Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 22,51 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата04.02.2016
Размер22,51 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Национальный исследовательский университет
“Высшая школа экономики”»



Факультет прикладной политологии


Программа дисциплины


«Научно-исследовательский семинар»



для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

(специализации «Политическая экспертиза и управление»)


Авторы программы:

проф. Урнов М.Ю., д-р полит. н. (murnov@hse.ru),

преп. Бахметьев Я.А. (yabakhmetjev@hse.ru),

(при участии доц. Касамара В.А., канд. полит. н. и преп. Сорокиной А.А.)


Одобрена на заседании кафедры политического поведения «___»____________ 20 г.

Зав. кафедрой проф. Урнов М.Ю., д-р полит. н.


Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 20 г.

Председатель доц. Миронюк М.Г., канд. полит. н.


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь проф. Пильгун М.А., д-р филол. н.


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Исследование как поиск решения проблемы

20

2

4

-

14

2

Методы прояснения и анализа ситуации

32

4

8

-

20

3

Сбор и анализ информации

24

4

4

-

16

4

Дизайн научного исследования

20

2

4

-

14

5

Презентация результатов исследования

66

-

18

-

48

Итого

162

12

38

-

112



1.1Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Текущий контроль осуществляется посредством учёта посещаемости курса и оцениванием семинарской активности и качества домашних заданий студентов.

Итоговый контроль проводится в форме зачёта проводится посредством презентации проектов курсовых работ студентов.

1.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает посещаемость студентов лекционных и семинарских занятий. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за посещаемость определяется перед итоговым контролем – Опосещ.


Опосещ. = 20·N – 10


где N – доля посещённых занятий от общего числа прошедших (0 ≤ N ≤ 1). Таким образом, если студент без уважительной причины присутствовал менее чем на 70% занятий, его Опосещ. < 4, что означает неудовлетворительную оценку за посещаемость и недопуск к зачёту. Уважительной причиной являются бюллетень о болезни или письменное разрешение руководителя НИС.


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осеминар.

За время проведения курса у каждого студента есть возможность проявить свою активность как минимум 4 раза – в процессе проведения семинарских занятий по первым 4-м блокам:

- 1-я возможность – на обсуждении статьи на семинаре 1.1;

- 2-я возможность – презентация результатов работы группы на одном из семинаров 2.1, 2.2, 2.3, 2.4;

- 3-я возможность – презентация обработки данных группой;

- 4-я возможность – презентация проекта исследования на предмет обсуждения его дизайна; участие в обсуждении.

Результирующая оценка за семинарские занятия учитывает результаты активности студента в процессе презентации по текущему контролю следующим образом:

Осеминар = семинар1 + Осеминар2 + … + Опр.занятиеN) / N


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в виде домашних заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Од/з. За время проведения курса у каждого студента есть возможность представить как минимум 4 письменных домашних заданий – по каждому из первых 4-х блоков. Результирующая оценка за самостоятельную работу учитывает качество каждого домашнего задания следующим образом:

Од/з = д/з1 + Од/з2 + … + Од/зN) / N


Накопленная оценка за текущий контроль Отекущий учитывает результаты студента на семинарских занятиях и за самостоятельную работу следующим образом:


Отекущий = 0,5·Осеминар + 0,5·Од/з


Зачёт по дисциплине состоит из домашнего написания “executive summary” собственной курсовой работы / исследовательского проекта. Данная работа оценивается по 10-ти балльной шкале и определяется как Озачёт.

Итоговая оценка за итоговый контроль в форме зачёта выставляется по следующей формуле:


Оитоговый = k1·Опосещ. + k2·Отекущий + k3·Озачёт


где, k1= 0,3, k2= 0,3, k3= 0,4.


ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


В рабочую ведомость выставляются накопленная оценка, оценка за зачёт и результирующая оценка.


Онакопленная = (k1·Опосещ. + k2·Отекущий) / (1 – k3)


где, k1= 0,3, k2= 0,3, k3= 0,4.


Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Орезультирующая = Оитоговый


В диплом ставится результирующая оценка по учебной дисциплине. Способ округления результирующей оценки: в пользу студента.

2Содержание дисциплины


  1. Исследование как поиск решения проблемы


Методологический и проблемно-ориентированный подходы к исследованию. Начало исследования: выбор приоритетной стратегии. «Цель исследования» как направляющие рамки. «Задачи исследования» как ориентировочные этапы. «Объект и предмет исследования» как самоограничение в плане познания. Формулирование «проблемы исследования».


Ответственные – Урнов М.Ю., Бахметьев Я.А.


Количество часов аудиторной работы: 2 ч. лекций, 4 ч. семинаров.


Общий объем самостоятельной работы: 14 ч.


Литература по разделу:

1. Мангейм Дж.Б. Политология. Методы исследования / Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич; пер. с англ.; [вступ. ст. А.К. Соколова]. – М.: Весь мир, 1997. – 544 с. (http://grachev62.narod.ru/Mr/Mr_og.html)

2. Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории : Комментированное введение : [Сборник] / [сост.: Н. Конеген, К. Шуберт]. – М.: РОССПЭН, 2004. – XVIII, 220 с.

3. Шапиро И. Бегство от реальности в гуманитарных науках / Иэн Шапиро; пер. с англ. Д.Узланера; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 368 с.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебное пособие / В.А. Ядов. – 5-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2011. – 567 с.

Доп.:

Койн К. Творческая мысль на коротком поводке / Кевин Койн, Патриция Клиффорд, Рене Дай // Harvard Business Review Россия [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.hbr-russia.ru/issue/37/8/print

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки / Умберто Эко; пер. с итал. Е. Костюкевич. – СПб.: Symposium, 2006. – 301 с.

Moses J.W. Ways of Knowing. Competing Methodologies in Social and Political Research / Jonathon W. Moses, Torbjørn Knutsen. – 1st ed. – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2007. – 320 p.

Pennings P. Doing Research in Political Science: An Introduction to Comparative Methods and Statistics / Paul Pennings, Hans Keman, Jan Kleinnijenhuis. – 2nd ed. – L.; Thousand Oaks, CA; New Delhi: Sage Publications Ltd, 2006. – 336 p.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Семинар 1: обсуждение раздела ? из Шапиро И. Бегство от реальности в гуманитарных науках / Иэн Шапиро; пер. с англ. Д.Узланера; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 368 с.


  1. Методы прояснения и анализа ситуации


Начало исследования: оценка текущей ситуации как контекста исследования, понимание места проблемы в текущей ситуации. Анализ ситуации. Работа с потоком информации. Основные аналитические методы. Когнитивное картирование. SWOT-анализ (strengths, weaknesses, opportunities, threats). PEST-анализ (political, economic, social, technological). Ивент-анализ: отбор значимых событий, оценка событий и потенциала последствий. Мозговой штурм: команда, роли, обязанности, среда, ход штурма, результаты, отчёт. Сценарное прогнозирование.


Ответственные – Урнов М.Ю., Бахметьев Я.А.


Количество часов аудиторной работы: 2 ч. лекций, 8 ч. семинаров.


Общий объем самостоятельной работы: 20 ч.


Литература по разделу:

1. Боришполец К.П. Методы политических исследований : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Политология», «Международные отношения» и «Регионоведение» / К.П. Боришполец. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-пресс, 2010. – 231 с.

2. Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030200 «Политология» / О.В. Попова. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 464 с.

3. Соколов А.Б. То, чего не пишут о мозговом штурме [версия 2.0] / А.Б. Соколов // Консалтинг и тренинги Санкт-Петербурга [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://treko.ru/show_article_187


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Семинар 1: отработка на практике навыков SWOT-анализа и PEST-анализа по выбранной проблеме – представление материалов анализа конкретной ситуации (предполагаются те же группы).

Д/з 1: отчёт по проведённым анализам.

Семинар 2: отработка на практике навыков ивент-анализа по выбранной проблеме – представление материалов анализа конкретной ситуации (предполагаются те же группы).

Д/з 2: отчёт по проведённому ивент-анализу (авторы не должны быть теми же, что в Д/з 1!).

Семинар 3: обучение и отработка навыков мозгового штурма по выбранной проблеме в группах. Разбивка на 4-5 групп по 8-9 человек. Распределение ролей.

Семинар 4: презентация результатов самостоятельно проведённых штурмов.

Д/з 3: отчёт по проведённым штурмам от «рефераторов» (авторы не должны быть теми же, что в Д/з 1 и 2!).

Д/з 4: аналитическая записка по итогам анализа ситуации разными методами. Представление сценарного плана развития событий (авторы не должны быть теми же, что в Д/з 1, 2 и 3!).

Презентации результатов анализа от каждой группы каждый раз должны быть разными!

Таким образом, в результате Блока 2 каждый студент будет иметь оценку за семинар (презентация) и оценку за письменное задание (отчёт).



  1. Сбор и анализ информации


Основной этап исследования – отбор релевантной информации и её анализ. Качественные методы анализа информации: интервьюирование как основа сбора информации для качественной обработки. Дискурс-анализ. Количественные методы анализа информации: обзор. Контент-анализ.

Базы данных: пресса и электронные библиотеки – «Интегрум», “Eastview”, “JStor” и т.д.; количественные и статистические данные – Росстат, Единый архив экономических и социологических данных НИУ ВШЭ, World Values Survey, International Social Survey Program.


Ответственные – Касамара В.А., Сорокина А.А., Урнов М.Ю.


Количество часов аудиторной работы: 4 ч. лекций, 4 ч. семинаров.


Общий объем самостоятельной работы: 16 ч.


Литература по разделу:

1. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования / В.И. Ильин. – СПб.: Интерсоцис, 2006. – 257 с.

2. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг [и др.]; Конвенция независимых социологических центров, Центр независимых социологических исследований. – СПб.: Алетейя, 2009. – 352 с.

3. Ньюман Л. Полевое исследование / Лоуренс Ньюман // Социологические исследования. – 1999. – № 4. – С. 110-121.

4. Олейник А.Н. Триангуляция в контент-анализе. Вопросы методологии и эмпирийная проверка / А.Н. Олейник // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 65-79.

5. Страусс А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Ансельм Страусс, Джульет Корбин; пер. с англ. Т.С. Васильевой. – М.: УРСС, 2001. – 254 с.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебное пособие / В.А. Ядов. – 5-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2011. – 567 с.

7. Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide through Qualitative Analysis / Kathy Charmaz. – London: Sage Publications, 2006. – 224 p.

8. Flick U. An Introduction to Qualitative Research / Uwe Flick. – 3rd ed. – London [etc.]: Sage Publications Ltd, 2006. – 448 p.

Доп.:

Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики : учеб. пособие по социологии для студентов вузов / А.С. Готлиб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 2005. – 382 с.

Квале С. Исследовательское интервью / Стейнар Квале; пер. с англ. М.Р. Мироновой; [под ред. Д.А. Леонтьева]. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.

Садмен С. Как правильно задавать вопросы : Введение в проектирование опросного инструмента / Сеймур Садмен, Норман Брэдберн; пер. с англ. А.А. Винницкой. – М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. – 382 с.

Patton M.Q. Qualitative Research & Evaluation Methods / Michael Quinn Patton. – 3rd ed. – Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2002. – 688 p.

Read M. Combining Quantitative and Qualitative Methods / Melvyn Read, David Marsh // Theory and Methods in Political Science / [ed. by D. Marsh, G. Stoker]. – 2nd ed. – Houndmills, Basingstoke: Palgrave MacMillan, 2002. – P. 231-242.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Семинары 1, 2: анализ вторичной (или даже сбор первичной?) качественной информации – отработка навыков качественных методов анализа.

Д/з 3: например, составление индекса цитирования какого-либо события или персоны…

Семинар 3: вторичный анализ количественных данных (группировка, интерпретация и др.).


  1. Дизайн научного исследования


Собственное научное исследование. Место исследования в общей истории изучения вопроса. Методологические рамки. Выбор теоретической традиции. Теоретизация. Выбор релевантных теоретических концепций. Концептуализация. Отбор ключевых понятий и терминов. Тезаурус. Формулирование «рабочей гипотезы». Операционализация. Отбор необходимых методов. Методы научного исследования: общенаучные, общетеоретические, специальных методы социальной, политической, психологической и др. наук. Оформление научного исследования (таблицы, схемы, сноски). Научный стиль.


Ответственные – Бахметьев Я.А.


Количество часов аудиторной работы: 2 ч. лекций, 4 ч. семинаров.


Общий объем самостоятельной работы: 14 ч.


Литература по разделу:

1. Мангейм Дж.Б. Политология. Методы исследования / Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич; пер. с англ.; [вступ. ст. А.К. Соколова]. – М.: Весь мир, 1997. – 544 с.

2. Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории : Комментированное введение : [Сборник] / [сост.: Н. Конеген, К. Шуберт]. – М.: РОССПЭН, 2004. – XVIII, 220 с.

3. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки / Умберто Эко; пер. с итал. Е. Костюкевич. – СПб.: Symposium, 2006. – 301 с.

4. Jones L. Political Science Research: A Handbook of Scope and Methods / Laurence F. Jones, Edward C. Olson. – 1st ed. – New York, NY: Longman, 1996. – 328 p.

5. Johnson J.B. Political Science Research Methods / Janet Buttolph Johnson, Richard A. Joslyn, Henry T. Reynolds. – 4th ed. – Washington, DC: CQ Press, 2001. – 492 p.

Доп.:

Moses J.W. Ways of Knowing. Competing Methodologies in Social and Political Research / Jonathon W. Moses, Torbjørn Knutsen. – 1st ed. – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2007. – 320 p.

Pennings P. Doing Research in Political Science: An Introduction to Comparative Methods and Statistics / Paul Pennings, Hans Keman, Jan Kleinnijenhuis. – 2nd ed. – L.; Thousand Oaks, CA; New Delhi: Sage Publications Ltd, 2006. – 336 p.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Семинар 1: обсуждение конкретных работ отдельных студентов на предмет конструирования «Введения».

Д/з 4: конспект нескольких основополагающих статей конкретных студенческих исследований.



  1. Презентация результатов исследования


Отработка полученных навыков. Презентация проектов научного исследования. Проблема подачи результатов: как не только «найти» и написать, но представить («продать») исследование. Навыки публичной презентации. Обсуждение достоинств, недостатков, возможных вопросов и направлений дальнейших изысканий.

Методика написания “abstracts” и “executive summary”.


Ответственные – Урнов М.Ю., Касамара В.А., Сорокина А.А., Бахметьев Я.А.


Количество часов аудиторной работы: 18 ч. семинаров.


Общий объем самостоятельной работы: 48 ч.


Литература по разделу:

1. Лазарев Д. Презентация. Лучше один раз увидеть! / Д. Лазарев. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 142 с.

2. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил / В.В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ : ИНФРА-М, 2001. – 203 с.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Семинары: презентации студентами проектов своих курсовых работ. Общее обсуждение.

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПроект Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Менеджмент», магистерская программа «Государственное и муниципальное управление»
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080500. 62 «Менеджмент»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница