Основы социокультурного проектирования учебное пособие




Скачать 11,87 Kb.
НазваниеОсновы социокультурного проектирования учебное пособие
страница1/34
Дата04.02.2016
Размер11,87 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ


СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Марков А.П., Бирженюк Г.М.



ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


Учебное пособие


Санкт-Петербург

1997

СОДЕРЖАНИЕ:


Проектная сущность социально-культурных технологий 5

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 9

1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 9

1.3. Социально-культурная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ проектирования 22

1.4. Культура как ОБЛАСТЬ проектНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (содержание понятия) 31

1.5. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА КАК ОБЛАСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 44

1.6. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 51

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ 70

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа 70

2.2. Понятие И СТРУКТУРА ситуации 71

2.3. социокультурнАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ Составляющие (поля И СФЕРЫ жизнедеятельности) 75

2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации 78

2.5. Типы проблем и технология ИХ анализа 83

2.6. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 87

2.7. Содержание социально-культурных проблем И ВАРИАНТЫ ИХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 97

2.8. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ “отраслевыХ” проблем 130

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 149

ГЛАВА 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ 161

3.1. социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики 161

3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ 171

3.2. структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры 188

ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ целевых ПРОЕКТОВ 202

4.1. СПЕЦИФИКА целевого ПРОЕКТирования В СОЦИАльно-культурной СФЕРЕ 202

4.2. ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ организационного проектирования 211

4.3. ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ разработки социально ориентированных проектов 225

4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ программ 234

ТЕМАТИКА ПрактическиХ занятиЙ 263

ГЛАВА 5. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 271

5.1. типология и характеристика методов игрового проектирования 271

5.2. Проективные возможности инновационных игр 275

5.3. принципы игрового проектирования 278

5.4. условия реализации проективного потенциала инновационных игр 284

5.5. опыт организации инновационной игры по разработке городской програаммы поддержки и развития культуры 288

тематика Практических заданий: 300

ГЛАВА 6. СТРАТЕГИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ 301

6.1. Условия ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ (ИЗ БЮДЖЕТНЫХ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ) 301

6.2. БЮДЖЕТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ 304

6.3. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ 310

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 326

Проектная сущность социально-культурных технологий


(Вместо введения)


Одной из основополагающих характеристик “человека культурного” является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего”. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее “улучшающем” характере, в “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) “предмета культуры” человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др.

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др.

Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной деятельности — в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования — идеологию и т.д.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел — предваряющий действие проект.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся разработка и внедрение в учебные программы предмета “Основы социально-культурного проектирования”, целевая установка которого состоит в том, чтобы обеспечить будущих специалистов технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Структура пособия и специфика изложения материала во многом обусловлены характером проектной деятельности. В этой связи теоретическую основу материала нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания, поскольку проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук — культурологии, социологии, психологии и т.д.

Каждая глава начинается с перечисления основных дидактических единиц, которые раскрывают в тезисной форме основное содержание главы и могут служить основой формулировки вопросов для самоконтроля и оценки уровня освоения материала.

Особое место в работе занимает материал, раскрывающий методологическую базу проектной деятельности, поскольку технология социолькультурного проектирования связана с вмешательством в реальные социокультурные процессы. Как известно, технология сама по себе “безразлична” к порождаемым ею результатам — скальпелем хирурга можно избавить человека от болезни, а можно и лишить его жизни. Вот почему отработка технологических навыков и приемов должна стать заключительным этапом и итогом образовательного цикла, логику которого можно выразить семантическим рядом: “ценности — цели — знания — методы”, отражающим суть подготовки любого специалиста гуманитарного профиля. Это значит, что в основе овладения любой технологией должно лежать четыре концептуальных блока (или уровня):

Ценности — это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с взаимно исключающей целевой установкой. Данные уровни проектной деятельности обеспечиваются материалами I и II глав пособия, где раскрывается теоретические основания и принципы проектирования, анализируются различные уровни и грани культуры как объекта проектирования, характеризуется сущность и технология проблемно-целевого анализа, выявляется специфика современной социокультурной ситуации и описывается проблемное поле проектной деятельности. В процессе подготовки этих глав авторы всесторонне учли конструктивные идеи, выводы и положения ведущих специалистов в области социокультурного проектирования — В.М.Розина, Т.М.Дридзе, Э.А.Орловой, И.В.Жежко и др.

Знания и методы — это предписания о целях и способах деятельности. В пособии этой составляющей образовательного цикла соответствуют главы III, IV, V, VI, в которых описывается технология формирования региональных культурных программ, дается методика формирования локальных проектов социально-культурной и социально-педагогической направленности, выявляются возможности применения игровых методов в проектировании, раскрывается технология оформление и продвижения заявок на финансирование проектов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Похожие:

Основы социокультурного проектирования учебное пособие iconОсновы архивоведения учебное пособие казань 2002 удк 930. 25
Основы архивоведения: Учебное пособие. Казань: Татарское Республиканское изд-во “Хэтер”, 2002. с
Основы социокультурного проектирования учебное пособие iconСписок литературы с 11. 12. 2012 по 25. 01. 2013 естественные науик математика Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л.
Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л. К. Конышева, Д. М....
Основы социокультурного проектирования учебное пособие iconСписок литературы с 15. 01. 2013 по 15. 02. 2013 естественные наки математика Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л.
Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л. К. Конышева, Д. М....
Основы социокультурного проектирования учебное пособие iconУчебное пособие разработано для подготовки студентов по специиальностям очной, очно-заочной форм обучения и экстерната по специальности «документоведение в управленческой деятельности»
...
Основы социокультурного проектирования учебное пособие iconУчебное пособие Ульяновск 2008 Рецензент: кандидат экономических наук, доцент
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей вуза при изучении курсов: «Маркетинг», "Менеджмент", «Основы...
Основы социокультурного проектирования учебное пособие iconРабочая программа учебной дисциплины «основы проектирования»
Цели и задачи дисциплины: дисциплина «Основы проектирования» является одной из основных специальных дисциплин при подготовке бакалавров...
Основы социокультурного проектирования учебное пособие iconБреус Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп
Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп. — М.: Изд-во урао, 2000....
Основы социокультурного проектирования учебное пособие iconТеоретические основы и тесты. Пособие для подготовки к ент. Таксымбаева Э. С
Учебное пособие предназначено для учащихся средних школ, абитуриентов и учителей
Основы социокультурного проектирования учебное пособие iconУчебное пособие для вузов /Д. Ю. Снежков
С-16 Проектирование мостовых и строительных конструкций: учебное пособие умо /П. М. Саламахин. М
Основы социокультурного проектирования учебное пособие iconАннотация рабочей программы дисциплины "Основы проектирования измерительных приборов и систем"
Дисциплина "Основы проектирования измерительных приборов и систем" относится к профессиональному циклу дисциплин
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница