Доклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г




Скачать 18,31 Kb.
НазваниеДоклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г
Дата04.02.2016
Размер18,31 Kb.
ТипДоклад
«ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ»

/Доклад заместителя директора по УВР Александровой В.П. на педсовете 31.03.2006г./


Изменения во многих сферах российской социально-экономической жизни не могут не отражаться на состоянии школьного образования. Быстро меняющаяся действительность требует от выпускников школы не только определённого уровня знаний, но и наличия определённого интереса к познанию, навыков самостоятельного альтернативного мышления, умений быстро адаптироваться, выживать, используя свой творческий потенциал.

Основная идея обновления современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одной из приоритетных задач Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года стала разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы.

Профильное обучение – особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Реализация концепции профильной школы направлена на достижение следующих целей: более глубокого изучения учащимися отдельных предметов, входящих в программу полного общего образования; подготовки выпускников общеобразовательных школ к освоению программ высшего профессионального образования; повышения адаптивной способности выпускников школ к современным рыночным условиям; дифференциации содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями и построения на её основе гибких индивидуальных образовательных программ; снятия существенных региональных расхождений в возможностях получения равноценного, в том числе и профильного, обучения.

Показателями, свидетельствующими о реализации целей профильного обучения, служит не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе способа его получения после школы. Под зрелостью понимается такой выбор, который, с одной стороны, соответствует индивидуальным способностям и потребностям, а с другой – личным возможностям и уровню практической подготовки учащихся. Важно добиться того, чтобы уже в школе учащиеся могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни. А основаниями зрелого выбора служит наличие у школьников широкой информационной готовности к его осуществлению. Она включает в себя информированность: о возможных способах получения желаемого образования после школы; об усилиях, которые потребуется приложить для его получения; о наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования; о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию; о содержании и условиях возможной профессиональной деятельности; о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения ( например, востребованности специалистов с данным образованием на рынке труда, оплате труда, возможностям для личностного роста и карьеры и др. ); о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность.

Формирование готовности к профессиональному самоопределению происходит на основе профессионального интереса, который проявляется в старших классах, когда учебно – профессиональная деятельность школьников становится ведущей. Основой для формирования профессионального интереса как необходимого условия профильного обучения является познавательный интерес, его упрочение и специализация.

Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе, задачами которой являются: выявление интересов, склонностей и способностей школьников; формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; оказание психолого – педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением; формирование широкого спектра познавательных и профессиональных интересов.

Реализация данных задач требует подготовки учащихся к обоснованному выбору профиля обучения в процессе всего периода обучения в основной школе и усиления её в 8-9-х классах.

В текущем 2005-2006-м учебном году в школе введена предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Составлен план работы по проведению предпрофильной подготовки на учебный год, создан координационный совет, в состав которого вошли директор школы, заместитель, все классные руководители 9-х классов и школьный психолог. Учителями школы разработаны и ведутся 8 элективных курсов. Все учащиеся 9-х классов распределены по данным курсам. Ведётся журнал учёта проведённых занятий элективных курсов. Организована и проводится работа по составлению личного портфолио учащихся 8-9-х классов, оформлен информационный стенд по вопросам организации предпрофильной подготовки. В течение всего учебного года проводилась и проводится просветительская работа среди учащихся 8-9-х классов и их родителей, разработаны и проведены несколько видов анкетирования учащихся и их родителей с целью изучения их психологических особенностей, а также по изучению социального заказа на профильное обучение. Психологом школы Марковой Т.А. с начала учебного года ведётся диагностическая, консультативная, а также просветительская работа с учащимися 9-х классов, проводятся практические занятия, игры, различные виды тестирования. Все классные руководители 9-х классов ознакомлены с результатами тестирований, соответственно проводится работа по ознакомлению с результатами диагностических методик и на родительских собраниях. В феврале – марте в рамках внутришкольного контроля проводилась проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся 9-х классов, состояние организации классного коллектива, оформление документации, а также проведена диагностика познавательной сферы и профессиональных предпочтений учащихся. С этой целью были посещены и проанализированы уроки учителей – предметников, проверены дневники учащихся, проверены классные журналы и журнал элективных курсов, проверялась также готовность учащихся к завершению неполного среднего образования и результативность информационной и профориентационной работы классных руководителей /предпрофильная подготовка /, проводилось психолого – педагогическое исследование учащихся на предмет профилизации в 10-м классе. Итоги проверки были заслушаны и обсуждены на производственном совещании 20.03.2006 года.

В январе месяце по линии ЧРИО проводилось анкетирование учащихся и учителей, работающих в 9-х классах по теме « Формирование системы индивидуальной образовательной траектории учащихся в образовательных учреждениях».

Все классные руководители 9- классов работают согласно своим планам работы по проведению предпрофильной подготовки учащихся, осуществляют анализ динамики образовательных запросов учеников и готовность к выбору профиля. Аналитический отчёт классных руководителей о ходе предпрофильной подготовки был заслушан и обсуждён на административном совете в январе. Проводился также мониторинг результатов школьников на курсах по выбору учителями – предметниками по итогам 1-го полугодия.

Таким образом, в рамках программы профильной ориентации учащихся 9-х классов нам удалось выработать свою технологию формирования профильных классов. Она заключается в осуществлении ряда последовательных действий администрации, психолога и педагогического коллектива, а именно:

1.а) проведение родительской конференции для разъяснения образовательной политики администрации школы;

б) предложение сделать выбор в пользу того или иного направления обучения в старшей школе;

в) определение конкретных направлений обучения в соответствии с имеющимися кадровыми и материально- техническими ресурсами школы.

2. Проведение классных родительских собраний с целью разъяснения различных вопросов, возникших у родителей и учащихся.

( Эта работа проводится в течение всего учебного года, но интенсивнее она велась в первой половине учебного года, чтобы дать возможность обсудить в семьях вопросы выбора конкретного направления в соответствии с притязаниями родителей и желаниями детей).

3. Анкетирование в 9-х классах по вопросам определения предпочтений учащихся:

а) психологический опрос учащихся и родителей о планируемом выборе и его факторах;

б) психолого-педагогическое исследование учащихся 9-х классов на предмет профилизации в 10-м классе;

4. Коллегиальное определение перечня возможных профилей, которые будут востребованы девятиклассниками, и возможных вариантов комплектования классов;

5. Диагностическая « игра» для учащихся 9-х классов и их родителей;

6. Подача девятиклассниками и их родителями заявок на обучение в старшей школе;

7. Принятие педколлективом решения о возможности организации того или иного профильного класса;

8. Выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана и приведение учебного плана каждого 10-го класса в соответствие с выбором учащихся, а также предъявление его родителям и учащимся;

9. Определение педагогического состава, отвечающего требованиям заявленных направлений обучения.

В данное время разрабатывается положение о профильных классах, идёт подготовка программно-методического обеспечения профильного обучения, проводится анализ педагогического потенциала школы – её кадровых и материально- технических ресурсов, организовано консультирование школьников для определения будущего профиля.

Таким образом, по итогам анализа динамики образовательных запросов учеников и родителей, а также готовности к выбору профиля мы пока остановились на 2-х профилях:

-социально – экономический профиль (профильные предметы – математика, обществоведение, экономика, право и география );

-социально-гуманитарный профиль ( профильные учебные предметы – русский язык и литература, история, обществоведение и право ).

Результаты анкетирования по профилизации в 9-х классах свидетельствуют о том, что любимыми предметами наших девятиклассников являются :

1.Информатика – 41,5%;

2.Основы рыночной экономики – 37%;

3. Математика – 32,3%;

4.Иностранный язык – 29,2%;

5. Литература –26,2%;

6.Основы правовых знаний – 21,5%;

7.География – 21,5%;

8. Физкультура – 20%;

9.Русский язык – 17%.

Менее популярны у детей такие предметы как история (7,7%), биология (4,6%), физика, химия и черчение (по 3%).

По результатам анкетирования родителей учащихся также лидирующими среди профилей являются социально-экономический, гуманитарный и технико-технологический.

Итак, по последним данным классных руководителей 9-х классов желание учиться в социально –гуманитарном классе изъявили:

11 учащихся 9А, 3 ученика 9В и 1 ученик 9Б класса ( всего 15 человек, в основном все девочки );

в социально – экономическом классе хотели бы учиться:

4 ученика 9А, 14 учащихся 9В и 1 ученица 9Б класса ( всего 19 человек );

в общеобразовательном классе пожелали учиться всего 5 учащихся ( 4 из 9Б и 1 из 9Г класса ).

Таким образом, много пока вопросов и проблем по созданию профильных классов. Сохраним ли универсальное образование? Как будет организован учебный процесс по индивидуальным учебным планам и какой будет индивидуальная образовательная траектория учащихся 9-10- классов? Большая работа предстоит по отбору и введению элективных курсов. Если мы имеем на сегодняшний день кое-какой опыт по ведению курсов по выбору в предпрофильных классах, знаем свои пробелы и недостатки, то по профильному обучению ещё много вопросов. Всякое начало трудное.

Беспокоит и итоговая аттестация учащихся 9-х классов, ибо им предстоит сдавать ЕГЭ по математике и русскому языку. Ведь преимущественным правом поступления в профильные классы будут пользоваться выпускники 9-х классов, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования и имеющие по предметам выбранного профиля отметки «4» и «5, с учётом оценки содержимого « портфолио», т.е. папки личных достижений ученика за 8-9-е классы.

Итак, каким же должно быть профильное обучение ( некоторые выводы )

  1. Основной целью профилизации старшей школы является предоставление учащимся возможности спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора.

  2. Школа как учреждение, осуществляющее общеобразовательную подготовку, должна обеспечивать качественный уровень именно общего образования, не подменяя собой учреждения профессионального образования.

  3. Общее образование на старшей ступени имеет для учащегося самостоятельную ценность и не может рассматриваться только как подготовительный этап к продолжению образования в вузе.

  4. Обучение в школе должно строиться на основе компетентностно – ориентированного подхода. Ключевые компетентности, так же как достаточная ресурсная база из предметных знаний, умений, навыков, должны быть сформированы к окончанию 9 класса на том уровне, который позволит учащемуся социально адаптироваться и выбрать дальнейший путь ( продолжение образования в школе, учреждении среднего профессионального образования или трудоустройство ).

  5. Профильная старшая школа не подразумевает специального отбора учащихся при условии принципиальной способности продолжать обучение в старших классах. Другими словами, 1) быть « непрофильной» старшая школа не может и 2) ученику не могут отказать в выборе им индивидуальной траектории в мире профессиональных ролей.

  6. Профильное обучение должно взять на себя « компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования в контексте большей готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению»; оно должно преодолеть предметную раздробленность школьного знания и его оторванность от практики. Таким образом, профильное обучение не может быть сведено к углубленному изучению отдельных предметов или цикла предметов.

  7. Профильное обучение в старшей школе, при его социально- профессиональной ориентированности, не должно повторять структуру собственно профессиональных деятельностей и быть жёстко связанным с существующим набором профессий или сегодняшними требованиями рынка труда.

  8. Индивидуальная образовательная траектория учащегося определяется на основе выбора любых профильных и элективных курсов, ориентироваться в которых он сможет, исходя из планов его деятельности в будущем, раз в полугодие. В основу планирования профильных и элективных курсов должен быть положен один из ведущих видов человеческой деятельности, а не ярлык профиля как образа специальностей вуза.

  9. Профильные курсы нацелены на введение учащегося в наиболее общие способы деятельности и формирование базы знаний и умений для их реализации. Они « надстраиваются» над базовым уровнем отдельными модулями, не дублируя его по содержанию, будучи прикладными по своей направленности. Содержание этих курсов является законченным и самостоятельным, что не требует от учащегося дополнительной самостоятельной работы при смене профиля или выборе профильного курса из другого профиля.

  10. Элективные курсы позволяют получить опыт применения освоенных способов деятельности конкретной реальной или модельной ( образовательной ) ситуации. При этом набор элективных курсов уточняет прорисовку профиля и зависит от запросов местного сообщества и местных рынков труда.


Поэтому, решая на данном этапе организационные вопросы по формированию профильных классов, мы не можем прогнозировать, насколько они будут эффективны, будет выбор наших детей серьёзный и осознанный, мы не знаем, какое будет качество обучения в профильных классах. Предварительные выводы возможно будет сделать только по итогам 1-го полугодия в следующем учебном году.

Работа по формированию профильных классов может быть признана успешной, если качество обучения по предметам будет достаточно высоким, причём без дифференциации по профилям. А это зависит от нас, учителей, насколько эффективной будет наша работа с детьми, что удастся сделать нам самим, будет ли апробируемая нами технология набора профильных классов столь же эффективной. Для достижения поставленной цели понадобится тщательный анализ не только имеющихся ресурсов и кадровых возможностей, но и осознанность выбора профиля обучения, продуманная тактика работы с родителями и учащимися, формирование общественного мнения ( реклама школы ), а также совместные усилия администрации школы и всего педагогического коллектива по реализации поставленных задач. Как говорят, не ошибается только тот, кто ничего не делает. А мы будем делать, пробовать, экспериментировать, внедрять новые педагогические и информационные технологии и ошибаться и делать свои выводы.

Как сказал немецкий философ Л.Фейербах: « Чтобы познать человека, нужно его полюбить». А если можно перефразировать слова знаменитого театрального режиссёра К.С.Станиславского на наш профессиональный язык, то « Люби самого ребёнка, а не только свои педагогические достижения». Любить умного и хорошего ребёнка легко, а как любить того, кто систематически не готовится к урокам, да ещё и грубит?

Это действительно трудно и в этом, наверное, и мастерство, и тайна, и сверхзадача нашей педагогической профессии: в абсолютно каждом ребёнке увидеть личность, не унизить, не оскорбить, а наоборот, поддержать, помочь и при этом ещё чему-то научить.

Будем создавать новый образ будущей школы, будем осуществлять систему профильного обучения и переживать новый виток школьных реформ и всё это ради наших детей, ради их будущего. Ведь, согласитесь, мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в 4 раза быстрее, чем наши школы.

Похожие:

Доклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г iconПлан работы заместителя директора по икт
Подготовка нормативной документации по работе заместителя директора по информатизации на 2012-2013 уч год
Доклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г iconАнализ работы заместителя директора по увр фио: Невзорова В. С оу: мбоу «Падунсая сош»
Работа заместителя директора по увр организуется согласно должностной инструкции
Доклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г icon«20» августа 2012 г. Рд г. Махачкала (дата составления акта)
Рд булатова А. Г., заместителя директора тфомс рд ахмедова М. А. Г. М., заместителя директора тфомс рд магомедова А. Р. проведен...
Доклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г iconДолжностная инструкция заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе
Заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения «Черки-Гришинская средняя...
Доклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г iconДоклад директора моу «Волоколамская средняя общеобразовательная школа №2»
Представленный доклад является публичным отчетом о проделанной работе за 2011-2012 учебный год. Он подготовлен рабочей группой в...
Доклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г iconДолжностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе Утверждаю
Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора учреждения, изданного с соблюдением...
Доклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г iconИнструкция № по охране труда для заместителя директора
К работе заместителем директора по Мивр допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, стаж работы не менее 5 лет...
Доклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г iconКурсовая подготовка -2011 год 2011-2012 учебный год Самоанализ воспитательной деятельности в школе заместителя директора по воспитательной работе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с.
Самоанализ воспитательной работы в школе заместителя директора по воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения...
Доклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г iconДоклад для выступления на педсовете по теме
Изучение теоретических основ проблемы насилия в отношении несовершеннолетних со стороны родителей
Доклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г iconТезисы выступления заместителя директора по информационным технологиям огбук «Ульяновская областная научная библиотека им. В. И. Ленина»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница