Учебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет




Скачать 29,78 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер29,78 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

И.Ю. Левченко

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.



Учебно-методический комплекс

по дисциплине Б3.КВ4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования»

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)


Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии


Составитель:


Левченко И.Ю., д.п.н., профессор

кафедры специальной педагогики

и специальной психологии


Москва-2012


Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"

Зав.кафедрой

И.Ю. Левченко




___________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.



Учебно-методический комплекс

по дисциплине Б3.КВ4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования»

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)

Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии


Составитель:

Левченко И.Ю., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва-2012


1. Пояснительная записка


Основные цели и задачи курса.

Цель: формирование у будущих магистров специального (дефектологического) образования системы научных представлений об инклюзивном образовании лиц с ОВЗ, осуществление их личностно-мотивационной, когнитивной и практической подготовки к реализации инклюзивной модели образования на различных уровнях системы образования.

Задачи:

  • формирование профессионального мировоззрения и научных представлений о сущности инклюзивного образования на основе анализа ведущих концептуально-методологических подходов к определению понятия «инклюзивное образование»

  • формирование представлений об общих тенденциях развития инклюзивного образования в мире и России;

  • формирование практических навыков и умения определять содержание, методы и оптимальные структурно-организационные формы осуществления профессиональной деятельности педагогов в образовательных учреждениях при реализации программ инклюзивного образования

  • формирование философско-мировоззренческих основ личностного отношения студентов к лицам с ОВЗ, формирование готовности к осуществлению деятельности по преодолению в социуме стигматизирующих установок, предупреждению стереотипного восприятия и отношения общества к лицам с отклонениями в интеллектуальном развитии.

  • изучение основных психолого-педагогические проблем обучения и развития учащихся в условиях инклюзивного (включенного) образования; принципов организации образовательной среды и разработки развивающих образовательных программ; особенностей оценки и определения эффективности процесса обучения в условиях инклюзивного образования;

  • знакомство студентов с методиками оценки эффективности организации образовательной среды и деятельности участников образовательного процесса в пространстве инклюзивного образования;

  • ознакомление с методами, в том числе инновационными, проектирования индивидуальной образовательной траектории учащихся в пространстве инклюзивного образования;

  • практическое освоение современных технологий разработки образовательных программ для лиц с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзивного образования

  • формирование навыков ведения научно-исследовательской и научно-методической деятельности в пространстве инклюзивного образования.


Объем в ЗЕ: 2 .

Время изучения: курс 2 семестр 3 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии» (Неврология, Основы генетики, Основы нейрофизиологии и ВНД), Специальная психология, Специальная педагогика, Психология умственно отсталых детей, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития, Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития), Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта (Олигофренопедагогика), Методики обучения лиц с нарушениями интеллектуального развития, Технологии обучения детей с ЗПР / Современная система образования детей с ЗПР, Социальные аспекты аномального развития / Система психолого-педагогического сопровождения специального образования, Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития/ Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития).


Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:


из числа общекультурных компетенций:

способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

из числа профессиональных компетенций:

общепрофессиональными способности и готовность:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);М

способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);М

способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и инеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1);И

способностью проектировать коррекционно-образовательное пространство, в том числе в инклюзивных формах (ПК-3);И

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированнного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1).

готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • в области исследовательской деятельности:

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • в области преподавательской деятельности:

готовностью к использованию актуальных научно обоснованных педагогических технологий (ПК-17);И

  • в области организационно-управленческой деятельности:

способностью организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20);Н

способностью к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23);Н

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса» выделен в самостоятельную учебную дисциплину как дисциплина по выбору, опирающаяся на достижение современной отечественной и зарубежной педагогике. При изучении курса раскрывается содержание понятий инклюзия, интеграция, психолого-педагогичеоское сопровождение, инклюзивное образование, тьюторство и др., характеризующих современное состоянеи преспективы образования детей с отклонениями в развитии.

Эффективность обучения детей с отклонениями в развитии зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития детей и их специальным образовательным потребностям. Инклюзивное образование в настоящее время является приоритетным в системе психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии, что соответствует современных гуманистическим тенденциям и государственной политике.

Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса» позволяет углубить и расширить знание и умение студентов в исследовательской и диагностической работе с детьми, предусматривая различные виды диагностической, коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности. Особое место при освоении курса занимает ознакомление с психолого-педагогическими особенностями детей с различными отклонениями в развитии, проектирование оптимальных педагогических маршрутов для каждого ребенка, разработка вариативных коррекционно-развивающих программ. Программа рассчитана на учебный курс, объемом72 часа, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу. Практические занятия проводятся с использованием атласов, таблиц, схем, а также непосредственно в деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста.

магистранты должны иметь представление:

об этапах становления системы специального образования в России и зарубежом;

об общих закономерностях аномального развития;

о государственной политике в области специального образования

о нормативных актах, регламентирующих инклюзивное образование;

о вариативных моделях инклюзивного образования;

о специальных образовательных условиях для детей с различными отклонениями в развитии.

магистранты должны овладеть знаниями:

о психолого-педагогических особенностях детей с ОВЗ;

о системах специального образования в России и зарубежом;;

о современных вариативных моделях интеграции;

о специальных образовательных условиях для детей с ОВЗ в системе общего образования;

магистранты должны уметь:

обследовать детей с различными отклонениями в развитии;

разрабатывать вариативный педагогический маршруты;

организовывать интерактивную коррекционо-развивающую среду, отвечающую образовательным

потребностям детей с ОВЗ;

разрабатывать индивидуальные программа коррекционно-развивающей работы;

осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования;

осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса;

консультировать родителей детей с ОВЗ;


Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК- 01, ОП-1, ПК-1


Тема 1

Конспекты лекции 1, презентации




реферирование,

Рабочая тетрадь

Тема 1

Письменный опрос

ПК-17, ПК-20, ПК-23


Тема 2

Конспекты лекции 2, презентации

Конспекты нормативных документов

реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 2

Тесты

ПК - 01


Конспекты лекции 3, презентации




Конспектирование, анотирование

Рабочая тетрадь тема 3

Устный опрос

ПК-01


Тема 3

Конспекты лекции 3, презентации

тесты с закрытой формой ответа, тесты с заданиями на исключение лишнего

Конспектирование, аннотирование

Рабочая тетрадь тема 3

Письменный опрос

ПК-01


Тема 4

Конспекты лекции 4, презентации

конспектирование

анализ различных типов данных, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь

Тема 4

Письменный опрос

ПК - 01


Тема 5

Конспекты лекции 5, презентации

конспектирование

структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос



2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)


Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час


Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Основы нейрофизиологии и ВНД


Лекции

24







Практические/семинарские

46







Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет



4







Общий объем часов по дисциплине

70

74

4

Краткое содержание курса

Раздел 1. ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 1. Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования. Образование как педагогический процесс. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка субъектов инклюзивного образования. Социально-педагогическая поддержка субъектов инклюзивного образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья как цель инклюзивного обучения. Педагогическая деятельность в условиях интеграции.

Тема 2. Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии. Педагогическая характеристика обучающихся в инклюзивной образовательной среде.

Тема.3. Общие вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде. Организационно-управленческие вопросы реализации инклюзивной практики в образовании. Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования. Коррекционно-развивающая среда. Принципы обучения и воспитания в инклюзивной образовательной среде. Коррекционно-развивающие технологии в методике обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в интегрированной образовательной среде.

Раздел 2. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Тема. 4. Реформирование специального образования. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст). Этапы развития системы специального образования. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. Второй период эволюции: От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции.

Тема 5. Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Комбинированная интеграция. Частичная интеграция. Временная интеграция. Полная интеграция. Дидактические условия подготовки учителя к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями . Диагностика факторов и условий подготовки учителя к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями. Модель оптимальных условий подготовки учителя к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями.

Тема 6. Проблемы и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная интеграция и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья как социальная и психолого-педагогическая проблема. Организационно-методические аспекты образовательной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Тема.7. Нормативно-правовые и этические основы управления инклюзивным образованием

Правовые и этические основы инклюзивного образования в России и за рубежом. Международные правовые документы о правах и свободах человека. Международные правовые документы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Законодательная политика Российской Федерации в отношении инклюзивного образования. Нормативно-правовая база инклюзивной школы. Региональные правовые документы, закрепляющие права и свободы лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема.8 . Теоретические основы построения системы сопровождения развития в образовании. Системно-ориентированный подход - как основание для формирования теории и методики психолого-педагогического сопровождения. Сопровождение - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Тема.9.История становления системы индивидуального сопровождения развития детей в России. Интегративный подход к проблеме становления и развития человека в истории отечественной психологии и педагогике. Международный опыт построения служб и систем комплексного сопровождения развития ребенка.

Тема.10. Службы сопровождения в специальном образовании. Помощь учащимся, имеющим нарушения в развитии. Помощь персоналу школ. Помощь родителям детей с нарушением в развитии. Уровни сопровождения: системный и индивидуальный. Службы системного сопровождения.

Раздел 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ и МАРШРУТОВ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Тема.11. Инновации в системе специального (дефектологического) образования в России и за рубежом. Проектирование содержания дополнительного образования лиц с ОВЗ. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и профессиональной карьеры лиц с ОВЗ.

Раздел 6. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 12.Государственная политика в образовании. Стратегический характер государственной образовательной политики в области специального образования. Современные подходы к модернизации специального образования. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для лиц с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Тема 13.Аксиологические приоритеты деятельности педагогов инклюзивного образования на современном этапе. Ценностное отношение к профессионально-педагогической деятельности. Система профессиональных ценностей педагога в условиях инклюзивной образовательной среды. Специфика деятельности педагога в условиях специального и интегрированного образования. Социально-групповые ценности, профессионально-групповые ценности педагога инклюзивного образования. Индивидуально-личностная система ценностей педагога.

Тема 14.Профессиональная компетентность педагога инклюзивного образования . Освоение профессиональными компетенциями как механизм повышения качества психолого-педагогического сопровождения субъектов специального и интегрированного образования. Основные тенденции формирования профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования. Специальная профессиональная компетентность. Модель личности и профессиональной компетентности.
  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития»
Цель: подготовка будущих магистров специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического сопровождения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет iconРешение общеобразовательного учреждения об организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента получения указанных документов.
«Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс модуля б2 «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность»
Программа: Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «исследование операций»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математическое программирование» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Криминология»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Криминология» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Криминалистика» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «логистика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логистика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы в экономике»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв4 «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования» Факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная бухгалтерия»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Судебная бухгалтерия» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница