Пояснительная записка статус документа




Скачать 39,66 Kb.
НазваниеПояснительная записка статус документа
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер39,66 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Образовательная программа по литературе МОУ СОШ с.Пушанина, Белинского района, Пензенской области составлена на основе ПОУ среднего (полного) общего образования (10-11 классы) Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Структура документа


Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Программа построена следующим образом:


• Литература первой половины XIX века

• Литература второй половины XIX века (10 класс).


• Литература первой половины XX века

• Литература второй половины XX века (11 класс).


Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изу­чаются в связи с русской литературой.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный об­лик и нравственные ориентиры молодого поколения.


Цели


Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и само­совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современ­ном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального

самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литера­турного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вку­са; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и со­держания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном про­цессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного про­изведения как художественного целого в его историко-литературной обу­словленности и культурном контексте с использованием понятийного язы­ка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов фор­мы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произ­ведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необ­ходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в биб­лиотеке, в ресурсах Интернета и др.


Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет пре­емственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на тради­цию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуаль­ного развития личности школьника. Основными критериями отбора художест­венных произведений для изучения в школе являются их высокая художествен­ная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на лич­ность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного обра­зования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к то­му или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфлик­та;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; напи­сание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Место предмета в базисном учебном план


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план школы отводят 204 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В Х-ХI классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Из них:

- на изучение историко-культурных, теоретико-литературных понятий и произведений – 85 часов (10 класс), 81 час (11 класс);

- на развитие речи – 14 часов (10 класс), 15 часов (11 класс); предполагается провести в 10 классе 7 сочинений и 1 изложение с элементами сочинения, а в 11 классе -5 сочинений и 3 изложения с элементами сочинения (увеличение количества изложений обусловлено социальным заказом родителей);

- на повторение – 3 часа (10 класс), 6 часов (11 класс).


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще­учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Лите­ратура" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,

• сравнение, сопоставление, классификация,

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анали­за текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, про­смотровое, поисковое и др.),

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразиро­вать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знако­вых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответ­ствии с коммуникативной задачей,

• составление плана, тезисов, конспекта,

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Ин­тернет-ресурсы и др. базы данных,

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Результаты обучения


Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требова­ния к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащи­мися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориенти­роваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание тек­ста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по исто­рии и теории литературы; соотносить художественную литературу с общест­венной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и опре­делять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, пи­сать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на ли­тературные темы


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс


Литература XIX века

102 часа


Введение(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные иска­ния человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).

Литература первой половины XIX века (10 часов), в том числе:


Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Нацио­нальное самоопределение русской литературы.


А. С. Пушкин(5 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пус­тынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения явля­ются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора! по­коя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непо­рочны...» (возможен выбор пяти других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пуш­кина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и не­избежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лириче­ского героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Пе­тербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.


М. Ю. Лермонтов (3 часа)

Жизнь и творчество

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божий, ныне с молит­вою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи - значенье...», « (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творче­стве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив оди­ночества в лирике поэта. Обусловленность характера творчест­ва особенностями эпохи и личностью поэта.


Н. В. Гоголь (2 часа)


Жизнь и творчество.

Повесть «Невский проспект».

Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских по­вестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести "Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.


Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX вв (1 час)


ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.


А. Н. Островский (7 часов)

Жизнь и творчество.

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и ос­новные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение "жес­токих нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно­поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

"Гроза" в русской критике: И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве

(фрагменты); А. А. Григорьев «После "Грозы " Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.

Сочинение по произведениям А. Н. Островского.


И.А.Гончаров (5 часов)


Жизнь и творчество.

Роман «Обломов» (Обзор)

История создания и особенности композиции романа. Петербургская "об­ломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система обра­зов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова "Обломов".


И. С. Тургенев (8 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее вы­ражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психоло­гизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Изложение с элементом сочинения по творчеству Тургенева И.С. (возможно сочинение)


Н.А.Некрасов(7 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пус­кай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» (указан­ные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый по­эт...», «Внимая ужасам войны...», (возмо­жен выбор других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы по­эта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостниче­ские мотивы. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобра­зие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Нова­торство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический харак­тер некрасовской поэзии.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимо­феевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "бога­тыря святорусского". Фольклорная основа поэмы.


Ф. И. Тютчев (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обяза­тельными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...», (возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и сим­волический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и обра­зы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема "невыразимого". Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.


А.А.Фет (2 часа)

Жизнь и творчество

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыха­нье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», (возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.


А. К. Толстой (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...», (возможен выбор других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции..


Сочинение по творчеству поэтов второй половины 19 века (2 часа)


М. Е. Салтыков-Щедрин (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзорное изучение).

Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности на­рода. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие "Истории". Черты антиутопии в произведении. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.


Н. С. Лесков(2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Особенности сюжета повести. Мотив преступления в произведении. Об­разы основных героев.


Ф. М. Достоевский (13 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпило­га. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Досто­евского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".


Л. Н. Толстой (22 часа)

Жизнь и творчество.

Тема войны в ранних произведениях писателя (обзор)

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности компози­ции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в ро­мане и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. "Внутренний человек" и "внешний человек". Путь идейно-нравственных иска­ний князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романс. Семейный уклад жизни Рос­товых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема нацио­нального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и лож­ного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения ду­шевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.


Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".


А. П. Чехов (11 часов)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отраже­ние в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответст­венности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, ла­конизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символиче­ский смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое уса­дебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя -"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл фи­нала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Свое­образие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого насле­дия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.


ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

ХIХ в. (2 час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Симво­лизм.

Г. де Мопассан. Новелла «Плетельщица стульев».

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Изображение чувства любви в произведении.

Резервные уроки (3 часа)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11 класс


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

102 часа


Введение (1 час)

Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, те­ма исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обраще­ние к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отраже­ние в них "вечных" проблем бытия.


ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.


Обзор русской литературы первой половины ХХ века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и мо­дернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в рус­ской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Совет­ская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм».

Художественная объективность и тенденциозность в освещении истори­ческих событий. Проблема "художник и власть".


И. А. Бунин (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «По­следний шмель», «Седое небо надо мной...», «Слово» (возможен выбор других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика по­эта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения).

Рассказы: «Темные аллеи»

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. " Исследование национального характера. "Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Со­отношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина.


А. И. Куприн (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведе­ния).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа.

Роль эпиграфа в повести, смысл финала.


М. Горький (7 часов)

Жизнь и творчество.

«Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение ро­мантического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как соци­ально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ноч­лежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе. Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность язы­ка.

Сочинение по творчеству Горького М.


ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА XX В.


Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины XX в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу (1 час)

Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иро­нии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер (1час)

Жизнь и творчество. Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспе­риментальная направленность аполлинеровской поэзии.


ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (4 часа), в том числе:

Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 вв.(1 час)


В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гун­ны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Н. С. Гумилев (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая тради­ция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастиче­ское и прозаическое в поэзии Гумилева.


И. Северянин (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других сти­хотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, ори­гинальность его словотворчества.


А. А. Блок (7 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, ап­тека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотво­рения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О добле­стях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возмо­жен выбор других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его сти­хотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соот­ношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий револю­ции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интона­ции, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность фи­нала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Изложение с элементом сочинения по творчеству А. А. Блока.


В. В. Маяковский (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и не­множко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указан­ные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспек­тором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности люб­ви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотво­рений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Мая­ковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.


С. А. Есенин (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения яв­ляются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...»(возможен выбор других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есе­нина.


М. И. Цветаева (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст» (возможен выбор других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и лите­ратурные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие по­этического стиля.


О. Э. Мандельштам (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, зна­комый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изу­чения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», (возможен выбор других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.


А. А. Ахматова (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тем­ной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обяза­тельными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Те­мы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литератур­ные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. По­беда исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Осо­бенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству поэтов конца 19-20 веков


М. А. Булгаков (7 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия».

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Изложение с элементом сочинения по творчеству Булгакова М.А.


М. А. Шолохов (9 часов)

Жизнь и творчество.

«Донские рассказы.

Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разруше­ния семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Жен­ские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное свое­образие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

Изложение с элементом сочинения по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон".


А. П. Платонов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Возвращение». Влияние войны на судьбы людей. Тема детства в произведении.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
В. В. Бабайцева и рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне по учебникам для 10-11 кл. В. В. Бабайцевой и А. И....
Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка статус документа
Программы по литературе для 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка статус документа
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов...
Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка статус документа
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы...
Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Положения о рабочей программе моу уйско-Чебаркульской сош, обуп и уп образовательного учреждения. Рабочая программа конкретизирует...
Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
С. И. Львова, В. В. Львов, 2-е издание, М., Мнемозина, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), примерной программы основного образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница