Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах




Скачать 25,22 Kb.
НазваниеКак может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах
Дата04.02.2016
Размер25,22 Kb.
ТипКнига
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?


В книгах Тихомировой Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей». Ярославль, 1996, Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли Ваш ребёнок к школе». М., 1994, представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребёнка к школе.

При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углублённым изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь, прежде всего, интересами Вашего ребёнка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.

Для определения готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика.

Вот некоторые задания и методические рекомендации из педагогической диагностики (разработали сотрудники Центра начального обучения РАО Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Евдокимова А.О. и Кузнецова М.И.).

Задание 1

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (вле­во, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчиты­вать клеточки.

Условия выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе. Предварительно в центре листа необходимо одну клетку закрасить черным цветом. Для работы детям нужны красный, синий, зеленый и желтый карандаши.

Текст задания: Ребята, найдите на клетчатом поле чёрную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной кле­точки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным ка­рандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует ин­струкции.

1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допу­щены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.

2 балла — выполнены верно два или три пункта задания.

3 балла — все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».


Задание 2

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сло­жения и вычитания; при умении правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Условия выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе.

Текст задания: Здесь вы будете выполнять следующее задание. Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчи­ка. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столь­ко кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст за­дачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из ма­шины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток вы­полнить вторую задачу нет.

2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка ре­шать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

3 балла — обе задачи выполнены верно.


Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

- уметь чётко произносить все звуки речи

- уметь интонационно выделять звук в словах

- уметь выделять заданный звук в потоке речи

- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

- уметь произносить слова по слогам

- уметь составлять предложения из 3-4-5 слов

- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово

и т.д.

- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)

- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)

- уметь составлять несколько предложений о предмете

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)

- уметь наизусть читать любимые стихотворения

- знать автора прочитанного стихотворения

- уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:

- знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

- уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.

- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка

- знать знаки +, -, =,<, >.

- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)

- уметь соотносить цифру и число предметов

- уметь сравнивать 2 группы предметов

- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание

- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг

- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме

- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»

- уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

- уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их отличительные признаки

- уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова …)

- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…)

- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая …)

- знать 1-2-3 комнатных растения

- знать названия 12 месяцев года

- знать названия всех дней недели

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:

- в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме

- полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности

- знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Как организовать занятия с ребёнком в домашних условиях и какова их продолжительность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо чётко представлять, как человек усваивает информацию.

В любой деятельности участвуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Поэтому, чем больше Вы будете их все задействовать, тем лучше и быстрее (да и веселее) будет происходить процесс запоминания.

То, что ребенок сам выполняет руками, он усваивает на 90 %! Поэтому старайтесь, чтобы ребенок не только слушал, но и пытался самостоятельно написать пример, приклеить кружочки и т.д. даже если ему кажется что ничего непонятно.


70% от того, о чем мы говорим - откладывается в памяти. Ребенку необходимо проговаривать за Вами информацию, а не молча слушать ее. Обсуждайте вместе все проделываемые действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

Лишь 20% того, что ребенок слышит - он запоминает. Поэтому одних Ваших объяснений будет недостаточно.

30% того, что ребенок видит - он усваивает. Поэтому проявите свою фантазию и творчество: лепите из пластилина, наклеивайте, рисуйте картинки, объясняющие изучаемый материал.

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.

Помните, что для ребёнка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.


Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к школе?

1) Подготовка к обучению  письму начинается задолго до прихода ребенка в школу.
Развитию полезных для обучения письму навыков поможет рисование, занятия лепкой из пластилина, глины, теста, массаж кончиков пальцев. Полезны будут все упражнения на развитие мелкой моторики рук – пальчиковая гимнастика, нанизывание бусин, застегивание пуговиц, конструирование из бумаги, работа с конструкторами разного типа, работа с ножницами, пластилином, катание мелких камешков или шариков пальцами, завязывание узелков на веревках, раскрашивание и рисование в альбомах (карандашами, красками) и т.д.

Необходимо уделить внимание тому, как ребенок держит в руке карандаш или кисть во время рисования. Впоследствии очень сложно будет переучить привыкшего неправильно держать пишущий предмет ребенка. Чтобы развить этот навык, необходимо сначала просто понаблюдать – как ваш малыш держит карандаш. Правильный захват выглядит так:

- пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца,

- фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного;

- опора на мизинец;

- средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола.

Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Для обучения правильному захвату можно использовать прием, при котором ребенок как бы руководит действиями взрослого, следя и направляя его. «Обучая» взрослого, ребенок и сам запоминает правильное положение пальцев при письме и рисовании. 

Во время рисования рука не должна быть слишком напряжена. Чтобы избавиться от излишнего напряжения, можно попросить ребенка обводить крупные фигуры с плавным контуром размером примерно с треть альбомного листа. 
Просто и эффективный способ подготовки дошкольника к обучению письму – раскрашивание. При раскрашивании картинок ребенок учится не только правильно держать в руке карандаш, но и использовать силу нажима. Раскрашивание развивает координацию движений и мелкую моторику. Для раскрашивания рекомендуется использовать цветные карандаши, а не фломастеры. 
Необходимо следить, чтобы ребенок держал карандаш не слишком близко и не слишком далеко от его нижнего кончика. Верхний кончик карандаша должен быть направлен в сторону или от себя. Нажим при рисовании не должен быть слишком сильным или слишком слабым.
Но не только штрихование хорошо подготавливает руку к письму. Не следует забывать и о том, что при обучении письму важен зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторная координация. Для развития этих навыков будет полезно не только раскрашивание и заполнение картинок штриховкой, а копирование ребенком сложных фигур.
Следующим этапом могут стать занятия по прописям – в них ребенок сможет отработать графомоторные навыки. Начинать обучение письму с букв слишком сложно, поэтому в прописях для дошкольников содержится множество рисунков, которые нужно обводить, а также простейшие упражнения на освоение элементов букв.
При подготовке руки ребенка к письму важно помнить правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный.

2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

  • Память — это нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти всю жизнь.

Память важнейший компонент интеллектуального развития ребёнка - дошкольника, от развития которого строятся другие познавательные функции и качества личности.
В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.

Менее успешно дети запоминают материал, данный им в готовом виде.

На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.

Поэтому лучше запоминается то, что связано с самостоятельными поисками решения, преодолением затруднений - например, в проблемном обучении.

  • Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира. Из огромного потока информации, благодаря работе внимании, ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.

Выделяют внешнее внимание, обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей.
У дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания, которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний.
Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны взрослого. Такое внимание называют непроизвольным. Оно появляется вместе с вопросом: "Что это такое?", который возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, необычным. Для ребенка пяти - семи лет такой вопрос очень актуален. "Обыкновенные чудеса" поджидают дошкольника в самых разных ситуациях и в самое разное время.
Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть.
Чтобы вернуть ребят к занятию, взрослый должен ввести в его ход какой-то новый, необычный элемент. Например, в гости к ребенку в тот момент, когда он отвлекся на постороннее событие, может прийти какой-то сказочный персонаж. Непроизвольное внимание ребенка вновь сработает. При этом его объектом станет занятие.
На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.
Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители должны включать ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Например, взрослый сопровождает ребенка при постройке города из деталей конструктора, приговаривая: "Когда начинаешь строить домик, для фундамента выбирай самые большие детали. Так, правильно. А где теперь самая большая? Поищи!"
Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием - умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.
Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения.
Таким образом, хотя в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, к пяти-шести годам можно наблюдать развитие произвольного и послепроизвольного внимания.
В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания.
Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.
Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?

Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений.

Особенности восприятия детей дошкольного возраста.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит не­произвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анали­зировать тот или иной предмет. В предметах до­школьники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

От 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять струк­туру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воз­действующие на его органы чувств. Такими эта­лонами при восприятии формы являются геометри­ческие фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами — первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с про­странственными свойствами предметов с помощью глаза и движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узна­вать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А это просто необходимо для развития интеллекту­альных и художественно-творческих способностей каждого ребенка.


Задание 1

- Как можно быстрее ответь на вопросы:

Сколько

  • дней в неделе?

  • пальцев на ноге?

  • задних и передних лап у утки?

  • времен года?

  • зимних месяцев?

  • гномов у Белоснежки?

  • глаз и бровей у человека?

  • углов у стола, а если один отпилили, то сколько осталось?

- Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний:

  • стол, шкаф, дверь, стул;

  • ель, дуб, сосна, пень;

  • сом, окунь, щука, лягушка.

Задание 2

- Присмотрись внимательно и нарисуй в пустых квадратах недостающие фигурки.



Задание 3

- Найди отличия в картинках.



Задание 4

Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может.

  • Орел летает?

  • Воробей летает?

  • Корова летает?

  • Змея летает?

  • Воздушный змей летает?

  • Вертолет летает?


Задание 5

Задачка на логику.

Под елкой цветок не растет.
Под березой не растет грибок,
Что растет под елкой,
а что под березой.

  • Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);

- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения в ходе того или иного спортивного занятия, когда осуществляется противоборство двух команд или отдельных их представителей.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Достижение высшей стадии логического мышления – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Работать с этим Вам помогут следующие книги:

- Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика». М., Детство-Пресс, 2009 г.

- Мамаева В.В., Карпова С.И. «Развитие речи и познавательных способностей

дошкольников 4-5 лет». М., Айрис-Пресс, 2008 г.

- С. И. Карпова, В. В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей

дошкольников 6-7 лет». М., Речь, ТЦ Сфера, 2008 г.

- Писарева Н.Е. «Мамины уроки: рабочая тетрадь по развитию познавательных

способностей дошкольников 4-5 лет». М., Детство-Пресс, 2007 г.

- Прохорова Г.А. «Подготовка руки к письму. Прописи на клеточках». М.,

Айрис-Пресс, 2006 г.

- Черемошкина Л.В. «Психология памяти». – М.: Издательский центр «Академия»,

2002 г..

- Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль,

1996 г.

- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей». Ярославль,

1996 г.

- Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. «Как подготовить ребёнка к школе и

по какой программе лучше учиться». М., 1994 г.

- Тушканова О.И. «Подготовка руки к письму». Волгоград, 1993 г.


Похожие:

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах iconСемейное и общественное воспитание две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление
Семья оказалась в ситуации выбора содержания и форм воспитания ребёнка, выбора воспитывающего взрослого, отвечающего за уход и образование...
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах iconПсихологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», который имеет социальный...
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах iconМежду муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ребенка, посещающего дошкольное образовательное
Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка», именуемое в дальнейшем доу, в лице заведующего Богатырь Ирины Ивановны, действующего...
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах iconАнкета для родителей «Скоро в школу!»
Задачи. Дать представление о понятии «готовности к школе», познакомить родителей с критериями готовности ребенка к школе, дать возможность...
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах iconАдаптации первоклассников к школе
Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации...
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах icon«Формирование педагогических компетентностей родителей в период подготовки ребенка к школе»
Требования, предъявляемые к общей и специальной подготовке детей к школе, настолько серьезны, что становится очевидным: ребенка нельзя...
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах iconТема: воспитательная функция религиоведческих предметов в школе
Цель занятия: Определить воспитательные возможности религиоведческих курсов в средней светской школе
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах iconТесты для родителей на определение готовности ребенка к школе
Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить,...
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах iconЦель паспортизации учебного кабинета
Проанализировать состояние учебного кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования определить основные...
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе? В книгах iconСобрание практикум с родителями будущих первоклассников «Личностно-психологическая готовность детей к обучению в школе»
Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница