Программа: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)»




Скачать 25,02 Kb.
НазваниеПрограмма: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)»
Дата04.02.2016
Размер25,02 Kb.
ТипПрограмма


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Великого Новгорода


Целевая программа: история образования


Тема:

«История Новгородского епархиального училища

(вторая половина XIX – начало ХХ вв)»


Автор работы:

Веселова Ксения, учащаяся 10 «А» класса, 9 июля 1995 г.р.,

Новоенкова Вера, учащаяся 10 «А» класса, 5 сентября 1994 г.р.


Педагоги:

Прокофьева Татьяна Васильевна, учитель истории высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»

Великого Новгорода,

Джумшудова Елена Викторовна, учитель истории высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»

Великого Новгорода


2011 г.

Оглавление:







стр.

Введение.

2-3

1глава.

Женское духовное образование в России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.)

4-5

II глава.

Новгородское епархиальное училище

7-10

Заключение.

11

Список литературы.

11

Приложения

12 -13

Введение.

Ежегодно наш школьный музей организует экспедицию «Колумбы родной земли» и мы открываем всё новые и новые интересные факты о своей малой родине. Благодаря архивным изысканиям, удалось установить что Деревяницкая школа Никольской слободы была открыта в 1906 году, то есть школе уже 105 лет. В рассказах старожилов не раз слышали, что на территории Деревяницкого Воскресенского монастыря дети учились давно, ещё в XIX веке. Из книги протоирея Арсения Васильевича Вихрова узнали, что при монастыре было епархиальное женское училище. Очень заинтересовала нас фотография нач. XX в. «Выпускницы духовного училища и насельницы Деревяницкого монастыря» (Приложение №3). Возникло много вопросов: Что такое епархиальное училище? Кто и как в нём учился? Поэтому в исследовании мы поставили перед собой следующую цель: собрать и изучить материалы по истории Новгородского епархиального училища. Для достижения этой цели мы определили следующие задачи:1. Поиск и изучение краеведческой литературы (книги, газеты, журналы) по теме исследования. 2. Запись воспоминаний старожилов Деревяниц. 3. Работа с архивными материалами в ГАНО. 4. Анализ, сравнение и обобщение собранных фактов. Содержанием работы является поиск ответа на вопрос: какое образование получали жители Никольской слободы (Деревяниц) во второй половине XIX – начала ХХ вв.? Источниковедческую основу нашего исследования составляют документы архива Новгородской области (далее ГАНО), записи протоирея А. Вихрова, статья Н.Никитиной «Новгородское женское епархиальное училище» и статья И.В. Киселёвой «Державинское училище». Найденные документы и факты, изложенные в статьях новгородских краеведов, взаимо дополняют друг друга и делают возможным восстановить наиболее полную картину истории епархиального училища.

Глава 1.

Женское духовное образование в России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) 1


Появление первого училища в Царском селе в 1843 году2 ставило задачу воспитывать новую женщину духовного сословия – «образованную матушку». Факт появления училища зафиксировал право на получение образования девушками из непривилегированных сословий. До этого в России образование получали только дочери дворянства или состоятельного купечества. В то же время первые женские училища духовного ведомства изменения социальной роли своих выпускниц не предусматривали. Полагалось, что девушки должны быть хорошими женами для своих мужей, то есть социализация выпускниц связывалась, прежде всего, с замужеством. Открывались «особые» училища для дочерей духовенства, в основном при женских монастырях, находившихся в ведении Синода и под управлением епархиальных архиереев. Содержались эти училища на местные (епархиальные) средства, а также пособия Попечительств о бедных духовного звания и на частные пожертвования.

В первых училищах для дочерей духовенства система образования вытекала из сословного предназначения воспитанниц, и сводилась к получению определённых навыков и азов грамотности, необходимых для скромной жизни в замужестве за сельским священником. Однако постепенно требования общества к жене священника значительно возросли. По мнению священнослужителей того времени, девице духовного звания недостаточно было быть доброй матерью, любящей супругой и опытной хозяйкой. Она должна не только разделять труды мужа-священника по воспитанию детей, по управлению домом и хозяйством, но и быть ему помощницей в многотрудном пастырском служении. Жена священника, являвшаяся матушкой в приходе, должна быть готовой разделить горе и радость простого народа, поделиться с ним своими знаниями, опытом, нередко и деньгами. В ее обязанности входило разъяснение, как молиться, как соблюдать пост, как вести себя в церкви, как избавиться от суеверий и т.д. Жена священника являлась своего рода нитью, связывающей народ с церковью.

В 1868 году был принят Устав женских епархиальных училищ3, который коренным образом менял статус выпускницы училища – она получила право на звание домашней учительницы, что на практике означало возможность занимать должности учительницы начальной школы. Устав значительно расширял содержание образования в училище, доводя его до уровня лучших женских учебных заведений страны. Одновременно положения Устава являлись свидетельством смены представлений о месте женщины духовного сословия в жизни российского общества. По итогам обучения они могли сдавать экзамен на звание «домашних учительниц». В отчете обер-прокурора Синода за 1870 год отмечалось: «Присвоение этого преимущества воспитывающимся в женских училищах духовного ведомства дочерям духовенства, при бедности большинства в этом сословии, имеет весьма важное значение, – облегчая им возможность приобретать себе средства к жизни занятиями обучением детей, домашним и школьным». Из традиционной матушки, зависимой от мужа, сфера деятельности которой ограничивалась только домом и домашним хозяйством, выпускница епархиального училища превращалась в самостоятельную личность, занятую общественным трудом. Однако в целом представление о женском предназначении оставалось традиционным и связывалось по-прежнему с замужеством: «обеспечение выпускниц замужеством». Область профессиональной деятельности, предоставляемая выпускницам епархиальных училищ, не выходила за пределы учительской профессии и тесно смыкалась с материнскими обязанностями. Тем не менее, по приблизительным подсчётам за 1866-1915 гг. в России число женских епархиальных училищ увеличилось с 40 до 74, а численность воспитанниц – с 594 чел. до 30 тыс. чел.


Глава 2. Новгородское женское епархиальное училище.4

Определением Святейшего Синода от 1 ноября 1874 г. (утверждено императором Александром 25 января 1875) Деревяницкий монастырь был обращен в  женский  с открытием в нем женского училища для сирот духовенства Новгородской епархии. Открытие училища «для сирот беднейших» состоялось 28 сентября 1875 г. Наблюдение за учебно-воспитательной работой осуществляла игуменья Валентина (Ивановская).

С сентября 1882 г. и до кончины 5 июля 1911 г. инспектором классов был Протоирей Арсений Васильевич Вихров. Это он написал в 1892 году книгу «Воскресенский женский монастырь и епархиальное при нем училище», которая лежит в основе изученных нами исследований о монастыре. Арсений Вихров воспитывался в Санкт-Петербургской духовной академии, в 1882 г. рукоположен во священники, а с 1883 г. переехал в Деревяницкое училище. Первая возглавляла училище игумения Валентина в 1875 г. Затем в 1888 г. ее сменила монахиня Серафима, а в 1889 - 1894гг. – монахиня Флорентия, и в 1894г. игумения Измарагда. В 1890 г. экономка училища и казначея Деревяницкого монастыря монахиня Серафима была переведена в новоустроенный Косинский Никольский монастырь близ Ст. Руссы. С 12 июля 1894 г. Деревяницким монастырём и училищем управляла казначея Десятинного в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря монахиня Измарагда (Михайлова Ираида Клавдиевна), с 13 января 1909 г.- настоятельница Званского монастыря игуменья Нина (Тимофеева Надежда Тимофеевна).5 В начале 20 века училище состояло под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Феодоровны, а начальницей была иегуменья Нина, которая в 1881—1891 гг. сама была послушницей Деревяницкого монастыря и воспитанницей училища, а с 13 января. 1909 г. стала настоятельницей Деревяницкого монастыря и начальницей училища. Духовенство епархии приглашалось к ежегодным пожертвованиям на училище, пример подал митрополит Новгородский и Санкт –Петербургский Исидор (Никольский) в 1875 г. пожертвовал 1 тыс. рублей на стипендию своего имени6. На средства митрополита Исидора за оградой Деревяницкого монастыря для училища был построен трёхэтажный кирпичный корпус (освящен митрополитом Исидором в сослужении архиепископа Ярославского Ионафана (Руднева) и епископа Старорусского Анастасия (Добрадина) 12 августа 1884г). (Приложение №4). Однако ещё в 1869 году, согласно завещанию вдовы Г.Р.Державина, в их имении Званка был открыт Знаменский женский монастырь с училищем для 30 бедных девиц духовного звания. Программа Державинского духовного училища соответствовала программе епархиального училища, но, поскольку образовательное учреждение было частным, то окончившие его не получали никаких прав. Впоследствии училище утратило сословный характер, и в нём воспитывались девочки других сословий.

В 1882 г. член Учебного комитета при Синоде И. К. Зинченко инспектировал  Деревяницкое  и Державинское (в Званском монастыре) женские духовные училища Новгородской епархии. По его докладу и ходатайству митрополита Исидора 10 августа 1883 г. училища в учебном плане были объединены в одно и преобразованы по уставу  епархиальных  женских училищ. Это объединение произошло 13 июля 1883 г. при этом, первые три класса оставались в Званке, а три старших – в Деревяницах.7 Обучение в епархиальном училище продолжалось в течение десяти месяцев. Расписание уроков составлялось в начале каждого учебного года инспектором классов совместно с начальницей училища. Оно рассматривалось Советом училища, а затем утверждалось митрополитом. Количество уроков во всех классах было определено Уставом училища. Обычно было по три урока в день. Они продолжались с 9:00 до 12:30. Экзамен проводился один раз в год, перед летними каникулами, которые начинались 15 июня и заканчивались 15 августа. По окончании экзаменов объявлялись имена воспитанниц, переводившихся в следующий класс и заканчивавших курс обучения. Отличившимся воспитанницам вручались книги и Новые Заветы.8 При изучении предметов использовались учебники и руководства, указанные в уставной программе, изданной Синодом для женских епархиальных училищ. Все учебные пособия и письменные принадлежности выдавались воспитанницам бесплатно. В училище преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский и церковно-славянский язык, арифметика, геометрия, география, церковная история, гражданская история, физика, педагогика, церковное пение, рукоделие, хозяйство9. На уроках русского языка помимо изучения грамматики и основных правил русского языка, чтения и пересказа, писали сочинения, размышления, письма и описания, а на уроках географии работали с контурными картами, использовались пособия: глобус, настенные карты, атласы. Занятия по педагогике проходили один раз в неделю по одному уроку в одном старшем классе в течение двух лет. Воспитанницы вели наблюдение за детьми, изучали основы их обучения, их физическое воспитание, уход за больными. Проводились практические занятия. При училище существовала образцовая церковно-приходская школа, на базе которой была организована педагогическая практика. Каждый урок тщательно готовился вместе с учителем школы, проходил в присутствии других воспитанниц и педагога и затем всесторонне обсуждался10. На уроках рукоделия воспитанницы занимались кройкой и шитьём церковных облачений. В четвертом классе на уроки рукоделия назначалось по 1 часу, а в пятом и шестом классе по 4 часа в неделю. Все воспитанницы ежедневно утром и вечером, до и после обеда и ужина, в начале и конце уроков должны были молиться, во все воскресные и праздничные дни посещать церковь, а также соблюдать установленные церковью посты без всяких нарушений и исповедоваться два раза в год. Воспитанницам прививали почтение к родителям и уважение к старшим, приучали к опрятности, скромности, взаимной помощи, бережливости и «удаляли их от праздности и неряшества»11. Учителями в Новгородском епархиальном женском училище были священники. В 1989-1899 учебном году Закон Божий, дидактику и словесность преподавал инспектор классов протоиерей Арсений Вихров, а гражданскую историю, физику, геометрию, русский и церковно-славянский язык – кандидат богословия Павел Павлович Абрамович. Оба преподавателя являлись выпускниками Новгородской духовной семинарии. Арифметику и географию преподавал студент этой же семинарии, второй священник Деревяницкого монастыря, Клавдий Петрович Георгиевский12. Для подготовки к самостоятельному ведению хозяйства воспитанницы дежурили на кухне, в столовой, в классах и в спальных комнатах. Помогали в приготовлении пищи, накрывали на стол, подавали еду, убирали со стола, следили за чистотой учебных помещений. В спальных комнатах каждая воспитанница должна была убирать свою кровать. Каждая девушка становилась хорошей хозяйкой, любящей свой дом, умеющей побаловать близких и удивить гостей. В Епархиальном училище была хорошая библиотека, о которой учредители постоянно заботились. В ней были представлены не только учебники, не и художественная литература, а также современная периодика13. Из журналов выписывались: «Церковные ведомости», «Новгородские епархиальные ведомости», «Народное образование», «Русский паломник», «Родник», «Кормчий» и «Воскресный день». Все девушки, кто хотел, достаточно читал. Источники рассказывают нам о праздниках, которые проходили в Училище. Воспитанницы пели хором, декламировали стихи, ставили отрывки из пьес, показывали живые картины. Жизнь в закрытом учебном заведении иногда была тяжелой для девочек, но педагоги многое делали для того, чтобы скрасить её. Так, 12 декабря 1905 г. в училище прибыл совет епархиальных женских училищ: председатель — протоиерей М. Тихомиров, инспектор — протоиерей А. Вихров и священник Ф. Знаменский. Они привезли с собой «волшебный фонарь», и детям было предложено чтение с теневыми картинками, на котором присутствовали семьи преподавателей училища и сёстры из монастыря. Посещение воспитанниц родителями, родственниками и знакомыми допускалось с разрешения начальницы училища в свободное от учения время. На каникулярное время воспитанниц могли отпускать к близким родственникам. Обучение в Епархиальном училище было платным: за девочек духовного звания родители платили 100 рублей в год, из других сословий – 150. Девочки-сироты, дочери священнослужителей обучались бесплатно, за счёт Епархии14. Выпускницы училища в основном становились учительницами в церковно-приходских и земских школах, работали в уездных земских библиотеках. По имеющимся сведениям, из 46 выпускниц 1897-1898 уч. года в 1898-1899 уч. году учительницами в церковно-приходских школах работали 21 человек, в земских школах и в библиотеке города Кириллова – по 1 человеку. Одна воспитанница вышла замуж, а остальные проживали в домах своих родственников15.

Новгородское женское епархиальное училище продолжало работать и в годы Первой мировой войны. В 1915 году в нём обучалось 180 воспитанниц, а в 1916 – 181. После революции 1917 года училище продолжало существовать, но, в отличие от прежних времен, в очень бедственном состоянии. В ГАНО имеется письмо Совета Новгородских епархиальных женских училищ от 24 февраля 1918 г. за № 269 в Новгородскую духовную консисторию, в котором говорится, что уже в 1916 г. училище не получало средств на покупку дров, из-за этого служащие училища находятся в бедственном состоянии.16 В связи с постановлением ВЦИК и Совнаркома «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению» от 11 декабря 1917 года церковь лишалась церковно-приходских школ, учительских семинарий, епархиальных женских училищ, духовных семинарий и академий. Новгородское женское епархиальное училище было закрыто. Многие девушки, вышедшие из духовного сословия, проявили большую активность в общественной деятельности, трудясь в качестве учительниц. И долгие годы они несли в мир идеи истины, добра, красоты, жили и работали так, как напутствовали их наставники: «… вы выходите в жизнь с осознанием своего нравственного долга, своих христианских обязанностей. Много добра и света может внести в жизнь богатая женская душа...»17

Заключение.

В результате проведённого исследования мы смогли подготовить новую экспозиции и экскурсию в школьном музее.

Изучение и анализ материалов о Новгородском Епархиальном женском училище позволяет нам глубже понять мир людей, которые жили на Деревяницкой земле в XIX –н. XX века. Мы глубже узнаем наших предков, они становятся нам ближе, ближе становится и история родного края.

Данное исследование не только позволило узнать ещё одну страничку в истории нашей малой родины, но и, в очередной раз, говорит, что «колумбам земли Деревяницкой» ещё предстоит изучить 105 – летнюю историю Деревяницкой школы Никольской слободы.

Новые открытия впереди!

Список источников.

Документы:

  1. ГАНО, ф. 481, оп. 1, д. 67, л. 5.

  2. ГАНО, Ф 517, оп.1.

  3. ГАНО. Ф. 620, оп.1, д.1.

Книги, журналы:

  1. Андреева Е.А. Епархиальные женские училища в России // Педагогика, 1999. №3. С. 85-91.

  2. Вихров А. Воскресенский женский монастырь и епархиальное при нем училище. – Новгород: Типо-литогр, Новг.губ.правления, 1892г.

  3. Вихров А. Отчёт о состоянии Новгородского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1898-1899 учебный год // Новгородские Епархиальные Ведомости. 1899. № 22.

  4. Новгородские Епархиальные Ведомости. 1903. № 1. С. 30.

  5. Новгородские Епархиальные Ведомости. 1906. № 16. С. 500.

  6. Новгородские Епархиальные Ведомости. 1906. № 24. С. 712

  7. Никитина Н. Новгородское женское епархиальное училище // Сборник «Записки Филиала РГГУ в г. Великий Новгород. Выпуск 8. Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность: Материалы международной научно-практической конференции» / Филиал РГГУ в г. Великий Новгород. Великий Новгород: типография «Виконт», 2010. – с.360.

  8. Киселёва И.В. Державинское училище. // Чело, 2009. №1(43). С. 15-20.

  9. Попова О. Д. В стенах конвикта... (Очерки повседневной жизни женских епархиальных училищ) – Рязань, Издательство: Поверенный, 2006. 276 с.

Электронные ресурсы.

  1. Сайт Учёные России. http://www.famous-scientists.ru/list/2980 Попова О.Д. Женское духовное образование и его роль в изменении общественного положения женщины в России (вторая половина XIX – начало ХХ в.

Приложения.

Приложение №1



Приложение №2.

Митрополит Исидор (1858—1860 годы)



Приложение №3.

Выпускницы духовного училища и насельницы Деревяницкого монастыря. Фотография. Нач. XX в.


Приложение №4.

Деревяницкий монастырь и корпус училища для сирот. Фотография. Нач. XX в.



Приложение № 5.

Званско – Знамеский монастырь.

Фотография. Нач. XX в.




1 Глава написана на основе изучения диссертации Поповой О.Д. «Женское духовное образование и его роль в изменении общественного положения женщины в России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.)» и статьи Н.Никитиной «Новгородское женское епархиальное училище» из сборника «Записки Филиала РГГУ в г. Великий Новгород. Выпуск 8. Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность: Материалы международной научно-практической конференции» / Филиал РГГУ в г. Великий Новгород. Великий Новгород: типография «Виконт», 2010. – с.360.

2 Попова О.Д. В стенах конвикта. – Рязань, 2006. 276 с

3 Андреева Е.А. Епархиальные женские училища в России // Педагогика, 1999. №3. С. 85-91.

4 Глава написана на основе изучения

  • исторических источников;

  • статьи Н.Никитиной «Новгородское женское епархиальное училище» из сборника «Записки Филиала РГГУ в г. Великий Новгород. Выпуск 8. Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность: Материалы международной научно-практической конференции» / Филиал РГГУ в г. Великий Новгород. Великий Новгород: типография «Виконт», 2010. – с.360;

  • статьи И.В. Киселёвой «Державинское училище» // Чело, 2009. №1(43). С. 15-20.




5 История Русской Православной церкви в Государственном архиве Новгородской области Ф.620.   Деревяницкое   епархиальное   женское   училище  при  Деревяницком   женском   монастыре  1891-1913 гг. 6 ед. хр.

6 Исидор Никольский (Яков Сергеевич) — митрополит новгородский, санкт-петербургский и финляндский, сын дьякона, род. 1 октября 1799 г. в с. Никольском, каширского уезда, тульской губернии, умер 7 сентября 1892 г. Пройдя полный курс в Тульской семинарии, в 1821 г. поступил в С.-Петербургскую духовную академию, где окончил курс в 1825 г.; 22 августа того же года принял монашество. Деятельность митрополита Исидора продолжалась 67 лет, из которых в сане епископа 58 лет и в качестве первоиерарха русской церкви и первенствующего члена Св. Синода — 32 года. Был почётным членом различных многих научных обществ и академий.


7 ГАНО, Ф 517, оп.1.

8 Новгородские Епархиальные Ведомости. 1906. № 24. С. 712.

9 ГАНО. Ф. 620, оп.1, д.1.

10 Новгородские Епархиальные Ведомости. 1906. № 16. С. 500.

11 Андреева Е.А. Епархиальные женские училища в России // Педагогика, 1999. №3. С. 85-91.

12 Вихров А. Отчёт о состоянии Новгородского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1898-1899 учебный год // Новгородские Епархиальные Ведомости. 1899. № 22.

13 Там же. С. 42.

14 Новгородские Епархиальные Ведомости. 1903. № 1. С. 30.

15 Вихров А. Указ. соч.

16 ГАНО, ф. 481, оп. 1, д. 67, л. 5.

17 Новгородские Епархиальные Ведомости. 1906. № 24. С. 712.



Похожие:

Программа: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)» iconДипломная работа тема: «Уголовная ответственность за террористическую деятельность в российском законодательстве (вторая половина xix-начало XXI века)»
Начальник кафедры истории государства и права, к и н., доцент, полковник полиции
Программа: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)» iconРабочая программа Курса «История России: вторая половина ХIХ начало ХХI в.»
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования истории, примерной программы...
Программа: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)» iconВ. Ю. Деятельность государственных структур по формированию духовной культуры армии императорской России (вторая половина XIX начало XX века). Историографическое исследование
Специальность 07. 00. 09. Историография, источниковедение и методы исторического исследования
Программа: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)» iconКурс Специальность “История. Английский язык”. Тема индия в период британского завоевания XVIII сер. XIX вв
Зарождение идеологии национально-освободительного движения XIX – начало ХХ в.: Очерки по истории общественной мысли народов Востока....
Программа: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)» iconПлан-конспект урока завершающий этап создания единого русского государства (вторая половина 15 начало 16 века)
Завершающий этап создания единого русского государства (вторая половина 15 – начало 16 века)
Программа: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»
Мо РФ и авторских программ Загладина Н. В. и Загладиной Х. Т. «Всеобщая история. Конец XIX – начало ХХI века» (2009 г.) и Козленко...
Программа: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)» iconРабочая учебная программа по истории для 5-9 классов
Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), «История средних веков» (Автор В. А. Ведюшкин), «Новая история» ( Авторы: А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина),...
Программа: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)» iconРабочая программа «История России. XIX начало XX века»
Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства...
Программа: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)» iconПрограмма история России. XX начало XXI века
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Программа: история образования Тема: «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX начало ХХ вв)» iconПрограмма дисциплины дпп. 05 Зарубежная литература (вторая половина XIX века) Цели и задачи дисциплины: Курс читается в составе дисциплины «Зарубежная литература»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница