Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении




Скачать 11,64 Kb.
НазваниеФормирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении
Дата04.02.2016
Размер11,64 Kb.
ТипДокументы
Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении.

О. В. Макарова, заведующий МБДОУ

«ЦРР – детский сад «Ласточка», г. Обнинск

Мы – люди 21 века живем в непростое время. 21 век – это век вхождения человечества в новую стадию своего развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, и как следствие коренных изменений в мировой системе образования.

Скорость научного, технологического, экономического и социального развития общества возросла многократно. Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, смена которых происходит невиданными ранее в истории человечества темпами, дает неограниченные возможности для решения различных профессиональных задач.

Ребенку 21 века предстоит жить в этом стремительном мире, где на первое место встают знания и интеллект, способность самосовершенствоваться, самообразовываться в течение всей своей жизни и строить правильные партнерские отношения. Задача образования – это заложить основы личности, необходимые ребенку для проживания в информационном обществе и помочь ему овладеть информационной культурой. И начинать уже необходимо работать над решением данных задач, начиная с дошкольного возраста.

Педагог, использующий на занятии или в другой какой-либо совместной деятельности компьютер, развивающие, обучающие и воспитывающие компьютерные игры способствует формированию познавательного интереса, активности, мотивации, вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, повышает качество усвоения программного материала, закладывает основы информационной культуры. Для ребенка становятся менее привлекательными «бродилки» и «стрелялки», он начинает испытывать радость от игр познавательного, развивающего характера.

На сегодняшний день необходимо формировать информационную культуру у всех участников воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении и прежде всего у педагога, так как он непосредственно изо дня в день работает не только с воспитанниками группы, но и с их родителями. Только педагог, имеющий высокую информационную культуру способен формировать информационную культуру родителей и воспитанников.

Разберемся теперь, а что же это такое информационная культура. Понятие это емкое, сложное, трактуется многими авторами неоднозначно. Я приведу пример определения данного понятия, изложенного в книге Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности». «Информационная культура личности – это одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе»,- такую трактовку дают авторы выше упомянутой книги. Далее авторы для того, чтобы лучше разобраться со значением понятия «информационная культура» используют образ «информационного древа», дерева, корни которого – это традиционная информационная грамотность и грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий, плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях, а ствол - это информационное мировоззрение .… понятие «информационная культура» полностью включает в свой состав понятие «информационная грамотность», отличаясь от него такими компонентами, как информационное мировоззрение и - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях». А «информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности» читаем мы далее.

Обращение к вопросу формирования информационной культуры подкреплено еще и выходом в свет соответствующих приказов, программ, концепций, разработанных Правительством РФ, Министерством образования РФ и на других уровнях государственной власти. Так, например, в России в 1990 году была разработана концепция информатизации образования. Ее главные направления таковы:

  • освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием на основе исследовательских работ по дидактике, информатике;

  • формирование информационной культуры человека, то есть информационных знаний, умений учиться с помощью компьютера и других электронных средств, элементарных умений программировать;

  • изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационных технологий;

  • подготовка педагогов к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами.

Для успешной реализации данной программы необходима соответствующая подготовка педагогов образовательных учреждений, а так же наличие соответствующего технического оснащения.

В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" сказано:

-в требованиях к кадровому обеспечению «…педагогические работники должны обладать основными компетенциями во владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе »;

-в требованиях к техническим средствам обучения «…возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе»;

-в требованиях к информационно-методическому обеспечению «информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме: управлять образовательным процессом; создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма; использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями; информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров…».

Поэтому в данной ситуации уместно говорить о повышении компьютерной грамотности, совершенствовании информационной культуры, формировании ИКТ – компетентности и руководителей, и методистов, и педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка» озабочены решением данной проблемы несколько последних лет. Для этого в образовательном учреждении создана хорошая материально-техническая база. В учреждении приобретено 16 компьютеров, из них 2 компьютера имеют выход в Интернет, ноутбук, проектор, экран, видеокамера, 7 телевизоров, 7 видеомагнитофонов, 11 магнитофонов, 2 музыкальных центра. 8 принтеров, 2 ксерокса. Причем из 16 компьютеров 5 находятся в группах детского сада

( а групп всего 9), 3 в компьютерном классе, 4 у администрации, 1 у медицинских работников, есть компьютер в кабинете развития речи, педагога-психолога, учителя-логопеда, ноутбук в методическом кабинете. Создан и работает сайт МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка», который занимает 2 место по городу по разным показателям. В нем есть странички специалистов, где регулярно дается необходимая для родителей информация, в том числе, а чем можно заняться в свободное время с ребенком. Создана почта для оказания консультативной помощи родителям. В перспективе хотелось бы приобрести интерактивную доску.

Закуплены развивающие, обучающие компьютерные игры для воспитанников.

Из 31 педагога прошли курсы по формированию базовой ИКТ – компетентности на базе ЦРО г. Обнинска 27. Для тех педагогов, которые не смогли обучиться в силу независящих от них причин, проведены обучающие и практические семинары в ноябре 2011г. и марте 2012г. Проводила данные семинары педагог дополнительного образования, которая является активным пользователем ПК, Интернет-ресурсов. Также этот педагог проводит групповые и индивидуальные консультации для педагогов, испытывающих затруднения, активно участвует в семинарах и других мероприятиях учреждения, является разработчиком программы «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста». Углубленные курсы по ИКТ прошли 4 сотрудника.

С целью распространения и передачи инновационного педагогического опыта в области применения ИКТ в практическую деятельность педагогов, повышения их профессиональной компетентности, формирования информационной культуры в МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка» в феврале 2012 г. прошел конкурс среди педагогов МБДОУ. В нем приняли участие 6 педагогов.

В апреле 2012 г. 5 воспитателей и заведующий МБДОУ подали заявки для участия в дистанционной I Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиатехнологии в современном образовании». В этом же месяце запланировано проведение городского семинара по формированию информационной культуры педагога детского сада, на котором будет представлено 3 занятия с использованием ИКТ, педагоги поделятся опытом своей работы с коллегами города Обнинска.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в двух группах ведется в электронном виде, в электронном виде ведет документацию педагог-психолог. Я уже не останавливаюсь на деятельности администрации.

В 2011г. коллектив принял участие в двух вебинарах, организованных авторами Образовательной системы «Школа 2100»:

  • 17 мая 2011г. по теме: «Современным детям – современное образование»;

  • 24 мая 2011г. по теме: «Перспективы развития дошкольного образования в Образовательной системе «Школа 2100».

Создается копилка методических разработок с использованием ИКТ, созданных педагогами нашего образовательного учреждения.

В 2010 г. четыре воспитанника учреждения приняли участие через интернет во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси».

Создан проект «Информационные компьютерные технологии – как инструмент создания открытой образовательной системы МДОУ», над которым началась работа в 2011г., и который получил положительную лицензию ГАОУ ДПО «КГИМО».

Конечно, процесс формирования информационной культуры очень непростой, в один день не сформировать, но первые шаги наше образовательное учреждение делает уверенно и твердо. Я думаю, что очень важно поставить правильные цели и задачи и неотступно следовать им.


Литература.


1. Маринюк А. А., Микляева Н.В., Пасальская Т.В., Скуратова К.В. Детский сад в интернете Методическое пособие//УЦ «Перспектива». -2011г.

2.Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»// «Русская школьная библиотечная ассоциация». – 2008г.

Похожие:

Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении iconОсновная образовательная программа дошкольного образования (далее образовательная программа доу) предназначена для реализации в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №31 «Колокольчик»
Доу предназначена для реализации в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №31 «Колокольчик» общеразвивающего...
Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении iconПрограммы дошкольного образования
Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №15 «Теремок»
Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении icon«Слагаемые профессионального имиджа педагога» Педагог дополнительного образования рцртдиЮ
В связи с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется профессионализму личности педагога, достижение ею высокого...
Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении iconПедагогические условия организации в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметной среды по формированию у старших дошкольников основ гражданской идентичности (методический аспект) Радионова Ольга Радиславовна, к п. н
Педагогические условия организации в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметной среды по формированию у старших...
Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении icon«Формирование произносительной стороны речи детей с нарушением слуха посредством фонетической ритмики»
С 1999 года педагог осуществляет педагогическую деятельность в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центр развития...
Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении icon«Здоровое питание как компонент формирования здорового образа жизни» Авторы проекта
Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении
Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении iconПояснительная записка
...
Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении iconI часть – обязательная раздел Пояснительная записка Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении
Структура и содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении iconПлан работы библиотеки на 2008-2009 учебный год.
Цель: Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользования, информационной культуры и культуры чтения
Формирование информационной культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении iconКоррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении
Воспитатели Алдашкина А. И. Мбдоу детский сад комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница