Эксперимента




Скачать 20,62 Kb.
НазваниеЭксперимента
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер20,62 Kb.
ТипПрограмма
  1   2





Утверждаю:

директор МОУ СОШ №54 г. Томска

___________/Л.И.Самохвалова

Приказ №22 от 17.02.2011




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №54 города Томска


Программа экспериментальной деятельности


Тема эксперимента

Создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы






Руководитель эксперимента:

Самохвалова Л.И.,

директор МОУ СОШ №54 г. Томска






Сроки эксперимента: 01.01.2011- 01.12.2013 гг.


Томск -2011



  1. Данные об образовательном учреждении


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №54 города Томска

634026 г. Томск, ул. Ферганская, 25. Тел./факс (3822) 63-15-22

E-mail: school54@tomsknet.ru/



    1. Количество обучающихся: 608




    1. Директор: Людмила Ивановна Самохвалова.




  1. Данные о масштабе экспериментальной работы


Статус экспериментальной площадки: Региональная экспериментальная площадка.


Состав участников эксперимента:

Школьники – 2 класс, 30 учеников (в том числе инвалидов-2), 3 класс -25 учеников (в том числе с ОВЗ, инвалидов-5), 5 класс -25 учеников (в том числе с ОВЗ-1).

Педагоги: 20 (классный руководитель, учитель, учитель английского языка, учитель музыки, технологии, физической культуры, ИЗО, педагоги дополнительного образования).

Другие участники: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, клинический психолог, сопровождающий, заведующая библиотекой.


  1. Содержание экспериментальной работы


Проблема, на решение которой направлена экспериментальная работа:

Создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы.

Обоснование актуальности:

1. Одним из приоритетов государственной политики России выдвигается доступность образования для самых широких слоев населения. Доступ к образованию наиболее актуален для людей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых основную долю обучающихся составляют дети. Для реализации прав детей с постоянными или временными ограничениями жизнедеятельности на качественное обучение вводятся более гибкие формы получения образования: альтернативой специальным учреждениям становится обучение в инклюзивных классах массовых школ, обучение на дому, дистанционное обучение.

  1. Анализ того, что отвечает истинным интересам ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (в интернатах) опека детей, имеющих трудности в обучении, далеко не всегда отвечает интересам опекаемых. Родители таких детей все чаще отказываются от обучения в специализированных в интернатах (школах) и стремятся воспитывать их в семье, а обучать в среде сверстников в общеобразовательных школах по месту жительства. Однако опыт показывает, что сложившаяся образовательная система общеобразовательных школ не позволяет удовлетворить в полной мере образовательные потребности школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья и проживающих по микрорайону учреждения. По данным статистики, это соотношение в настоящее время составляет в среднем 15 % от общего числа детей, обучающихся в школах. Таким образом, эта категория детей лишена конституционного права на получение полноценного образования, возможности социализации.

Демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель инклюзивного образования.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискри­минацию, обеспечивает и создаёт равные усло­вия для обучения всем детям.

Инклюзивное образование позволяет ребенку, с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам развить их внутренние способности и возможности, быть успешными в обществе.

Инклюзивное образование обеспечивает до­ступность образования и самореализацию личности.

  1. Анализ образовательных технологий и программ говорит о том, что образовательные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии инклюзивного образования, в основе которой лежат следующие принципы:

  • Дети ходят в ближайшую школу. Это важно для детей и родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные или частные учреждения.

  • Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения детей не только с ОВЗ и детей-инвалидов, но и показатели всех детей).

  • Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.

Проектирование модели психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, инвалида позволит решить проблемы развития и обучения детей внутри общеобразовательной среды школы, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направленных в специальные образовательные учреждения.

Эффективным направлением решения задачи обеспечения доступа к качественному образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов выступает реализация спроектированных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, поимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Актуальность проектирования такой модели определяется проблемами, которые возникают в процессе интеграции детей с ОВЗ, детей-инвалидов в образовательное пространство школы. Проведенные исследования и наблюдения показывают, что особенности данной категории детей препятствуют спонтанному сложению отношений и взаимодействий со сверстниками. Педагоги выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и часто не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, дети-инвалиды. Более того, в среде педагогов и здоровых детей зачастую доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с ОВЗ. Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания. Именно поэтому усилия всех педагогических работников необходимо направить на формирование толерантности к детям с ОВЗ, инвалидам, преодоление стереотипов, отрицательных установок.

Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи. Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению. Предполагается, что при создании системы эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов можно будет добиться максимального успеха в обучении и воспитании детей в зоне их ближайшего развития.


Цель эксперимента «Формирование модели инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей, обеспечивающую толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса, создающую особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего особые образовательные потребности».

Задачи:

1.Создать нормативно-правовые обоснования внедрения интегрированного (инклюзивного) образования.

1.1.Обеспечить корректировку Устава, создание положений, локальных актов, в которых необходимо определить:

  • Порядок приема и оформления отношений ОУ и обучающихся, родителей (законных представителей) в части организации образовательного процесса детей с ОВЗ, детей-инвалидов по каждой из форм обучения.

  • Порядок разработки образовательной программы, учебного плана ОУ с учетом выстраивания основных и дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с образовательными потребностями обучающихся, их родителей (законных представителей).

  • Формы организации, режим образовательного процесса для детей с ОВЗ.

  • Закрепить оптимальный норматив наполняемости классов – комплектов, оптимального количества детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

  • Проработать правовое закрепление содержания системы оценивания текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

  • Прописать права и обязанности всех участников образовательного процесса по обучению и воспитанию детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

1.2.Привести лицензию на ведение образовательной деятельности в соответствие с требованиями по обеспечению условий для организации обучения и воспитания ОУ детей с ОВЗ и детей-инвалидов в режиме интегрированного (инклюзивного) образования (далее ИО).

2. Обеспечить управление и организацию процессов внедрения ИО в образовательный процесс ОУ.

2.1.Разработать концепцию ОУ.

2.2.Создать систему дополнительного образования (для совместной деятельности детей возрастной нормы и детей с ОВЗ).

2.3. Создать систему мониторинга внедрения инклюзивного образования.

2.4.Обеспечить общественно-государственный уровень управления с привлечением родителей (законных представителей), общественных организаций.

3.Проработать содержание и формы научно-методического, психолого-педагогического, организационно-педагогического сопровождения внедрения инклюзивного образования:

  • Обеспечить работу педагогического совета, организации методической работы:

  • Изучение современных технологий, методов, форм, приемов специального коррекционно-развивающего обучения, воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в системе ИО.

  • Дать представление о существующей системе специального образования, специфике организации коррекционно-развивающей среды, образовательного процесса.

  • Создание здоровьесберегающей среды по охране и укреплению здоровья детей с ОВЗ.

  • Создание на уровне ОУ разных форм профессиональных объединений педагогов по разработке, апробированию, внедрению оптимальных методов, приемов, форм, технологий интегрированного обучения и воспитания.

  • Обеспечить организационно-методические условия для создания системы дополнительного образования.

4.Организовать систему психолого-медико-педагогического сопровождения процессов внедрения ИО.

4.1. Создать адаптивную образовательную среду, способствующую полноценному, комфортному вхождению ребенка с ОВЗ в школьный коллектив, формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

4.2. Создать систему психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

4.3. Подготовить проект штатного расписания с учетом требований к кадровому обеспечению ОУ, работающих в режиме внедрения ИО.

5.Материально-техническое обеспечение специальных условий обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

5.1.Создать условия, обеспечивающие возможность формирования безбарьерной архитектурной среды, пребывания и обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

6. Информационно-коммуникационное обеспечение

6.1.Отработать систему внутришкльного взаимодействия всех структур/профессиональных объединений педагогов, внедряющих ИО.

6.2. Создать единую информационную среду для реализации дистанционных форм как для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов, так и для расширения их границ с внешним миром.

6.3.Создать сетевое взаимодействие с общественными организациями, родительской общественностью.

6.4.Организовать для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ, детей-инвалидов «Школу для родителей».

6.5.Формирование позитивного опыта внедрения ИО для трансляции:

  • Механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса в просветительской деятельности по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, детям-инвалидам.

  • Популяризации идеи содействия получения ими образования и их социальной интеграции.

  • Пропагандирования возможностей и достижений детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

  • Формирование психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива, родителей.

  • Информирование о проблемах детей с ОВЗ, детей-инвалидов, популяризация идеи обеспечения равных прав таких детей на получение образования, развития различных форм интегрированного образования.




  1. Объект исследования:

Изучение и развитие методологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, признающей, что все дети- индивидуумы с различными потребностями и возможностями

Разработка подхода к воспитанию и обучению, который более гибко удовлетворяет различные потребности детей.


  1. Предмет исследования

Адаптивная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию школьников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.


  1. Гипотеза экспериментальной деятельности

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс успешной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в образовательно-воспитательную среду массовой школы будет в большей мере способствовать их успешной социализации, если:

  • сформирована необходимая мотивация у педагогического коллектива и учащихся школы на решение проблем детей-инвалидов;

  • в основу деятельности образовательного учреждения положена концепция, основанная на личностно-деятельностном, комплексном подходах к личности ребенка с ограниченными возможностями;

  • в результате педагогической деятельности будет создана система психолого-педагогических средств, направленных на поддержку адаптационных свойств личности и на успешное вхождение в ребенка в образовательное пространство массовой школы;

  • в ходе проектирования реализации и коррекции образовательно-воспитательной деятельности с детьми-инвалидами будут приниматься во внимание результаты диагностики;

  • разработана дидактическая система (содержательно-целевой и технологический аспекты) психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Инклюзия позволит раскрыть каждого ученика через реализацию индивидуальной образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям и возможностям, через формирование комфортной образовательной среды, позволяющей создать условия для успешности и социализации ребенка.

Инклюзивное образование - это:

  • гуманизация отношений участников образовательного процесса

  • новое, более высокое качество дидактики, оптимально подкрепляемое материальной базой; профессиональный рост учителя;

  • ученик - центральная фигура в учебном плане;

  • гибкая методика преподавания предметов, наличие оптимальной образовательной среды;

  • снижение числа неуспевающих, повышение качества знаний обучаемых;

  • открытость образовательного процесса и стратегий образования; 

  • углубление инклюзивности общества - комфортности жизни для всех;

  • совершенствование материальных и духовных основ общества;

  • устранение всех видов дискриминации; содействие детям в реализации жизненных целей.



  1. Методологическая основа

Методологической основой исследования являются философские, психологические, педагогические теории и концепции гуманистического направления; основные теоретические положения, раскрывающие закономерности развития человека как субъекта собственной деятельности (П.П.Блонский, Л.С. Выготский, Шипицына, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, А.Н. Леонтьев и другие; педагогические работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.И.Кочетов, В.Н. Максимова, Т.И.Шамова, М.М. Поташник и другие); о деятельностном подходе как условии достижения развивающихся целей (А.А. Богданов, О.С. Виханский, МИ. Кондаков, А.И.Наумов и другие).

Положения и концепции, представленные как в общей, так и в специальной психолого-педагогической литературе:

  • Положение о специфике двигательных нарушений (Ш.Тардье);

  • Теория личности и её развития (А.Маслоу, К. Роджерс, Э.Фролли);

  • Теория социализации (М. Вебер, Г.В.Осипов, Т. Парсонс, В.А.Яров и другие);

  • Социальные теории адаптации личности (В.Лисовский, А.Маслоу, А.В.Петровский и другие);

  • Концепция необходимости творческого подхода при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьми-инвалидами (В.В.Селиверстов, С.А.Миронова);

  • Теоретическое основание эволюционно-онтогенетического подхода к диагностике отклонений в развитии (Г.Е.Сухарева, Г.К.Ушаков, В.А.Гиляровский, В.В.Ковалев, Л.О. Бадалян);

  • Теория гуманизации обучения и воспитания (Д. Дьюи, Ш.А.Амонашвли, Е.В.Бондаревская, И.Б. Котова, Е.А. Никандров, Е.Н.Шиянов и другие);

  • Теория социального научения (Д. Роттер);

  • Положения о специфике процесса обучения и обучаемости детей с проблемами в развитии (Б.Г.Ананьев, Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, А.Я. Иванова, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина);

  • Современная концепция психического дизонтогенеза В.В.Ковалев;

  • Учения Л.С.Выготского о компенсанаторных возможностях человеческого организма, о зонах актуального и ближайшего развития.

В ходе исследования будут применяться следующие методы:

1.Теоретические.

Изучение философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-программной документации учебников, учебных пособий, документов по вопросам образования, методических писем и рекомендаций по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах; логико-исторический, теоретический и системный анализ и синтез исследуемой проблемы, изучение и обобщение существующего педагогического опыта в стране и за рубежом.

  1. Экспериментальные.

Прямое, косвенное, включенное наблюдение за деятельностью детей; анкетирование, тестирование, глубинное интервьюирование, беседы с учителями, родителями, регистрация наблюдения в протоколах; опытно-экспериментальная работа.

Констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; стратегическая и математическая обработка результатов исследования.


  1   2

Похожие:

Эксперимента iconРабочая программа учебной дисциплины «Планирование эксперимента»
Получив эту информацию, он сможет выбрать нужный план опытов, построить математическое описание процесса в области экспериментирования,...
Эксперимента iconПроведение планируемого эксперимента с целью исследования влияния параметров генетического алгоритма на процесс поиска глобального экстремума
Целью данной работы является моделирование с помощью средств планируемого численного эксперимента зависимостей скорости и надежности...
Эксперимента iconСписок литературы ахназарова С. Л., Кафаров В. В. Методы оптимизации эксперимента в химической технологии. М.: Высшая школа, 1985. Бахвалов Н. С. Численные методы. М.: Наука, 1975
Методы оптимизации эксперимента в химической технологии. М.: Высшая школа, 1985
Эксперимента iconПланирование вычислительного эксперимента в задачах многокритериального анализа динамических систем машин planning computational experiment in the tasks of multicriterional analysis of the dynamic systems of the machines
Планирование вычислительного эксперимента в задачах многокритериального анализа динамических систем машин
Эксперимента iconИспользование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену (Элективный курс- механика). Обобщение опыта работы учителя физики моу «сош№7»
Тема: Использование физического практикума и эксперимента для подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену
Эксперимента iconТеория вероятностей
Вероятностное пространство как математическая модель случайного эксперимента. Статистическая устойчивость
Эксперимента iconНапряжений в квазихрупких материалах 1
Сравнение эксперимента с численным решением обнаруживает хорошее совпадение теории с экспериментальными данными
Эксперимента iconСтруктурные элементы балльно-рейтинговой системы как средства оценки достижений студентов по дисциплинам в области вычислительного эксперимента

Эксперимента iconВыпускная работа по «основам информационных технологий»
А это значит, что большее время можно посвятить планированию и проведению эксперимента
Эксперимента iconПрограмма факультативного курса по химии
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница