Статья на тему «Оптическая дисграфия»




Скачать 42,51 Kb.
НазваниеСтатья на тему «Оптическая дисграфия»
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер42,51 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4
Статья на тему «Оптическая дисграфия»


Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы.

Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.


Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.

Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов: а) замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов л – м. и – ш, ш – щ, ц – щ … б) замены графически сходных букв – отличающиеся одним дополнительным элементом о – а, б – д, с – х, х – ж … в) замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве в – д, т – ш, г) зеркальное написание букв с - е , э - е .

Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений, в то время как, последние два представляют собой недоразвитие оптических представлений.


Коррекционная работа по преодолению оптической дисграфии.

1 этап. Организационный.

Цели и задачи:

1. Проведение первичного обследования.

2. Проведение углубленного эксперимента.

3. Оформление документации и планирование работы.

4. Сообщение результатов обследование всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы)

Проводится с 1-го по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное) выступления на родительских собраниях и т.д.

2 этап. Подготовительный.

Цели и задачи:

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания:

1.1 Зрительный гнозис:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины;

1.2. Буквенный гнозис.

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы, размера и величины;

в) дифференциация расположения элементов букв.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.

(зрительного мнезиса ):

а) развитие запоминания формы;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (в начале проводим работу по развитию зрительного памяти предметов, потом геометрических фигур и лишь затем – букв).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) дифференциация в схеме тела;

б) дифференциация правых и левых частей;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.


3 этап. Основной.

Цели и задачи:

1. Закрепление связей между произнесенным звуком и его графическим изображением на письме.

2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

А. Дифференциация гласных.

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) словосочетаниях;

г) в предложении и в тексте.

Б. Дифференциация гласных и согласных

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и в тексте.

В. Дифференциация согласных.

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложении и в тексте

4 этап. Заключительный.

Цель:

1. Закрепление полученных навыков.

2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

1 этап. Организационный.

Проводится в течение двух недель – с 1-го по 15 сентября. В это время проводится логопедическое обследование, первичное, с целью получения представлений о количестве учащихся с данным нарушением, и вторичное, для представления целостной картины письма, уточнения логопедического заключения и комплектования групп для детей с нарушением письма, с учётом специфических нарушений. Логопед заполняет протоколы обследования устной и письменной речи , которые позволят контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах работы и своевременно вносить поправки в текущую работу.

После проведения первичного обследования целесообразно провести углубленное обследование устной и письменной речи с целью уточнения логопедического заключения, а также для планирования индивидуальной коррекционной работы конкретно по устранению кинетических и оптических ошибок. По окончании обследования и углубленного исследования заполняется документация логопеда. Также в этот период логопед посещает родительские собрания или проводит их самостоятельно, где сообщает результаты обследования, список детей, которым необходимы коррекционные занятия и план работы данной группы (может уточняться расписание занятий, необходимый инструментарий для логопедических занятий и т.д.) Логопед дает рекомендации учителю начальных классов по оценке знаний учащихся с оптической дисграфией. Знакомит со спецификой логопедических ошибок, планирует свою деятельность совместно с учителем и психологом. Логопед также знакомит школьного психолога с результатами обследования, и сам знакомится с психологическим обследованием.

2 этап. Подготовительный.

Проводится в течение 2-3 месяцев. В зависимости от степени нарушения. Это соответствует 1 и 2-ой четверти учебного года или 1-му триместру (в зависимости от системы школьного обучения).

Коррекционная работа ведётся на невербальном уровне. Среди основных целей и задач можно выделить:

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Развитие предметного и буквенного гнозиса.

3. Развитие зрительного анализа и синтеза.

4. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса)

5. Формирование пространственного восприятия и представлений.

6. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.


1.Формирование зрительного восприятия и узнавания ( зрительного гнозиса)

А) С целью развития зрительного гнозиса предметов предлагают такие задания:

Назвать контурные изображения предметов;

Назвать недорисованные контурные изображения предметов;

Назвать наложенные изображения предметов;

Назвать перечеркнутые изображения предметов;

Определить, что правильно, а что неправильно нарисовал художник;

Б) С целью восприятия цвета предлагают:

Подобрать картинки к определенному цветовому фону;

Назвать цвет изображенного предмета;

Разложить картинки по цветовому фону, подбирая их по оттенкам;

Отобрать предметы определенного цвета;

Закрасить полосочки по заданию логопеда.

В) С целью восприятия формы предмета:

Подобрать предметы к определенной геометрической форме;

Назвать геометрические фигуры, из которых состоит рисунок;

Подобрать карточки парами в зависимости от геометрических фигур;

Построить фигуру по заданию логопеда из геометрических фигур;

Выполнить тесты Равена и конструировать из кубиков Кооса.

Г) С целью восприятия величины и размера предмета:

Показать на картинке длинные и короткие части одежды;

Расположить предметы по росту;

Расположить предметы по их реальной величине;

Расставить героев по росту

Д) Развитие буквенного гнозиса:

Назвать перечеркнутые изображения букв;

Назвать наложенные буквы друг на друга;

Найти спрятавшиеся буквы на фоне контурного изображения предметов;

Конструировать и реконструировать буквы печатного и рукописного шрифта;

(уменьшая количество элементов – В = Р, А = Л, П = Г,…);

(увеличивая количество элементов – Р = В, Г = П, Л = А,…);

( меняя расположение элементов - б = д, Г = Т, Р = Ь,…);

Найти букву в стилизованном изображении


2.Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

Для расширения объема зрительной памяти предлагают:

А) Запомнить 4-5 картинок.

Б) Игра «Чего не стало ?», «Что изменилось ?»

В) Запомнить фигуры и через некоторое время расположить их в прежней последовательности.

Г) Запомнить ряд букв и через некоторое время расположить их по памяти.

Д) Рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа.

Е) Рассмотреть и запомнить 4-5 картинок и, перевернув лист, нарисовать по памяти.

3.Формирование пространственного восприятия и представлений.

В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с оптической дисграфией.

Пространственная ориентация включает в себя два вида дифференцировок:

- ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;

- ориентировка в окружающем пространстве

Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека стоящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент, необходимо обозначить ещё один вид дифференцировок:

- определение схемы тела стоящего напротив; а также уточнение понимания и употребления предложно- падежных конструкций; обозначающих пространственные отношения.


А. Дифференциация правых и левых частей тела.

Начинается с выделения ведущей правой руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо:

*показать, какой рукой кушает, здоровается, держит карандаш, пишет;

*закрепить различение и называние рук с помощью схемы;

*соотнести части тела правой и левой рукой;

*показать по инструкции логопеда парные части тела;

*различать правую и левую часть тела с показом правой руки или ноги и левой руки или ноги (данное задание отрабатывается в последнюю очередь после закрепления вышеназванного);

*показать правые и левые части тела у человека стоящего напротив.

Б. Ориентировка в окружающем пространстве.

Основывается на имеющиеся у детей представлений о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначений правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

1) Определение расположения предметов по отношению к ребенку;

2) Уточнение пространственных взаимоотношений в линейной последовательности (впереди, позади слева, справа) и в пространстве (наверху, внизу). С этими целями предлагают следующие виды заданий:

*упражнение детей в нахождении предмета в ряду однородных;

*графическое расположение предметов;

*чтение направлений при помощи графических изображений стрелками;

*определение расположения предметов в пространстве на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве;

При устранении оптических нарушений проводится работа по уточнению пространственного расположения букв и их элементов:

*написание букв и их элементов справа и слева от вертикальной линии;

*нахождение букв в ряду сходных ;

*конструирование предметов из частей и букв из элементов;

*дописывание букв;

*определение различия между сходными буквами в ряду и парами;

*нахождение неправильно написанных букв;

*соотношение буквы с предметом;

*соотношение количества элементов букв с цифрой соответствующей им;

*дифференциация целых букв и их элементов ( Р+Ь=В, о+р=ф, и+и=ш )

Проводя коррекционную работу, продвигаемся от более грубых дифференцировок к более тонким, от уточнения пространственных дифференцировок предметов к дифференцирофкам элементов букв. Поначалу реконструирование предметов, фигур и букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем – отвлеченно, т.е. по представлению.

4 – этап. Заключительный.

По завершению коррекционной работы на логопункте рекомендуется провести обследование устной и письменной речи с целью отслеживания динамики работы и получения результатов количественного и качественного анализа.

К сожалению не осталось данных об авторе.


Коррекционно-развивающая программа по предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Цель программы: устранить предпосылки оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи:

1. Развивать зрительное восприятие.

2. Формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространственные представления,

3. Развивать зрительно-моторную координацию.

4. Развивать буквенный гнозис, учить дифференцировать смешиваемые буквы.

Место и педагогические условия реализации программы определены традиционной методикой работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Задания и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений на письме включались в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.

В соответствии с направлениями коррекционной работы были обозначены этапы реализации программы:

I – подготовительный этап

II – основной этап


Подготовительный этап

Основной целью на данном этапе является формирование таких функциональных предпосылок оптически грамотного письма, как зрительное восприятие, внимание, памяти, лежащих в основе пространственного ориентирования. Работа по формированию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти включается в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте.

Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти осуществляется на основании принципа постепенного усложнения материала, согласно которому, работу на данном этапе целесообразно начинать с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов или их изображений. Затем следует переходить к схематичным изображениям, графическим знакам и символам. В последнюю очередь используются материалы с наложенным изображением и зашумлением. Все игровые задания, упражнения связываются с основной темой занятия и его этапом.

Особое внимание на I этапе уделяется развитию зрительной памяти. Основной вид деятельности в этом направлении – работа с образцом. Сначала ребёнок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец.

Работа по развитию зрительно-моторной координации является важной на этом этапе. Используются задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с опорой на образец, обведение контура рисунка по точкам, штриховка, точное воспроизведение последовательности графического ряда. Упражнения такого типа активно включается в домашние задания, а также в индивидуальные и фронтальные занятия.


Основной этап

На втором этапе осуществляется работа по формированию пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений, которая строится с учётом всех уровней в структуре пространственных представлений.

Освоение телесного пространства является базовой системой ориентаций. Первый шаг работы в данном направлении – маркировка левой руки. Далее отрабатываются понятия: «верх», «низ», затем дети знакомятся с понятием о направлении пространства, причём всё связывается с определёнными движениями: «вперёд», «назад», «вверх», «вправо» - шаг, прыжок, «вниз» - приседание.

Такие упражнения включаются в динамические паузы. Они способствуют развитию чувства ритма, координируют слово и движение, закрепляют умение ориентироваться в схеме собственного тела.

Упражнения с движением используются на занятиях по произношению («Сделайте шаг влево, если услышите звук [м]»), формированию лексико-грамматических компонентов («поднимите руки вверх, если я назову дикое животное, опустите вниз, если назову домашнее»), обучению грамоте («Сделайте столько прыжков вперёд, сколько слогов в слове «машина»).

Следующим важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных направлениях пространства.

Игры с движением в средней и верхней зоне включаются в психогимнастику на логопедических занятиях. Дети изображают птиц, животных, «превращаются» в них, демонстрируют их повадки.

Далее дошкольники учатся определять направления в пространстве относительно своего тела. На занятиях даются такие инструкции: «Посмотрите на картинки, которые находится слева от вас. Определите 1-й звук в названии предметов, изображённых на картинках», «Чтобы найти конверт с заданием, нужно сделать 2 шага вперёд, 1 шаг влево, 3 шага вправо», «Скажи слово на ухо тому, кто находится справа от тебя», и т. п.

Следующим этапом является выработка ориентировки у дошкольников в местоположении предметов относительно друг друга. Когда дети начинают безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами. Используются следующие видов заданий: поиск предмета или картинки по описанию его расположения относительно других предметов и самостоятельное описание пространственного положения предмета относительно других предметов.

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются двигательные и графические диктанты. Детям предлагаются задания на раскладывание картинок по инструкции, прослеживание нужного направления взглядом. Дошкольники выполняют задания и игровые упражнения с использованием игрового поля, расчерченного на квадраты.

Формирование логико-грамматических представлений является самым последним и сложным этапом развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. На этом этапе закрепляется понимание и употребление в речи предлогов пространственного значения. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры, физкультминутки.

В работе над предложно-падежными конструкциями выделяют две ступени:

1. Наблюдение над смысловым значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове.

2. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов.

Для облегчения усвоения значения предлогов вводятся графические схемы.

Лексическое и грамматическое значение предлогов дошкольники познают на занятии по формированию лексико-грамматических компонентов в соответствии с требованиями методики преодоления общего недоразвития речи. На занятии по обучению грамоте дети учатся писать эти предлоги. На занятии по развитию связной речи предложно-падежные конструкции включаются в активную практику детей.

Формирование логико-грамматических представлений невозможно без усвоения сравнительных инструкций. На занятиях по формированию лексико-грамматических компонентов на наглядном примере и в игре с мячом отрабатываются пространственные понятия: «высокий – длинный», «большой – огромный», «близкий – далёкий», «маленький – крохотный», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «тонкий – толстый», «рядом – далеко – близко».

На протяжении всего этапа ведётся работа по развитию буквенного гнозиса, автоматизации смешиваемых букв, дифференциации графически сходных букв. С этой целью в занятия по обучению грамоте включаются упражнения на подбор зрительного образа к букве, конструирование и реконструирование букв из элементов. Дошкольники знакомятся с объёмным вариантом буквы, закрепляют её образ при лепке, вырезании, складывании из геометрических фигур. Осуществляется развитие тактильного образа буквы – дети обводят буквы из пенопласта, наждачной бумаги.

Дети упражняются в узнавании букв в усложнённых условиях – на зашумлённом фоне, наложенном изображении, узнают недописанные, неправильно написанные буквы и т. д.

Особое внимание уделяется знакомству детей с траекторией движения руки при написании буквы. Детям объясняется, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз.

Необходимой является работа по дифференциации смешиваемых букв. С этой целью проводятся упражнения на сравнение смешиваемых букв, нахождение общего и различного в их написании; реконструирование одной буквы в другую; шифрование смешиваемых букв при помощи графических опор, а потом их расшифровка; обведение различными цветами смешиваемые буквы.

Таким образом, решая основные задачи коррекционного обучения, нами целенаправленно проводится работа по формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом.

Речь – составляющая человеческого интеллекта. А значит, любое нарушение или недоразвитие не может существовать изолированно.

Чем опасна оптическая дисграфия? Может не так уж и страшно, если ребенок иногда пишет буквы и цифры наоборот? Мы, взрослые, все равно понимаем, что ребенок хотел написать?

На самом деле оптические нарушения будут влиять не только на письмо.

Затруднения ребенок будет испытывать и при чтении.

Да и по математике могут возникнуть трудности:

при усвоении смысла понятий и употреблении знаков «больше», «меньше»;

при усвоении смысла понятий и употреблении знаков + и -;

в ходе решения задач, содержащих понятия «на…больше», «на …меньше», с выбором знака + и -;

при вычислениях (например, ребенок вместо 10 пишет 01; постепенно эта ошибка уходит, но проявляется при работе с многозначными числами; соответственно, чем сложнее запись при вычислениях, тем больше возникает трудностей, а письменное умножение и деление, когда очень важно не смещать запись, осваивается с большим трудом).

Значительные затруднения возникнут и при обучении письму, а позднее и при изучении русского языка.

Следует помнить, что у большинства детей графо-моторные навыки формируются не сразу. Возможны оптические ошибки на первых порах обучения. Однако если ошибки сохраняются, необходима специальная помощь ребенку.

Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие нарушения:

искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, лишние элементы);

замены и смешения графически сходных букв. Чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом (П – Т, Л – М, И – Ш), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В – Д, Э – С) .

Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо.

Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную. Литеральная проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.

Типичное оптическое нарушение:

Прежде всего надо выявить сильные и слабые звенья зрительно-двигательных функций.

В коррекционной работе в дальнейшем мы будем опираться на сильные звенья. А для того, чтобы их выявить, необходимо провести исследование зрительно-пространственной

функции.


Оптическая дисграфия. Исследование зрительно-пространственной функции

16.01.2007


Состояние биологического зрения ребенка (данные можно получить из медицинской карты ребенка).

Состояние зрительно-пространственной функции.

Определение ведущей руки, правых и левых частей тела (схема тела).

Для выявления ведущей руки используются следующие пробы:

- проба на переплетение пальцев. При леворукости большой палец левой руки оказывается сверху;

- проба на аплодирование. При леворукости активное участие принимает левая рука;

- проба «поза Наполеона» (скрещивание рук на груди). У леворуких кисть правой руки оказывается сверху.

Используется так же сравнение ширины ногтей пальцев (мизинцев).

Для определения ведущей ноги ребенку предлагается встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину.

Для определения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки и др.

Для определения ведущего уха ребенку предлагается прислушаться, приложив ухо (например, к шуму в коридоре, приложив ухо к двери; к тиканью часов, к шороху внутри ракушки и т.д.).

Ориентировка в окружающем пространстве.

- Назови, что находится справа от тебя. А что слева?

Выполнение проб Хэда («показать правой рукой левое ухо», «левой рукой правый глаз», «показать правые и левые части тела напротив сидящего человека»).

Составление картинки, разрезанной на 5, 6, 7, 8 частей.

Конструирование фигур из палочек (по образцу, по представлению).

Состояние речезрительных функций.

Исследование проводится по альбому оптических проб, разработанному сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена на основе исследований Б.Г.Ананьева, А.Р.Лурии, Е.П.Кок и др.

- Знание букв (печатных и рукописных). Дается задание назвать буквы, предложенные вперемешку.

- Узнавание букв в усложненных условиях: «зашумленных» букв, изображенных пунктиром, недописанных, стилизованных, правильно и неправильно (зеркально) написанных.

Учебно-методическое пособие «Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция» Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова;

Пособие предназначено для логопедов и учителей начальных классов массовых и специальных школ. Материал, безусловно, будет полезен родителям.

Книга опубликована в черно-белом варианте, рассчитана на восприятие взрослого человека.

«Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5 – 7 лет» О.Б.Иншакова (Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005 г.).

В настоящее время имеется в продаже.

Цветная печать, хорошая бумага. Готовое пособие для занятий с ребенком.

Первая часть содержит задания, направленные на развитие у детей зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации.

Вторая часть включает разнообразные упражнения, позволяющие сформировать у ребенка элементарные графические навыки, лежащие в основе успешного овладения навыками письма.

Пособие адресовано логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов и воспитателям образовательных учреждений, родителям.

Максимально доступно подан материал, легко использовать.

Слова, написанные стилизованными буквами и разными шрифтами

- Узнавание букв, наложенных друг на друга по типу фигур Попельрейтера.

- Узнавание сходных по начертанию букв, предъявленных изолированно или в буквенном ряду.

Тест для проверки узнавания сходных по начертанию букв

- Возможность воспроизведения изолированных букв, рядов, сходных по начертанию.

Пары букв, правильно и неправильно написанных


- Способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих элементов.

Недописанные буквы и буквы, изображенные пунктиром

Тест для проверки узнавания зачеркнутых букв

Итак, диагностика проведена. В ходе коррекционной работы мы должны развивать зрительно-пространственные функции, что позволит в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения графически сходных букв.

Практический материал:

images/stories/oldcontent/ние биологического зрения ребенка (данные можно получить из медицинской карты ребенка).

Состояние зрительно-пространственной функции.

Определение ведущей руки, правых и левых частей тела (схема тела).

Для выявления ведущей руки используются следующие пробы:

- проба на переплетение пальцев. При леворукости большой палец левой руки оказывается сверху;

- проба на аплодирование. При леворукости активное участие принимает левая рука;

- проба «поза Наполеона» (скрещивание рук на груди). У леворуких кисть правой руки оказывается сверху.

Используется так же сравнение ширины ногтей пальцев (мизинцев).

Для определения ведущей ноги ребенку предлагается встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину.

Для определения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки и др.

Для определения ведущего уха ребенку предлагается прислушаться, приложив ухо (например, к шуму в коридоре, приложив ухо к двери; к тиканью часов, к шороху внутри ракушки и т.д.).

Ориентировка в окружающем пространстве.

- Назови, что находится справа от тебя. А что слева?

Выполнение проб Хэда («показать правой рукой левое ухо», «левой рукой правый глаз», «показать правые и левые части тела напротив сидящего человека»).

Составление картинки, разрезанной на 5, 6, 7, 8 частей.

Конструирование фигур из палочек (по образцу, по представлению).

Состояние речезрительных функций.

Исследование проводится по альбому оптических проб, разработанному сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена на основе исследований Б.Г.Ананьева, А.Р.Лурии, Е.П.Кок и др.

- Знание букв (печатных и рукописных). Дается задание назвать буквы, предложенные вперемешку.

- Узнавание букв в усложненных условиях: «зашумленных» букв, изображенных пунктиром, недописанных, стилизованных, правильно и неправильно (зеркально) написанных.

Учебно-методическое пособие «Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция» Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова;

Пособие предназначено для логопедов и учителей начальных классов массовых и специальных школ. Материал, безусловно, будет полезен родителям.

Книга опубликована в черно-белом варианте, рассчитана на восприятие взрослого человека.

«Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5 – 7 лет» О.Б.Иншакова (Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005 г.).

В настоящее время имеется в продаже.

Цветная печать, хорошая бумага. Готовое пособие для занятий с ребенком.

Первая часть содержит задания, направленные на развитие у детей зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации.

Вторая часть включает разнообразные упражнения, позволяющие сформировать у ребенка элементарные графические навыки, лежащие в основе успешного овладения навыками письма.

Пособие адресовано логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов и воспитателям образовательных учреждений, родителям.

Максимально доступно подан материал, легко использовать.

Слова, написанные стилизованными буквами и разными шрифтами

- Узнавание букв, наложенных друг на друга по типу фигур Попельрейтера.

- Узнавание сходных по начертанию букв, предъявленных изолированно или в буквенном ряду.

Тест для проверки узнавания сходных по начертанию букв

- Возможность воспроизведения изолированных букв, рядов, сходных по начертанию.

Тест для проверки узнавания правильного и неправильного начертания букв

Пары букв, правильно и неправильно написанных

- Способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих элементов.

Недописанные буквы и буквы, изображенные пунктиром

Тест для проверки узнавания зачеркнутых букв

Итак, диагностика проведена. В ходе коррекционной работы мы должны развивать зрительно-пространственные функции, что позволит в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения графически сходных букв.


За советом к логопеду


Оксана Макерова

Дисграфия


Эта статья посвящена дисграфии. Меня, как специалиста, серьезно заботит проблема дисграфии, поскольку детей с таким диагнозом становится все больше и больше. Задача статьи - помочь тем, чем можно помочь: дать представление о диагнозе, совет, познакомить с необычной точкой зрения.


С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.


Этиология дисграфии.

Вопрос об этиологии дисграфии до настоящего времени является дискуссионным. Многие ученные (М. Лами, К. Лонай, М. Суле) отмечают наследственную предрасположенность. Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Но большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.

Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.

Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.

Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, "цепочка" детских инфекций, травмы головы).


Речевая симптоматика дисграфии.

При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.


Неречевая симптоматика дисграфии.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.


Механизм дисграфии.

Чтобы понять механизм развития дисграфии, начну издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух - физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля...

Вторая разновидность - музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов.

Наконец, третий вид - речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.


Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом - сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова "дочка-точка", "уголь-угол", "палка-балка", "чашка-Сашка". Замена глухого звука звонким звуком, твердого - мягким, шипящего - свистящим придает слову новое содержание.


Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений письма, о которых я рассказываю. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист.


Какая область мозга "отвечает" за письмо? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга "заведует" предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).


Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более "древняя", автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям "объясняться" с помощью рисунка (как в древности - посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).


Логопеды иногда обращают внимание на "зеркальный" характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону, как при изображении в зеркале. Пример: "С" и "З" открываются влево; "Ч" и "Р" выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв - характерная особенность левшей.


Выделяют пять форм дисграфии:


1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.


2. Акустическая форма дисграфии.

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.


3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
  1   2   3   4

Похожие:

Статья на тему «Оптическая дисграфия» iconОптическая диагностика нестационарного конвективного тепло- и массообмена
Сидорова А. Ю., выполненных на тему: «Оптическая диагностика нестационарного конвективного тепло- и массообмена», представленных...
Статья на тему «Оптическая дисграфия» icon«дисграфия»
Статистические данные показывают, что 55% детей в д/с потенциальные дисграфики. Дисграфия- это частичное нарушение процесса письма,...
Статья на тему «Оптическая дисграфия» iconСтатья Основные понятия Статья 2
Статья 43Статья 131. Пределы осуществления контроля и основные права органа государственного энергетического надзора
Статья на тему «Оптическая дисграфия» iconПрограмма курса по выбору в 9-х классах на тему "Простые шаги к счастью"
Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика
Статья на тему «Оптическая дисграфия» iconСтатья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп»
Региональном семинаре-практикуме для учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений
Статья на тему «Оптическая дисграфия» icon"о бесплатной юридической помощи в российской федерации"
Баранов Михаил Львович кандидат юридических наук, специалист в области управленческого контроля, автор более 20 научных публикаций...
Статья на тему «Оптическая дисграфия» icon“ источники радиоизлучения во вселенной ”
Эти сигналы принимаются и усиливаются с помощью специальной электронной техники, а затем регистрируются в аналоговом или цифровом...
Статья на тему «Оптическая дисграфия» iconСтатья оформляется отдельным файлом. Файл следует назвать по имени автора, например, Петров А. С. Статья
При поддержке Fachhochschule Ludwigshafen am Rhein (CentralEastern Europe Institute)
Статья на тему «Оптическая дисграфия» iconУставшие учиться, уставшие учить (по материалам опыта работы школ сша) (статья)
...
Статья на тему «Оптическая дисграфия» iconСтатья подготовлена к печати
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница