Методическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»




Скачать 17,84 Kb.
НазваниеМетодическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»
страница1/14
Дата04.02.2016
Размер17,84 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
О.Г.ПРИХОДБКО, Т.Ю.МОИСЕЕВА

ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ: КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Допущено Министерством образования Российской

Федерации в качестве методического пособия для педагогов

специализированных дошкольных учреждений

СЕРВИС'

Москва 2003

УДК 376 + 612 ББК 74.3 + 28.9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР

РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ'

С ВЫЯВЛЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»

ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК

Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. М.: Полиграф сервис, 2003. -160 с.

ISBN 5 — 86388 — 062 — X

Методическое пособие содержит данные о комплексной коррекции нарушений развития у детей с двигательной патологией на первом году жизни. В книге детально проанализирован процесс формирования двигательных функций, описаны этапы познавательного и доречевого развития ребенка в онтогенезе. Систематизированы клинические проявления задержки психомоторного развития, позволившие авторам вынести на обсуждение различные варианты отклоняющегося развития и методы их коррекции у детей младенческого возраста.

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам ЛФК, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям.

Методическое пособие выполнено п 2001 г. в рамках НТП Министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», подпрограммы: «Научное и научно-методическое обеспечение функционирования системы образования».

2003

« Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю.
ISBN r> — 86388 062 — X

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .-...4

I Сравнительная характеристика

психомоторного развития ребенка первого

года жизни при нормальном и

нарушенном развитии 11

II Коррекционная работа с детьми с

двигательной патологией первого года жизни. ..73

III Стимуляция двигательного

77

развития и коррекция его нарушений.

2.2. Коррекционно-развивающая педагогическая работа с ребенком первого года жизни……………..118

Вместо заключения ............................................. 154

ВВЕДЕНИЕ

В данном пособии раскрываются особенности двигательного, познавательного и доречевого раз­вития, а также содержание коррекционной работы с детьми первого года жизни, имеющими двигатель­ные нарушения. Пособие адресовано специалис­там служб ранней помощи, домов ребенка, психо­неврологических поликлиник и больниц, а также родителям детей с двигательной

патологией.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального пораже­ния центральной нервной системы. Перинатальные поражения центральной нервной системы объеди­няют различные патологические состояния, обуслов­ленные воздействием на плод вредоносных факто- ров во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфик­сия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально раз­вивающегося плода. До 1979 года в клинической

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

практике для обозначения перинатальной патоло­гии мозга применялся термин «внутричерепная ро­довая травма». С 1979 года используется терми­нология и клиническая классификация, предложен­ная Ю.А.Якуниным. В соответствии с этой класси­фикацией был введен термин «перинатальная эн­цефалопатия» (ПЭП) для новорожденных детей, начиная с конца 2-ой недели жизни (для детей пер­вых дней жизни сохранялись термины «гипоксия» и «асфиксия»). Классификация определяет преиму­щественную этиологию поражения (гипоксическую, травматическую, смешанную), уровень поражения, период течения заболевания и ведущий клинике-неврологический синдром. ПЭП может иметь раз­личную степень тяжести: легкую, среднюю, тяжелую. В клинической практике также общепринят термин «перинатальное поражение ЦНС». По данным раз­ных авторов, ПЭП встречается до 83,3% случаев. Раннее поражение мозга обязательно в дальней­шем проявится в той или иной степени нарушенным развитием. Несмотря на равную вероятность пора­жения всех отделов нервной системы, при действии патогенных факторов на развивающийся мозг, преж-

ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

де всего и сильнее всего страдает двигательный ана­лизатор. В силу того, что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы.

ПЭП является фактором риска по возникнове­нию у ребенка двигательной патологии. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки по­вреждения или нарушения развития различных зве­ньев двигательного анализатора, а также психичес­кого, доречевого и речевого развития. С возрас­том, при отсутствии адекватной лечебно-педагоги­ческой помощи постепенно формируется более слож­ная патология, нарушения развития закрепляются, что часто приводит к тяжелой двигательной пато­логии - детскому церебральному параличу (ДЦП). Основную массу детей с двигательной патоло­гией составляют дети с церебральным параличом. Однако на первом году жизни диагноз «детский церебральный паралич» ставится только тем де­тям, у которых ярко выражены тяжелые двигатель­ные расстройства: нарушения тонуса мышц, огра-

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

пичение их подвижности, патологические тоничес­кие рефлексы, непроизвольные насильственные дви­жения (гиперкинезы и тремор), нарушения коор­динации движений и т.д. Остальным детям с це­ребральной патологией ставится диагноз «перина­тальная энцефалопатия; синдром церебраль­ного паралича (или синдром двигательных расстройств)».

У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано и в той или иной степени на­рушено овладение всеми двигательными функция­ми: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки самостоятельного сиде­ния, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельнос­ти. Двигательные нарушения, в свою очередь, ока­зывают неблагоприятное влияние на формирование 11сихических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом ди­апазоне, где на одном полюсе находятся грубые дви­гательные расстройства, а на другом - минималь­ные. Речевые и психические нарушения, так же как

7

ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочета­ний. Например, при грубых двигательных наруше­ниях психические и речевые расстройства могут быть минимальными, а при легких двигательных рас­стройствах встречаются тяжелые нарушения психики и речи.

Многолетние исследования показали, что в слу­чае раннего выявления в первые месяцы жизни и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодоле­нии перинатальной патологии. Исследования К.А.­Семеновой, Л.О.Бадаляна, Е.М.Мастюковой по­казывают, что при условии ранней диагностики — не позднее 4-6-месячного возраста ребенка — и раннего начала адекватного систематического ме­дико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функ­ций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с перинатальной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых двигательных, психических и речевых на-

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

рун юний является более вероятным.

В настоящее время существуют эффективные ме-т< >ды клинической диагностики ПЭП на первом году жизни. При выявлении нарушений психомоторно­го развития, свидетельствующих о поражении го­ловного мозга, необходимо организовать работу по их преодолению. Ведущую роль при этом играет нрач-невропатолог. Он назначает восстановитель­ное лечение, дает рекомендации по режиму. Но важная роль принадлежит также инструктору ЛШК, педагогу-дефектологу, логопеду и, конечно, родителям.

В данном пособии представлены основные на­правления и содержание работы инструктора ЛФК, педагога-дефектолога, логопеда, работаю­щих с детьми с задержкой двигательного, психи­ческого и доречевого развития. Многие упражне­ния могут использоваться и родителями; но прежде чем родители начнут работу по стимуляции психо­моторного развития своего ребенка, они обязательно должны получить консультацию лечащего врача и нггти работу под его непосредственным контролем. I \ условиях специальных учреждений системы здра-


воохранения и образования коррекционная работа определяется режимом учреждения под руковод­ством лечащего врача и заведующего отделением.

Сравнительная

характеристика

психомоторного развития

ребенка первого года

жизни при нормальном

и нарушенном развитии





ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие ребенка на первом году можно услов­но разделить на 5 основных этапов: I - период но-ворожденности; II -1-3 мес.; III - 3-6 мес.; IV - 6-9 | мес.; V - 9-12 мес. На каждом возрастном этапе !1 формируются специфические функции, которые слу­жат показателями возрастного развития и опреде­ляют его последовательный ход. Для выявления на­рушений психомоторного развития на первом году жизни, прежде всего, необходимо знать основные этапы развития здорового ребенка.

I. Период новорожденности Моторное развитие

Характеристику моторного развития дает сочетание позы ребенка в покое, состояние мышечного тонуса, тонических рефлекторных реакций, безусловно-рефлекторной деятельности, активной деятельности. Для периода новорожденности характерна флексорная (сгибательная) поза, обусловленная повышенным тонусом сгибателей, которая выражена симметрично. Руки согнуты во всех суставах, приведены к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большой палец

12

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

приведен к ладони. Ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены бедра. При пассивном разгибании рук и ног флексорная гипертензия преодолевается без большого труда. Спонтанная двигательная активность больше выражена импульсивными, хаотичными некоординированными движениями. При тракции за руки (в положении ребенка на спине берут его руки за запястья и медленно тянут на себя) голова немного отвисает кзади, руки полусогнуты, ноги полусогнуты и отведены.

В положении на животе сохраняется нерезко вы­раженная флексорная поза. Руки под грудной клет­кой, ноги совершают попеременные сгибания и раз­гибания (рефлекторное ползание). Голова повер­нута в сторону (защитный рефлекс). В положении горизонтального подвешивания голова свисает, хотя временами ребенок пытается ее поднять, туловище и конечности в полусогнутом состоянии. В положе­нии вертикального подвешивания (с поддержкой под мышки) ноги совершают попеременные сгиба-тельно-разгибательные движения, но больше сги-бательные. Поставленный на опору ребенок вып-

13

ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

рямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах, опираясь на полную стопу (рефлекс опоры), конт­роль головы слабый. При наклоне корпуса вперед ноги совершают попеременные шаговые движения (рефлекторная ходьба). Если вложить палец в ла­донь ребенка, то он зажимает его (хватательный рефлекс). Рефлекс Моро проявляется в 2-х фазах: при любом воздействии (хлопок по столу) ребенок сначала разводит руки в стороны, а потом «обни­мает» себя. При проведении пальцем паравертеб-рально (на 1 см кнаружи от позвоночника) от яго­дицы до головы ребенок изгибается в эту же сто­рону (рефлекс Таланта).

Итак, в период новорожденности у ребенка в норме можно вызвать рефлексы врожденного авто­матизма: защитный, хватательный, Моро, опоры, ав­томатической ходьбы, ползания, Таланта. Рефлек­сы вызываются симметрично.

К 3-ей неделе ребенок в положении на животе делает попытку приподнять голову. К концу перво­го месяца жизни у ребенка формируется лабиринт­ный выпрямляющий установочный рефлекс на голо­ву (в положении на животе или на спине ребенок

14

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

поднимает и удерживает голову).

При нарушении моторного развития в период новорожденности у детей могут отмечаться различ­ные варианты нарушений мышечного тонуса.

Повышение мышечного тонуса (гипертонус) вы­ражается в общей скованности: ребенок сохраняет флексорную позу при всех манипуляциях. Руки со­гнуты и приведены к туловищу или разогнуты и про-нированы (повернуты ладонью вниз) в предплечь­ях. При пассивных движениях ощущается повы­шенное сопротивление разгибанию и сгибанию ко­нечностей. Формируется аддукторный спазм: бед­ра приведены, тенденция к перекресту голеней. Реже повышен экстензорный тонус, то есть тонус мышц-разгибателей.

При мышечной гипотонии ребенок, наоборот, ле­жит с разогнутыми во всех суставах конечностями (поза лягушки). Выраженность этой позы зависит от степени гипотонии. Уменьшено сопротивление любым пассивным движениям, их объем значитель­но увеличен.

Спонтанная активность при всех нарушениях мы­шечного тонуса снижена. Степень выраженности на-

15

ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

рушений может быть различной— от тенденции к мышечной гипер- или гипотонии до выраженных изменений.

При тракции за руки: при мышечной гипотонии голова запрокинута назад и не подтягивается за ру­ками и туловищем. При мышечной гипертонии руки не разгибаются, отсутствует этапность подтягивания к рукам.

В положении на животе флексорная поза усиле­на, ребенку трудно повернуть голову в сторону (от­сутствует защитный рефлекс) и лежать на животе. При мышечной гипотонии ребенок принимает позу лягушки.

В положении горизонтального подвешивания (на руке взрослого) при мышечной гипертонии отмеча­ется сгибательное положение конечностей (больше рук и, в меньшей степени, ног), голова опущена. При мышечной гипотонии голова и конечности свисают как плети, флексорная поза не удерживается.

В состоянии вертикального подвешивания под­мышки при мышечном гипертонусе преобладают сги-бательная или разгибательная поза. Поставленный на опору ребенок резко разгибает ноги, иногда зап-

16

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

рокидывает голову. При снижении тонуса ноги ос­таются разогнутыми, опорная реакция ослаблена или отсутствует.

При резком повышении мышечного тонуса четко выражен асимметричный шейный тонический реф­лекс (АШТР), который вызывает асимметрию мы­шечного тонуса и позы. АШТР проявляется в том, что при повороте головы в сторону разгибаются ко­нечности, в направлении которых повернута голо­ва; ребенок принимает «позу фехтовальщика». Од­нако в период новорожденное™ это бывает редко. Безусловные рефлексы чаще угнетены. В отдель­ных случаях они могут быть усилены, особенно реф­лекс Моро, который может быть «спонтанным», то есть проявляться при любом внешнем воздействии и даже в покое. Возможная асимметрия рефлексов связана в большей степени с периферическим по­ражением нервов или клеток передних рогов спин­ного мозга, реже обусловлена центральными геми-парезами.

К концу первого месяца жизни у ребенка не фор­мируется лабиринтный установочный рефлекс на голову.

17

ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

У здорового доношенного новорожденного при крике или возбуждении может наблюдаться тре­мор рук и подбородка. Физиологическим он может считаться на первой неделе жизни, далее он свиде­тельствует о повышении процессов возбуждения в центральной нервной системе. Крайним выраже­нием повышения возбудимости являются судороги.

Следует отметить, что мышечная гипотония у но­ворожденных встречается значительно чаще и мо­жет быть симптомом почти всех неврологических и соматических заболеваний. Ее выраженность, дли­тельность и сочетание с другой симптоматикой имеет большое диагностическое и прогностическое значе­ние. Легкая мышечная гипотония в период новорож-денности может быть симптомом незрелости и тогда достаточно быстро исчезает. Локальная гипотония характерна для травматического поражения пери­ферических нервов или в редких случаях является симптомом аномалии развития спинного мозга.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Методическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» iconОтчет по проекту №38: Разработка рекомендаций по реализации Болонского процесса в российской образовательной системе программы: Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования
Программы: Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования
Методическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» iconРабочая учебная программа для студен­тов, обучающихся по направлению 100400 «Туризм»
Ния дисциплины; структуру и содержание дисциплины; основные образовательные технологии, используемые при реализации различных видов...
Методическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Туризм» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Методическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» icon«московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю
Программа предназначена для студентов направления Прикладная информатика (в экономике), включает цели и место дисциплины, компетенции...
Методическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №59»
Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» iconПрограмма дисциплины корпоративные финансы
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Методическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» iconПрограмма дисциплины корпоративная социальная ответственность
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Менеджмент» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...
Методическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Социология управления», структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение...
Методическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Социология управления», структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение...
Методическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Структуру и содержание дисциплины Акционерное право, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение самостоятельной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница