Безлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб




Скачать 13,77 Kb.
НазваниеБезлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб
Дата04.02.2016
Размер13,77 Kb.
ТипДокументы

Безлюдова А.В. канд.пед.наук учитель-логопед ГДОУ д/с № 99 Выб. р-на г.СПб,


Панарина Т.М. учитель-логопед ГДОУ д/с №15 Прим.р-на г.СПб.


Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ


К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи, основными характеристиками которой являются тематическое и структурное единство речевого материала; соответствие его содержания поставленной коммуникативной задаче; произвольность, плановость и конспективность изложения; логическая завершенность; грамматическая связность.

Логопедическая практика показывает, что для связной речи детей 5-6 лет с ОНР 3ур. характерны

  • нарушения логической последовательности повествования;

  • пропуски смысловых звеньев;

  • незавершенность микротем;

  • возвращение к ранее сказанному;

  • длительные паузы на границах фраз;

  • бедный словарный запас;

  • аграмматизмы словоизменения и словообразования и другие нарушения.

Значительно затрудняют работу по формированию связной речи у детей с ОНР нарушения у них процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Предлагаемая нами система работы по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития включает в себя упражнения по составлению предложений сначала простых, а затем сложных конструкций; игры и упражнения по обучению диалогической речи; игры и упражнения по обучению связной описательно-повествовательной речи.

Формы организации обучения детей с ОНР связной речи в системе ДОУ могут быть различными: занятия, игры, экскурсии, наблюдения и др. Логопед, воспитатели, руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, психолог должны активно участвовать в процессе развития связной речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительной деятельности, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения с детьми.

На занятиях используются такие приемы работы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали у него желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. В структуре работы по развитию связной речи нами успешно применяются различные инновационные педагогические технологии (мнемотехника, пескотерапия, биоэнергопластика и др.), что позволяет повысить эффективность коррекции речевых нарушений, улучшить общий эмоциональный фон, повысить личную заинтересованность детей. Методика использования различных приемов работы и сам их выбор могут изменяться на различных этапах обучения в зависимости от поставленных логопедом задач, особенностей речевых нарушений ребенка, степени его подготовленности к занятиям, уровня его активности, самостоятельности и т.п. Ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление прочных связей между личным опытом ребенка и речевым материалом способствует усвоению новых знаний, требует от ребенка, припоминающего какие-либо события, совершения определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

Для полноценного развития связной речи у дошкольника чрезвычайно значима игровая мотивация, которая реализуется прежде всего в сюжетно-ролевой игре. При этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать их к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, их интерес к занятию.

Предлагаем примерную систему работы по формированию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня речевого развития в системе ДОУ.

Первый период (октябрь, ноябрь, декабрь)

  1. Составление простых предложений по сюжетной картинке по вопросам.

  2. Составление простых предложений по демонстрации действия с помощью наводящих вопросов и без них.

  3. Формирование предложений:

  • из трех слов с опорой на схему
    (Мальчик взял машину);


  • из четырех слов с опорой на схему
    (Девочка моет руки мылом);

  • с однородными членами предложения с опорой на схему прилагательными (Груша желтая, сладкая, сочная.); глаголами (Листья кружатся, падают, летят.); существительными (В саду собирают груши, яблоки, сливы).

  1. Формирование структуры сложносочиненных предложений с союзом «а» (Груша сладкая , а лимон кислый).

  2. Составление описательного рассказа о предмете с опорой на картинку или сам предмет по предложенному логопедом образцу описания, который ребенок повторяет.

  3. Составление загадок-описаний с объяснением их содержания.

  4. Составление рассказа по серии (3-4) сюжетных картинок с помощью вопросов.

  5. Пересказ текста с помощью наводящих вопросов.

  6. Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения) с нарушенной последовательностью членов предложения с заданием восстановить последовательность: именительный падеж существительного + глагол + два зависимых слова.

  7. Пересказ текста «по цепочке».

  8. Пересказ текста без помощи вопросов.

  9. Заучивание наизусть потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей, обусловленных конкретным речевым нарушением.

  10. Закрепление умения детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки, определять конец предложения, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.

  11. Заучивание наизусть небольших диалогов.

Лексические темы:


1. Игрушки.

7. Осенняя одежда и обувь.

2. Мебель.

3. Посуда.

8. Труд работников детского сада.

4. Овощи и фрукты.

5. Осень.

9. Труд людей на огороде, в саду, в поле осенью.

6. Птицы осенью.

10. Домашние животные.




11. Как звери готовятся к зиме.









Второй период (январь, февраль, март)

  1. Формирование умения объединять отдельные высказывания путем распространения предложений с помощью вопросов.

  2. Составление предложений с однородными подлежащими, однородными сказуемыми, с однородными определениями.

  3. Составление предложений с приставочными глаголами, с глаголами совершенного и несовершенного вида.

  4. Составление предложений со словами «сначала», «потом», «поэтому», «потому что», «чтобы». (Сначала выпал снег, а потом дети начали лепить снеговика.)

  5. Преобразование деформированного предложения с опорой на картинки и без них. (Оля, телят, кормит, телятница. Телятница Оля кормит телят.)

  6. Составление предложений по схеме без предлогов и с предлогами. (Дети катаются на лыжах.)

Распространение предложения путем добавления слов.

(Дети катаются на санках.

Зимой дети катаются на санках.

Зимой дети катаются на санках с горы.

Зимой дети катаются на санках с ледяной горы.)


  1. Составление описательных рассказов по модели (графическому плану).

  2. Формирование умения задавать вопросы друг другу по содержанию рассказа, по содержанию картинки.

  3. Пересказ текстов без помощи вопросов.

  4. Пересказ коротких рассказов (5-6 предложений), где предложения даются в нарушенной последовательности с опорой на картинки.

  5. Пересказ рассказов, сказок, диалогов в лицах с передачей характеров действующих лиц.

  6. Совершенствование разговорной речи. Обучение несложному диалогу, сначала на коротких диалогических текстах, затем в свободных диалогах на заданную тему.

  7. Составление рассказа детьми из личного опыта по аналогии с услышанным.

  8. Продолжение работы над интонационным оформлением фразы.

Лексические темы:


    1. Птицы зимой.

    5. Зима.

    2. Домашние животные.

    6. Зимние развлечения.

    3. Дикие животные.

    7. Зимняя одежда.

    4. Домашние птицы.

    8. Ателье, ткани.



Третий период (апрель, май, июнь)


  1. Составление предложений по опорным словам, по схеме.

  2. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, цели.

  3. Обучение детей выражать одну и ту же мысль различными синтаксическими конструкциями.

  4. Составление предложений с разными глаголами, приставками, по демонстрируемым действиям. Правильное употребление предлогов: «с-со», «к-от», «над-под», «за», «из», «из-за», «из-под».

  5. Самостоятельное составление вопросов по прочитанному тексту, нахождение вариативных ответов на один и тот же вопрос, выбирая из нескольких вариантов наиболее подходящий к данной ситуации.

  6. Составление предложений на определенную тему, распространение каждого предложения и объединение их в короткий рассказ.

  7. Дальнейшее закрепление у детей умения составлять рассказ-описание по демонстрируемым действиям по описанию предмета. Сопоставление двух, а затем трех соотносимых предметов.

  8. Обучение составлению рассказов по картинке с дополнительными заданиями:

  • придумать заголовок к рассказу;

  • закончить рассказ;

  • придумать начало рассказа;

  • рассказать о событиях в первом, втором, третьем лице.

  1. Составление рассказов по серии сюжетных картинок с дополнительными заданиями:

  • определить последовательность событий на картинках;

  • определить причинно-следственные связи;

  • выделить главный сюжет.

  1. Составление рассказов на основе своего личного опыта с дополнительным заданием (изменение лица, времени).

  2. Пересказ текстов с опорой на знания, умения детей, выражение мыслей связно и последовательно, использование наиболее употребительных слов или слов-штампов (хитрая мордочка, неуклюжий медведь); высказывание детьми своего отношения к поступкам товарищей, сравнение своего поведения с поведением героев рассказов, сказок.

  3. Совершенствование разговорной речи в виде диалога (Правильно и быстро задавать вопросы, подбирать нужные слова в своих ответах, сообщать о выполненном поручении).

  4. Совершенствование интонационно-смысловой выразительности при чтении стихов, загадок, сказок, рассказов.



Лексические темы:


    1. Весна.

    5. Профессии людей.

    2. Птицы весной.

    6. Наш город.

    3. Весенняя одежда, обувь.

    7. Моя улица.

    4. Транспорт.

    8. Школа.


Список используемой литературы.


  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.,1981.112с.

  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики.- М., 2011. 288с.

  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб, 1999. 160с.

  4. Сазонова С.Н. Развитие речи у дошкольников с ОНР.- М., 2003. 144с.

  5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.- М., 2006. 80с.



.


Похожие:

Безлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб iconУполномоченный по правам человека в городе москве
Авторский коллектив: О. В. Кучмаева, д-р экон наук, И. Ф. Дементьева, д-р социол наук, Г. В. Сабитова, д-р пед наук, А. Б. Синельников,...
Безлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб iconГосударственный стандарт союза сср прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой
С. И. Рудюк, канд техн наук; В. Ф. Коваленко, канд техн наук; Э. И. Фельдман, канд техн наук; Ю. С. Томенко, канд техн наук; И. Н....
Безлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб iconТезисы докладов
Кащенко С. Г., канд ист наук, доцент Шишкин В. В., канд экон наук Иваненко В. А канд экон наук, доцент Летуновская М. Е., канд экон...
Безлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб iconЛ. В. Стрижнева учитель-логопед гоусош №337 Невского административного района спб. Магистр педагогики по направлению «Педагогика». Ргпу им. А. И. Герцена,факультет института детства, магистратура, научный
Л. В. Стрижнева учитель-логопед гоусош №337 Невского административного района спб. Магистр педагогики по направлению «Педагогика».(Ргпу...
Безлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб iconЕдиная система технологической подготовки производства
В. Ф. Курочкин, канд техн наук; Ю. Д. Амиров, канд техн наук (руководитель темы); Г. А. Яновский; А. И. Голуб; Т. К. Алферова, канд...
Безлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб iconГосударственный стандарт союза сср
В. Ф. Курочкин, канд техн наук; Ю. Д. Амиров, канд техн наук (руководитель темы); Г. А. Яновский; А. И. Голуб; Т. К. Алферова, канд...
Безлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб iconОбразовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) начальная школа детский сад I, II вида №1635 на 2010 2014 учебный год «Согласовано»
Головчиц Л. А., д п н., – док пед наук, профессор, ведущий научный сотрудник икп рао николаева Т. В., канд пед наук, ведущий научный...
Безлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб iconУпаковка, маркировка, транспортирование и хранение
А. Л. Войцеховская, канд хим наук; А. А. Зеленецкая, канд хим наук; Н. Н. Калинина, канд хим наук; А. В. Мизандронцева; А. Б. Скворцова,...
Безлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб iconОбщие технические условия
К. В. Лялин, канд техн наук; В. В. Малов (руководитель работы), канд техн наук; П. Г. Самойлов (ответственный исполнитель), канд...
Безлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб iconСтроительные нормы и правила отопление, вентиляция и кондиционирование сниП 04. 05-91*
Ссср (д-р техн наук Е. Е. Карпис, М. В. Шувалова), вниипо мвд СССР (канд техн наук И. И. Ильминский), мниитэп (канд техн наук М....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница