Пояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи,




Скачать 20,85 Kb.
НазваниеПояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи,
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер20,85 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
Пояснительная записка

Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных сними особенностей психического развития.

На I ступени общего образования обеспечиваются: коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексии) и обусловленных ими в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения и желание учиться. Обучающиеся, воспитанники приобретают навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять свои высказывания.

У обучающихся, воспитанников наблюдаются трудности в обучении, связанные с отставанием в речевом развитии, имеются значительные отклонения в грамматическом оформлении речи, которые выражаются не только в нарушении правильности речи, передаче смыслового содержания в соответствии с системными закономерностями языка и современными языковыми нормами, но и в примитивности используемых языковых средств, в ограниченности структур, оформляющих высказывание. Школьники не владеют в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности. Это создает трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, в обучении, связанном с использованием программного содержания.

Главная задача индивидуальных логопедических занятий в подготовительном- четвертых классах - работа над звуковой стороной речи, т.е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова, развитие фонематического восприятия.

Начиная с четвёртого класса, материал значительно усложняется. В письменных работах учащихся обнаруживаются разнообразные ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем, нарушением слоговой структуры слова, многочисленные ошибки, связанные с трудностями выбора нужного падежа. Поэтому основными направлениями индивидуальной работы могут быть следующими:

  • Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех учащихся , как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений артикуляционного аппарата, характерна нечеткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью

речи, над дикцией, словесным логическим ударением.

  • Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата.

  • Преодоление недостатков речи и письма.

  • Преодоление аграмматизма.

Индивидуально-групповые занятия по исправлению дислексии проводятся с учетом следующих положении:

  • Читательские умения формируются в единстве с речевыми умениями;

  • Умение читать видится широко - как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать (понимать) тексты и произведения разных жанров;

  • Развивать гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.

Основной целью логопедических занятий является преодоление индивидуальных речевых трудностей, препятствующих успешному усвоению учебного материала (нарушения слоговой структурь1, ограниченности словарного запаса, трудностей в грамматическом оформлении высказывания, недостатков в чтении, самостоятельной письменной речи)


Тематическое планирование


Этапы работы.

Содержательные линии.

Кол- во

часов

Грамматические темы, используемые на занятиях.

Коррекционно – развивающие задачи.



Диагностико-

подготовительный этап.

Обследование устной речи.

Обследование письменной речи.

Обследование чтения.

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия;

- уточнение и расширение объёма зрительной памяти;

- зрительно – моторных координаций;

- слуховых дифференцировок;

- фонематического восприятия;

- уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане;

- коррекция звукопроизношения.



18

Обследование речи проводится с применением методик Т.А.Фотековой и Т.В.Ахутиной.

Исследование неречевых функций;

- игры на развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, логического мышления;

- состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза;

- особенности динамической стороны речи;

- состояние звукопроизношения;

- воспроизведение звукослоговой структуры слова;

- исследование процесса письма, чтения, связной речи.



Исследовать состояние устной и письменной речи.


Развитие мыслительной деятельности: памяти;

внимания; восприятия;

- развитие экспрессивной речи, фразы;

- распространение и употребление в речи простых предложений;

- развитие правописных компетенций.





Коррекционный

этап.


Оценочный

этап.

Работа над слогобуквенным анализом слова.


Дифференциация гласных первого и второго ряда.


Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных, обозначенных гласными первого и второго ряда, мягким знаком;

- парные и непарные согласные звуки;

- непарные твёрдые согласные;

- непарные мягкие согласные.


Дифференциация звонких и глухих согласных.


Работа над словом, словоизменением, словообразованием, согласованием.


Работа над предложением.


Формирование навыков связной речи.


Формирование монологической и диалогической речи.


Обследование устной речи.


Обследование письменной речи.


Обследование чтения и связной речи.





172


18



Гласные, согласные звуки и буквы;

- слогообразующая роль гласного звука;

- ударение;

- буквы Е Ё Я Ю;

- обозначение мягкости гласными второго ряда и буквой мягкий знак;

- звукобуквенный анализ слова;

- непарные твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.


Звонкие и глухие согласные:

- дифференциация слогов, слов со звонкими и глухими согласными;

- соотнесение согласных с символами и опорами;

- дифференциация звонких и глухих согласных изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, на письме.


Слова, обозначающие предмет, признак, действие.

- существительное, прилагательное, глагол;

- согласование частей речи в роде, числе, падеже;

- правописание частей слова и образование новых слов;

- обогащение словаря по лексическим темам;

- антонимы, синонимы, омонимы.


Виды предложений;

- работа над правильным построением простых и сложных предложений;

- преодоление устного аграмматизма в речи;

- наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки и изменения количества слов;

- работа над деформированными предложениями;

- раздельное написание предлогов.

- совершенствование процесса смысловой переработки текстов;

- расширение фииксаационного поля чтения;

- развитие антиципационного восприятия текста и предотвращение регрессий, т.е. возвращение глазами к прочитанным словам;

- преодоление внешней, активной вокализации при чтении молча;

- развитие умения слушать своё и чужое мнение;

- развитие умений ориентироваться в причинно – следственных связях статьи, выделять главное, сопоставлять факты, доказывать, делать выводы.


Обследование речи проводится с применением методик Т.А.Фотековой и Т.В.Ахутиной.


Развитие фонематического представления, восприятия, слуха, внимания, памяти;

- закрепление понятие о букве, как о графическом образе звука;

- развивать слоговой анализ и синтез;

- различать на слух гласные и согласные

фонемы;

- закреплять понятие ударный слог;

- формировать навыки фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале, середине, конце слова, после гласного;

- уточнять, сравнивать артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных;

- закреплять навыки употребления на письме буквы мягкий знак на конце и в середине слова.

Уточнять, сравнивать, развивать артикуляцию звонких и глухих согласных в изолированных позициях, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;

- развивать зрительную дифференциацию строчных и заглавных звонких и глухих согласных на письме.


Развивать слуховое внимание, память, восприятие, образное мышление на основе заданий и упражнений в анализе, синтезе, запоминании, узнавании.


Развитее внимания, усиление концентрации слухового внимания, направленного на тренировку мыслительных процессов;

- расширение оперативного поля чтения, безошибочного восприятия текста;

- развивать фонематический слух, психофизиологические функции:

подвижность зрительного и слухового анализатора, мышления;

- развивать речь учащихся, тренировать технику произнесения скороговорки, чистоговорки, технику чтения;

- учить понимать поучительный смысл произведения, работать с заглавием;

- развивать умение ориентироваться в причинно – следственных связях статьи.


Исследовать состояние устной и письменной речи на конец учебного года.


Количественный и качественный анализ ошибок.


Подведение итогов работы за год.





Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи.


(индивидуально – логопедические занятия)


Коррекция аграмматической дисграфии.

Ι четверть.

Ι группа


  1. Развитие навыков словообразования.

Состав слова.




урока

Тема и содержание коррекционной работы.

дата

Грамматические и лексические темы, используемые на уроках.

Развитие неречевых процессов.

Литература, методические пособия, дидактический материал, используемый на занятиях.

Диагностико – подготовительный этап.

1

Обследование устной речи





Обследование речи проводится с применением методик Т.А.Фотековой и Т.В.Ахутиной



Исследование развития мыслительной деятельности.



Методика Т.А.Фотековой

2

Обследование устной речи





3

Обследование устной речи






4

Обследование письменной речи




Обследование письменной речи проводится с целью анализа дисграфических ошибок.



5

Обследование письменной речи.




Тесты по всем видам дисграфии для 4 класс.


Коррекционный этап.

1. Развитие навыков словообразования.

Состав слова.

6

Корень слов. Однокоренные слова.




Корень слова. Однокоренные слова. Тема «Ранняя осень».

Развитие фонематических представлений, восприятий, слуха, внимания, памяти.



Л.Ефименкова. «Коррекция устной и письменной речи» стр.116

7

Окончание.




Окончание. Разбор слова по составу. Тема «Дикие животные осенью»

Формировать навыки понимания и выполнения двухступенчатых инструкций; активизировать слуховое внимание и восприятие, развивать зрительное восприятие, логическое мышление, артикуляционную моторику, пространственно – временные представления



Разработка.

8

Суффикс. Суффиксальный способ словообразования при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса.




Суффикс. Словообразование при помощи суффиксов. Тема « домашние животные осенью».



Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, мелкую моторику

Л.Ефименкова. «Коррекция устной и письменной речи» стр 120 - 121

9

Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов.






Формировать умение определять и раскрывать тему, составлять связное высказывание по опорным словам, используя разнообразные языковые средства.

Развитие фонематических представлений, восприятий, слуха, внимания, памяти.

«Устная связная речь» стр.96.

10

Приставка. Роль приставки в изменении значения слова.




Приставка. Словообразование при помощи приставки. «Птицы осенью».

Развитие фонематических представлений, восприятий, слуха, внимания, памяти.

Мазанова . с. 27-32.




11

Приставки и предлоги.




Приставка. Предлоги. «Золотая осень»

Формировать навыки понимания и выполнения двухступенчатых инструкций; активизировать слуховое внимание и восприятие, развивать зрительное восприятие, логическое мышление, артикуляционную моторику, пространственно – временные представления

Мазанова. с. 41-

12

Дифференциация приставок и предлогов.




Приставки. Предлоги. Дифференциация предлогов и приставок. «Осень в парке».

Развитие фонематических представлений, восприятий, слуха, внимания, памяти

Мазанова.. стр. 110.

13

Работа над техникой чтения Ф.Тютчев «Листья»




Развитие речи, тренировка техники произнесения скороговорок, чистоговорок, умение определять смысл произведения.

Развитие фонематических представлений, восприятий, слуха, внимания, памяти




14

Тренировочные упражнения.




Тренировка в нахождении предлогов и приставок. «Профессии»

Формировать навыки понимания и выполнения двухступенчатых инструкций; активизировать слуховое внимание и восприятие, развивать зрительное восприятие, логическое мышление,

Л.Ефименкова. «Коррекция устной и письменной речи» стр

15

Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы




Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.

«Зоопарк»

Развивать пространствен

ные представления, языковой анализ

Коррекция аграмматической дисграфии.

Е.В. Мазанова.

стр. 29

16

Словообразование. Суффиксы прилагательных. Образование качественных прилагательных.




Образование слов при помощи суффиксов


Развивать пространствен-

ные представления, языковой анализ

Как образуются слова. Л.М.Козырева.

стр.36

17

Сладков Н. «Листопад».




Развитие осознанности чтения вслух и молча; развитие гибкости и скорости чтения.

Развитие умение ориентироваться в причинно-следственных связях статьи, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.

Рудченко Л.И. Чтение. Коррекционно-развивающие занятия. Стр.20.

18

Морфологический состав слова.




Состав слова. Префиксальный и суффиксальный способ словообразования.

Развивать навык морфологическо-

го анализа и синтеза слов, понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.

Коррекция аграмматической дисграфии.

Е.В. Мазанова.

стр. 39.


19

Контрольно – тренировочные упражнения.







Формировать навыки понимания и выполнения двухступенчатых инструкций; активизировать слуховое внимание и восприятие, развивать зрительное восприятие, логическое мышление,

Диктанты, тесты.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Пояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, iconПорядок оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам с кардиохирургической патологией, беременным с кардиохирургической патологией у плода и новорожденным с кардиохирургической патологией. Настоящий порядок определяет оказание медицинской помощи
Во всех органах управления здравоохранением Субъектов РФ рекомендуется создать комиссии по организации оказания помощи беременным...
Пояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, iconМетодические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Пояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, iconПорядок и условия организации оказания специализированной медицинской помощи в гбуз ск «кдкб»
Настоящий Порядок устанавливает правила организации оказания специализированной медицинской помощи в гбуз ск «кдкб»
Пояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, iconНаучно-практическая конференция
«Новые технологии оказания специализированной медицинской помощи в многопрофильном стационаре»
Пояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, iconПояснительная записка к проекту постановления министерства здравоохранения Астраханской области «Об административном регламенте государственного учреждения здравоохранения
Астраханской области «Об административном регламенте государственного учреждения здравоохранения Астраханской области по предоставлению...
Пояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, iconУслуги Прием заявлений, постановка на учет для оказания специализированной медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения
Астраханской области, по предоставлению услуги «Прием заявлений, постановка на учет для оказания специализированной медицинской помощи...
Пояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, iconПояснительная записка
Методическая разработка урока Влажность воздуха разработана для оказания помощи преподавателям физики при организации учебных занятий...
Пояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, iconНаучно исследовательский институт наркологии
Настоящее пособие посвящено проблеме оказания специализированной медицинской помощи больным наркоманией в анонимных условиях
Пояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, iconПояснительная записка. Список презентаций по теме «Медицинская помощь» для уроков сбо 5-9 класс
Но есть в нашей жизни такое звено, которым мы практически не занимаемся: не учимся сами и не учим детей. И расплачиваемся за своё...
Пояснительная записка Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, iconПояснительная записка направленность программы дополнительного образования
Получение учащимися знаний в этих областях позволит не только освоить теоретические, но практические аспекты оказания первой медицинской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница