Педагогического опыта




Скачать 34,24 Kb.
НазваниеПедагогического опыта
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер34,24 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7



Оглавление

Информационная карта передового педагогического опыта----------------2

Целостное описание опыта работы------------------------------------------------- 5

Библиографический список---------------------------------------------------------------20

Приложение-------------------------------------------------------------------------------------21


Информационная карта передового педагогического опыта

  1. Автор Тузова Татьяна Алексеевна.

  2. Город Краснодар.

  3. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №112».

  4. Занимаемая должность – воспитатель группы компенсирующей направленности.

  5. Педагогический стаж – 17лет, квалификационная категория – высшая.

  6. Тема педагогического опыта: «Развитие речевых навыков у детей группы компенсирующей направленности на занятиях по ИЗО - деятельности с использованием нетрадиционных техник изобразительного искусства».

  7. В опыте работы, по степени новизны и комбинации элементов известных методик, используя рекомендации по развитию творческих способностей детей: Комаровой Т.С., Давыдовой Г.Н., Алексеевской Н.А., Рыжовой Н.В. и, материалы посвящённые проблеме устранения недостатков речи у детей групп компенсирующей направленности. Также мы внедряем элементы нетрадиционных техник изобразительного искусства в практику работы. Решение вопросов осуществлялось в направлении коррекции недостатков в развитии психических и речевых функций детей группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста.

  8. Цель педагогического опыта: развитие речи и развитие художественно – творческих способностей у детей группы компенсирующей направленности 5-6лет в процессе рисования живописными материалами.

  9. Краткое описание опыта.

-Основные противоречия, решаемые в опыте: При использовании приёмов работы по методике типовой программы лишают ребёнка возможности выражать творчество в рисунке. На практике это выражается в том, что большинство детей не могут самостоятельно приступить к работе, ждут указаний от воспитателя, действуют только по шаблону. Нетрадиционные изобразительные техники более доступны с точки зрения исполнения и привлекательны, а следовательно создают мотивацию к рисованию. При умелом педагогическом руководстве, использовании новых подходов и методов обучения эта потребность перерастает в творчество.

-Основные компоненты системы работы: Во время работы с детьми пытаюсь научить ребят разным методам изображения предметов, умению самостоятельно применять их, к своей работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники использования. У детей формируется естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребёнок был уверен в своих силах, в своих способностях к изобразительности и не боялся приступать к своей работе.

Успешному воплощению замысла способствует умение работать с разнообразными изобразительными материалами, использовать доступные возрасту изобразительно – выразительные средства: цвет, форму, ритм, пропорции и т. д. В процессе такого рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, художественный вкус, эстетическое восприятие, творческие способности.

-Методы, формы и виды деятельности: Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Такие занятия нужно проводить 1 раз в месяц, используя подгрупповую или индивидуальную форму работы. Обучение детей нетрадиционным техником рисования проходило по разработанному мной перспективному плану.

Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нём главное. Процесс становления творчества ведётся постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник. Все темы, входящие в планирование изменяются по принципу нарастания сложности исполнения нетрадиционных техник, а также в соответствии с коррекционными задачами, решаемыми в определённый период учителем – логопедом. Это происходит постепенно, что даёт ребёнку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

-Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: В опыте определены основные задачи педагогической деятельности, в основу реализации которых, положены принципы : поэтапно, динамичности, сравнений и выбора.

10. Эффективность опыта. Опыт работы по изо -деятельности с использованием нетрадиционных техник с детьми групп компенсирующей направленности способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса: улучшению графических навыков, развитию зрительного и пространственного восприятия, повышению эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в повседневной жизни.

11. Экспертное заключение. Опыт в форме проекта был представлен на педагогическом совете МДОУ « Детский сад комбинированного вида №112»

12.Последователи. Педагоги МДОУ активно внедряют материалы данного опыта в свою педагогическую практику.

13.Выводы и рекомендации: опыт работы рекомендован для дальнейшего изучения и распространения, в силу его активности, эффективности и соответствия основным положениям современной педагогической теории относительно развития детского творчества.


Целостное описание опыта работы

Актуальность опыта. Проблема развития творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи находятся сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте ( внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных , интеллектуальных, творческих, мимических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструктивных, музыкальных, изобразительных).

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Однако практический аспект, реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества остаётся недостаточно раскрытым, поскольку меняются многие точки зрения относительно психических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

В современных педагогических психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной и самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Цель представляемой работы: развитие художественно – творческих способностей в процессе рисования нетрадиционными способами у детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности.


Задачи:

  1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме использование нетрадиционных методов рисования;

  2. Разработка путей развития творческих способностей детей группы компенсирующей направленности в области рисования различными способами;

  3. Апробирование инновационных техник в живописи для старшего дошкольного возраста.

Проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого –педагогической и методической литературе

И.В. Смолярчук разработана методика изучения и развития творческого мышления старших дошкольников. Как показало исследование, Успешность решения творческих задач дошкольниками определяется, прежде всего, наличием у ребёнка мыслительных средств: комплексных и циклических представлений, В комплексных представлениях предмет отражается в совокупности своих различных свойств. Циклические представления отражают последовательные изменения объектов и явлений, что является основой предвидения будущих состояний изменяющего объекта. Образы включения позволяют дошкольникам соотносить воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей. Построение образа носит уже не целостный, а расчётливый характер. Использование образов включения направляет детей на дифференцированное и индивидуализированное решения задач. Надо отметить, что в отечественной психологии качественные особенности развития объяснены с позиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского, рассмотревшего проблему опосредования низших натуральных психических функций особыми «психологическими орудиями» - искусственными знаками, получаемыми субъектом в процессе социального взаимодействия.

Воображение (или фантазия) – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти. Исследование воображения О.М. Дьяченко выявило следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на некотором элементе реальности уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

Исследование творческой одарённости дошкольников ( А.М. Матюшина, Е.С. Белова, И.А. Бурлакова и др. ).Творческий потенциал (основа одарённости) заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления. Наиболее общей его характеристикой является, по мнению А.М. Матюшина, ярко выраженная познавательная потребность.

Среди характерологических особенностей – инициативность, упорство, уклонение от шаблона. У одарённого ребёнка процесс развития личности протекает более бурно, а личностно – индивидуальные особенности выражены более ярко и проявляется раньше. Эти особенности получили название « психосоциальной чувствительности» ( особенное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие, высокая эмоциональная чувствительность, чувство личной ответственности). Исследование Е.Ф. Алфеевой ( под руководством А.М. Матюшкина), которая рассматривает креативность, как личностную характеристику, показало, что развитие личности способствует развитию одарённости. Основы такого подхода взяты из гуманистической психологии ( Роджерс считал, что нельзя форсировать развитие ребёнка, а надо создавать условия для выявления его внутренних возможностей). Основным условием развития творчества является развитие личности ребёнка. У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности ( положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности – средний и низкий уровень развития личностных качеств.


Содержание работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества детей с общим недоразвитием речи.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

Безусловно, что для ребенка с речевой патологией занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

Изобразительная деятельность открывает перед детьми очень много интересного, красивого, занимательного. Разные виды изобразительности показывают многообразие средств для реализации задуманного изображение. Ребенок получает возможность выразить в рисунке нечто важное для него. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка – усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше исполнить свою работу.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изо -деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности

Смешанные техники (основной материал – тушь)

Тушь – черная краска, жидкая или в виде твердых плиток, не теряющая со временем черного цвета. Служит для черчения, рисования. Изготовляется из газовой копоти, сажи, получаемой при сжигании нефти и её продукте.

  1. Гуашь и тушь.

Цели: познакомить со смешанной техникой. Изучение выразительности контраста черно-белого пятна. Учить композиционному равновесию черно-белого.

Материалы и приспособления: плотная белая бумага, белая гуашь, черная тушь, кисти.

Техника выполнения: на белом листе выполняется рисунок белой или чуть подкрашенной гуашью (гуашь должна быть густой). Оставляем лист до полного высыхания. Мягкой широкой кистью наносим тушь на весь лист, перекрывая рисунок. Когда высыхает тушь, лист помещаем под слабую струю воды. При равномерно передвижении листа под струей, тушь сойдет с рисунка, выполненного гуашью. Необходимо следить, чтобы гуашь не размылась.

Данный метод рекомендуется для выполнения зимних мотивов.

2.Восковые мелки и тушь.

Цели: познакомиться со смешанной техникой (восковые мелки и тушь). Учить равномерно покрывать лист восковыми мелками, тонировать. Развивать навыки проведения линий разных типов, их длины, толщины. Развивать умение комбинировать различные линии.

Материалы и приспособления: плотный лист белой бумаги, черная тушь, восковые мелки; инструменты, предназначенные для процарапывания (игла, циркуль, перо, газеты).

Техника выполнения: для равномерного и качественного покрытия под рабочий лист бумаги подкладывают галеты (создается «подушка»). Берут восковые мелки и в зависимости от поставленной задачи выбирают цвет. Лист натирают восковыми мелками, положив их плашмя. Также для восконирования бумаги используют свечку. После полного закрытия бумаги её тонируют черной тушью при помощи широкой кисти. Для более равномерного и глубокого (по цвету) покрытия в тушь можно добавить немного черной гуаши. Лист оставляют до полного высыхания.

На заготовленном листе выполняют рисунок. Если рисующий недостаточно владеет композиционными навыками, то предварительно рисунок можно выполнить на кальке. И с нее, опорными точками или маленькими штрихами (которые получаются путем процарапывания и накалывания, применяя различные типы линий), перенести рисунок на лист. Кальку снять и приступить к выполнению работы способом процарапывания, применяя различные типы линий.

3. Восковые мелки акварельные краски.

Цели: познакомить со смешанной техникой; обогатить способы выразительности рисунка; учить использовать наибольшее количество цвета соответственно эмоциональному строю композиции.

Материалы: белая бумага, акварельные краски, восковые мелки или кусочек свечки, широкая кисть.

Техника выполнения: восковые мелки изготовлены на основе жиров и воска, что обеспечивает рисунку этим материалом глянцевый блеск и обтекаемость. Можно использовать также и обычные парафиновые свечи.

На листе бумаги рисуют восковыми мелками или свечой, а затем закрашивают акварелью. Акварельные краски скатываются с контуров, нанесенных мелками, образуя светлые пятна на бумаге. Это и обеспечивает выразительность детского рисунка.

При работе с восковыми мелками следует рекомендовать детям не использовать темные цвета, так как при дальнейшей работе с акварелью мелки не проявляются.

4. Техника сухой кисти.

Цели: ознакомление с новым методом рисования. Учить изображать растительные формы и животных нетрадиционным методом.

Материалы и приспособления: бумага (можно тонированная), кисть (грубая щетина № 15-18).

Техника выполнения: в зависимости от объектов рисования показываются приемы работы кистью.

На кончик кисти набирается очень мало туши, излишки можно сбросить на дополнительный лист. Применяя различные способы движения кистью (торцом, с протяжкой) изображаем шерсть животных, оперение птиц, траву, крону деревьев… Потом дорисовываем различные детали, характерные для объекта изображения. У животных, птиц – глаза, нос, когти… У деревьев – ветки…

Данный метод можно использовать при изучении тем: «Рисование животных, птиц, растительного мира», иллюстрирования рассказов о животных, натюрморт.

5. Линия, штрихи и их комбинация.

Цели: учить детей работать пером, проводить короткие, длинные, волнообразные, ломаные, прямые линии разной толщины. Учить детей пониманию выразительности линии.

Материалы и инструменты: бумага, тушь, перо (без шишечки). Техника выполнения: этот метод позволит изучить более подробно графику растений, их характерные особенности.

Описать способы выполнения штрихов невозможно. Интересными получаются рисунки животных, где за основу берется непрерывная линия.

Рисование пером лучше давать детям в третьем классе, а младшим школьникам – рисование фломастером. Этот метод можно использовать при изучении тем:

1. Рисование растений

2. Рисованием животных

3. Пейзаж

4. Иллюстрирование .

6. Рисование пальцами.

Цель: познакомить детей с нетрадиционным приёмом рисования. Учить делать отпечатки подушечкой и фалангой пальца. Учить составлять различные комбинации из отпечатков.

Материалы и приспособления: акварель или гуашь, альбомный лист бумаги, тонкая кисть.

Техника выполнения: данный метод очень прост в исполнении. Название метода « рисование пальцами» очень условно, т.к. в работе можно применять всю ладонь, её боковую сторону, но в основном работа выполняется большим и указательным пальцами.

Предварительно смочить « рабочий» палец в воде, набрать на него краску и делать отпечаток на бумаги. Если палец ставить вертикально к листу – отпечаток « точка». Прикосновение половиной фаланги даёт кружок. Если же палец положить плашмя, то получится овал.

Пир работе с детьми особое внимание обращать на движение руки и постановку пальцев. Для богатой цветовой гаммы на один палец можно набрать 2-3 цвета.

Из различных по форме отпечатков можно составить рисунок: цветок, гроздь винограда, рябины и т. д.Можно использовать при изучении тем:

1.Орнамент.

2. Рисование фигуры человека.

3. Рисование птиц и животных.

4. Лесная полянка.

7. Рисование нитью.

Цель: познакомить детей рисованию нитью. Учить находить образ, при необходимости можно дорисовать его штрихами.

Материалы и приспособления: плотный лист бумаги, тушь, капроновая нить, картон, соответствующий половине приготовленного листа, блюдце.

Техника выполнения: лист бумаги перегнуть пополам. Для удобства пользования, тушь налить в невысокую плоскую ёмкость. Нить должна быть толще швейных ниток, но тоньше шнурка, хорошо кручёная. Опускаем нить в тушь, оставляя сухим тот конец, за который держим. Вынимаем и даём стечь туши. Произвольно выкладываем нить на одну половинку листа, конец выводим за границу листа. Закрываем второй половиной листа ( как открытка). Накладываем на заготовку картон, прижимаем ладонью. За выведенный конец быстро выдёргиваем нить. Рассматривая полученный рисунок, находим образ. При необходимости, для большей выразительности. Можно дополнить его штрихами.

8. Набрызг.

Материалы и инструменты: гуашь или акварель, лист бумаги, жесткая щётка ( зубная), расчёска (палочка, линейка), листики, трафареты …

Техника выполнения: на лист бумаги накладывается композиция из листьев ( трафарет). На щётку набирается краска и расчёской (палочкой) начинаем проводить по ворсу так, чтобы летели брызги на лист. Когда фон будет достаточно закрыт капельками краски, снимают трафарет( листья).Там, где лежал трафарет остаются светлые пятна.


9. Картины из ниток.

Материалом могут служить различные волокна: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, непрядёная шерсть, конопля. Волокна можно получить из лоскутков, Распустить вышедшие из употребления трикотажные вещи и т. д. Основой может быть картон, холст. На основу переводится рисунок, смазывается клеи ПВА и выкладывается нитями. Нити, вытянутые из трикотажных вещей, имеют различный размер и частоты «волну», которая даёт имитацию волнистой шерсти животных, кудрей, волн моря и т. д.

Не менее интересные получаются «картины» из произвольно нарезанных ниток. На смазанную поверхность клеем ПВА по рисунку насыпают ниточную «стружку», легко прижимая её к основе.

Поэтично выглядят картинки, выполненные этим способом на стекле и под стеклом. Особенностью этого способа является то, что остаётся открытым часть стекла – прозрачного фона. Стёкла одинаковые по размеру скрепляются зажимами или леской и подвешиваются.

10. Мозаика из яичной скорлупы.

Скорлупа из варёных яиц хорошо очищается от плёнки, от сырых яиц промывается. Разламывается на кусочки разной величины. Раскладывается на газету и закрашивается нужным цветом акварельными красками. Основой для мозаики могут служить плотная бумага, картон, ДВП, окрашенные в тёмные цвета (чёрный, тёмно- синий и т. д.). По рисунку, нанесённому на основу выполняется мозаика. Кусочки скорлупы приклеиваются к основе клеем ПВА. Более простой и быстрый способ клеем смазывается достаточно большая площадь по рисунку и часть скорлупы накладывается на смазанную поверхность. Нажимаем ладонью, скорлупа ломается и приклеивается к смазанной поверхности. Раскраска скорлупы происходит после заклеивания всего рисунка по эскизу.

11. Коллаж из лоскутов.

Из разноцветных лоскутков ткани возможны различные художественные произведения. Результат зависит от того, насколько хорошо сочетаются различные лоскутки по цвету, по рисунку и структуре. Скомбинировав оригинальные по форме хлопчатобумажные кружева. Получим нежный кружевной коллаж, который может послужить для изготовления оригинальной открытки. Если фоном также служит кусок ткани, лоскутки не приклеиваются, а пришиваются петельным швом, то техника называется аппликацией. Из лоскутков ткани на жесткой основе можно создать композиции с рельефными элементами. Из толстого сукна можно вырезать полоски и приклеивать на ребро по рисунку. Из тонких кусочков – на плоскости, хорошо смазанной клеем ПВА, ткань собирается, как бы сморщивается, образуя рисунок.

12. Батик на ткани.

В основе техники» батик» - препятствие проникновению краски на отдельные места текстильной основы.

Воспрепятствовать прикосновению краски на ткань можно путём покрытия её воском, в определённых местах и прочно связав её или зашив.

Второй более простой способ батика называют узелковым.

Материалы: тонкое полотно или шелк, краски для ткани, нитки, верёвка, вода с уксусом и предметы для завязывания в узелки (пуговицы или монеты).

Для выполнения узелкового батика нужно научиться основным способам завязывания ткани. Самые простые узоры – кружки, колёсики, полоски, ломанные линии, цветочный узор.

После перевязывания опустим ткань в горячий красящий раствор и оставим там до тех пор, пока не будет достигнут нужный оттенок. После этого прополощем ткань в воде без уксуса, и если хотим получить многоцветный узор, перевяжем снова. Всегда идём от светлых тонов к тёмному. Отдельные перевязанный места оставляем на всех этапах окрашивания. По окончании окрашивания развяжем все узелки и прополощем ткань в воде с уксусом, который действует как фиксатор. Ещё раз прополощем в чистой воде, подсушим и прогладим.

И белее доступный способ – это рисование акварельными и гуашевыми красками на ткани ( такие изделия не подлежат стирке), имитация батика.

Использование ваты даёт возможность создавать рельефные композиции и объёмные фигурки. Хорошо использовать вату для создания мягкой пушистой фактуры.

Для изготовления объёмных изделий основой может служить плотно смятый листок бумаги . которая обматывается ватой, получается круглый шарик, из которого при необходимости из нескольких шариков выполняют изделия. Дополнив элементами из цветной бумаги или ткани.


Результативность опыта.

Применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствовало усвоению детьми знаний и умений, а также закреплению навыков сформированных на коррекционных занятиях.

Опыт работы показал, что нетрадиционные методы работы хорошо усваиваются детьми и спада детской активности на занятиях не наблюдалось. За время пребывания в группе ребята успевают изучить различные технологии изображения: Пластилиновое рисование, монотипия, кляксография, набрызг, рисование пальчиками, ладошкой и т. д.

Дети с ЗПР располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе знаний изо -деятельности, у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук, расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Детям интересно рисовать различными способами и техникой, работают с увлечением и огромным желанием.

Главным результатом педагогического сотрудничества с детьми по развитию творчества средствами нетрадиционных изобразительных техник, которое продолжалось в течении года, детей старшей группы компенсирующей направленности ( см. Приложение).

Таким образом, творчество у дошкольников и возможность его целенаправленного формирования средствами нетрадиционных графических техник, является для меня категорией, не имеющих границ для дальнейшего педагогического совершенства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Цвет, является главным выразительным средством в работе с красками. Произведения искусства выполненные красками и нанесённые на какую – либо твёрдую поверхность, называются живописью. Важными средствами художественной выразительности, кроме цвета, является колорит, пятно, характер мазка, обработка красочной поверхности. По техническим приёмам и используемым материалам можно разделить работу с красками на следующие виды: акварельные, гуашевые, масляные, темперные, эмалевые, фреска, и т. д.

Живопись хорошо применяется в работе с детьми дошкольного возраста, т. к. она доступна. Сам процесс рисования не менее важен для ребёнка, чем результат, т. к. рисование – это феномен творческой активности детей .Реализует многие психические функции важные для целостного, личного развития ребёнка.

В рисовании с детьми должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребёнка, а не послушное репродукцирование. Педагог не должен забывать, что дети творят соответственно собственным потребностям, не на показ и неверно их ориентировать только на результат.

Использование нетрадиционных материалов, оборудования, проведения занятий в оригинально – занимательной форме позволяют детям получить удовлетворение от рисования, т. к. рисование – это игра. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальный подход к детям для развития творчества.

Использование на занятиях нетрадиционных техник ( кляксография, монотипия, пальцеграфия и т. д.), позволяет занятия рисованием быть более занимательными, увлекательными, результативными.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.

Торговый центр М. « Сфера», 2005.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2 М.: издательство СКР ипторий 2003.

3. Карпова С.И. Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6 -7 лет.- СПб.: « Речь», М. «Сфера»,2008.

4. Рыжова Н.В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР. М.: ТЦ СФЕРА, 2009

5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: Детство – пресс, 2001

6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. СПб.: ЛИТЕРА, 2006


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности.


Шаблонография.

Детям предлагается обвести приготовленные фигуры, вырезать их и составить из них отдельный объект или сюжетную картинку.

Использовать эту технику изображения можно не только для развития мелкой моторики, но и для закрепления речевых навыков, путём проговаривания слов предметов, действий, признаков.


« Мозаика» из яичной скорлупы.

Скорлупа от сырых яиц промывается, от варёных – хорошо очищается от плёнки, разламывается на кусочки, раскладывается на газету и закрашивается акварельными красками в нужный цвет.

Основой для мозаики могут служить картон, плотная бумага, ДВП, окрашенные в тёмные цвета ( чёрный, тёмно – синий и т. д.). По рисунку, нанесённому на основу, выполняется мозаика. Кусочки скорлупы приклеиваются к основе клеем ПВА. Более простой и быстрый способ: клеем смазывается достаточно большая площадь по рисунку и часть скорлупы накладывается на смазанную поверхность. Нажатием ладони скорлупа ломается и приклеивается к смазанной поверхности . Раскраска скорлупы идёт после заклеивания всего рисунка по эскизу.


Пластилиновая живопись.

Предварительно на картон или плотную бумагу наносится рисунок. Затем пластилин хорошо разогревается в руках и пальцами растирается тонким слоем на поверхности.

При выполнении работы, таким способом, необходимо следить за равномерностью нанесённого слоя


Приложение 1


Рисование пальчиками, ладошкой.


Предварительно смочить « рабочий» палец в воде, набрать на него краску и делать отпечаток на листе бумаги. Если палец ставить вертикально к листу – отпечаток « точка». Прикосновение половиной фаланги даёт кружок. Если палец положить плашмя, то получится овал.

Также можно рисовать и ладошкой. При работе с детьми особое внимание обращать на движение руки и постановку пальцев.

Картины из ниток.

Материалом могут служить различные волокна: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, непрядёная шерсть, конопля. Волокна можно получить из лоскутков, Распустить вышедшие из употребления трикотажные вещи и т. д. Основой может быть картон, холст. На основу переводится рисунок, смазывается клеи ПВА и выкладывается нитями. Нити, вытянутые из трикотажных вещей, имеют различный размер и частоты «волну», которая даёт имитацию волнистой шерсти животных, кудрей, волн моря и т. д.

Тычок жесткой полусухой кистью.

На кончик кисти набирается очень мало туши, излишки можно сбросить на дополнительный лист. Применяя различные способы движения кистью (торцом, с протяжкой) изображаем шерсть животных, оперение птиц, траву, крону деревьев… Потом дорисовываем различные детали, характерные для объекта изображения. У животных, птиц – глаза, нос, когти… У деревьев – ветки…

« Картины» из произвольно нарезанных ниток.

На смазанную поверхность клеем ПВА по рисунку насыпают ниточную « стружку», легко прижимая её к основе.

Поэтично выглядят картины, выполненные этим же способами на стекле и под стеклом. Особенностью этого способа является открытым часть стекла – прозрачного фона. Стёкла одинаковые по размеру скрепляются зажимами или леской и подвешиваются.


Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста группы детей компенсирующей направленности.


Приложение 2

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Педагогического опыта iconКарта инновационного педагогического опыта
Она также дает возможность проверить умение педагогического работника кратко и лаконично описывать функциональные признаки инновационного...
Педагогического опыта iconМетодические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта
При подготовке пояснений преподаватель может использовать методику обобщения и описания педагогического опыта, применив ее к своей...
Педагогического опыта iconПредставление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения «Рузаевский дом-школа»
Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии»
Педагогического опыта iconТворческая работа «Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное время» (обобщение педагогического опыта) Работу
...
Педагогического опыта iconПоложение об изучении и обобщении передового педагогического опыта в моу сош №4 г. Балабаново
...
Педагогического опыта iconМодуль обобщения передового педагогического опыта
Условия возникновения и становления опыта: какие мотивы лежат в основе формирования идей данного опыта и определения путей их решения?...
Педагогического опыта iconОпыта
Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
Педагогического опыта iconОпыта
История изучения педагогического опыта «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»...
Педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Педагогического опыта iconЗадача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.
Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница