В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций




Скачать 36,83 Kb.
НазваниеВ работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций
Дата04.02.2016
Размер36,83 Kb.
ТипДокументы
ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ


Антонина Сидорова, доктор экономических наук, зав. кафедрой «Экономическая статистика», Донецкий национальный университет

Олеся Курносова, кафедра «Экономическая кибернетика», Автомобильно-дорожный институт Донецкого национального технического университета г. Горловка


В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций.


In work a place and role of processing innovations is certain in development of enterprises. Author approach is offered to determination of processing innovations, to their classification. Conception of management development of enterprises is developed on the basis of processing innovations.


В новых условиях хозяйствования экономики Украины, ставшей на путь рыночных преобразований, «…конкуренция товаров и услуг трансформируется в конкуренцию организаций, в соперничество управленческих знаний, искусства и мастерства управления» [1, с. 17]. Это объясняется тем, что мир вступил в эпоху «интеллектуальной экономики» или «экономики знаний», где основными источниками благосостояния и ведущими факторами производства становятся инновации и творческие (интеллектуальные) достижения людей. Следовательно, в современных условиях выживают только те предприятия, которые гибко реагируют на требования рынка, создают и грамотно организовывают производство конкурентоспособной продукции, обеспечивают эффективность перестройки внутрипроизводственного управления, то есть инновационно развиваются.

Острота проблемы обусловливает пристальное внимание авторитетных западных и отечественных ученых к вопросам инновационного развития предприятий, предопределяет разработку новых концепций управления и теорий экономического развития. Так, среди западных ученых можно отметить работы: Друкера П. [2], Ансоффа И. [3], Аккофа Р. [4], Хаммера М. и Чампи Дж. [5], Маркхэма К. [6], Каплана Р.С. и Нортона Д.П. [7], Масааки И. [8]. Среди отечественных ученых признанными авторитетами в области исследования проблем управления инновационным развитием, конкурентоспособностью отечественных предприятий являются: В.М. Гринева [9-10], А.В. Гринев [10], Н.И. Чухрай [11], Л.И. Федулова [12], А.Э. Воронкова [13], Д.Н. Черванев, Л.И. и Нейкова [14].

Вместе с тем, в отечественной науке и практике на современном этапе не обоснована ключевая роль процессных инноваций в развитии предприятий, нет однозначной трактовки экономической сущности их категории, не разработаны модели управления развитием предприятий на основе процессных инноваций.

Целью статьи – является обобщение понятия процессных инноваций, предложение авторского подхода к трактовке их экономической сущности, разработка концепции управления развитием предприятия на основе процессных инноваций.

Основу инновационной деятельности каждого предприятия составляют освоение (коммерциализация) новых видов продуктов, методов их производства, доставки и реализации [1, с. 327]. Следовательно, базовой предпосылкой инновационного развития предприятий являются продуктовые и процессные инновации.

Сущность продуктовых инноваций заключается в их названии и характере реализуемых новшеств. Однако, по мнению признанного авторитета в области управления и одного из создателей современной теории инноваций П. Друкера, «…наиболее эффективной инновацией служит другой продукт или услуга, которые не столько представляют собой какое-то усовершенствование, сколько создают новый потенциал удовлетворения… этот новый и «другой» продукт дороже предыдущего; тем не менее его совокупное воздействие…в том, что он снижает затраты и повышает производительность…» [2, с. 42]. Из этого следует, что в современных условиях приоритетом в освоении и внедрении продуктовых инноваций является повышение полезности клиентов (потребителей).

Так, М. Хаммер и Дж. Чампи в своем революционном научном труде [5] делают следующие выводы о возрастании роли клиента в современной бизнес-среде: «…клиенты – и потребители, и компании – уже не ведут себя одинаково, а требуют продуктов и услуг, разработанных под их уникальные потребности…Отдельные клиенты (и потребители, и промышленные фирмы) требуют индивидуального подхода. Они ожидают продукции, приспособленной под их потребности, графиков…доставки в соответствии с их планами производства или рабочими часами и удобных для них оплаты. Ряд факторов, действующих и по отдельности, и вместе, привел к переходу влияния на рынке от производителя к клиенту» [5, с. 37]. Бесспорными являются и выводы отечественного ученого, профессора Н.И. Чухрай, которая доказывает важность активизации клиента в проектировании инноваций: «…нередко в инновационной деятельности заказчик играет настолько активную роль, что может проявлять инициативу и даже в некоторых случаях переубеждать потенциального поставщика в целесообразности заказа. Подобный подход лежит в основе привлечения поставщика как части бизнес-процесса… Рост количества новейших разработок продукции, сырья и процессов существенно усложняет задание промышленного маркетинга в сфере поставок. В этой связи активизация технологического фактора обуславливает рост роли клиентов в обеспечении будущих поставок…» [11, с. 120].

Наравне с этим, вектор ориентации на клиента (потребителя) в планировании продуктовых инноваций и политика «активного проталкивания» влекут за собой изменения во всей системе организации производства и управления предприятием. Действительно, «…три «К» – клиенты, конкуренция и коренные измене­ния – создали новые условия, и становится все очевиднее… организации, построенные для работы в одних обстоятельствах, нельзя эффективно улучшить при других. Компании, [рассчитанные] на массовое производство, стабиль­ность и рост, невозможно улучшить для успеха в мире, где клиенты, конкуренция и коренные изменения требуют гибкости и быстрой реакции» [5, с. 43-44]. Следовательно, с повышением роли инноваций в развитии предприятий на современном этапе невозможным становится использование старых управленческих подходов. Обусловлено это тем, что предприятие может считаться инновационно-активным и перспективно развиваться, если тенденции такого развития обусловлены комплексным внедрением всех видов инноваций: продуктовых и процессных [15].

В пользу данных доводов авторов, в работе [16] отмечается: «…развитие производства должно происходить параллельно с развитием форм и методов управления. В начале экономического роста могут применяться монопроекты и сравнительно простые методы менеджмента. При этом нарастание сложности управления в своем развитии должно опережать развитие производства и только тогда оно может быть эффективным. Все это влечет за собой его усложнение в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношениях и дальнейшую полную реорганизацию управляющей и управляемой подсистем» [16, с. 8]. Подтверждает это и профессор Н.И. Чухрай: «…приоритеты инновационной деятельности под влиянием современных мировых мегатенденций изменяются. Традиционно считалось, что основными источниками устойчивых конкурентных преимуществ являются продуктовые и технологические инновации. [Однако]…они являются необходимым, но недостаточным условием успешной предпринимательской деятельности современной фирмы. Практика современных ведущих компаний доказывает, что организационно-управленческие инновации сегодня становятся источником успеха деятельности [предприятий] на рынке…» [11, с. 121-124].

Таким образом, наравне с продуктовыми, не менее важными в повышении инновационного потенциала отечественных предприятий являются процессные инновации. Их реализация позволяет получить значительные конкурентные преимущества в различных, наиболее перспективных для субъектов предпринимательства, областях.

Следует заметить, что в современной науке природа продуктовых инноваций достаточно обоснована и изучена. Понимание же экономической сущности процессных инноваций, их места и роли в развитии предприятия в современных условиях весьма затруднительно. Это определяет необходимость глубокого и всестороннего изучения процесса развития предприятий на основе процессных инноваций.

Трудности в исследовании процессных инноваций обусловливает ряд существующих проблем. Во-первых, это связано с неоднозначностью трактовки категории «процессная инновация». В современных условиях имеется значительное количество подходов, которые или дублируют, или противоречат друг другу в их определении. Во-вторых, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по учету и диагностике процессных инноваций, не разработаны показатели оценки их эффективности, критерии влияния на совокупный эффект функционирования и развития предприятий. В связи с этим, определить в практической деятельности, какой вид инноваций следует отнести к процессным, достаточно трудно. В результате – в отечественной статистике имеет место систематическое занижение результатов инновационной деятельности, и, следовательно, – неоднозначность определения инновационно-активных предприятий, уровня и критериев инновационного развития.

Следует отметить, в Украине однозначного определения понятия процессных инноваций, обособляющего его как один из источников инновационного развития, вообще не существует. Как правило, к новым или усовершенствованным процессам относят внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, результаты по которым вносятся в виде абсолютных и относительных показателей в таблицы по учету и анализу инновационной активности предприятий за определенный период. Однако более детального рассмотрения сущности проводимых усовершенствований и научно-обоснованного определения термина процессных инноваций не приводится. В Российской Федерации учет инновационной деятельности на региональном уровне предусмотрен Инструкцией [17], в которой процессные инновации относят к технологическим, даются рекомендации, какие новшества следует учитывать как процессные. В частности, отмечается, что процессные инновации «…нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов». Однако особо отмечается, что организационно-управленческие изменения в данную категорию не входят.

По мнению авторов, такой подход не совсем верен. Доказывая данный вывод, можно привести следующие слова П. Друкера: «...прежде всего, инновацию не следует путать с изобретением. Инновация – это, скорее, экономический, а не технологический термин. Нетехнологические... инновации важны не меньше, чем технологические… Инновация не ограничивается лишь исследованиями и разработкой – она охватывает все составляющие предприятия, все его функции и все виды деятельности... не замыкается исключительно на производстве – инновация в процессе сбыта (распределения) не менее важна…» [2, с. 41-42].

Следовательно, целесообразнее придерживаться взглядов известного российского ученого профессора С.В. Валдайцева [18], который подразделяет процессные инновации на: 1) технологические процессные инновации (в традиционном понимании); 2) институциональные процессные инновации (новые формы организации управления в производстве и сбыте) [18, с. 18-20]. Таким образом, к процессным инновациям относятся:

  • совершенствование процессов взаимодействия предприятия с внешней средой – новшества в организации сбытовой и закупочной деятельности:

    • инновации, повышающие роль договорной дисциплины (повышение эффективности работы с контрагентами предприятия);

    • разработка новых схем сотрудничества с посредниками и торговыми представителями;

    • мероприятия по повышению эффективности и снижению риска взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями, выступающими в роли кредиторов и инвесторов;

    • усовершенствование отношений с партнерами по снабженческо-сбытовой деятельности, предполагающие новые технологии реализации продукции и упрощение схем закупок;

  • совершенствование и изменение процессов управления движением материальных запасов и денежных средств на предприятии:

    • логистические процессные инновации – новшества во внутрипроизводственном управлении;

    • внедрение современных методов планирования производства, поставок и сбыта (объемно-календарного планирования);

    • внедрение методологии контроллинга с целью учета, бухгалтерского анализа и эффективного управления финансово-экономической деятельностью предприятия;

  • инновации, вносимые в процессы общего управления предприятием, определяющие внедрение мероприятий по снижению уровня постоянных операционных издержек предприятия;

  • нововведения в технологические процессы выпуска продукции, включающие разработку новых технологических регламентов, освоение новых видов технического оборудования и специальной технологической оснастки [15; 18, с. 18-20].

Таким образом, российский ученый значительно расширил понимание категории процессных инноваций, дополнив их перечень организационно-экономическими и управленческими новшествами. Одновременно с этим, профессор Чухрай Н.И. рассматривая инновации, которые Валдайцев С.В. включает в вышеизложенный перечень как процессные, определяет их как организационно-управленческие: «Предусловием эффективности инновационного развития является комплексное развитие предприятия на основе не только технико-технологических инноваций, но и путем внедрения на предприятии организационно-управленческих инноваций в виде современных концепций менеджмента, к которым можно отнести концепцию менеджмента знаний, сберегательного управления, тотального управления качеством, реинжиниринга, менеджмента изменений, бенчмаркетинга, эффективного обслуживания клиента, компьютерного интегрированного производства» [11, с. 124]. Следовательно, внедрение перечисленных концепций в практику управления предприятием следует определять как процессные инновации. Кроме того, при определении процессных инноваций, необходимо исходить из процессного подхода к управлению, это не противоречит буквальному переводу понятия «process innovation» с английского языка – инновации по процессам.

Согласно М. Хаммеру и Дж. Чампи, одним из первых заговоривших о необходимости внедрения процессного подхода и перепроектирования деятельности согласно требованиям современной конкурентной среды, данный подход предусматривает: «… компаниям нужно строить свою работу уже не на основе разделения труда по Адаму Смиту. Ориентация на отдельные задачи устарела в мире современных клиентов, конкуренции и изменений. Теперь компании должны быть организованы на основе ключевых процессов» [5, с. 48]. Следовательно, центральным звеном в рамках указанного подхода является приоритетность ориентации на потребности клиентов. В работе [19] отмечено, что единственная цель бизнес-процессов – удовлетворение потреб­ностей клиентов – получателей промежуточного или конечного продукта. Это позволяет сделать вывод о ключевой роли процессного подхода в рамках политики «активного проталкивания», основанной на тактике ориентации на клиента, что является важнейшим условием, определяющим необходимость процессных нововведений.

Базовой категорией, определяющей сущность процессного подхода, является «процесс», или «бизнес-процесс». В работе [19] процесс трактуется как «…логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю» [19, с. 13]. М.Хаммер и Дж.Чампи определяют бизнес-процесс «…как комплекс действий, в котором на основе одного или более видов исходных данных создается ценный для клиента результат» [5, с. 55]. Ведущие российские специалисты в области процессного управления, В.В. Репин и В.Г. Елиферов, определили данный термин следующим образом: «бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательности работ), которая по определенной технологии преобразует входы и выходы, предоставляющие ценность для потребителя» [20, с. 23].

Не трудно заметить, что последнее определение бизнес-процессов обобщает предыдущие два и не противоречит системному подходу к изучению предприятия как сложной социально-экономической системы. Кроме того, теоретический анализ экономической сущности категории бизнес-процессов предприятия позволяет предположить наличие синергетических связей между ними, совершенствование которых оказывает эмерджентное влияние на совокупный результат деятельности предприятия.

Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов образует их сеть, которая включает все основные функции, выполняемые в подразделениях предприятия. Исходя из этого, сущность процессного подхода к управлению заключается в необходимости формирования сети бизнес-процессов как совокупности видов деятельности предприятия, предполагая последующее управление этими процессами по методике PDCA (Plan (планирование процесса) – Do (выполнение процесса) – Check (анализ показателей эффективности процесса) – Act (корректировка процесса)), включая мониторинг удовлетворенности клиентов и внутренний аудит процессов [20].

Следовательно, сущность процессного подхода по методике PDCA доказывают ранее предположенный факт наличия синергетических связей между процессами и эмерджентного влияния результатов их изменений или совершенствования на совокупный эффект. Иными словами, нововведения по процессам предполагают достижение синергетического эффекта предприятия. Поэтому в рамках авторского подхода к определению процессных инноваций и обоснования их роли в развитии предприятия, целесообразным является применение комбинированного подхода (процессного и синергетического). Проведенный теоретический анализ делает возможным предложить современную концепцию трактовки экономической сущности процессных инноваций.

Процессные инновации – это новшества, затрагиваемые весь спектр бизнес-процессов предприятия, приоритетом которых является совершенствование деятельности с целью выбора вектора ориентации на клиентов (потребителей), и направленные на достижение синергетического эффекта предприятия за счет эмерджентного влияния роста эффективности всех его функциональных единиц.

Исходя из приведенного выше анализа, можно предложить следующую классификацию процессных инноваций, подразделив их на инновации первого и второго уровней (рис. 1).





Рис. 1. Классификация процессных инноваций


Процессные инновации первого уровня предопределяют возможности инновационного развития путем внедрения новых методов управления бизнес-процессами, освоения новых технологий производства и сбыта продукции, механизмов управления кадровыми, финансовыми, капитальными, материальными и др. видами ресурсов, повышение качества производства и менеджмента. Сюда же нами впервые включены экологические инновации, поскольку экологический менеджмент является одним из направлений концепции тотального управления качеством.

Процессные инновации второго уровня интерпретируются как результат изменений на первом уровне, они позволяют осуществить революционный скачок в организационно-экономическом развитии предприятия и выйти на качественно новый его уровень, добиться конкурентных преимуществ на внешних рынках, повысить экспортный потенциал предприятия. Особо следует подчеркнуть на этом уровне правовой аспект вносимых новшеств, в рамках которого осуществляется описание всех бизнес-процессов и закрепление их в регламенте (уставе) предприятия, автоматизация данных функций осуществляется за счет информационно-сетевых новшеств.

Таким образом, управление развитием предприятия на основе процессных инноваций – это итерационный целенаправленный процесс, в задачи которого входит координация изменений деятельности предприятия по всем его направлениям, вследствие чего достигается синергетический эффект инноваций, обусловливающий тенденции долгосрочного устойчивого развития предприятия. Использование в управлении развитием предприятия такого инструмента, как процессные инновации, позволяет повысить его производственно-сбытовые и организационно-экономические возможности.

Выдвинутые теоретические предпосылки управления развитием предприятия на основе процессных инноваций диктуют ряд первоочередных заданий с целью их практической реализации. В связи с этим, необходима разработка концепции управления развитием предприятия на основе процессных инноваций (рис. 2).

Методологическую базу концепции образуют принципы, которым должна отвечать модель управления развитием предприятий: системность, обоснованность, комплексность, целенаправленность, динамичность, синергизм, оптимальная достаточность, холизм, прогнозируемость, эпимофоризм, наличие обратной связи, гибкость. Содержание этих принципов в работе не конкретизируется, учитывая их широкое применение в современной науке.

Для реализации поставленной цели в работе намечено решение ряда задач (рис. 2).

Особое место в концептуальной модели управления предприятием на основе процессных инноваций занимает механизм совершенствования управления, поскольку именно с его помощью осуществляется связь теоретических разработок авторов и реальной практики управления предприятиями. Под механизмом управления предприятием понимается совокупность форм, структур, методов и средств управления, объединенных общей целью, с помощью которых осуществляется увязка и согласование общественных, групповых и частных интересов, обеспечивается функционирование и развитие предприятия как социально-экономической системы [21].

В настоящее работе механизм управления развитием предприятий на основе процессных инноваций образует теоретическая база следующих общенаучных и частных подходов к управлению: системный; процессный; ситуационный, аспектный; синергетический. Эффективное объединение теоретических положений синергетического и процессного подходов предопределяют авторский подход к проблеме построения модели управления развитием предприятий на основе процессных инноваций. Обобщение основных теоретических положений указанных подходов приведено в табл. 1.




Рис. 2. Схема концепции управления развитием предприятий на основе процессных инноваций

Таблица 1

Теоретические положения современных подходов к управлению развитием предприятий


Подход

Теоретические положения подхода




1

2




Аспектный

Предполагает выбор по принципу актуальности или по типу ресурса, акцент делается на преимуществах отдельных наук. Управление развитием рассматривается как комплексный процесс, направленный на развитие основных структурных единиц и функциональных сфер: развитие финансовой, социальной, производственной, информационной сфер, организационное развитие предприятия.




Ситуационный

Центральным моментом является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данный момент. Позволяет лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации, помогает определить тенденции развития предприятия, диагностировать его фазу в жизненном цикле и осуществлять имитацию сценариев будущего развития предприятия. Направлен на выявление точек ожидаемых управленческих воздействий с целью корректировки траектории развития.




Системный

Общенаучная методология, направленная на целостное восприятие системных объектов. Предполагает учет всех аспектов развития предприятия в их взаимосвязи и целостности, выделение их существенности, связей между элементами и определение характера этих связей. Управление развитием предприятия направлено на установление основных системообразующих факторов, воздействующих на процессы внутри предприятия, и взаимоотношения предприятия с внешней средой. Рассмотрение предприятия как кибернетической системы позволяет разработать соответствующий механизм управления его развитием.




Процессный

Управление рассматривается как пpoцecc, непрерывная работа по достижению целей. С целью управления развитием предприятия, в рамках данного подхода, необходимо рассматривать такие функции управления: учет, оценка, анализ, регулирование, прогнозирование, организация и мотивация, контроль, корректирование.

Синергетический

Представляет своего рода системный подход к сложным открытым нелинейным системам. Базируясь на его теоретической базе, дополняется категориями: цикл, неустойчивость, неравновесность, точка бифуркации, катастрофа, внутренние и внешние флуктации, самоорганизация, аттрактор, стадия и фаза развития системы, управление развитием. Учет синергетических закономерностей существенно меняет традиционные представления в области управления сложноорганизованными системами, которое все более начинает основываться на построении управляющего воздействия, согласованного с внутренними тенденциями развивающихся систем. Это обеспечивает понимание сущности процесса инновационного развития предприятия и позволяет выработать механизм его управления.

Процессно-синергетический

(авторский)

Является комплексным объединением теоретических положений процессного и синергетического подходов в обособленный механизм управления развитием предприятий на основе процессных инноваций, позволяет учесть их эмерджентное влияние, выработать инструментарий управления развитием, направленный на достижение синергетического эффекта. Позволяет сформулировать качественно новую концепцию понимания экономической сущности процессных инноваций. Следовательно, с одной стороны, комбинированный подход позволяет описать бизнес-процессы, разработать механизм управления, направленный на повышение совокупного эффекта функционирования предприятия за счет роста эффективности сети бизнес-процессов. С другой стороны, доказывает преимущества нелинейного мышления в рамках синергетики: предполагается рассмотрение альтернатив выбранных путей развития (корректировка процессов) с позиции их оптимальности поставленным целям инновационного развития.


Для практической реализации предложенного подхода в работе используются методы анализа и моделирования социально-экономических систем (рис. 2). Воплощая в жизнь механизм управления развитием предприятия на основе процессных инноваций, по мнению авторов, целесообразнее придерживаться следующей последовательности исследования (табл. 2).

Реализация разработанной концепции позволит построить эффективную модель управления развитием предприятий на основе процессных инноваций и разработать круг деловых предложений принципи­ального (с целью правового урегулирования процессных инноваций) и частного (для предприятий) характера.


Таблица 2

Совершенствование управления инновационным развитием предприятий


№ п/п

Этап управления

Содержание этапа

Методы

1

Определение «узких мест» в современных системах управления развитием предприятий

Выявление существующих недостатков в системе управления инновационным развитием предприятий в теоретическом и практическом аспектах.

Системный

анализ.

Диагностика

2

Разработка сбалансированной системы показателей (ССП) инновационной активности предприятий.

Состоит из нескольких подэтапов:

- разработка первоначального перечня показателей инновационной активности предприятий;

- анкетирование руководителей, специалистов-практиков для уточнения ССП инновационного развития;

- анкетирование и экспертный опрос ученых для более глубокого анализа и качественного отбора индикаторов;

- приведение результатов экспертного опроса специалистов-практиков и ученых в единое факторное пространство путем построения матриц различий во мнениях;

- окончательный отбор показателей инновационной активности предприятий.

Диагностика.

Методология ССП.

Метод экспертных оценок.

Модель поиска индивидуальных различий экспертов.

Факторный анализ.

3

Диагностика инновационного развития предприятий.

Разработка интегрального критерия диагностики инно вационной активности, шкалы оценивания и классификации инновационно-активных предприятий.

Факторный

анализ.

Кластерный ана- лиз.

4

Разработка модели управления развитием предприятий на основе процессных инноваций

Оценка уровня эмерджентного влияния интенсивных факторов развития предприятия (процессных инноваций) на уровень прибыли предприятия и прогнозирование ее динамики. Имитация управляющего воздействия на процесс инновационного развития предприятия.

Модифициро- ванная

производственная функция

Кобба-Дугласа.

Имитационное моделирование

5

Оценка сопоставимости синергетического эффекта предприятия и прибыли от внедрения процессных инноваций.

Разработка метода на основе модификации производственной функции Кобба-Дугласа и модели выбора инноваций [22, с. 450-451]. Комбинирование двух методов позволяет оценить эффект от внедрения процессных инноваций на основе графической интерпретации модели управления развитием предприятий, построить карту инновационной активности и графически отобразить оптимальный уровень инновационного развития предприятия.

Модифицированная производственная функция Кобба-Дугласа.

Модель выбора инноваций.

Графический метод.


Таким образом, на базе разработанной концепции управления развитием предприятий на основе процессных инноваций предлагается:

1. Внесение поправок и дополнений в Закон Украины «Об инновационной деятельности»:

  • определение термина «процессные инновации», их классификация;

  • уточнение термина «инновационно-активное предприятие»;

2. Совершенствование существующих стандартов статистической отчетности:

  • разработка методических рекомендаций по учету процессных инноваций;

  • дополнение стандартов учета инновационной активности строками по направлениям процессных инноваций;

  • с целью диагностики инновационного развития предприятий применение интегрального показателя, шкалы оценивания и классификации инновационно-активных предприятий;

3. Разработка рекомендаций по учету, оценке и контролю процессных инноваций на предприятиях:

  • стандарты описания бизнес-процессов предприятия и определения «узких мест» в системах управления;

  • регламент бизнес-процессов предприятия;

  • разработка форм планирования процессных инноваций;

  • внедрение методов отслеживания динамики прибыли предприятий за счет интенсивных факторов (процессных и продуктовых инноваций);

  • внедрение в практику управления карт инновационной активности (графической интерпретации модели управления развитием предприятий на основе процессных инноваций);

  • методы корректирования траектории развития предприятия в соответствии с динамикой прибыли от инноваций и степенью достижения синергетического эффекта.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лиса. – М.: ИНФРА-М, 2001. – XVIII, 586 с.

  2. П. Друкер. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с.

  3. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.

  4. Акофф Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. – М.: ПРОГРЕСС, 1985. – 385 с.

  5. Майкл Хаммер, Джеймс Чампи. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе.: Пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 287 с.

  6. Кансалтинг менеджмента, или Как улучшить свой бизнес / Под. ред. Калверта Маркхэма. – Пер. с англ. И. Гаврилова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 392 с.

  7. Каплан Роберт С., Нортон Девид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 512 с.

  8. Имаи Масааки. Кайзен: Ключ к успеху японских компаний / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 274 с.

  9. Гриньова В.М., Козирєва О.В. Соціально-економічні проблеми інноваційного розвитку підприємств: Монографія. – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2006. – 192 с.

  10. Гриньова В.М., Гриньов А.В. Проблеми розвитку промислових підприємств ­// Інновації: проблеми науки і практики: Монографія. – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2006. – С. 203-224.

  11. Чухрай Н.І. Організаційно-управлінські інновації в економіці, що спирається на знання ­// Інновації: проблеми науки і практики: Монографія. – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2006. – С. 107-133.

  12. Федулова Л.І. Перспективи інноваційного розвитку промисловості України // Економіка і прогнозування. – 2006. - № 3. – С. 58-76.

  13. А. Воронкова. Концепція управління конкурентоспроможним потенціалом підприємства // Економіст. – 2007. - № 8. – С. 14-17.

  14. Черваньов Д.М., Нейкова Л.І. Менеджмент інноваційно-інвестиційного розвитку підприємств України. – К.: Т-во «Знання», КОО, 1999. – 514 с.

  15. О.А. Курносова. Процессные инновации в развитии предприятия // Економіка і організація управління: Збірник наукових праць. Випуск 1 / Під. заг. ред. П.В. Єгорова. – Донецьк: ДонНУ, Каштан, 2007. – С 134-142.

  16. Афанасьев Н.В., Рогожин В.Д., Рудыка В.И. Управление развитием предприятия: Монография. – Х.: Издательский дом «ИНЖЭК», 2003. – 184 с.

  17. Инструкция по заполнению формы № 4-МП инновация (регион): Утв. Правительством Московской обл. 15.01.2007 № 13/51. – М., 2007. – 14 с.

  18. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: учебник. – М.: ТК Вели, Изд-во Проспкт, 2005. – 312 с.

  19. Джеймс Харрингтон, K.C. Эсселинг, Харм Ван Нимвеген: Оптимизация бизнес-процессов: документирование, анализ, управление, оптимизация: Пер. с англ. – СПБ: АЗБУКА БМикро, 2002. – 342 с.

  20. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.

  21. Пономаренко В.С., Ястремская Е.Н. и др. Механизм управления предприятием: стратегический аспект. – Харьков: ХГЭУ, 2002. – 252 с.

  22. Глухов В.В., Медников М.Д., Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента. – СПб.: Лань, 2000. – 576 с.

Похожие:

В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций iconТехническое задание на выполнение работ по теме: «Бизнес-стратегии и социально-кадровая политика российских предприятий: отраслевой разрез»
«Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»
В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций icon«Управление инновационным процессом в образовании» Свидзинская Елена Николаевна Заместитель директора по увр
Понятие об инновационных процессах в образовании. Роль инноваций в развитии школы
В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций iconМетодологические основы инновационного процесса в управлении персоналом
Статья посвящена проблемам инноваций в управлении персоналом. Уточняется понятийный аппарат инновационной деятельности в управлении...
В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций iconСовременный подход к устойчивому развитию предприятия
Дана характеристика свойств предприятия как системы, выделены виды устойчивости деятельности предприятий, определены показатели устойчивости...
В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций iconУправление качеством услуг жкх на основе инноваций
Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики
В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций iconПерспективы развития маркетинга инноваций в России
Это связано с одной стороны с особенностями инновационной деятельности, которая по своей сути является рискованной и не гарантирует...
В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций iconОсобенности обучения леворуких детей
Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций постепенно выработался подход к обучению...
В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций iconПояснительная записка банкротство
Целью изучения курса является усвоение студентами знаний по выявлению и определению неплатежеспособных предприятий, а также процедуре...
В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций iconОбразования, науки и инноваций

В работе определены место и роль процессных инноваций в развитии предприятий. Предложен авторский подход к определению процессных инноваций, к их классификации. Разработана концепция управления развитием предприятий на основе процессных инноваций icon: 338. 48 Рефлексивное управление конкурентоспособностью туристических предприятий
Теоретические основы управления конкурентоспособностью туристических предприятий на основе рефлексивного подхода
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница