Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн»




Скачать 20,54 Kb.
НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер20,54 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа №1»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Шесть струн»


Вид деятельности: музыкальное творчество.

Возраст школьников: 7-9-е классы.


Автор-составитель:

Манаенко Л.В., учитель музыки высшей категории, МБОУ г.Астрахани «СОШ№1».


Астрахань, 2012


Введение.

Данная программа посвящена работе учителя с учащимися подросткового возраста, вопросу о роли музыкального воспитания в школе по отношению к особенностям протекания подросткового кризиса школьников.

Ещё учась в институте, во время практики я обращала внимание на резкие отличия в поведении подростков от детей других возрастов. Я стремилась понять душу подростка, которую часто скрывает налёт грубости, небрежности, противоречивости. А когда удавалось найти подход, задеть отзывчивую струну, то открывались неуверенность, тревожность, доброта. Я много размышляла над этим и у меня складывались определённые взгляды на мою будущую работу с детьми в школе. Мои принципы со временем корректировались и дополнялись накопленным опытом.

Проблема обучения и воспитания подростков была и остаётся актуальной. Древнегреческий философ Сократ писал: «Они сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела. Они всё время спорят с родителями, постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей». Всё сказанное Сократом вполне применимо к подросткам XXI века, причём в более высокой степени, но наше знание психологи и физиологии этого периода даёт возможность понять причины поведения детей.

Важнейшей характеристикой подросткового возраста является спонтанное и неравномерное развитие как некоторых определённых психических процессов, так и формирование психологической личности подростка в целом. Поскольку подростки – одна из составных частей школьного общества, необходимо понять, в чём состоят их социальные запросы, и как можно влиять на юношей и девушек этого возраста. В социальном плане подросток - школьник, его ведущей деятельностью остаётся учёба. Среди других наиболее актуальных проблем, интересующих современных подростков одно из первых мест занимает увлечение и интерес к современной музыке.

Авторы научных трудов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов), изучающие эту проблему, объединяются во мнении: это самый противоречивый, самый беззащитный период в жизни человека. К проблеме подростков обращались писатели Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Селинджер, композитор Д.Б.Кабалевский, а американский рок-музыкант Ди Снайдер написал искреннюю книгу «Курс выживания для подростков», положив в основу свой собственный опыт. Ярчайшие образы созданы в кино. Например, фильм Д.Асановой «Пацаны». В прекрасной песне из этого фильма есть слова: «Взрослым всё ясно, всё знают они наперёд, ну а подросток, пока он ещё подрастёт…» Во время работы в детском лагере, ещё учась в институте, я исполнила под гитару эту песню для ребят и впервые поняла, какой живительной, объединяющей силой является песня, близкая детям. Важнейшей характеристикой подросткового возраста является спонтанное и неравномерное развитие как некоторых определённых

психических процессов, так и формирование психологической личности подростка в целом. Поскольку подростки – одна из составных частей школьного общества, необходимо понять, в чём состоят их социальные запросы, и как можно влиять на юношей и девушек этого возраста. В социальном плане подросток - школьник, его ведущей деятельностью остаётся учёба. Среди других наиболее актуальных проблем, интересующих современных подростков одно из первых мест занимает увлечение и интерес к современной музыке.

Пояснительная записка.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере музыкального творчества подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в усло­виях экспансии массовой культуры.


Подростки – страстные поклонники музыки. Она для них самое главное и доступное искусство. Школа для подростка естественная жизненная среда, «дом», в котором сосредоточены многие переживания. У каждого школьника есть своя музыкальная жизнь, свой вкус, есть любимая песня. Считаю необходимым заглянуть и деликатно вмешаться в эту жизнь и по возможности её направлять. Интерес ребят к музыке, к песне обусловлен в первую очередь тем, что подростки пытаются выразить через музыку своё отношение к жизни. Образный мир произведений, вызывающих интерес у подростка очень разнообразен. Прежде всего, это доверительное, искреннее обращение к личности, которая жаждет, чтобы её поняли и откликнулись на неожиданно возникшие взрослые проблемы.

Мир авторских песен, замечательных инструментальных произведений обширен, а у нас теснейшие рамки одного урока в неделю. Загоревшийся на уроке огонёк интереса к бардовской песне, гитаре поддерживается и развивается на внеклассных занятиях. Усвоение учащимися стандартного набора знаний, умений, навыков требует продолжения во всесторонней подготовке и воспитании учащегося как личности, члена коллектива. Развитие творческих способностей ребят на интеллектуальных, коммуникативных началах вносит свой собственный гуманитарный вклад в компетентностный подход в школьном образовании.

Для подростков 13-15 лет характерно стремление к самостоятельности и, одновременно, участие в коллективном творчестве. Появляется потребность быть не только слушателем, но и исполнителем; принести радость окружающим, поделиться с ними своими новыми знаниями о мире музыки. В группы их объединяет совместное увлечение творчеством, обмен информацией, поиски единомышленников. На внеклассных занятиях дети чувствуют себя свободно, раскованно. Здесь действует педагогика сотрудничества, сотворчество учителя и ученика. Благодаря познанию авторских песен у детей развивается интерес к игре на полюбившейся им «бардовской» гитаре, что обеспечивает мотивационный аспект получения практических навыков игры на этом инструменте. Гитара – самый доступный музыкальный инструмент для подростков. На внеклассных занятиях они учатся играть на гитаре, разучивают авторские песни, сочиняют собственные, под руководством учителя объединяются в ансамбли. Подросток на занятиях предлагает новые идеи, способы, приёмы исполнения; наполняет песни своими эмоциями. Его окружает доброжелательная атмосфера, понимание, что может способствовать развитию в нём такого необходимого в будущем качества, как креативность. Часто приходят дети из неблагополучных семей. Они испытывают дефицит внимания со стороны родителей. Нередко это «трудные» ученики. Тем более ценны для них внеклассные занятия. Чтобы понять их надо заглянуть в подъезды, в которых собираются такие подростки, и увести их оттуда. Войдя в их духовный мир, приходится пробираться через джунгли оглушающих непонятных звуков, потоком льющихся из всех звуковоспроизводящих механизмов. Выслушать вместе с ними горы музыкального мусора и показать им настоящие песни, образцы современного искусства, какими являются авторские песни. Во время общения с таким подростком я даю ему в руки гитару, и происходит каждый раз меня поражающее чудо, через месяц он играет, хочет петь, этот двоечник, прогульщик, оказывается, наделён музыкальным слухом, он настойчив, любит музыку. И в школе ему уже интересней. У «трудных» подростков, которые своё внешкольное время посвящают занятиям музыкой, улучшается посещаемость школы и успеваемость. В этих случаях уже вступает в действие педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами музыки.

В связи с вышеизложенным, для учащихся 7-9 классов мною была составлена программа обучения игре на гитаре, которая была апробирована в течение нескольких лет в МБОУ г.Астрахани «СОШ№1».

Целевые ориентации:

- развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация); созидательных качеств личности;

- развитие эмоциональной сферы подростка;

- воспитание человека высокой гуманитарной культуры.

Задачи программы:

Обучающие:

-дать знания о творчестве выдающихся авторов- исполнителей XX века, а также великих гитаристов мира;

-научить понимать стили и направления современной музыки;

-овладеть навыками игры на гитаре и выразительного пения.

Развивающие:

-развить творческие способности;

-развить эмоциональное восприятие музыки;

-развить познавательный интерес к социально-значимой авторской песне и произведениям инструментального жанра;

-развить музыкальный вкус – отличать подлинные произведения от подделки;

-развить умение слушать других и работать в команде.

Воспитывающие:

-воспитать интерес и любовь к музыке;

-воспитать средствами музыки образованную, созидательную личность.

Отбор содержания основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и на следующих главных педагогических принципах:

-целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития с одной стороны и системность с другой;

-гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учёт возрастных особенностей, обстановка доброжелательности и взаимопонимания;

-деятельностного подхода - знания приобретаются во время активной деятельности.

Для успешного развития личности педагогический процесс строится в соответствии с принципами, положенными в основу программы:

-тематический принцип планирования учебного материала;

-единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся;

-принцип определения результата .

Теоретическая база программы:

-концепция обучения детей музыке в школе (Д.Б.Кабалевский, Н.А.Леухина)

-концепция личностно-деятельностного подхода путём освоения культурного наследия (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев)

-культуровоспитывающая технология дифференциального обучения по интересам детей (И.Н.Закатова)

-«диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)

-системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов)

-теория развития познавательного интереса (Г.И.Щукина)

Гуманистической основой программы является её личностный характер, который создаёт живую мотивацию деятельности школьника, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.

В основе внеклассной деятельности лежат современные педагогические технологии:

-личностно-ориентированная включает во внеклассную деятельность каждого школьника;

-технология развивающего обучения – помогает увеличить объём получаемых знаний;

-технология творческого обучения способствует развитию креативных способностей учащихся.

В музыкальной творческой работе закладываются основы межличностных компетенций, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства, работать в группах; навыком межличностных отношений, ответственности за дело. Из системных компетенций выделяю способность порождать новые идеи (креативность), стремление к успеху, развитие кругозора, а также формирование гуманистических ценностей.


Условия реализации программы.

Организационные условия. Программа рассчитана на один год работы с учащимися 7-9 классов (68 часов) и предполагает наличие как теоретических, так и практических занятий.


Учебно-тематический план



Названия разделов и тем

Общее количество часов

Часы теоретических занятий

Часы практических активных занятий

1.

Вводное занятие.

1

1




2.

Теоретические сведения (основы знаний)

4

4




2.1

Знакомая незнакомка…История возникновения гитары.

1

1




2.2

Такая разная гитара. Устройство гитары, секреты инструмента

1

1




2.3


2.4

Гармония струн. Способы настройки (классический и октавный)

Виды посадок (классическая, англо-американская). Крепление ремня для игры стоя.



1


1

1


1




3.

Основные приёмы игры на гитаре.

21

4

17

3.1


3.2


Видеомастерская. Школа игры на гитаре от Виктора Зинчука (часть 1, введение, занятие 1, занятие 2)

Секреты работы правой руки

2


2

-

2


2

3.3

Секреты работы левой руки

2

-

2

3.4

Мастерская. Перебор: всё гениальное просто! Арпеджио.

2

-

2

3.5

Звукоряд, диапазон, виды табулатур.

2

1

1

3.6

Ноты первых трёх позиций. Лады 0,I,II,III

2

1

1

3.7

Такая простая гитарная музыка. Первое произведение (или песня по выбору). Аккорды

3

1

2

3.8

Особенности аккомпанемента, боя, ритма.

3

1

2

3.9

Репетиция (учим два произведения). Секреты альтерации.

3

-

3

4.

Исследовательский проект «От шестиструнки до электрогитары»

8

2

6

5.

Нет предела совершенству!

23

8

15

5.1

Видеомастерская. Школа игры на гитаре от Виктора Зинчука (часть 1,занятия 3-5)

3

1

2

5.2

Гитара – маленький оркестр. Виртуозность правой руки. Маленькие секреты большой техники.

3

1

2

5.3

Длительность звуков. Ритм и метр.

2

1

1

5.4

Малое и петит-баррэ

2

-

2

5.5

Репетиция. Что такое дуэт, трио, ансамбль. Играем вместе.

3

1

2

5.6

Тональность. Модуляция.

2

1

1

5.7

Легато.

2

1

1

5.8

Видео мастерская «Школа игры на гитаре Виктора Зинчука» (часть 1,занятие 7). Секреты построения аккордов на гитаре

3

1

2

5.9

Репетиция. Импровизация в арпеджио.

3

1

2

6.0

Творческий проект «Душа моей Родины». Выступления с концертами в школах, ЦДО, д/с города

10

3 (репетиции)

7

7.0

Конкурс на лучшее исполнение произведений среди учащихся.

1

-

1




Итого:

68

22

46
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн» iconОбразовательная программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «родничок»
Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению волшебный мир оригами
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению (Английский язык)
Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн» iconСправочник классного руководителя
Икт–компетентности, исследовательских умений младших школьников, дадут рекомендации по оценке планируемых результатов и духовно–нравственному...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн» iconТеория струн
Тео́рия струн — направление математической физики, изучающее динамику не точечных частиц, как большинство разделов физики, а одномерных...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания
Программа днрв должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн» iconПрограмма внеурочной деятельности в 1-ом классе Школа исследователя Воспитатель гпд бурдина В. А. 2011 2012 учебный год Пояснительная записка Программа «Школа исследователя»
Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательном направлению в 1 классе,...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн» iconОбразовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов Программа духовно нравственного направления
Программа «Истоки возрождения» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн» iconПрограмма внеурочной деятельности
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн» iconПрограмма внеурочной деятельности обучающихся
В настоящее время в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты происходит совершенствование внеурочной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница