«Духовные ценности современной цивилизации»




Скачать 258.7 Kb.
Название«Духовные ценности современной цивилизации»
Дата27.05.2013
Размер258.7 Kb.
ТипДокументы


Проектная работа

по обществознанию

на тему :

«Духовные ценности современной цивилизации»


Ученика 11 А класса

Зыкова Александра


Содержание



  1. Духовная культура

  2. Наука и образование

  3. Религия в современном мире

  4. Духовный мир личности

  5. Заключение



Духовная культура


Помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей, цивилизация включает ещё один очень важный момент – культуру. Степень развития культуры показывает достижение конкретной исторической цивилизации, определяет её место в ряду существовавших, современный и будущих цивилизаций.

Что же такое культура, из каких элементов она состоит и какое место занимает в жизни человека и общества?


Что такое культура?


Термин «культура» - латинского происхождения. Первоночально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее название. Культуру изучают многие науки (археология , этнография, история, эстетика и др.) и каждая даёт ей своё определение. Не случайно в мировой литературе насчитываеться более 500 определений культуры. Обратимся к одному из них, наиболее часто встречающемуся в общественных науках. В самом общем смысле под культурой ученые-обществоведы понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а так же её результаты.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создаётся в процессе материального производства (продуктами её являються станки, оборудование, здания и тд.) . Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений. Все элементы материальной и духовной культуры связанымежду собой. Материальна производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях его жизни;вместе с тем результаты его мыслительной деятельности материализуються, превращаються в материальные объекты- вещи , технические средства, искуство и тд. Например наши знания в электронной технике относят к духовной культуре, а компьютеры , телевизоры, созданные на основе этих знаний, относят к материальной культуре.

Итак, культура являеться существенной характеристикой жизни общества, и, слеовательно, она не отделима от человека как от социального существа. Биологически человеку даёться лишь организм, обладающий определённым строением, задатками, функциями. В процессе жизнедеятельности человек формируеться как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть усвоение им языка, приобщение к существующим в обществе ценностям, традициям, овладение им присущими данной культуре приёмами и навыками деятельности и тд. И не будет приувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.


Традиции и новаторство в культуре


Духовная культура- своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории фогрмирования культуры имееться ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идёт как бы по двум направлениям- по вертикали и по горизонтали.

Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одног поколения к другому, т.е. с преемственностью в культуре. Пеемственность как закономерность в развитии, например науки , можно проиллюстрироватьтакими известными факторами: обнаружение В.Рентгеном невидимых лучей привело А.Пуанкаре к гипотезе о связях между этими лучамии явлением флюоресценции;А.Беккерель , проверяя данную гипотезу, случайн зафексировал неизвестноеранее самопроизвольное излучение урана, что, в свою очередь, привело супругов Кюрик открытию радия и явлениюрадиоактивности у ряда других элементов.

Исходя из этой закономерности можно смело утверждать, что без Евклидовой геометрии не было бы геометрии Лобачевского, а без открытия Ньютона – тиории относительности Энштейна.

Наиболее устойчивая сторона культуры – культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаються от поколения к поколению, но и сохраняються в течении длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают , что насладовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды и тд.

Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Так, обычай отмечать весенний праздник масленица, знаком ещё со времён древних славян, а правила этикета пропускать женщину дошло до нас из периода матриархата. Творцами традиций были люди, жившие в разлчные эпохи, представители разных социальных групп и классов, поэтому традиции иногда столь противоречивы. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных траиций и в этом смысле выбирает не только будущее но и прошлое.

Вторая линия накопления культурных ценностей(по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражаеться в том , что в отличии от науки наследуется в качестве ценности не отдельные компаненты, актуальной идеей, частью теории, а целостное художественное произведение.

Творчество Шекспира так же не может заменить творений Данте, как творение Данте- произведений великих поэтов древности. Однако художественное произведение, созданное в 19 веке,читателями 20 века воспринемаеться совершенно иначе. Это происходит не только потому,что изменилось общество (его экономика , политика, социальная сфера) , но и потому. Что изменился его духовный мир, его культура. Пояились новые творци, оказавшие своими произведениями влияние на сознание людей, живших в 20 веке. И в таком одновременном существовании и взаимодействии сегодня произведений, созданных в различные эпохи, рождаеться культура современной цивилизации.

До сих пор мы рассматривали процесснакопления ценностей культуры, теперь обратимся к проблеме её развития, ибо формирование культуры предпологает не только сохранение элементов старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в прцессе творчества. Речь идет о новаторстве в культуре. Конечно, не всякое новаторство есть творчество. Сознание новог становиться творчеством культурных ценностей лишь тогда, когда оно приобритает общественную значимость, получает признание других людей. Предположим, поэт в лирических стихах расказывает о своих чувствах, и переживаниях, радостях и страданиях, но утверждать, что он «творит культуру», можно только в том случае, если содержание и форма его поэзии вызывают откли в душах людей, пробуждают ответные чувства у воспринимающей публики, доставляет ей эстетическое наслаждение. А если чей-либо рифмованный текст такими свойствами не обладает, то его нельзя назвать ни поэзией, ни творчеством культуры.

Правда, бывает и так, что произведение искусства или научные открытия не находят признания у современников. Но если это подленные духовные ценности, то время их приходит и последующие поколения воздают им должное. Так было, например, с дтрудами К.Циолковского, принцыпом сохранния материи и движения М.Ломоносова, картинами художников-имприсионистов и тд.

В творчестве культуры всеобщая органическая слита с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима, будь то художественное произведение, изобретение, научное открытие и тд. Тиражирование в той или иной форме уже известного- это распространение , а не создание культуры.

Теперь, после того как мы познакомились с путями развития культуры, рассмотрим подробнее культуру современной цивилизаци.


Культуры в культуре


В рамках определённой исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры:интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе особое значение приобрели «массовая» и «элитарная культура».

Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио , телевидение. Современные средства связи, а затем и видео- и компьютерная техника способствовали её рапространению. В западной социологии массовая культура рассматриваеться как комерческая, поскольку произведения искусства,науки, религии выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль,если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя , любителя музыки.

Как и в любом другом виде комерции , неотъемлимой частью мссовой культуры является рекламма.некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15-20% прибыли на рекламирование своей продукции и на изучение вкусов её потребителей. В соответствии с запросами зрителей комерческий кинематографпредлагает набор фильмов ужасов, мелодрамм, боевиков, секс-фильмов и тд. Учитывая потребности молодёжи в самоутверждении , её стремление к лидерству, в кино и литературе Запкда появился сответствующий герой- некий супермэн ттипа знаменитых Джеймса Бонда, Рембо , Индиана Джонса и тд. Наделённых такими качествами , как смелость , решительность, ловкость. Они всегда одерживают победы.

Зачинателями массовой культуры были бизнесмены Голливуда(США) . они разработали целую систему производстваподобных фильмов, которые сегодня заполонили экраны кинотеатров мира. Не случайно сейчас всё чаще говорят о художественной экспансии американского кинематографа в Европе, Азии и Латинской Америки. Подобнойкомерциализации подверглись также книгопечатание,пресса , живопись, музыка, фото.

Несколько слов о влиянии массовой культуры на психику человека. Вслед за австрийским психологом Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении массовой культуры действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становиться частью массы, сливаеться с ней. Он заражается «коллективным настроением» и тогда, когда слушает рок-музыку и смотрит кино в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвёзд, ведущих, модельеров и тд. Чему в большей мере способствует реклама.

Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством анти-устлости, кичем, полукультурой. В 80 гг. Термин массовая культура стали употреблять реже, по скольку он скомпрометирован тем ,что используеться исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Характеризуя её американский филолог М.Белл подчеркивает:»Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия класов,наций,уровня бедности и богатства.». кроме того, благодаря современным средствам массовой комуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность.

«массовой» или «поп-культуре» часто противопоставляют «элитарную», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Фелини, Тарковского, книги Кафки,Белля, Базена, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения создаваемые в рамах этой культуры, расчитаны на узкий круг тонкоразбирающихся в искусствелюдей, и служат предметом оживлённых споров между критиками. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

Комерческая выгода не является целью «элитарных» произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению своих идей. При этом возможно появление уникальных произведений в искусстве, которые иногда приносят их создателям не только признание но и не малый доход, становясь очень популярными.

Поп-культура и элитарная культура не враждебны. Достижения , художественные приёмы элитарной культуры перестают быть новаторскими и их перенимает массовая культура, повышая свой уровень. В то же время поп-культура приносит прибыль, даёт возможность кинокомпаниям , издательствам оказывать поддержку творцам элтарного искусства.

В последнее время ученые заговорили о появлении «экранной культуры», что связано с компьютерной революцией. Экранная культура связываеться на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план,появляется новый тип общения , основанный на возможностяхсвободного выхода личности в мир информации. Таковы например, видеотелефоны или компьютерны сети, позволяющие получать на экране компьютера информацию из архивов,книгохранилищ, библиотек. Благодаря использованию компьютерной графики, удаётся увеличить скорость и улучшит качество получаемой информации.компьютерная страница несёт с собой новый тип мышленияи образования с характерной для неё быстротой, гибкостью, реактивностью.

Многие сегодня считают , что именно экранной культуре принадлежит будущее.


Проблемы современной отечественной культуры


Любое сложное явление общественной жизни не может быть оценено однозначно «хорошо» или «плохо», поскольку в нем может быть и то и другое , многое зависит от критериев оценки. Так, в духовной культуре любого общества различают два одинаково реальных облика: один- облик устойчивости, гармонии и единодушия, другой- облик перемен, конфликтов, напряжностей и нерешенных проблем. Это следует иметь в виду при анализе и оценке состояния культур любого общества, в том числе и нашего.

Уровень развития духовной культуры измеряеться объёмом создаваемых обществом духовных ценностей, масштабом их распространения, и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценивая уровень духовного прогресса в той или иной стране, важно знать, сколько научно-исследовательских институтов, университетов, театров, библиотек, музеев, заповедников и тд. имееться в ней.

Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять за внимание и качество духовной продукции – научных открытий книг, образования, кино, музыки и тд. Цель культуры- формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Значит, необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Вот почему важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

В наше время имеет место так называемая ложная культура. Всевозможные безнравственные передачи пропагандируют насилие. Популярные певцы , рок-группы текстами своих песен развращают молодеж. Художники вкладывают в свои картины извращенный, опошленный смысл.

Например, известно, что на спектакль всемирно известных оперных театров – Большого в Москве и Ла Скала в Мелане-могут попасть далеко не все желающие, во-первых, по тому, что не имеют возможности приехать ,а во-вторых из-за дороговизны билетов, значит ли это, что те, кто никогда не бывал в Большом театре и в Ла Скала, не приобщились к высокой музыкальной культуре, которую прославленые театры несут людям? Сегодня с уверенностью можно сказать: нет , не значит, потому что зрители могут познакомится с шедеврами оперной классики не выходя из дому- по радио или телевидению, в грам записи. Таким образом, средства массовой информации способствуют выравниванию возможностей всех людей в приобщении к культуре не зависимо от географии их проживания и уровня доходов. Было бы желание. То же можно сказать о театральном творчестве и изобразительном искусстве.

Еще один критерий культурного развития общества- наличие необходимых условий для проявления и развития творческих сил, способностей, талантов человека. К таким условиям относятся разнообразные учебные заведения, музыкальные и художественные школы,клубы по интересам и многое другое. Реализация творческих возможностей и взрослых и детей, способствует так же близость культурных центров и хорошо налаженый транспорт, сокращающий дорогу к ним, т.е.то , что принято называть инфраструктурой культуры-комплексом средств, обслуживающих производство и потребление духовных ценностей. Ведь не в последнюю очередь из-за слабо развитой инфраструктуры в нашей стране в музыкальных школах учится так мало детей, хотя желающих , но не имеющих возможности учится музыке значительно больше.

Кризисная ситуация , сложившаяся в России , с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашег отечества оцеивается как крайне тяжелое и даже катострофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале , накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое безкультурие-причина многих бед в экономике.

Упадок морали, ожеточенность, рост приступности, насилия- злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек безразличен к культурным поискам художника , некультурный страитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю. .. вместо родной речи , богатой пословицами и поговоркми , -, язык засорен иноземными словами, блатными словечками, а то и не цензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то , что столетиями создавали интелект, дух, талант нации, -разрушаются старинные города, гибнут книги , архивы, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

Тяжелое состояние отечественной культуры связано с состоянием кризисным и экономики страны вцелом и материально-техническогообеспечения культуры вчастности.

Сегодня на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Многие очаги культуры закрываются, не имея возможности справится с финансовыми трудностями. Большинство же оставшихся, что бы не угаснуть совсем, вместо того чтобы нести людям высокое искусство, дарить им радость творества, вынуждены заниматься комерцией. А комерциализация культуры, как показывает опыт многих стран мира, теперь, кстате, и нашей, значительно снижает её уровень и вместе с ней- культурный уровень народа, замедляет или вовсе прекращает культурныйй прогресс общества.


Невостребованная культура


Духовное богатство, накопленное человечеством, тиражируемое с помощью новейших достижений научно-технической революции, делает духовные ценности более доступными каждому, чем прежде.

Передаваемая современными средствами массовой камуникацииинформация спообна приблизить эти ценности к каждому человеку, но ему ещё нужно прикоснуться к ним, чтобы стать духовно богаче. Однако при том, что так или иначе знакомятся с ними все, прикасаются к ним не многие.

Перед человеком море книг, но все ли читают хотя бы мировую или отечественную классику? В школьные годы по учебным программам ещё читают, а потом? И это не только в нашей стране, но и в других странах, даже самых цивилизованных.

Или другой пример. Молодеж ь интересуется , много слушает современную музыку, но знания о музыкальной культуре очень поверхносны. Специально проведенны опрос среди молодежи показал, что юноши и девушки могут назвать лишь несколько супермодныхотечественных и зарубежных поп-рок-ансамблей, как правило мало или ничего не знают о других музыкальных направлениях, о достижениях отечественных композиторов и исполнителей, о проводимых международных конкурсах и др.

В наше время большинство культурных заведений заменил интернет. Для экономии времени молодёж предпочитает скачать из интернета нужную информацию, а не искать её долгое время в библиотеках Москвы. Таким образом посещаемость библиотек падает и вскоре они станут совсем не нужны.

Большинству молодёжи сейчас интересны новые технологии, и если они чем то интересуются то это прогресс. Подростки предпочитают отправиться на выставку «з D» технологий, чем на выставку сельского хозяйства например.

Замечено , что те виды культуры искусства,которые требуют от человека серьёздных размышлений, работы души, к которым нужно прикоснутся умом и сердцем, расцениваются нередко как нудные, скучные , трудные, требующие слишком много времени для осмысления.

Действительно, современному человеку, устающему после работы, транспортных неурядиц, необходимы передышки, а значит-отдых и развлечения. И здесь право каждого решать самостоятельно:почитать книгу, пойти в кино,театр, или напится и подраться.

Всё дело в том, что тот кто ищит в культуре только развлекательности, не найдя её, легко находит заменитель. В результате вместо культуры появляется эрзацкультура.

Однако было бы не справедливо не замечать техпозитивных сдвигов в культуре, которые происходят сегодня в нашей стране.

Они проявляются прежде всего в возвращении в духовную жизнь народа культурного наследия во всём его многообразии, изживании монополии государства в области культуры, создании условий для творчества и свободы выборалюдьми культурных ценностей и видов культурной деятельности, расширении международных культурных связей и многом другом.


Наука и образование


Наука является одной из форм духовной культуры общества,а её развитие-важнейшим фактором обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека: и материального производства, и социально-экономических отношений, и духовной жизни.


Что такое наука?


Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоритическом характере. Научные знания начинаются тогда , когда за совокупностью фактов осознаётся закономерность- общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить,почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Со временем некоторые научные познания переходят в область практики.

Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказания процессов и явлений действительности, т.е.в широком смысле её теоритическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей строгастью и четкостью. Наука- это мышление в понятиях, а искусство- в художественных образах.


Функции современной науки


На разных этапах развития обществанаучные знания выполняли различные функции.

В эпоху Возраждения обострённый интерес к проблемам человека и его свободы содействовал развитию индивидуального творчества и гуманитарного образования. Но лишь в конце этой эпохи сложились предпосылки для возникновения и ускоренного развития этой науки. Первым , кто сделал решающий шаг в создании нового естествознания преодолевшего противоположность науки и практики был польский астроном Н.Коперник. Коперниковским переворотом, начавшимся четыре с половиной столетия назад , наука впервые оспорилау религии её право безраздельно определять формирование мировоззрения. Ведь для того , чтобы принять гелеоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов религии, но и согласится с представителями, которые противоречили обыденному восприятию людьми окружающего мира.

Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогла стать определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренчиской значимости, касающихся структуры материи, строения вселенной, возникновении и сущности жизни, происхождения человека. Ещё больше времени потребовалось для того, что бы предлогаемые наукой ответы на мировоззренческие вопросы стали элементами общего образования, без чего научные представления никогда не смогли бы превратится в составную часть культуры общества. Так возникло и укрепилось культурно-мировоззренческая функция науки. Сегодня она является одной из её вожнейших функций.

В 19 векеначало менятся отношение между наукой и производством. Становление такой важнейшей функции науки, как непосрадственная производительная сила общества, впервые отметил К.Маркс в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был ни столько реальностью , сколько перспективой. Конечно, научные знания и тогда не были изолированы от быстро развившейся техники, но связь между ними имела односторонний характер: некоторые проблемы возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам.

Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживае5тся ещё одна функция-она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и её данные используются для разработки масштабных планов и програм социального и экономического развития, например, таких, как программа экономической и политической интеграции стран- членов ЕЭС.

Таким образом наука оказывает комплексное внмание на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитиеи управлене обществом.


Образование


«Всякое переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы- их должна подготовить школа. Где общественная жизнь преобрела определённую форму,там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества.». написанные во второй половине 19 века , эти слова и поныне актуальны.

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации-усвоения им социального опыта прошлых и современных ему покаений. Этот процесс осуществляется двумя путями:в ходе стихийных влияний на человека обстоятельтв жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества,в процессе воспитания и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Но общество не однородно: каждый класс, социальная группа, нация имеют своё представление о содержании образования.

Из истории известно , что всякий раз, когда заходила речь об определении содержания конкретных учебных курсов,сразу же возникали политические, научные , религиозные, и прочие разногласия.

В наши дни каждый четвертый житель земного шара неумеет читать и писать. Число неграмотных состовляет 1млрд. человек. но стремление преодолеть неграмотность и охватить образованием всех привело к снижнию его качества. Отстование школы от современных требований поставило многие страны перед необхадимостью школьных реформ.Мы должны повысить качество образования.Для этого проводится гуманизация гуманитаризация, интернационализация образования.

Гуманизация предпологает большое влияние общества к личности, её психологии, интересам, запросам. Особое внимание удиляется нравственному воспитанию человека. Много делается для приобщения к образованию инвалидов.

Гуманитаризация означает усиление внимания обществак изучению общественных дисциплин, имеющих первостепенное значеение в жизни современного человека,а именно экономической теории, социологии, политологии.

Интернационализация – это создание единой системы образования, для разных стран. Являясь частью духовной культуры общества, образование вместе с ней подвержено интернационализации.

Приведенные примеры показывают,чтообразование рассмаатривается ныне как одна из основных ценностей, без которой не возможно дальнейшее развитие человеечества.


Религия в современном мире

Одной из древнейших форм культуры является религия. Религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Как ирелигиозные обряды, культы, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: буддизма, христианства, мусульманства.

На определённой стадии развития религии возникает церковь, в лоне которой складывается духовная иерархия, появляются священники. Церковь объединяет верующих одного вероисповедания, разрабатывает единые нормы их поведения.

Значительная роль религии и в наши дни.


Что такое религия?

Религия-это определенные взгляды и представления людей, соответствующее обряды и культы.

Сердцем религии является вера. Вера, по словам Евангелия,-есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и по этому ей не страшны обоснавания атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть.

В чем особенности религиозной веры? Первым ее элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, и правителя всеми делами, поступками, помыслами людей.

В течении многих веков богословы всех религий стремились доказать существование Бога. Однако немецкий филосов Кант убедительно показал в своих рассуждениях, что логическим путем доказать несуществование Бога, ни его отсутствие невозможно, остается только верить.


Многообразие религий


В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий. С ним соседствуют разные формы монотеизма (единобожия). Здесь и национальные религии-конфуцианство, иудаизм, мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках. Именно мировые религии оказываут наибольшее влияние на развития современных цивилизаций.

Буддизм-самое раннее по времени появления мировая религия наиболее широкое распрастранение она получила в Азии центральную область буддийского учения состовляет нрвственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достич истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения прийти к совершенству.

Христианствыо-вторая по времени возникновения миривая религия. Ныне это самая распрастраненная на земле религия. Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: не убий, не укради, не прилюбодействую, почитай мать и отца твоих, не делай себе кумира, не произноси имени господа Бога всуе...

Православие –ветвь христианства, раскловшегося в 1054 году на католическое и православное направления. В современном мире существует множество церквей и храмов православных. Главой православной церкви в наше время является Патриарх Алексий 2.православная церковь проповедует Евангелие.

Ислам (мусульманство)-самая поздняя по времени возникновения мировая религия. Распрастранение получила в северной Африке, и Южной Азии. Ислам в переводе на русский язык означает покорность.человек, по Кораму, существо слабое склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жиизни самастоятельно. Ему остается уповать на милсердие и помощь Аллаха. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей.

Таким оьразом, несмотря на различие миривых религий, в проповедуемых ими духовных, нравственных ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий.


Роль религии в современном мире


По данным американского института ГелЛаппа, верят в Бога и висшее существо 97% жителей планеты. Эти данные свидетельствуют о шириком распролстранении религии.значительно возрасло влияние рилигии в нашей стране. По телевидению мы не редко видим богослужение, происходящее в церквах освящение зданий, и т. д. Востанавливаются многие ранее верховных органах власти, увеличилось колличество тех кто, например в христианстве, пршел обряд крещения, появились газеты и журналы печатанные церквями, в школах пявился предмет «закон божий».

Во все времена одним из главных факторов, поддержавших религиозность, был страх, растерянность человека перед лицом смертельной опасности, неразрешимых в данных условиях проблем.

Часто неизлечимо больные , одинокие, отчаявшиеся люди ищут утешение в Боге, начинают верить в чудеса. Церковь не оставляет своим вниманием и этих людей. Она проявляет истинное милосердие.

Религия издавна была хранителем культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры.величественные храмы мастерские, иконы, произведения.

В настоящее время одной из главных задач церкви стало сохранение этих культурных памятников. Например возрождение Покровского монастыря у Покровской заставы, или Храм Христа Спасителя.

Воздействие религии противоречиво: с одной стороны она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой-проповедает покорность и смирение.


Веротерпимость и свобода совести

как духовные ценности


Если мы не можем дать ообщую формулу, позволяющую нам оценить , прогрессивной или реакционной является та или иная позиция, по отношению к религиозной вере, то некоторые общие положения, касающиеся взаимоотношений между верующими, атеистами, все же имеются. Они существуют как нравственные юридические отношения.

Они заключаются прежде всего в уважении к другому человеку, к другим людям, даже если они верят в другого Бога, по иному верят или не верят. Это частное дело каждого. И никто не вправе привлеч человека к любой ответственности за его верования. Это не озночает что государство воообще равнодушно к религии. Есть религии которые требуют человеческих жертвоприношений, уродуют людей духовно и физически, направляют на погромы и тд. Разумеется государство , закон, общественное мнение против этого. Но ведь это не сама религия а её деятельность, вредоносная и противоправная. И борьба государства с этой деятельностью отнюдь не означает нарушение им принципа свободы совести.


Духовный мир личности


Общечеловеческая культура и личность


История человеческой кульуры-это история человеческого разума. Исторический опыт поколений воплощён в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя её интеллектуальному и нравственному развитию.

В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Диапозон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможнисть выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способнастям и условиям жизни.

И всёже есть признак духовной культуры личности, который среди прочих критериев играет главенствущую роль,-это готовность человека к самоотдаче и саморазвитию: если «Я для себя» (даже для очень образованного человека), то «зачем Я?»

Самоотдаче предшествует и сопутствует постоянное обогащение личностью своего духовного мира достижениями общечеловеческой культуры, иначе отдавать будет просто нечего.


Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нём занимают эмоции-субъективные переживания по поводу ситуации и явлений действительности. Человек получает ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха и бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной цвет, выражающий отношение к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать спокойными чувствами, но в которой будут бушевать страсти-чувства исключительной силы, стойкости , длительности, выражающие в направленности помыслов и сил на реализацию, определённой цели. Страсть ведет личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногдща и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля – это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели. Мыслители всегда придавали большое значение воли в деятельности человека.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные маяки. Эти маяки не являются продуктом деятельности лишь того человека , который носит их в себе; как правило они выработаны многовековым опытомчеловечества, и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности-это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленой, позволяет разбираться в явлениях окружаещего мира, ориентироваться в нем.

Ценность это жизненная ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает из идиалов личности.


Заключение


Мир стоит на пороге нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть это будут некие, неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно , что никакое заранеее угатованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже Апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или активно созидать добро. Общественное развитие , особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? В конечном счете это зависит от сознательной и активной деятельности людей, а значит, и от Нашей деятельности.

Современное общество предоставляет человеку широкий выбор сфер приложения сил.


Библиографический список


  1. «У Покровской заставы» Ирина Лысова, Виктор Корнюшин, Сергей Микрюков.




  1. «Издательство Вече 2000» М.В. Чудова, Д.В Грушин, С.Н. Дмитриев,




  1. «Научно-познавательная литература» О.Н.Богачев, Л. Соловьёв.

  2. «Философия» Р.У. Эмерсон

Похожие:

«Духовные ценности современной цивилизации» iconДуховные ценности основа формирования гражданско-патриотических чувств школьников
Духовные ценности – основа формирования гражданско-патриотических чувств школьников
«Духовные ценности современной цивилизации» iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования...
«Духовные ценности современной цивилизации» iconПримерная программа комплексного учебного курса
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
«Духовные ценности современной цивилизации» icon"Всем миром мы можем отстоять свои духовные ценности!"
Позиция Церкви по ювенальной юстиции и электронным документам будет обсуждаться на общественных слушаниях. 8
«Духовные ценности современной цивилизации» iconРеферат по теме : Творческая работа в начальной школе с применением игровых технологий
Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности
«Духовные ценности современной цивилизации» iconМатериалов из опыта работы: «Реализация национально-регионального компонента в обучении немецкому языку»
И ненецкого автономного округа синтезируются духовные ценности различных культур. В этом регионе осуществляется поиск путей использования...
«Духовные ценности современной цивилизации» iconГордин В. Э., Хорева Л. В. Инновационная стратегия развития культуры и повышение качества жизни населения (на примере Санкт-Петербурга)
Развитие культуры как сектора экономики всегда протекает в противопоставлении, с одной стороны, культурных традиций и материальных...
«Духовные ценности современной цивилизации» icon«От школьного проекта к профессиональной карьере»
Технологическая карта проекта «Тепловые двигатели – прогресс или регресс современной цивилизации». 3
«Духовные ценности современной цивилизации» iconСергей Александрович Зеньковский Русское Старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века
Приводится по изданию: Зеньковский С. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. Mьnch., 1970. (Forum Slav.; T. 21);...
«Духовные ценности современной цивилизации» iconПояснительная записка в настоящее время большое значение уделяется изучению Internet-технологий. От пользователей требуется умение использовать эти технологии для получения информации,
Без этого невозможно приобщение к нарастающим информационным потокам современной цивилизации
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница