в Ростобрнадзор.

  • Образовательные учреждения (г.г. Каменск-Шахтинский, Ростов-на-Дону; Азовский, Красносулинский районы) представляют документы на лицензирование дополнительных образовательных программ по 2-3 раза, не устраняя замечания.

  • Отсутствие возможности межведомственного электронного взаимодействия с Госпожнадзором привело к нарушению сроков представления ответов на запросы о соответствии зданий и сооружений требованиям пожарной безопасности. Отделы надзорной деятельности ГУ МЧС России г.г. Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Тарасовского, Обливского, Зерноградского районов направляют ответы с нарушением сроков, установленных п.20 ст.33.1. Закона РФ «Об образовании», что осложняет выполнение дальнейших процедур в рамках лицензирования образовательной деятельности.

  1   2

Похожие:

Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году iconСведения о состоянии и развитии образовательного учреждения. Организация деятельности учреждения
М изучением отдельных предметов функционирует с 1988 года. По результатам аттестации 1999 года признана средней общеобразовательной...
Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году iconО государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан
Республике Казахстан и направлен на установление единых принципов осуществления контрольной и надзорной деятельности, а также на...
Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году iconСроки освоения основной образовательной программы магистратуры
И кадастрового учета в природных, техногенных и урбанизированных ландшафтах, управление лесами для обеспечения многоцелевого, рационального,...
Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году iconКалининградской области дополнительного профессионального образования
Во исполнение письма Министерства образования Калининградской области «О формировании резерва руководящих кадров системы образования...
Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году iconО результатах деятельности системы образования Астраханской области в 2011 году и задачах на 2012 и последующие годы
Модернизация системы образования региона осуществлялась в 2011 году в соответствии со стратегией развития образования Астраханской...
Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году iconРоссии Аккредитационный Центр общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ в области техники и технологий
Ассоциация инженерного образования России Аккредитационный Центр общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ...
Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году iconН. А. Дубинкина юрисконсульт ромба
Лицензирование деятельности парапсихологов, целителей в области медицины и образования
Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году iconОб организации образовательного процесса в 2012/2013 учебном году
Кодексом Республики Беларусь об образовании и Государственной программой развития высшего образования на 2011-2015 годы, для эффективной...
Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году iconПрокурорский надзор за исполнением законов в сфере долевого строительства многоквартирных домов
Специальность: 12. 00. 11 – «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности»
Лицензирование, аккредитация и государственный контроль (надзор) в области образования в 2012 году iconО 93 Оценка качества образования в Саратовской области по результатам
Оценка качества образования в Саратовской области (по результатам сдачи егэ в 2012 году): Сборник аналитических материалов. Часть...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница