Деловая игра




НазваниеДеловая игра
Дата04.02.2016
Размер5,27 Kb.
ТипСценарий
Деловая игра

Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. 

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:

  • уровень деловой активности кандидата на то или иное поручение;

  • наличие тактического и (или) стратегического мышления;

  • скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);

  • способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;

  • способность прогнозировать развитие процессов;

  • способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;

  • стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических целей.

Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.

Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.

После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель — активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии — с другой.

Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача — дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:

1. Дать краткий анализ поставленной проблемы.
2. Обосновать выработанные предложения.
3. Доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.

На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

Похожие:

Деловая игра iconФотоотчет о мероприятии День открытых дверей 31. 03. 2012
Пятого научного конгресса студентов и аспирантов «инжэкон – 2012» кафедрой таможенного дела была организована и проведена деловая...
Деловая игра icon«Деловая игра как один из видов игровой технологии» (из опыта работы)
Конечный результат урока складывается из двух составляющих: деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке. Рассматривать...
Деловая игра iconРешение предыдущего педсовета.(Бычкова О. В.) Справка по итогам тематического контроля. (Бычкова О. В.) Вторая часть. Деловая игра для воспитателей. (Константинова Т. В.) «Знатоки детской художественной литературы»
«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Деловая игра iconЕ. А. Коровина Методическая разработка Деловая игра как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности
Ти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с...
Деловая игра iconУрока по информатике «Деловая графика. Построение диаграмм и графиков в среде табличного процессора Excel»
Тема: Деловая графика. Построение диаграмм и графиков в среде табличного процессора
Деловая игра iconТема: Развивающая игра
Методическая разработка предназначена для внеклассной работы со студентами с 0 3 курс всех специальностей. Внеклассное мероприятие...
Деловая игра iconИнтеллектуально – патриотическая игра «Честь имею!» Форма проведения
Форма проведения – игра «Морской бой», карты которой с проставленными на них кораблями являются игровыми полями команд
Деловая игра iconЛитературная игра Что?
Литературная игра «Что? Где? Когда?» по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Деловая игра iconНа уроках изобразительного искусства
Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка. Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных...
Деловая игра iconКарточная игра в общественном быту россии (конец XVI начало XIX вв.)
Игра развертывается в конкретную историческую реальность, связанную с культурной, правовой, экономической жизнью. Изучение этой реальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница