Реферат По теме: «Развитие речи у детей с онр»




НазваниеРеферат По теме: «Развитие речи у детей с онр»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16,8 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3






РЕФЕРАТ


По теме: «Развитие речи у детей с ОНР».


Содержание:

Введение……………………………………………………………………….3

1. Научно-теоретический анализ вопроса нарушений развития

у детей с ОНР:

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР……………...5

1.2. Особенности развития речи у детей с ОНР……………………………..9

2. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений

развития связной речи у детей с ОНР…………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………28

Литература…………………………………………………………………….29


Введение.

В нашем детском саду существуют не логопедические группы, а логопункт. В виду того, что у нас на логопункте находятся дети с общим недоразвитием речи, мы посчитали необходимым организовать для них подгрупповые занятия, на которых основными задачами являются коррекция лексико-грамматических нарушений и развитие связной речи. Наша цель – всестороннее развитие ребенка. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи, поэтому выбранная нами тема реферативного исследования является для нас актуальной. Развитие связной речи - наипервейшее и наиважнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется при ОНР. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса.

Изучением данного вопроса занимались: В.П. Глухов, А.М. Бородич, А.Н. Гвоздев, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н. В. Нищева, Т.А. Ткаченко, Л.И. Ефименкова, Н.Е. Ильякова и др.

В соответствии с выбранной нами темой: «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР» цель реферативного исследования – изучение вопроса нарушений развития у детей с ОНР; рассмотрение вопроса формирования у них связной речи.

В соответствии с выбранной нами темой и целью поставлены следующие задачи:

1) изучить научную литературу по вопросу нарушений развития у детей с ОНР;

2) проанализировать методическую литературу по вопросу формирования связной речи у дошкольников с ОНР.

Структура нашего реферативного исследования состоит из:

введения, 1-й главы («Научно-теоретический анализ вопроса нарушения развития у детей с ОНР»), 2-й главы («Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений развития связной речи у дошкольников с ОНР»), литературы (15 литературных источников).

Объем реферативного изложения – 29 печатных страниц.


1. Научно-теоретический анализ вопроса нарушений развития у детей с ОНР.

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

ОНР может проявляться в разной степени. Поэтому на сегодняшний день выделяют четыре уровня речевого развития. В.П. Глухов отмечает, что «указания на это содержатся в работах ряда исследователей – Т.Б.Филичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская и др.»(1).

1-й уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием речи. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.

2-й уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые, состоящие из двух-трех, редко четырех слов, или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. Они могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.

Лексический запас этих детей отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, части тела (туловище,

локоть, плечи, шея и т.д.), названии животных и их детенышей, различных профессий, предметов мебели (раскладушка, табуретка) и т.д.

Дети не знают многие цвета, формы, размеры предметов и т.д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо наливает.

Отмечаются грубые ошибки в грамматике: неправильное использование падежных форм, ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода, отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными. Предлоги пропускаются или заменяются другими.

Грубо нарушается слоговая структура слов и звуконаполняемость: наблюдается сокращение количества слогов («памика» – пирамида), перестановка и добавление слогов ( «ядыги» – ягоды, «телененок» – теленок), выпадение звуков («вок» – волк, «каф» – шкаф).

Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха и восприятия.

3-й уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями. Наиболее отчетливо недостатки проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин и т.д. В.П. Глухов пишет: «Для самостоятельных монологических высказываний детей характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения. У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказываний. Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.»(1). Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Среди лексических ошибок встречаются следующие: замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»); подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет»); замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка», деревья – «елочки») и др.

Звуки, которые дети могут произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерным является то, что ребенок не различает звуки, заменяет два или несколько звуков одним.

У детей отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов – обычно это проявляется в сокращении количества слогов (фотографирует – «графирует»). Дошкольники переставляют и заменяют звуки и слоги, сокращают слова или добавляют лишние звуки («коловода» вместо сковорода, «саф» вместо шкаф, «кет» вместо ткет, «лимонт» – лимон).

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина писали: «Среди довольно стойких ошибок грамматического оформления чаще всего встречаются следующие: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; ошибки в согласовании числительных с существительными. Предлоги пропускаются или заменяются другими. Большое число ошибок приходится на образование прилагательных («пухный», «пухавый», «пуховный» - платок).» (7).

Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления. Отсутствие у детей чувства ритма и рифмы мешает заучиванию ими стихов.

4-й уровень речевого развития характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы. Это форма речевой патологии, при которой у дошкольников отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении фонетикой, лексикой и грамматикой. У детей наблюдаются трудности в употреблении слов сложной слоговой структуры («температура», «экскурсия», «фотографироваться»), недостаточный уровень различения звуков. Своеобразие речи у детей с четвертым уровнем ОНР, по данным исследований Т.Б. Филичевой, заключается в следующем. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картин выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о своей жизни, составляя рассказ на тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ( Р.Е. Левина, 1968) необходимо проанализировать особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, заменяют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина пишут: «Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.»(6).

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкции.

Т.А. Ткаченко отмечает: «В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные, наоборот – вялость, апатию. Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.»(9).

1.2. Особенности развития речи у детей с ОНР.

Время появления первых слов у детей с нарушениями развития не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2-3 лет, и в 4-6 лет. Независимо от того, начал ли ребенок произносить первые слова целиком или только отдельные части их, необходимо различать «безречевых» детей по уровням понимания ими чужой речи.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева писали: «При появлении речевого подражания репродукция слов осуществляется не в рамках преимущественного воспроизведения просодии целого слова, как это бывает в норме, а только его части. Такой частью, как правило, является ударный слог слова в открытом его варианте. Интересной особенностью аномальной детской речи в этот период ее развития является стремление ребенка к употреблению открытых слогов. Стремление «открыть слог» ярче всего обнаруживает себя в добавлениях гласных звуков к концам слов в тех случаях, где слово оканчивается на согласный: «матика» (мальчик), «котика» (котик).» (5).

Укорочение длины слова за счет опускания слогов или одного слога является одним из характерных симптомов, который сопутствует детям с нарушением речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи этот дефект может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой для себя сложной звуко-слоговой и морфологической структурой слова, например в словах с иноязычными морфемами: «матаней» (милиционер), «весипедник» (велосипедист) и т.п.

Наступает момент в жизни детей с недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретенные слова друг с другом. Характерной чертой употребляемых словесных комбинаций является то, что слова, соединяемые в предложения, не имеют никакой грамматической связи между собой. Хаотичные сочетания слов, представляющих собой либо их контуры, либо их части (фрагменты), вместе со словами-звукоподражаниями используются ребенком только в одной какой-либо форме, не изменяются им по падежам, числам, лицам, временам и т.п.

Существительные и их фрагменты используются в основном в именительном падеже, а глаголы и их фрагменты в инфинитиве и повелительном наклонении или без флексий в изъявительном наклонении. Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Их глагольный словарь ничтожно мал по отношению к довольно обширному предметному словарю. Предметный словарь ребенка оказывается как бы переобогащенным по отношению к этапу его речевого развития. В тоже время этот словарный запас всегда недостаточен для календарного возраста детей.

Возраст, в котором дети начинают замечать «технику» оформления слов в предложениях, что связано с процессами анализа слов в языковом сознании ребенка, может быть самым различным: и в 3, и в 5 лет, и в более поздний период.

«Несмотря на то, что в некоторых условиях синтаксического построения дети грамматически правильно оформляют концы слов и им доступно их изменение, в других, аналогичных синтаксических построениях на месте правильной формы слова, которую следовало бы ожидать, ребенок продуцирует некорректные формы слов или их фрагменты: «кататя аизях и коньки» (кататься на лыжах и коньках). Грамматический элемент не сразу становится для ребенка носителем определенного значения и однотипные ситуации не связываются с однотипными грамматическими элементами, как это наблюдается в норме: «дай бан-у» (дай банку), «дай сон-у» (дай слона)», - пишут Н.С. Жукова и др.(5). В недоразвитой детской речи аграмматизм свидетельствует о том, что некоторые элементы связаны у ребенка с определенными значениями, например, элемент «-ы» связан со значением множества: «много шары», «много грибы» и т.п.

Многие предложные конструкции аномальной детской речи могут свидетельствовать о своеобразном понимании детьми значений служебных предлогов: они говорят «от ведра» в значении – вылить из ведра; «за клеенку» в значении – спрятать под клеенку. Таким образом, дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка.

  1   2   3

Похожие:

Реферат По теме: «Развитие речи у детей с онр» iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Реферат По теме: «Развитие речи у детей с онр» iconПрезентация. Русский язык по теме "Части речи (общее понятие)". 3-й класс
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи
Реферат По теме: «Развитие речи у детей с онр» icon3. Самореализация детей дошкольного возраста через социально личностное развитие
«Развитие у детей правильного звукопроизношения, планирование занятий по звуковой культуре речи»
Реферат По теме: «Развитие речи у детей с онр» iconТема : Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;составление библиографии
Реферат По теме: «Развитие речи у детей с онр» icon«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Доу по развитию речи детей посредством произведений художественной литературы; путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного...
Реферат По теме: «Развитие речи у детей с онр» icon«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста». Составила: Воспитатель Линькова С. И
Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная,...
Реферат По теме: «Развитие речи у детей с онр» iconРеферат Речевое развитие у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Слушатель курса «Логопедии»
Психолого-педагогическая характеристика детей с церебральным параличом
Реферат По теме: «Развитие речи у детей с онр» iconЛитература Познавательно-речевое развитие Развитие речи
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Обучение и воспитание детей старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»
Реферат По теме: «Развитие речи у детей с онр» iconЛитература по развитию речи у детей первых трех лет жизни (обзор за 2004-2009 гг)
Борисенко М. Г. Начинаем говорить. Развитие речи. Для детей от 0 до 3 лет / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – Спб.: Паритет, 2004....
Реферат По теме: «Развитие речи у детей с онр» iconРазвитие речи дошкольников при совместном взаимодействии воспитателей доу и родителей рекомендательный список литературы
Алябьева, Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет. М.: Сфера,2012. 64 с. (Библиотека логопеда)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница