Жанр дневника. Теория вопроса




Скачать 25,76 Kb.
НазваниеЖанр дневника. Теория вопроса
Дата04.02.2016
Размер25,76 Kb.
ТипДокументы




Боброва О.Б.

Жанр дневника. Теория вопроса.


В определении теоретического содержания жанра дневника мы исходим из уже существующих понятий, представленных в нашем литературоведении.

В отечественном литературоведении достаточно полно освещен вопрос содержательной стороны жанра дневника. Литературоведческие источники дают разные определения жанра, в каком – то отношении дополняя друг друга.

Обратимся к определению в довоенном издании Литературной энциклопедии(1), в котором понятие о жанре дневника рассматривается с точки зрения его принадлежности к мемуаристике и как наиболее примитивная форма мемуарной литературы. В данной трактовке имеется в виду первичность дневника как жанра мемуарной литературы по отношению к воспоминаниям, запискам, автобиографии, исповеди, биографическим воспоминаниям и даже некрологу. В этом определении обращается внимание на возможность изображения в дневнике социального начала. Надо заметить, что внимание к социальному – это дань времени, но и от этого мы не можем уйти в нашем исследовании. Дневник представляет собой первичную форму мемуарной литературы – общая перспектива событий здесь отсутствует...Дневникежедневные или периодические записи автора, излагающие события его личной жизни на фоне событий современной ему действительности (последнее впрочем не всегда обязательно).

В Литературном энциклопедическом словаре (2) дневник рассматривается как «форма повествования от первого лица, которое ведётся в виде повседневных…датированных записей. Дневник как внелитературный жанр отличает предельная искренность, откровенность высказывания. Дневник пишется для себя…, что сообщает ему особую


1.- Литературная энциклопедия. ред. П.И.Лебедев-Полянский т.7.,-М.,ОГИЗ РСФСР, 1934.

2.- Литературный энциклопедический словарь.


подлинность, достоверность. Обращен преимущественно к событиям личной жизни».

Ещё одно определение, которое также дополняет содержание термина: «Дневник – форма повествования, ведущегося от первого лица в виде повседневных записей… такие записи…современны описываемым событиям. Наиболее определенно Дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц» (1). В отличие от приведенных выше, данное определение затрагивает временной аспект жанра, проявление его специфики, заключающейся в отсутствии ретроспекции, что является немаловажным для понимания жанра и отличает дневник от других жанров мемуарной литературы.

В дальнейшем нашем обзоре по вопросу теории жанра дневника обратимся к критическим статьям и исследованиям, в которых рассматривается вопрос о теории жанра дневника и особенностях его содержания, художественного своеобразии, оригинальности стиля. Каждый из исследователей жанра дневника был индивидуален и вносил в определение жанра что-то новое, что расширяло понятие и служило дальнейшему развитию вопроса теории и истории жанра.

«Дневник самый, наверное, странный жанр: автопортрет в запертой комнате. Вроде бы зрителей в нее пускать не принято, ибо грешно разрешать посторонним вход туда, куда и сам со временем начинаешь наведываться с опаской…». Таково определение жанра дневника Е.Щегловой (2), которая раскрывает специфику и тональность жанра, подчеркивая его интимный характер.

Оригинально жанр дневника характеризует Б.Хазанов (3): «Литературный жанр, который представляет собой протест против литературы с ее жанрами и приёмами; протест против самой сути художественного творчества –… Вот что такое дневник, который ведет

1 - Краткая литературная энциклопедия, Изд-во «Сов. Энц.», М., 1964, т.2, с.707

2 - Щеглова Е. Чуковский К. Дневники 1901-1929 гг. // Нева.- 1992.-№9.-стр.260

3 - Хазанов Б. Дневник сочинителя //Октябрь.-1999.-№1

писатель». Он называет этот род деятельности «исповедь…, бегство в собственный мир, документ самоанализа, саморазоблачения, самомучительства, самоупоения» и далее утверждает: «Дневник писателя –

это его мастерская…это другое «я», двойник… и тайный собеседник, которому можно поверить все тайны…».

Нам представляется, что это наиболее полное определение жанра дневника писателя (а именно об этом роде дневника пойдет речь в нашем исследовании) наиболее органично и близко к самой сути жанра дневника, где на первом месте интимность, сосредоточенность на себе.

Другие определения, которые дают А.Казакова (1), П.Крючков (2) рассматривают свойства дневникового жанра, в какой-то мере обращаются к тем чертам дневника, о которых уже шла речь, но, вместе с тем, и в чем-то дополняют понятие, обогащая теорию жанра. «Дневникэто, прежде всего, эмоциональное отражение на бумаге «настроений души» (А.Казакова) (1).

«…Дневниковые записи, без которых вряд ли обходится любой литератор, не имеют никакого отношения к словесности» (П.Крючков). Можно согласиться с критиком в том отношении, что вряд ли писатель, делая записи в дневнике, ревностно анализирует и взвешивает каждое написанное слово, в этом случае терялась бы непосредственность изложения, новизна родившихся мыслей.

Как мы видим, в приведенных выше определениях жанра дневника серьезных разночтений нет. Рассмотрев существующие определения и с учетом того, что уже сделано в вопросе теории жанра дневника попробуем внести ясность в вопрос о том, какие же жанры следует отнести прежде всего к мемуарной литературе. На этот счет в современной критике существуют различные мнения.

Исследователи мемуарной литературы (В.С.Голубцов, А.Тартаковский, И.И.Подольская), посвятившие свои работы вопросу теории и истории жанра и рассматривавшие проблемы на материале мемуаристики 18– 1-й пол.19 века


1.-Казакова А. Врожденный гуманизм памяти // Кн. Обозрение.1992. 3 апреля. с.5

2.-Крючков П. Лишнее чувство // Независимая газ. 1992. 6 февраля.

и советского периода, приходят к выводу о том, что дневники и воспоминания являются типологическим актом мемуаротворчества (1). На этом основании они относят их к единому мемуарному жанру – это «две группы (или вида) родственных произведений, объединенных понятием «мемуаристика», - дневники как исторически первичная и простейшая форма запечатления личностью опыта своего участия в исторической жизни и воспоминания (мемуары в узком смысле слова) как более сложная и развитая форма мемуарной культуры». Подобное определение дневника, на наш взгляд, значительно сужает понимание содержания жанра и ограничивает его возможности лишь изображением исторического, а не личностного.

С таким положением не согласен В.Оскотский (2). Он считает, что «дневники… к мемуарам не принадлежат, хотя вполне с ними соотносятся… Но едва ли не сильнее этого…сходства существенные различия». По мнению В.Оскотского, письма и записные книжки, в отличие от дневников, относятся к мемуарному жанру, поскольку они «тоже свидетели памяти, закрепленной словом, ее опора и скрепы». Исследователь относит письма и записные книжки к мемуарной литературе, тогда как дневники в эту группу жанров не включает, хотя и указывает на их соотношение с мемуарной литературой. На этом основании В.Оскотский делает вывод: «целесообразнее вести речь не о мемуарной, а о мемориальной литературе, не о мемуарном жанре, а о мемориальных жанрах». Определение «мемориального жанра» исследователь предлагает «во избежание общего знаменателя воспоминаний, под который подвертывается и то, что воспоминанием не является». Таким образом, к мемориальной литературе, по мнению В.Оскотского, следует относить записки, записные книжки, письма, мемуары, дневники. Несомненно, мнение критика в вопросе принадлежности


1.- А.Г.Тартаковский, Русская мемуаристика 18 – первой половины 19 в. М., 1991, с. 8;

В.С.Голубцов, Мемуары как источник по истории советского общества. Изд-во Моск. Ун-та,1970,гл. Введение, с. 3-7; И.И.Подольская, Русские мемуары 1800-1825гг. М., «Правда», 1989, с.8

2.-В.Оскотский, Дневник как правда// Вопросы литературы.-1993,-№5,-с.5.

писем и записных книжек к литературе воспоминаний интересно и обосновано, однако, мы полагаем, что возможно, целесообразнее придерживаться привычного определения жанра и в дальнейшем мы будем использовать терминологию – мемуарные жанры. Поэтому, далее мы будем иметь в виду такие разновидности мемуарной литературы: записки, записные книжки, автобиографии, дневники.

Таким образом, вопрос о принадлежности дневников к мемуарной литературе предполагает, чтобы мы более подробно остановили свое внимание на следующей проблеме: в чем сходства и отличия между мемуарами и дневниками.

Наряду с записками, записными книжками, воспоминаниями, автобиографиями и, наконец, собственно мемуарами дневники являются одним из типичных жанров мемуарной литературы. Следовательно, между мемуарами и дневником существует изначальная общность, заключающаяся в том, что в дневнике и в мемуарах автор рассказывает о событиях, участником или очевидцем которых он был. Но на присутствие автора мы можем указать и в лирической поэзии и в прозе – во всех многоликих жанровых проявлениях.

Разница между мемуарами и дневником, во-первых, в том, что от сообщаемых фактов их авторов отделяет неодинаковое расстояние во времени, большая или меньшая протяженность в первом случае и предельная краткость – во втором. Автор дневника спешит зафиксировать только что возникшие впечатления, не давая им остыть и уйти в область воспоминаний, а то - и небытия.

Во-вторых, несходство между дневниками и воспоминаниями и в видовом отношении заключается в том, что оно связано с различием в системе отражения действительности – синхронной в дневниках, ретроспективной в воспоминаниях.

В-третьих, существенны различия в типе и структуре повествования (связный, сюжетно – организованный рассказ в воспоминаниях, дискретные записи – в дневниках) и в характере коммуникативности.

Дневник по своей природе автокоммуникативен («субъект передаёт сообщение самому себе»). В момент его ведения он рассчитан, главным образом, на внутренне интимные нужды автора, далеко не всегда предназначается им к прижизненному обнародованию, и, как правило, «секретен» для окружающих. Это его качество остаётся достаточно стабильным в течение длительных исторических периодов. В воспоминаниях же автокоммуникативность весьма размыта и сфера её ограничена.

Попробуем рассмотреть, в чем же функциональное сходство и отличие мемуаров и дневников. Мемуары и дневники оказываются близки друг другу не только генетически. Функциональная близость их, вне всяких сомнений, в том случае, когда речь заходит о дневниках, закрепляющих впечатления от политических и литературно-общественных событий, от встреч с интересными и выдающимися людьми, интересных для будущих воспоминаний автора и будущих поколений. Но даже в ежедневных записях, которые ведутся в целях самоанализа, самовоспитания, нравственного самоусовершенствования или ради текущих житейских интересов сегодняшнего момента, в дневнике незримо присутствует частица понимания ценности личного опыта автора, стремления включить «уходящий день» в бытие. Поэтому в дневниковых записях воплощаются некоторые черты исторического самосознания личности (хотя, быть может, менее целеустремленно и последовательно, чем в собственно мемуарах). Различия между дневниками и жанром мемуаров в этом отношении сводятся к тому, что исторический кругозор дневника (а, следовательно, и автора) ограничен пределами настоящего, тогда как историзм воспоминаний в мемуарах измеряется соотнесением их с прошлым, ставшим или становящимся историей.

Именно эти признаки личного дневника определили его использование в художественной литературе. Дневник как форма изложения событий изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и многообразие чувств пишущего. Такие свойства дневника придают ему тональность интимности, лиричности, страстности интонации, с какими трудно сравняться другим литературным жанрам.

Литературное значение дневника выходит далеко за рамки произведений, написанных в его форме. Дневник, как правило, сохраняет свежесть и искренность взгляда автора на окружающий мир и на себя.

На основании всего сказанного попробуем дать определение жанра дневника: Дневник – жанр мемуарной литературы. В литературе для дневника характерна форма повествования от первого лица. Оно ведётся в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения

системы отражения действительности, записей. В структуре повествования преобладают дискретные записи. Как внелитературный жанр дневник отличает предельная искренность, доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя. А дневник писателя сохраняет все эти признаки жанра, но, как бы дополняет существующее определение тем, что является не только способом самовыражения, но и часто творческой мастерской, в которой могут так или иначе высвечиваться творческие замыслы писателя.

Данное определение ни в коей мере не претендует на окончательное, а лишь есть попытка обобщить то, что есть в нашем литературоведении о теории жанра дневника и, как нам кажется, помогает приблизить к предмету нашего исследования.

Следующий вопрос, который, как нам кажется, нужно рассмотреть – это вопрос о разновидности жанра дневника, уточним терминологию, связанную с вопросом разновидности жанра.

В «Краткой литературной энциклопедии» (1) предлагается деление жанра дневника на следующие его разновидности: Дневник как форма художественного повествования – чисто литературный, целиком вымышленный дневник, представляющий собой либо само произведение, либо значительную его часть; Реальные дневники, то есть настоящие дневники писателей (учёных, деятелей культуры, науки), либо заранее предназначенные для публикации; Дневники обыкновенных людей – просто датированные записи о различных волновавших автора чувствах и событиях.

Рассмотрим каждую из этих разновидностей.

Дневник может выступать как форма художественного повествования. Эта разновидность жанра дневника восходит к 18 веку, к периоду возникновения сентиментализма в зарубежной и русской

1.- Краткая литературная энциклопедия, Изд-во «Сов. Энц.», М., 1964, т.2, с.7

литературах. Сентиментализм, обративший интерес к внутреннему миру человека, культивирует жанр дневника как особую форму «самонаблюдения». Таково известное произведение, вошедшее в историю литературы, «Сентиментальное путешествие» Л.Стерна.

Особую задачу – описание состояния героя – Стерн решает посредством использования художественного приема – путешествия. Автор лишь сохраняет условность жанра путешествия - присваивает всем главам своей книги названия французских городов и почтовых станций, в соответствии с обычным маршрутом тогдашних путешественников – англичан.

Но гораздо более писатель озабочен здесь, условно говоря, пейзажами человеческой души – анализом духовного климата личности. Главные происшествия, описываемые Стерном, разыгрываются в сознании героя: случайные дорожные встречи, мимолетные впечатления – то омрачают, то радуют душу рассказчика. В «Сентиментальном путешествии» преобладает субъективное начало. Сентиментальный путешественник чуток ко всем впечатлениям бытия и склонен к самоанализу. Именно углубленное изображение внутреннего мира героев позволяет говорить о близости жанра дневника и путешествия.

Таким образом, жанр путешествия, разработанный Стерном, «вносит свой вклад» в развитие жанра дневника, а именно дает возможность не только изображать внутренний мир героев, но и анализировать возникшие впечатления в связи с переменой мест и обстановки. Именно поэтому «Сентиментальное путешествие» - шаг на пути развития разновидности дневника как формы художественного повествования.

Реальные дневники часто рассматриваются как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов. Как правило это дневники великих деятелей науки, искусства. В таком дневнике вырисовывается личность автора: мировоззрение, общественные позиции, взгляды, не ограниченные сиюминутными интересами авторов, чувства, особенности языка. Такие дневники включают различный материал: подробности биографии автора, его интересы, встречи с интересными людьми, творческие планы и замыслы. Но эти сведения представляют интерес в том случае, когда речь идет о дневниках великих людей, в том числе писателей.

Как правило, дневники писателей выходят за рамки бытовых фактов и представляют собой историко-литературный документ, который характеризует не только самого автора, но и воссоздает эпоху.

Дневник выдающейся личности по содержанию является документом, содержащим в себе интереснейшие сведения об эпохе, различных события, жизни великих людей и их окружении. Дневники видных писателей, учёных, артистов, деятелей культуры и искусства выразительны, интересны, богаты мыслями, чувствами, идеями. Их художественная ценность часто соперничает с дневниками литературных героев, где дневник выступает как форма художественного повествования.

К дневникам, которые мы называем «реальными», можно отнести судовой дневник мореплавателя Дж. Кука, дневники В.Скотта, Стендаля. В русской литературе это дневники декабристов В.К.Кюхельбекера, Лунина, публициста А.С.Суворина, дневники писателей: Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.Блока, И.Бунина, К.И.Чуковского и мн.др.

Примером такого рода дневника могут служить дневники Л.Н.Толстого. В данной статье мы не ставим перед собой цель дать анализ дневникам великого писателя, так как он достаточно исследован (1). Мы хотим только отметить, что Л.Н.Толстой внес значительный вклад в его развитие: его дневники явили собой историко-биографический документ, отражающий такие проблемы, как проблему самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания их автора. Новым, что вносил Толстой в жанр как документ времени, явилось то, что дневник великого писателя стал творческой лабораторией, где само написание дневника представляло уже «литературный труд».

К реальным дневникам относятся и писательские дневники, которые были заранее предназначены для опубликования (В зарубежной литературе «Дневник» Ж.Ренуара, в русской «Опавшие листья» В.В.Розанова, «Ни дня без

1.- Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л.Н.Толстого, М.,1983; Гудзий Н.К. Как работал Л.Толстой, М.,1936; Шкловский В.Б. Лев Толстой, ЖЗЛ, М.,1967

строчки» Ю.К.Олеши и др.). Эти дневниковые записи интересны тем, что автобиографизм занимает значительно меньше пространства, чем собственные наблюдения, размышления, событийная сторона.

Примером дневника, предназначенного для печати, в 19 веке стали дневники Достоевского, которые назывались «Дневник писателя» 1876 года и печатались в виде самостоятельного периодического издания. Этот дневник Достоевского достаточно хорошо исследован критикой (1). Мы обращаемся к этому произведению Достоевского, чтобы еще раз определить, какое место такой дневник занимает в развитии теории жанра дневника в отечественной литературе. Остановимся подробнее на рассмотрении особенностей этого дневника, который интересен тем, что внес новое в существующее представление о жанре. Дневник вводит в творческую лабораторию писателя, дает хронику событий, анализирует повседневный быт. Но то новое, что вносит в жанр Достоевский, заключается в том, что композиция произведения строится не на обычном хроникальном повествовании, а на мастерском сочетании различных жанров: очерка, фельетона, рассказа, повести, мемуарных записей, публицистики.

История дневника такова. Зерно замысла «Дневника писателя» 1876 года и его отличие от «Дневника» 1873 года Достоевский точно охарактеризовал в объявлении об его издании, появившемся в конце 1873 года в петербургских газетах и перепечатанном в конце январского выпуска «Дневника»: «Это будет дневник в буквальном смысле слова, отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях... Сюда, конечно, могут войти рассказы и повести, но преимущественно о событиях действительных…» (стр.136). Приступая к изданию, даже такой крупный писатель, как Ф.М.Достоевский, не представлял себе всех трудностей избранного им жанра открытого публике дневника, что подтверждается письмами Достоевского, написанным 9 апреля 1876 года Х.Д.Алчевской. В них писатель жалуется на то, что форма «Дневника» для него самого еще не определилась: «Верите ли Вы, например, тому, что я еще не

1.- Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. М., 1982г.; Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов,1982г.; Захаров В.Н. Система жанров в творчестве Достоевского. Л., 1985г.

успел уяснить себе форму «Дневника», да и не знаю, налажу ли это когда-нибудь, так что «Дневник» хоть и два года, например, будет продолжаться, а все будет вещью неудавшеюся».

Работу над «Дневником» Достоевский рассматривал не только как осуществление давно возникшего замысла, но и как творческую лабораторию для обдумывавшегося к написанию и своего рода подготовки им романа (т.е. «Братьев Карамазовых»).

М.А.Александров, метранпаж типографии Траншеля, в которой в 1873 – 1874 гг. печатался редактировавшийся Достоевским «Гражданин», вспоминая о начале издания «Дневника», писал, что уже из первого его выпуска читатели «увидели, что «Дневник писателя» совсем не похож на дневники, какими их привыкли видеть все читающие люди. Увидели, что это не хроника событий, а глубоко продуманное, авторитетное, руководящее слово веского общественного деятеля» (1).

Подлинная суть «Дневника писателя» заключается в создании своеобразной художественной формы на основе объединения нескольких жанров, которая помогает осуществить его замысел в соответствии с задачами «Дневника», которые ставил писатель. Такая манера повествования способствовала созданию нового, совершенно оригинального жанра дневника, в котором органическое сочетание нескольких жанров под пером писателя представляло не только стилевое единство, но и давало возможность писателю лучше и глубже воплотить свой творческий замысел.

Таким образом, «Дневник писателя» – явление не только публицистики, но и искусства слова, занимающее важное место в развитии Достоевского – художника и в развитии теории жанра дневника и его разновидности – дневника, заранее предназначенного для публикации.

«Дневник писателя» Достоевского, с одной стороны, продолжал развитие дневника как литературного жанра, в котором дневниковое начало сочеталось с другими литературными жанрами, с другой стороны, в поисках новой формы

для выражения своих замыслов творчество Достоевского позволяло писателю

более глубоко и более объективно подойти к изображению и описанию

1.- Достоевский в воспоминаниях, т.2, стр. 239.

интересующих его жизненных событий.

В литературной практике 19 века ведение дневника, заранее предназначенного для опубликования, было явлением редким и «Дневник

писателя» Достоевского стал чуть ли не единственным в своем роде.

20 век вносил свои коррективы. В литературе появилось большое количество произведений, написанных в таком жанре: «Опавшие листья» В.В.Розанова, «Ни дня без строчки» Ю.Олеши. Остановимся несколько подробно на особенностях книги «Ни дня без строчки» Юрия Олеши, так как в ней жанр дневника приобретает необычную форму: автор четко продумал построение своего дневника, повествование строится на сочетании воспоминаний и описании текущих событий.

Цель своей книги автор так объясняет: «Однажды я…прислушался к старинному изречению о том, что ни одного дня не может быть у писателя без того, чтобы не написать хоть строчку. Я решил начать придерживаться этого правила и тут же написал эту первую «строчку». Подобно Л.Н.Толстому, цель книги Олеша определил так: саморазвитие своего писательского таланта, описание текущих событий и впечатлений.

Об истории и необычности замысла своего дневника Олеша говорит: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать…Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные» (стр.223).

Дневник имеет стройную композицию, где каждая часть озаглавлена: «Детство», «Одесса», «Москва», «Золотая полка», «Удивительный перекресток». Вопреки общепринятой традиции, записи этого дневника не датированы. Специфика книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки» в том, что в дневнике, лишенном точных дат и временной последовательности, повествование построено на сплетении жанра воспоминания с жанром дневника: ретроспекция гармонично сочетается в книге с синхронностью, а специально организованные записи с дискретными. Это позволило писателю как бы расширить возможности жанра и более глубоко проанализировать свои наблюдения, размышления над текущей жизнью.

Дневник – один из наиболее демократичных литературных жанров. Даже не становясь литературным событием, дневник все равно явление культуры.

А.С.Пушкин писал: «Всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства. Мы с любопытством рассматриваем автографы…Нас невольно поражает мысль, что рука, начертавшая … эти незначащие слова, тем же самым почерком и, может быть, тем же самым пером написала и великие творения, предмет наших изучений и восторгов». Бесспорно, что для исследования творчества великих писателей, поэтов их дневники значительны не менее, чем художественные произведения, потому что именно в них можно найти ключ к разгадке личности автора, понять основы его мировоззрения, отношение к тем или иным жизненным явлениям, проследить творческий процесс создания литературного произведения.

Похожие:

Жанр дневника. Теория вопроса iconЖанр как литературоведческая проблема. Басня как жанр Темой данной статьи является изучение жанра басни в средней школе. С этим жанром школьники знакомятся в
И. А. Крылова). В 5 классе производится более глубокое ознакомление с жанром: вводится терминология (жанр, мораль, аллегория, иносказание),...
Жанр дневника. Теория вопроса iconТеатральная рецензия в современной периодической печати
Рецензия – основной жанр критической работы в периодической печати. Начиная с XVIII века по настоящее время жанр рецензии претерпевал...
Жанр дневника. Теория вопроса iconПоэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Жанр и композиция
«Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, Белинский определил их жанр как роман. В истории русской литературы утвердилось это определение...
Жанр дневника. Теория вопроса iconЛекций: Испытания Бернулли
На сегодняшнем уроке мы вернемся к обсуждению вопроса, который был поставлен в самом начале нашего изучения курса «Теория вероятности»...
Жанр дневника. Теория вопроса iconGeneral ciконституционализм: история и теория вопроса
Института права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, кандидат юридических наук, доцент. Ковальски Ежи Сергей...
Жанр дневника. Теория вопроса iconПояснительная записка На экзамене кандидатского минимума аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки,
Экзаменационный билет состоит из четырех вопросов: по одному из каждого раздела программы и вопроса по материалам диссертации. Аспирант...
Жанр дневника. Теория вопроса iconВидеотека Анны Ахматовой в хронологии создания
Анна Ахматова. Листки из дневника: [фильм]: Реж. В. Катанян. Стихи читает Алла Демидова. – 1988. – 30 мин
Жанр дневника. Теория вопроса iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (экономика труда) по экономическим наукам
«Общая экономическая теория» (Приложение 1), один вопрос из раздела программы «Основы теории управления экономическими системами»...
Жанр дневника. Теория вопроса iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: механика и термодинамика сплошных сред, теория упругости, теория пластичности,...
Жанр дневника. Теория вопроса iconПояснительная записка Изучение спецкурса «Теория восстановления и теория надёжности»
Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы «Теория восстановления и теория надёжности», утвержденной 28 мая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница