Программа «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе»




Скачать 43,16 Kb.
НазваниеПрограмма «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер43,16 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


Практико-значимый проект на тему:

«Исследовательская и проектная деятельность

младших школьников как путь развития

самостоятельности и поддержки

индивидуальности   ребёнка»


Выполнила: Ковба Т.Г.


                                                    2012г.                 

Содержание:

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников

Введение

Глава 1

1.1 Понятие о исследовательской и проектной деятельности

1.2 Основные требования к использованию метода проекта.

Глава 2

Особенности реализации исследовательской и проектной деятельности младших школьников в МБОУ Краснопоймской СОШ

2.1 ПРОГРАММА

« Организация проектно - исследовательской деятельности в начальной школе»

2.2 План организации исследовательской и проектной деятельности с младшими школьниками.


3.Заключение.

4.Библиографический список


                                       

                                       


 Введение

           В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.

В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников - это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

 В своей практической деятельности я исхожу из понимания, что «всякое развитие представляет собой процесс «самодвижения», совершающийся по своим внутренним законам. Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие свой конкретный характер на каждом этапе развития» (Г. С. Костюк). Такими считаю противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Разрешение этих противоречий происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае я имею ввиду исследовательскую деятельность.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение организацию исследовательской работы младших школьников в своём классе. Ученики моего класса под моим  руководством успешно разрабатывают исследовательские работы в рамках изучения ряда учебных курсов. Социальный проект по изучению истории родного края «Преданье старины глубокой» Дмитренко А., исследовательские работы Литвиновой С. «Влияние микроволнового излучения на организм подростка», Незнамова Д. «Продукты из магазина - друзья или враги» были отмечены как интересные и актуальные. 

В своей работе я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.

Включение исследовательской работы в образовательный процесс в начальных классах  сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, педагоги с осторожностью относятся  к новшеству. Здесь нужна и высокий уровень подготовки   педагога, и готовность к дополнительным временным затратам.

Во-вторых, возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для исследовательской работы, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

         В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, «одиночки». Одних устраивает их второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек.. И вот эта детская отверженность - явление, к сожалению, частое и трудно поправимое.

 Таким образом, возникла необходимость создания   личностной  траектории развития   каждого учащегося, исходя из  его  природных  возможностей через организацию исследовательской деятельности.

           В практике современного обучения имеет место  противоречие между потребностями младших школьников в исследовательской деятельности и отсутствием механизмов организации этого вида деятельности. Из данного противоречия вытекает проблема: как заинтересовать школьников исследовательской деятельностью?

          Таким образом, актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

          Цель работы: стимулирование учебного интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

      Задачи:

  1. обучение проведению учебных исследований младшими школьниками;

  2. развитие творческой исследовательской активности детей;

  3. стимулирование у детей интереса к фундаментальным наукам – ознакомление с научной картиной мира;

  4.  вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Гипотеза: если ребёнок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. 

Предмет: развитие творческих способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности

Объект: совместная  учебно-исследовательская деятельность  учителя и учащихся

Этапы работы: 

  1. Изучение теоретической литературы;

  2. Изучение, анализ и обобщение опыта;

  3. Систематизация и обобщение результатов исследования;

  4. Разработка рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся.

Новизна: индивидуальный подход к развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе исследовательской деятельности.

Практическая значимость: использование  опыта  учителями  в своей работе. 

             

           


Глава 1.

    1. Понятие об исследовательской и проектной деятельности.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.

Цель проекта – создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели явления или процесса. При проведении исследования отталкиваются от явления природы, процесса: оно описывается словесно, с помощью графиков, схем, таблиц, получаемых, как правило, на основании измерений, на базе этих описаний создается модель явления, процесса, которая и проверяется путем наблюдений, опытов.

Самым сензитивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, “происходит подъем воображения и глубокое его преображение”.

1.2Основные требования к использованию метода проекта:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;

  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

  • приобретает коммуникативные навыки и умения;

  • овладевает практическими умениями исследовательской работы:

  • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);

  • изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза.

Требования к исследованию:

  • Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:

  • Этапы и конкретные сроки их реализации;

  • Четкие и измеряемые задачи;

  • Конкретные и измеряемые результаты;

  • Планы и графики выполнения исследования.

- Целостность- общий смысл исследования очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

- Последовательность и связность – логика построения исследования, цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы.

- Объективность и обоснованность – выбранная тема не случайна, она требует более глубокого изучения.

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

  • Обоснование темы;

  • Постановка целей и задач

  • Определение объекта и предмета исследования

  • Разработка гипотезы исследования

  • Непосредственно исследования

  • Результаты

  • Оценка полученных результатов и выводы.

Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Исследователь должен ответить на вопрос: “Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?”

Тема должна отражать движение от доступного к новому. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагает обоснование её актуальности. Необходимо дать ответ на вопрос: “Почему надо изучить данную проблему” Тема отражает проблему в её характерных чертах. Тема уточняет проблему, очерчивает границы исследования, конкретизирует основной замысел.

Предмет исследования – включает связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данном исследовании. Предмет обозначает объект рассмотрения, установления границ исследования, дает представления о том, как изучается объект, какие новые отношения, свойства и функции объекта рассматривает данное исследование. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования отвечает на вопросы: “Когда?”, “В связи с чем?”, “В каких условиях?”.

Очень важно на завершающем этапе решения проблемы осознать те пути и способы своих действий, которые привели к полученному результату, выявить возникшие трудности и методы, которыми они преодолевались. Такой анализ деятельности (психологи называют его рефлексией) – ещё одно важное средство для решения проблем и задач. Именно с помощью самосознания своих действий накапливается познавательный инструментарий, который затем позволяет все более успешно решать новые задачи.

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:

  • простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;

  • разнообразными по содержанию;

  • интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;

  • разными по форме проведения, взаимосменяемыми, привлекательными для учащихся;

  • исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда. менении полученнных знаний;ельской и проектной деятельности.

Как выбрать тему исследования. Все темы можно разделить на 3 группы:

  • фантастические (несуществующие: самим разработать);

  • эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов);

  • теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т. п. и др. ).

Правила выбора темы:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).

  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).

  • Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).

Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.

Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т. е. база для решения данной проблемы.

Характер заданий при исследовательском методе может быть самым разным: классные лабораторные работы и домашние практические задания; решение аналитических проблем; задания кратковременные и предполагающие необходимым определенный срок (неделю, месяц); задания групповые и индивидуальные; работы для участия в учебно-исследовательских проектах. Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”. К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:

  • рефлексивные умения;

  • поисковые (исследовательские) умения;

  • навыки оценочной самостоятельности;

  • умения и навыки работы в сотрудничестве;

  • менеджерские умения и навыки;

  • коммуникативные умения;

  • презентационные умения и навыки.

Негативные стороны исследовательской технологии:

  • неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;

  • сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;

  • риск неудачного окончания работы;

  • повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;

  • невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

Решить проблему внедрения исследовательской и проектной деятельности в школе могут:

  • создание в школах научных обществ учащихся

  • введение элективного курса “Исследовательская деятельность учащихся”

  • материальное стимулирование педагогов, занятых исследовательской и проектной деятельностью.

   

Глава 2.

2.1 Особенности реализации исследовательской и проектной деятельности в моей работе.

В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи.

Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре организую мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.

Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?»

           уже во второй четверти первого класса, проводится урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

По очереди все первоклассники в течение года участвуют в классном конкурсе мини - исследовательских работ «Хочу всё знать», дети получают представление о таком конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме.

           Теперь важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ. Приглашаю на родительское собрание одного–двух учеников своего выпускного класса — участников школьной научно-практической конференции «Академия малых наук» для того, чтобы помочь составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе.

Тему будущей исследовательской работы мы выбираем в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный способ — идти за интересами ученика.

          Артём любит собирать грибы, хорошо их различает. Его любимая книга — определитель «Грибы». Уже в первом классе мальчик сделал открытие о существовании особого царства и сделал вывод: «Грибы — это грибы». Проводя исследование, он измерил урожайность грибов по годам в банках заготовленных на зиму грибов.

          Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности.

         Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

                                 Для этого выполняем следующие упражнения:

  1. продолжи неоконченный рассказ;

  2. составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);

  3. опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…нам так и не удалось выехать на дачу; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);

  4. определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);

  5. назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

         Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена."Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

            В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры, полезна ли газированная вода, существует ли прямая связь между осанкой и здоровьем и т.д.Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим допустим, возможно, может быть и т. д.

           Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»). Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

          Также необходимо научить давать определения понятиям. Поступая в первый класс по результатам исследования, у меня из 29 обследуемых – 6 человек имели высокий уровень словарного запаса, 17 человек - средний, 6 человек - низкий. Детям трудно было дать определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.

          Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.

          Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

         С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

         Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

          Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем классе. Как же мы над этим работаем?

          Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Вначале работы над исследованием знакомлю родителей и выдаю детям  памятки следующего содержания:

  1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

  2. Действуя, не бойся совершить ошибку.

  3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

  4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

  5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

  6. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

            Затем мы детьми составляем план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.

           Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:

фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;

эмпирические - проведение собственных экспериментов.

          Применяя проектную технологию, я реализую модель ‘’обучение через открытие’’, ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Данная технология в интегрированном обучении, делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.

            Маша очень любит мамины торты и разные сладости, которые употребляет в очень больших количествах. При этом она худенькая. А её одноклассник Рома – наоборот. Она всё время тихонечко задавала мне вопрос: «Почему так?» Тогда мы решили выяснить всю правду о сахаре и сделать правильные выводы, развеяв некоторые мифы. При анкетировании выяснилось, что все Машины одноклассники (кроме Ромы) любят сладкое.

          Самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика.

Где найти темы для детских исследований, я отвечаю, что они рядом: в окружающих нас предметах и явлениях, в заголовках стихотворений и рассказов, в пословицах и детских играх. В доказательство этому приведу ещё несколько примеров исследовательских работ, сделанных моими выпускниками: «В лесу родилась ёлочка», «Моя подружка — кукла», «Экология жилища», «Экология пришкольного участка», «Как рождаются кристаллы?», коллективные проектные работы «Современный писатель Э.Успенский», «Полезные ископаемые», «Растениеводство»

            К моменту выбора или окончательной формулировки темы ученик и учитель могут находиться или в начале, или в середине исследовательской работы. Чтобы помочь ребёнку довести работу до конца, потребуются время, терпение и изобретательность. Интерес к теме не погаснет, если у младшего школьника постоянно возникают новые вопросы (а их задавание нужно провоцировать), чтобы в поиске ответов ребёнок пытался выдвигать гипотезы (а это требует тренировки). Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.

        Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Давид Я нигде не могу найти материал о… (тема). Посмотри, пожалуйста, в своей домашней библиотеке или в Интернете.” Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

        Считаю, что в первом и во втором классах не следует требовать от ученика оформление текста доклада о результатах исследовательской работы или перекладывать эту работу на родителей. В этом возрасте опыт написания сочинений ещё недостаточный, а родители, как правило, ищут готовый текст или пишут его за ребенка. Мы выполняем эту важное дело вдвоем с учеником. Сначала вместе составляем план, затем по плану ученик устно излагает содержание работы, а я следом записываю текст или набираю его на компьютере. При этом стараюсь сохранять индивидуальные особенности речи ребенка, обороты, словарь, эмоциональную окраску — это же его доклад, а не мой. Тут же вместе прочитываем получившийся текст и редактируем его.

       Вместе с тем, интересна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, я целенаправленно обучаю своих ребят использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса.

        Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

         Защита проекта - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою. Мы приглашаем администрацию лицея, родителей учеников своего и других классов, учителей начальной школы и ребят из разных классов... Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. В нашем классе на конкурсе исследовательских проектов места не присуждаются: все участники — победители, даже если что-то не совсем получилось. Ведь главное то, что уже произошло: ребёнок сделал открытие и рассказал о нём людям. Как у айсберга, невидимая его часть во много раз больше видимой, а значит, важнее. Но после защиты проекта проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Была ли достигнута цель проекта?

  2. Что нового ты узнал для себя?

  3. Научился ли ты распределять время, когда работаешь?

  4. Что ты сделал бы по-другому?

  5. Что получилось у тебя лучше всего?

  6. Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?

  7. Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?

         В процессе этого воспитывается умение воспринимать критику и уважительно относиться к  точке зрения другого человека.

         Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в школьных и городских научно-практических конференциях.

2.2 ПРОГРАММА « Организация проектно - исследовательской деятельности в начальной школе»

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Актуальность проблемы

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.

Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе потребовались такие методы обучения, которые

- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей.
Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в первых-четвертых классах, учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

2. Цели нашей работы можно сформулировать следующим образом:

  • выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;

  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;

  • пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников;

  • обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;

  • поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

  • активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.


  1   2   3   4

Похожие:

Программа «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе» iconИ переподготовки работников образования кафедра начального обучения педагогический проект «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.» Работу
«узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её...
Программа «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе» iconЗадачи профессиональной деятельности выпускника
Дисциплина охватывает круг вопросов относящиеся к виду деятельности выпускника: проектно-конструкторской, проектно-технологической,...
Программа «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе» iconПрограмма «Организация проектно исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования» Автор: Доржиева Риза Дондоковна
Соколов Дмитрий Валерьевич заместитель директора по научно-методической работе моу «Бальзинская сош»; аспирант Забггпу им. Н. Г....
Программа «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе» iconПрограмма по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Мудрый совенок»
Важными целями образования в этих условиях является подготовка учеников к решению проблем и ситуаций, к овладению исследовательской...
Программа «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе» iconПрограмма по организации проектно-исследовательской деятельности
Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности
Программа «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе» icon«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности»

Программа «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе» iconОрганизация учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения физике попова Татьяна Ивановна
Понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности учащихся
Программа «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе» iconПрограмма курса по выбору «Организация учебно исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья». Пояснительная записка
«Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья»
Программа «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе» iconТворческая работа «Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное время» (обобщение педагогического опыта) Работу
...
Программа «Организация проектно исследовательской деятельности в начальной школе» iconРайон Коньково 117279 г. Москва, улица Введенского, дом 28
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница