Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста




Скачать 34,34 Kb.
НазваниеПсихолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста
Дата04.02.2016
Размер34,34 Kb.
ТипДокументы

Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста


В концепции дошкольного воспитания написано: «Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей»[25, с.14].

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в самой природе: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружающим миром.

В современной психологической науке язык понимается как система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации [40, с.912]. Исторической основой языка служит труд и совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. Слова в языке являются носителями понятий, благодаря чему возможно осмысленное отражение действительности, хранение и передача информации, управление человеческим поведением. Процесс овладения языком оказывает огромное влияние на все стороны психики человека и является условием формирования его сознания.

Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причём одним из феноменов языка является то, что каждый человек застаёт уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.

Язык представляет собой достаточно сложное образование. Всякий язык имеет, прежде всего, определённую систему значащих слов, которая называется лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определённую систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определённый звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.

И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик родного языка. Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека [20, с.19].

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство:

1)общения как формы социального взаимодействия; 2)присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации; 3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство: 4) общения с предметной действительностью через номинацию, индикацию. 5) общения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; 6)опосредствования высших психических функций человека; 7) развития познавательных интересов; 8) решения коммуникативных и познавательных задач.

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства: 9) сознания человеком собственного «Я», рефлексия; 10) выражения себя (самовыражения) и саморегуляции.

В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

Если язык представляет собой систему знаков и символов, то речь – это сложившаяся историческая форма общения людей, опосредованная языком, способ формулирования мысли посредством языка. Само речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка (русского, белорусского, английского и т.д.). Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действие ряда факторов она изменяет и совершенствует язык (например, под воздействием общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и т.д.). Без речи становится немыслимым овладение человеком знаниями и формирование его сознания.

Если основными структурными единицами языка считаются слова и предложения, то в речевом общении это – высказывания как единицы смысла. Основной особенностью таких высказываний является их обращённость, адресность. Речь материальна, субъективна, динамична и вариативна (темп, интонация, тембр и т.д.).

Большое значение для дальнейшего анализа речи имеет определение её функций. В психологии речь рассматривается как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности. Исходя из этого, психологи выделяют две основные, неразрывно связанные функции речи: коммуникативная функция, или функция человеческого общения и речемыслительная функция, или функция мышления. В рамках коммуникативной функции принято различать в свою очередь функции сообщения и побуждения к действию. Формой же выражения мысли речь становится благодаря тому, что может обозначать те или иные предметы, явления, действия, качества и т.д. В этом случае говорят о семантической или сигнитивной функции речи.

В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, находят относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях человекоподобная. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это – система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи.

Психология деятельности и познавательных процессов или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.

В современной психологической науке принята дифференциация речи

на несколько видов. Речь, прежде всего, разделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь в свою очередь делится на речь устную и письменную.

Устная речь представляет собой вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, которые воспринимаются на слух. Основными характеристиками устной речи является то, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устной речи включают звенья ориентировки, одновременного планирования, речевой реализации и контроля. Устная речь в свою очередь делится на монологическую и диалогическую.

Письменная речь представляет собой вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. От устной речи этот вид отличается не только тем, что использует графику, но и в грамматическом и стилистическом отношении. Письменной речи свойственна довольно сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладеть.

Внутренняя речь представляет собой беззвучный речевой процесс, т.е. её можно представить в форме различных видов использования языка вне процесса реальной коммуникации. Существует несколько типов внутренней речи. В первую очередь – это внутреннее проговаривание, т.е. «речь про себя». Такой тип речи сохраняет структуру внешней речи, но лишён фонации и является типичным, например, при решении задач в затруднённых условиях и т.д. Вторым типом является собственно внутренняя речь как средство мышления. В этом случае она пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру. Третий тип внутренней речи может быть представлен в форме т.н. внутреннего программирования, т.е. формирования и закрепления в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста или его содержательных частей.

Большое внимание разработке проблемы речи уделил известный советский психолог А.А. Леонтьев. Рассматривая речь как объект исследования, он говорил, что речевая деятельность должна получить двоякое осмысление[26].

Первое – это представление речевой деятельности как «потока речи», своего рода пространственно-временного континуума говорений, образованного пересечением и взаимоналожением полей речевой активности говорящих и индивидов. Второе – трактовка ее именно как одного из видов деятельности, понимая под деятельностью «сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т.е. тем, в чем конкретизируется та или иная потребность субъекта» [28, с.46].

Такая трактовка предполагает включение речевой деятельности в общую систему деятельности человека. Это меняет сам принципиальный подход к проблеме. Речевая деятельность берется с учетом всех объективных и субъективных факторов, определяющих поведение носителя языка, во всей полноте обусловливающих ее связей и отношений субъекта деятельности к действительности. Реальный процесс, происходящий в общении, – это не установление соответствия между речью и внешним миром, а установление соответствия между конкретной ситуацией, подлежащей обозначению деятельности, т.е. между содержанием, мотивом и формой этой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами речевого высказывания – с другой. Речевой акт есть всегда акт установления соответствия между двумя деятельностями, точнее, акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов этой последней.

Говоря о речевой деятельности человека, А.А Леонтьев замечал, что речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-то деятельность – целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую. С одной речью человеку делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие, хотя и может по-разному использоваться в разных видах деятельности. Однако, несмотря на это, он всё-таки говорил о речевой деятельности, акцентируя внимание на том, что речь не заполняет собой всего «деятельностного» акта [26].

И.А.Зимняя дает понятие речевой деятельности как активный целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обуславливаемый ситуацией процесса принятия и передачи сообщения [20].

Речевая деятельность состоит из трех частей: мотивационная, исполнительская и ориентировочная. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: продуктивные (сюда относятся письмо и говорение); рецептивные (чтение и слушание).

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, - функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. В дошкольном возрасте (3-7лет) речь ребенка становится связной и приобретает форму диалога. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи [31,с.24]. Эта речь представляет собой вопросы, наконец, определенные требования. Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является неполные предложения, указательные местоимения, замена слов жестами, мимикой.

Партнер ребенка по диалогу ждет от него ясной, выразительной речи, требует построения речевого контекста, более независимо от ситуации. Под влиянием окружающих ребенок начинает перестраивать ситуативную речь на речь, более понятную слушателю. По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Ситуативная речь не является речью низшего ранга. В условиях непосредственного общения ситуативной речью пользуется и взрослый. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Детская речь, ее особенности и развитие привлекали и привлекают внимание педагогов и психологов, писателей и лингвистов, и, конечно, родителей [59]. Прекрасная сама по себе она имеет, кроме того, высокую научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым вскрываем причудливые закономерности детского мышления. Современные психологи считают, что наблюдение за речью ребенка дает материал для познания его личности.

Рассмотренные определения, понятия ставят вопрос о возрастных особенностях развития речи детей.

Д. Б. Эльконин указывал, что расширение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном возрасте приводят к постепенному росту словаря [14, с.10]. Развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретный условиях общения.

Словарный состав речи детей 3 лет составляет 1300-1500 слов, увеличивается пассивный словарь, в словаре трехлетнего ребенка наблюдаются существительные, глаголы, прилагательные, местоимения (я, мы, мой, твой), появляются предлоги. Резкое увеличение словаря происходит за счет овладения детьми способами словообразования. Большая часть лексики: бытовая, появляется – оценочная. Слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение.

В 4 года словарь ребенка состоит из 1900 слов, быстро увеличивается число существительных, глаголов, медленно – прилагательных. Наблюдается появление наречий, преобладают существительные, глаголы. Появляются разовые понятия. В основе освоения значений слов – функциональный признак предмета. Ярко проявляется словотворчество. Слово достигает высшей стадии интеграции.

В 5 лет словарь ребенка состоит из 2000 – 2500 слов. Ребенок начинает овладевать системой житейских понятий, а не научных. Присутствует описание предмета. Возрастает точность словаря за счет использования синонимов, антонимов, многозначных слов. Начинают овладевать переносным значением слов, использовать метафоры (виноградинки как воздушные шары), фразеологические обороты, пословицы.

Процесс овладения звуковым и грамматическим строем речи дошкольников изучен и описан в работах: А. Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина, М.Е.Хватцева, Ф.А.Сохин, В.И.Ядэшко. Задачи, содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи раскрывается О.И. Соловьевой, М.Ф.Фомичевой, А.М.Бородич, А.И.Максакова и др.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. В этом возрасте ребенок в основном овладевает звукопроизношением. Для детей этого возраста характерно: смягченность, замена звуков, нечеткое произношение шипящих, звуков «р», «л»; добавление звуков. Особенность в словопроизношении проявляется в сокращении слов, перестановке звуков и слов; уподоблении одного звука другим (бабака – собака). У детей трех лет недостаточно развит фонематический слух. Речевое дыхание слабо развито, ребенок «захлёбывается». Речь в ходе общения эмоциональна, но ребенок не владеет силой голоса, высотой, темпом. Это связано со слабостью речедвигательного аппарата. В 3 года ребенок употребляет предлоги: в, на, у, с. Структура предложения проста, легко используются сложноподчиненные предложения, распространенные с однородными членами. У детей трех лет быстро развивается активная и пассивная речь. Начало использования диалогической речи, которая связана с практической деятельностью ребенка (просьба, ответы на вопросы) носит ситуативный характер. Характерны остановки в предложениях. В общении со взрослыми преобладает ситуативная речь. Ребенок не умеет правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять. Монологическая речь в общении со сверстниками понятна, независимо от ситуации, которые она выражает, т.е. контекстная. Форма высказывания зависит от понимания ребенка собеседником.

Пятый год жизни знаменуется новыми успехами в умственном и речевом развитии. Дети узнают признаки и качества предметов, выделяют существенные признаки, умеют сравнивать предметы на основе сходства и различия, устанавливают различные связи между предметами, действиями и явлениями окружающей действительности. У детей пятого года жизни отмечается неустойчивость произношения. «Обратная замена звуков» (шлон, шобака). Дефекты в произношении свистящих, шипящих. Словопроизношение чище, яснее, почти исчезают сокращение слов. К 4-5 годам овладевают падежами. Сложно усваивается категория рода: сначала женский род, сложнее - средний род. Особые трудности в усвоении: существительных – окончание, глаголов – основа, прилагательных – сравнительная степень. Типичные ошибки: неправильные окончания имен существительных, склонение несклоняемых существительных, изменение рода существительных, образование глагольных форм, склонение числительных и др. На 5 году жизни содержание и форма сложноподчиненных предложений усложняется (придаточные причины, времени). К концу пятого года дети овладевают правильным произношением всех звуков родного языка. Если дети пропускают некоторые звуки в потоке речи, заменяют другими или искажают, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. В 4 года ребенок может составлять рассказы, в основном копируя образец взрослого, рассказы могут содержать нарушение логики. Предложения внутри рассказа часто связаны формально. Речевая активность детей возрастает, это связано с усложнением деятельности детей, новыми потребностями в общении. Ребенок в 4 года правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Правильно произносит звуки «п», «б», «т», «д», «ф», «в», «к», «г», х", "с", "з", "ц", "м", "н". Говорит предложениями из 4-5 слов.

У детей шестого года жизни наблюдается улучшение звукопроизношения: полностью исчезает смягченная «р», реже пропадают звуки и слоги, ребенок учится выговаривать многосложные слова. Трудность проявляется в проговаривании слов с большим количеством согласных (экскаватор, контейнер).

У детей 4-5 лет развивается умение различать громкость, ускорения и замедления темпа речи, выделять звуки в слове, называть слова, которые начинаются на звуки «т», «д», «б», «п», «м», «н». К 5 годам – речевой выдох становится длиннее. Ребенок 4-5лет способен воспроизводить интонационные особенности речи, выдерживать паузу. Возрастает подвижность мышц артикуляционного аппарата, что позволяет более точно использовать язык и губы для произношения звуков. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки детей, исправляют их, показывают правильный образец. К пяти годам ребенок пользуется предложениями из 5-6 слов, всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказывать. Правильно произносит практически все звуки. Знает простые антонимы (большой - маленький; твердый - мягкий). Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Существует два способа словообразования младших дошкольников: морфологический (с помощью приставок, суффиксов) и морфолого-синтаксический (сложение двух, трех основ). Дошкольники в основном пользуются морфологическим способом. В психолингвистической литературе словообразование связано со словотворчеством. О.С.Ушакова выделила 3 принципа образования детьми новых слов:

    1. Часть слова используется как целое слово («прыг» - прыжок).

    2. К корню одного слова прибавляется окончание другого (пурга – «пургинки»

(снежинки)).

    1. Одно слово составляется из 2-х (бананас).

Наиболее интенсивный период словообразования то 3-х до 6 лет [49, с.25].

К 4-5 годам наблюдается переход от ситуативной речи к контекстной.

С точки зрения Т.Н. Дороновой наряду с развитием речи, в 3-5 лет начина­ется элементарное осознание яв­лений родного языка. Ребёнок постигает звуковое и слоговое строение слова; зна­комится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом пред­ложения и пр. Он способен понять зако­номерности построения развёрнутого вы­сказывания (монолога). Формирование эле­ментарного осознания языковых и ре­чевых явлений развивает у детей произвольность речи, создаёт основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Всё это заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи ребёнка. Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, вни­мание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребёнка более богата, выра­зительна, развёрнута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше позна­вательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития ко­торой напрямую влияет на речь ребёнка [33, с.68].

Развитое восприятие, наличие познавательных интересов даёт серьёзный толчок для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, клас­сификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. По­знавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи – диалога и монолога, подчёркивает А.А.Зрожевская [19, с.12].

Особенно отмечает Т.Н. Доронова значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребёнка не только в речевом разви­тии, но и в личностном. Две формы связной речи – диалог и монолог – неравно­мерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ре­бёнка. Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсут­ствие или дефицит диалогического общения ведёт к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьёзных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жиз­ненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребёнка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чём разговаривать с ребёнком, как строить диалогическое общение с ним) отри­цательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребё­нок [33,с.72].

Ожидать нормального развития речи можно лишь в том случае, отмечает Л.П. Федоренко, если рабо­той охвачены все стороны речи: произносительная сто­рона; словарь; грамматиче­ский строй; связная речь. Каждая сторона речи вклю­чает в себя определённый часто достаточно объёмный круг речевых навыков и умений, которые в свою оче­редь имеют собственную динамику развития [53].

Таким образом, мы рассмотрели основные закономерности развития речи детей младшего дошкольного возраста. В свою очередь М. Ф. Фомичёва добавляет, что воспитателю необходимо знать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом [57, с.125].


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор /В.П.Аникин. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240 с.

  1. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста / С.С.Бухвостова. - Курск: Академия Холдинг, 2000. ­148с.

  2. Бочкарёва, О.И. Художественная литература. Средняя группа. Разработка занятий./ Сост. О.И.Бочкарёва. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. - 96 с.

  3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. - М.: 1981.

  4. Бушуева, А.С. Выявление речевой подготовки детей к школьному обучению: учебно-методическое пособие для студентов педфака. / А.С. Бушуева. ­Магнитогорск, 1999.

  5. Васильева,М.А. Про грамма воспитания и обучения в детском саду / М.А.

Васильева. - М.: Просвещение, 1987.

  1. Волков, Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. /Б.С.Волков. - М.:

МОПИ, 1991. -110 с.

  1. Выготский, Л.С. Психология. / Л.С.выготский. - М.: 2000.

  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1990.

10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев.- М.:

Просвещение, 1961. - 97с.

  1. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В.В.Гербова. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Градусова, Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора:

учебное пособие / Л.В.Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.

  1. Гриценко, З.А. Пришли мне чтения доброго / З.А.Гриценко. - М.: 2004.

  2. Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М.Гурович.- СПБ.: 1999.

  3. Детские частушки, шутки, прибаутки / Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова.­ Ярославль: Академия развития, 1997. - 224 с.

  1. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Психолого-педагогическое сопровождение социально-­личностного развития дошкольников: метод. пособие / И.С.Дементьева,

Л.А. Кремплевекая; под ред.: Т.М.БабуновоЙ, Н.И. Левшиной, Магнитогорск:

МаГУ, 2008. - 161 с.

  1. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учебное пособие для вузов / И.В.Дубровина. - М.: 2005.

  2. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1.

Психическое развитие ребенка / А.В.Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.-320с.

  1. Зрожевская, А.А. Обучение монологам - описаниям /. А.А. Зрожевская // Дошкольное воспитание. - 1986. - №12. - С. 12 - 15.

Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку / И.А.Зимняя. - М.: Русский язык, 1989. - 315 с.

  1. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н.Карпова, З.И.Труве. Ростов-на-Дону, 1987.

22. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С.Карпинская. М. : Просвещение, 1972. - 158 с.

23.Карпухина, Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада.

Развитие речи и знакомство с художественной литературой: прак. пособие

для воспитателей и методистов ДОУ/ Н.А.Карпухина. - Воронеж, 2007.- 240 с.

  1. Коломинский, Я.Л. Введение в возрастную и педагогическую психологию: учебное пособие / Я.Л.КоломинскиЙ, Е.А.Панько. - Минск: МГПИ, 1985. -101 с.

  2. Концепция дошкольного воспитания / В.М.Изгаршева // Дошкольное

воспитание.- 1989. - №9. - С. 48-69.

26.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев. - М.:

Просвещение, 1969. - 214 с.

  1. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей / Р.Е.Левина.- М.: АРКТИ, 2005.

  2. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста.

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учеб. заведений / Г.М.Лямина. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. -139 с.

29.Левшина, Н.И. Диагностические методики речевого развития

дошкольников: учебно-методическое пособие / Н.И.Левшина, Л.В.Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 67с.

30. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. - М.:

Просвещение, 1987. - 240 с.

31.Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С.Мухина. М.: Просвещение, 1975.

32. Микляева, Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое объединение: методическое пособие/ Н.В.Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006.

33. На пороге школы / Т.Н.Доронова, Т.И.Гризик, Л.Ф.Климанова. - М.:

Просвещение, 2002. - 247 с.

34. Немов, Р.С. Психология образования / Р.С.Немов.- М.: Просвещение, 1994.­

  1. с.

35. Панков, В.И. Ваши помощники книги / В.И.Панков. - М.: 2001.

36. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ /В.А.Петровский.

М.: Педагогика, 1993.

37. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного

возраста / Н.Н.Поддъяков. - М.: 1996.

38. Ребенок в мире культуры \ Н.С.Старжинская, Е.С. Сленович.­ М.:

Просвещение, 1985.

39. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред.

пед. учеб. заведений - 2-е изд./ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.:

Издательский центр «Академия», 1999.

40.Современный словарь по педагогике // Е.С. Рапацевич. - М.: Издательский центр «Современное слово», 2001. - 928 с.

41.Стрельцова, Л.Е. Литература и фантазия / Л.Е.Стрельцова. - М.: просвещение

1992. - 256 с.

42. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А.Сохин.- М.:

Просвещение, 1984. - 223 с.

  1. Тарабарина, Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Т.И.Тарабаркина, Н.В.Ёлкина. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с.

  2. Тарасова, Т.А. Мальчик – пальчик, где ты был? О роли игр – забав в жизни

дошкольника/. Дошкольное воспитание. - 1995. - №12. - С. 59 - 62.

45.Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста: Программа

учебного курса и методические рекомендации / сост. О.В.Акулова и др. ­Сибирь, 2007.

46. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П.Усова. - М.:

Издательство министерства просвещения РСФСР, 1947. - 71с.

47.Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П.Усова. - М.: 1982.

48. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. - М.: Издательский центр «Академия», 1995.

49. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: т.1. / К.Д.ушинский.­

М.: 1974, 148-149 с.

50.Ушинский, К.Д., Флеров В.А., Вахтеров В.П. Об обучении грамоте / К.Д.Ушинский, В.А.Флеров, В.П.Вахтеров. - М.: Учпедгиз, 1981. - 270 с.

51. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В.Гавриш. - М: ТЦ «Сфера», 2004. -224 с.

52. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 240 С.

53. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для учащихся дошкольных педучилищ / Л.П. Федоренко. - М., Просвещение, 1977. - 239с.

54.Федяевская, В.М. Что и как рассказывать дошкольникам / В.М. Федявская. ­Учпедгиз, 1988. - 156 с.

55. Филичева, Т.Б. Воспитание у детей правильно го произношения /Т.Б,

Филичева. - М.: Просвещение, 1997. - 214 с.

56.Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 189 с .

57. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя детского сада / М.Ф.Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 134 с.

58. Чуковский, К.И. Собрание сочинений: в 6 т. Т1. / К.И.ЧуковскиЙ. - М.: 1965.­

626 - 627 с.

59. Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И.чуковский. - М.: Педагогика, 1990. –

384с.

60. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до 7 лет /

Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 1989. - 48 с.

61. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/Н.В.Новоторцева, Т.В.

Башаева, Н.Н. Васильева, Н.В. Клюева и др. - Ярославль: Академия развития,

Академия Холдинг, 2001 - 480 с.

62. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы эстетического развития детей /

С.Г.Якобсон. - М.: 1984.

Похожие:

Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста iconМетодическая разработка «Формирование норм словоупотребления в речи детей старшего дошкольного возраста»
I лингвометодические и психолого-педагогические основы формирования норм словоупотребления в речи детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста iconПрограмма эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста:...
Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста iconОсновные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр глава Экспериментальное изучение проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня
Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста iconМетодические рекомендации по проведению имитационно-подражательных упражнений на занятиях по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста Заключение
Влияние имитационно-подражательных упражнений на уровень развития основных видов движения у детей младшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста icon«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста». Составила: Воспитатель Линькова С. И
Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная,...
Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста iconНаписание сочинения о весне
Психолого-педагогическая характеристика группы детей 2-го класса с нарушениями чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным...
Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста icon«Воспитание сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
В концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка....
Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста iconОбразовательная программа Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Криста ллик»
Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Кристаллик» на 2010-2014...
Психолого-педагогическая характеристика речи детей младшего дошкольного возраста icon«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в игре»
«Психолого-педагогические основы организации воспитания и развития дошкольников»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница