Комплексная программа




Скачать 24,01 Kb.
НазваниеКомплексная программа
Дата04.02.2016
Размер24,01 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет


«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Ректор ГОУ ВПО Тюм ГАСУ

________________В.М.Чикишев

«____»________________2010г.


КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СТУДЕНЧЕСКУЮ СРЕДУ»

по профилактике злоупотребления психически активными веществами и утверждению здорового образа жизни в студенческой среде

на 2011-2013 годы


ТЮМЕНЬ 2010

1. Анализ современного состояния проблемы

Актуальность. Употребление веществ, вызывающих зависимость, представляет собой серьезную проблему, затрагивающую как отдельно взятого человека, так и общество в целом. Наиболее опасным является курение, употребление алкоголя и наркотиков. Любой человек, который начинает употреблять данные вещества, подвергается риску возникновения проблем, связанных с их вредным воздействием. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью зависимых и их окружению, эти привычки препятствуют формированию у молодого поколения адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, негативно влияют на личностное развитие. Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся системе отношений с окружающим миром, а в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее.

К сожалению, некоторые молодые люди не рассматривают курение, употребление алкоголя, а иногда и прием наркотических средств, как отклонение от общепринятой нормы поведения. Особо актуальными для них становятся внешние атрибуты зависимого поведения: демонстрация определенных форм поведения, «стиль легкой жизни». Специалисты в области образования и здравоохранения обеспокоены тем, что в молодежной среде наблюдается рост потенциально нестабильных, зависимых личностей: слабо адаптирующихся ко всему новому, неуверенных в себе, тревожных, мнительных, излишне агрессивных, неуравновешенных, апатичных.

Факторы риска возникновения зависимости можно разделить на две группы: индивидуальные и социальные. К индивидуальным факторам риска относятся: биологические, психологические, социальные. В фокусе внимания социально - психологической службы вуза оказываются последние две группы факторов риска возникновения зависимого поведения – психологические и социальные.

Психологические факторы включают в себя эмоциональное состояние, поведение, индивидуальные черты характера, уровень самооценки, установки.

К социальным факторам риска относятся социальное окружение человека, культура, нормы и правила, существующие в обществе. Положительные и поддерживающие взаимоотношения снижают вероятность начала употребления вредных веществ.

При благоприятных условиях в студенческой среде молодой человек может приобретать и расширять опыт здоровьесберегающего поведения. Однако, к сожалению, в этой же самой среде молодые люди могут приобрести и опыт зависимого поведения. Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение высшего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения студентов. На первый план выходит профилактика физического и психического здоровья.

На протяжении ряда лет в университете реализуется комплексная программа по профилактике злоупотребления психически активных веществ «Здоровый образ жизни - в студенческую среду». Данная программа направлена на сокращение потребления психоактивных веществ в студенческой среде и увеличение количества студентов, ведущих здоровый образ жизни. Участниками программы являются студенты, преподаватели, сотрудники.

Стратегия программы определяется основными направлениями деятельности, такими как: профилактика потребления ПАВ; внеучебная и воспитательная работа с целью формирования новой системы ценностей и утверждения в студенческой среде здорового образа жизни.

С 2003 года в университете проводится тестирование студентов на содержание в моче наркотических веществ. Результаты приведены в таблице 1 только по обследованным студентам. Данная акция имеет в большей степени психологическое воздействие. В случае положительного теста студенты направляются на повторное обследование в наркологический диспансер. Есть студенты, которые отказываются проходить медосмотр и в последствие самоустраняются от занятий и отчисляются из вуза.

С 2006 года в области действует распоряжение Правительства Тюменской области «О мерах по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств» и совместный приказ Департамента образования и науки Тюменской области и Департамента здравоохранения Тюменской области «Об организации проведения иммунохроматографического экспресс-тестирования в учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования». Согласно данным документам, тестированию подлежат учащиеся школ, ссузов и студенты вузов города Тюмени и юга Тюменской области. В помощь администрации учебных заведений выделяются специалисты-медики. Тестирование должно охватить всех студентов, обучающихся на дневном отделении, включая филиалы. При этом необходимо «обеспечить соблюдение прав учащихся и студентов при проведении экспресс-тестирования», так как это остается добровольной акцией. Проведение данного мероприятия ограничивается сроками – октябрь-ноябрь нового учебного года.

Разработанная и реализуемая программа ориентирована на активную пропаганду ЗОЖ среди студенческой молодежи, формирование ценности здоровья у студентов университета, привлечение внимания к проблеме зависимого поведения, формированию у студентов личностных качеств, обеспечивающих развитие установки на здоровьесберегающее поведение. Данное направление предоставляет возможность для охвата значительного количества студентов, тем самым увеличивая эффективность пропаганды здорового образа жизни в ТюмГАСУ в целом.


Таблица 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ НА НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

студентов ТюмГАСУ

ГОД

Общее

количество

обследованных

Количество положительных тестов

по первой пробе

Морфины

Марихуана

Метамфетамины

2003

1 курс

944

33 (3,5%)

1,27%

1,27%

096%

2004

1 курс

1286

12 (0,9%)

0, 15%

0,75%

-

2005

1 курс

1300

17(1,3%)

Мультитесты 17 (1,3%)

2006

1-4 курс

(1 курс)

4000


(1120)

30 (0,75%)


(11 (1%)

Мультитесты - 30 (0,75%)

2007

1-5 курс

3900

37

Мультитесты - 37 (0,9%)

2008

1-5 курс

5200

8

Мультитесты - 8 (0,2%)

2009

1-5 курс

4843

11

Мультитесты - 11 (0,23%)

2010

1-5 курс

4719

0

0


Результаты тестирования говорят о том, что актуальность проблемы сохраняется. При этом на первый план выходит проблема табакокурения и пивного алкоголизма.

С целью внедрения в студенческую среду здорового образа жизни необходимо сосредоточить усилия и направить финансовые потоки на реализацию спортивно-массовых и туристических мероприятий, оздоровительных и социально-психологических программ, просветительской деятельности и социальную поддержку молодежи.


Формулировка проблемы. Каким образом значительно увеличить число студентов, ориентированных на здоровый образ жизни.

Причины появления проблемы. Основными видимыми причинами возникновения и устойчивости данной проблемы являются: реклама пива и сигарет (как символ успешной жизни), доступность (широкое производство и продажа на дискотеках, в клубах, на улицах в киосках по низкой цене), обычаи государства и стереотипное влияние (пример кумиров, родителей, друзей, приятелей и др.), отсутствие контроля и терпимое отношение со стороны взрослых (и как следствие – безнаказанность), отсутствие альтернативных возможностей провести свободное время или реализовать свои способности и таланты.

К более глубинным причинам данной проблемы можно отнести следующие: постоянный стресс от темпа современной жизни, смены обстановки (при поступлении в вуз и адаптации к новой среде); невнимательное отношение к своему здоровью; не соответствия потребностей и возможностей; желание молодежи самоутвердиться и доказать свою взрослость, при этом неумение и нежелание решать возникающие проблемы и брать на себя ответственность; желание получать острые ощущения и неумение отдыхать без допинга; отсутствие установок и моды на здоровый образ жизни, наследственность и, очевидно, интерес производителей.

Место реализации программы: ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», в том числе студенческие общежития и другие подразделения вуза. Реализация программы будет осуществляться с активным привлечением всех, кто связан с вузом, и с внедрением новых педагогических и социально-психологических технологий.

Участники программы: студенты, преподаватели, сотрудники, заинтересованные лица и организации. Руководитель – проректор по внеучебной и воспитательной работе.

Сроки реализации: данная программа рассчитана на 2011-2013 гг.

Характеристика целевой группы. В целевую группу людей, на которых будет направлена деятельность, войдут студенты дневного отделения с 1 по 6 курс (около 5000 человек). Для сбора информации предполагается использование метода «фокус-группы» для студентов 1-2 курсов и метода «ключевых информаторов» для студентов старших курсов.


2.Концепция программы и мероприятия

Название программы: «Здоровый образ жизни - в студенческую среду».


Основные направления деятельности. Стратегия программы определяется основными направлениями деятельности:

1. Профилактика потребления ПАВ в студенческой среде.


2. Социально-психологическая поддержка студенчества.


3. Внеучебная и воспитательная работа с целью формирования новой системы ценностей и утверждения в студенческой среде здорового образа жизни.


Миссия программы (генеральная цель): Увеличение числа студентов, ведущих здоровый образ жизни, и сокращение потребления психоактивных веществ в студенческой среде.


Общие цели, основные формы работы и конкретные мероприятия.


  1. Профилактика потребления ПАВ.

    1. Выявление нарко- и алкоголе зависимых студентов и принятие мер.

      1. Организация ежегодных медосмотров студентов с привлечением специалистов-наркологов.

      2. Тестирование студентов на употребление наркотических средств и выявление зависимых студентов в рамках совместного мероприятия с администрацией Тюменской области.

      3. Информирование родителей о злоупотреблении алкоголем и наркотиками студентами и помощь в решении проблем.

    2. Пресечение курения и потребления алкоголя студентами, сотрудниками и преподавателями в стенах вуза.

      1. Официальное запрещение курения и потребления алкоголя в стенах вуза согласно закону РФ «Об ограничении курения».

      2. Контроль и принятие жестких мер по отношению к студентам, сотрудникам и преподавателям, злоупотребляющим алкоголем и курением.

      3. Пресечение фактов продажи табачной и алкогольной продукции в стенах вуза.

    3. Привлечение студентов к охране правопорядка в вузе и общежитиях.

      1. Организация деятельности студенческого отряда охраны правопорядка.

      2. Обучение членов отряда специалистами по борьбе с преступностью и наркоманией.

      3. Создание и реализация совместного плана мероприятий студенческого отряда охраны правопорядка и органов по борьбе с преступностью и наркоманией.

    4. Формирование нетерпимого отношения у студентов к наркотикам, курению и пьянству.

      1. Информирование через студенческие СМИ (журнал «Стройак», «Магистраль», «БенеФИС»), средства настенной печати, студенческое радио и другие СМИ о последствиях употребления наркотиков, вреде курения и пьянства.

      2. Организация лекций специалистов о последствиях употребления наркотиков, вреде курения и пьянства.

      3. Принятие жестких мер к студентам за появление в общественных местах и на студенческих мероприятиях в наркотическом или алкогольном опьянении, как нарушившим Устав ТюмГАСУ (объявление выговора, лишение поощрений, выселение из общежития, исключение из вуза).

      4. Принятие жестких мер к студентам за курение в неположенном месте, как нарушившим Устав ТюмГАСУ (объявление выговора, лишение поощрений, выселение из общежития, исключение из вуза).

      5. Запрет потребления табака и алкоголя в общежитиях.

      6. Утверждение «Сухого закона»

  • на студенческих культурно-массовых, спортивных и военно-патриотических мероприятиях;

  • в движении студенческих строительных отрядов;

  • в спортивно - туристском движении;

  • в общежитиях ТюмГАСУ.

  1. Социально-психологическая поддержка студенчества.

    1. Проведение анализа ситуации и создание базы данных.

      1. Организация опросов и анкетирования.

      2. Создание банка данных по группе риска.

      3. Выявление наиболее острых социально-психологических проблем.

      4. Психологическое тестирование социальных групп.

2.2. Организация психологического консультирования.

      1. Организация работы психолога - консультанта и телефона доверия в университете.

      2. Организация психологического консультирования в общежитиях.

      3. Сотрудничество с медицинскими центрами и консультационными службами города.

2.3. Проведение социально-психологической адаптации среди студентов.

      1. Программа социально-психологической адаптации студентов 1 курса.

      2. Привлечение кураторов к активной деятельности в студенческой среде; организация работы школы кураторов.

      3. Проведение психологических обучающих семинаров, тренингов и мастер-классов.

  1. Внеучебная и воспитательная работа с целью формирования новой системы ценностей и утверждения в студенческой среде здорового образа жизни.

    1. Повышение значимости личностного и профессионального развития.

      1. Введение в учебные курсы гуманитарных наук специальных тем о сохранении физического и психического здоровья.

      2. Организация тренингов личностного роста с привлечением высококвалифицированных специалистов.

      3. Развитие студенческой науки, участие студентов в конкурсах по специальности, олимпиадах, конференциях и семинарах.

    2. Трудовое воспитание и организация вторичной занятости студентов.

      1. Развитие студенческого отрядного движения.

      2. Организация круглогодичной занятости студентов.

      3. Помощь и организация трудоустройства выпускников.

    3. Пропаганда здорового образа жизни.

      1. Проведение акций, направленных на профилактику злоупотребления ПАВ.

      2. Ежегодные врачебно-деканские советы по проблемам здоровья студентов.

      3. Проведение ежегодных Недель здоровья совместно со студенческой поликлиникой и медицинскими центрами.

      4. Конкурсы на лучший плакат, видеофильм, радиопередачу, статью и т.п. по теме «За здоровый образ жизни».

3.6. Привлечение большего числа студентов, аспирантов, сотрудников и преподавателей к участию в общественной, культурно-массовой, военно-патриотической и спортивной жизни университета.

      1. Проведение тематических культурно-массовых, военно-патриотических и спортивных мероприятий.

      2. Повышение разнообразия и уровня работы кружков, секций, клубов и других студенческих объединений.

      3. Поддержка всех подразделений университета и сторонних организаций, чья деятельность направлена на формирование новой системы ценностей и установки на здоровый образ жизни.

Реализация программы осуществляется согласно плану мероприятий на внеучебную и воспитательную работу с указанием конкретных сроков их реализации, исполнителей и ответственных лиц.


3.Мобилизация ресурсов

Для выполнения программы задействованы все внутренние резервы вуза: администрация, отдел по внеучебной и воспитательной работе, социально- психологическая служба, здравпункт, кафедра гуманитарных и социальных наук, кафедра физической культуры и спорта, кафедра БЖДиООС, выпускающие и другие кафедры; научная библиотека, заведующие общежитиями, социально - жилищная комиссия, штаб студенческих строительных отрядов; студенческий клуб, студенческий совет «Перспектива», профком и другие студенческие объединения. Данные подразделения университета выступают как разработчики и организаторы мероприятий программы, оказывают помощь в реализации утвержденных планов. Финансирование программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств университета согласно утвержденной смете расходов на внеучебную и воспитательную работу.

Привлечение внешних ресурсов: областные и городские административные органы, департамент образования и науки, департамент по молодежной политике и спорту, Совет ректоров, вузы города и области, Областной центр профилактики и реабилитации, органы милиции, студенческая поликлиника, совет попечителей ТюмГАСУ, СМИ, другие заинтересованные организации и предприятия. Формы сотрудничества следующие: участие в региональных, областных и городских мероприятиях, совместное проведение мероприятий, привлечение спонсорских средств, информирование и взаимопомощь.


4.Мониторинг

С целью получения непрерывной обратной связи о проводимой работе программой предусмотрена оценка ситуации.

Субъекты экспертной оценки: исполнители программы и независимые эксперты.

Основные критерии оценки:

  • качество программы;

  • количество участников спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий;

  • количество правонарушений в университете и общежитиях;

  • количество студентов, состоящих на учете в наркологическом диспансере*;

  • количество случаев привода в милицию;

  • состояние здоровья студентов по результатам медосмотра;

  • процент заболеваемости гепатитом, ВИЧ – инфекцией*;

  • количество студентов, злоупотребляющих ПАВ;

  • количество студентов – участников ССО, СООПРа и других студенческих объединений

Методы измерения:

  • групповые обсуждения;

  • статистические опросы;

  • интервью;

  • запрос в органы милиции, в областной наркологический диспансер*;

  • результаты медосмотров и тестирования;

  • запрос в подразделения;

  • регистрация участников мероприятий.

*В случае предоставления информации соответствующими органами.

Этапы проведения мониторинга:

1. Предварительная оценка программы – осуществляется в ходе группового обсуждения на врачебно-деканском совещании, администрацией, специалистами отдела по внеучебной и воспитательной работе, заместителями деканов, директора, кураторами, специалистами-медиками, членами профкома. После внесения поправок и исправления замечаний проект программы представляется на обсуждение и утверждение Ученого Совета ТюмГАСУ.

Критерии предварительной оценки: оценивается качество анализа ситуации, обоснование проблемы, корректность формулировки проблемы, выбор целевой группы, концептуальный замысел проекта, ресурсная база проекта, приемлемость плана мероприятий и сметы, а также возможные социальные последствия программы.

2. Текущий контроль – осуществляется специалистами отдела по внеучебной и воспитательной работе методом когортного контроля группы риска, определенной психологом и социологом, и методом «фокус-интерьвю» студентов 3-4 курсов и социологического опроса студентов 1-2 курсов. Учитывается результат работы студенческих объединений, студенческого клуба, кафедры физической культуры и спорта, научной библиотеки и других подразделений по количеству и массовости мероприятий. Также собирается информация внешних экспертов: студенческой поликлиники, органов милиции, наркодиспансера.

Критерии текущего контроля: количество правонарушений в университете и общежитиях (по данным социально-жилищной комиссии), количество случаев привода в милицию, состояние здоровья студентов по результатам медосмотра, количество обращаемости в наркологический диспансер, процент заболеваемости гепатитом, ВИЧ, количество случаев пьянства в ССО, на мероприятиях и общежитиях, количество курящих и пьющих студентов, количество участников внеучебных мероприятий и стройотрядовского движения.

3. Итоговый контроль – при оценке используются количественные методы:

  • экономические затраты, которые определяются по отчетам финансово-экономического управления;

  • эффективность программы по оценкам снизу (студентов), сбоку (коллег) и сверху (администрации) методом социологического опроса и группового обсуждения.

В процессе реализации программы предполагается ее наращивание, т.е. коррекция. Реализация этого этапа предполагает следующие действия:

  • усиление положительной мотивации субъектов к развитию программы;

  • отбор и применение наиболее эффективных технологий и их тиражирование;

  • отказ от ошибочных технологий;

  • укрепление структуры программы и совершенствование управления действиями;

  • рост профессионального потенциала программы.



Автор: ____________________/Вялкова Е.И. проректор по ВВР, к.т.н., доцент


Похожие:

Комплексная программа iconПубликуется по: Леонтович А. В., Соболев В. Е., Коротун С. Н., Алешина М. С., Костьева С. М., Бобров А. В., Скворцов В. Р., Кленова Н. В. Комплексная целевая программа
Публикуется по: Леонтович А. В., Соболев В. Е., Коротун С. Н., Алешина М. С., Костьева С. М., Бобров А. В., Скворцов В. Р., Кленова...
Комплексная программа iconТеория функций комплексного переменного
Комплексная плоскость. Интерпретация Римана комплексных чисел. Расширенная комплексная плоскость. Множества точек на расширенной...
Комплексная программа iconПаспорт программы «Комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» на 2007-2012 гг.» 1
«Комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» на 2007-2012...
Комплексная программа iconПрограмма деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей маоу сош №4 на 2013 год «Вокруг света»
Комплексная программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних
Комплексная программа iconКомплексная программа развития
«Школа патриотически-ориентированного образования как институт становления духовно крепкой и нравственно ориентированной личности...
Комплексная программа iconКомплексная программа "Профилактика здорового образа жизни" Составил
Мкоу "Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова"
Комплексная программа iconКомплексная целевая программа
...
Комплексная программа iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «городская экологическая школа»
Комплексная программа «Городская экологическая школа» имеет эколого-биологическую направленность
Комплексная программа iconПрограмма развития мдоу д/с «Чебурашка»
Целевая комплексная Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Чебурашка» муниципального...
Комплексная программа iconОб утверждении долгосрочной областной целевой программы
Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Комплексная программа развития профессионального образования Волгоградской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница