Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования




НазваниеФедеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер8,78 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии




Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры философии религии ЮФУ Декан факультета


Протокол №______ (зам.декана по учебной работе)

«_____»__________________2010г. ___________________________


Зав.кафедрой___________________ «____»_______________2010г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ»

для студентов факультета психологии


Составитель –

К.ф.н., доцент


Царенкова Е.А.


Ростов-на-Дону

2010


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка………………………….…………..3 2. Учебно-тематический план………………………………....4

3. Программа курса ………………..……………………………5

4. План лекций……………………………………………………9

5. Литература…………………………………………………….11

6. Перечень заданий для самостоятельной работы………..15

7. Вопросы к зачету…………………………………………….16

8. Тесты…………………………………………………………..17

8. Глоссарий……………………………………………………..20

9. Учебно-методическое обеспечение курса……………….21


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная дисциплина «История и теория религии» предназначена для обучения студентов факультета психологии.

Целью курса является формирование у студентов понимания места и роли религии в мировой культуре.

Задачи курса:

выявить общие закономерности развития разных религиозных систем;

с позиций религиоведческого анализа раскрыть особенности вероучения, культа и организационных структур той или иной религии;

рассмотреть систему ценностей и этические нормы основных религий современности;

сформировать знание основных понятий и терминов, свойственным отдельным вероучениям;

ознакомить студентов с современным состоянием рассматриваемых религий.

Место дисциплины «История и теория религии» (ОПД.Ф.06) в общей профессиональной подготовке. Знания о религиях необходимы при реализации любой из форм профессиональной деятельности специалиста, включая взаимодействие с представителями различных вероисповеданий, преподавательскую и исследовательскую деятельность, работу эксперта и консультанта. В содержательном плане курс “История и теория религии” тесно связан как с основными курсами цикла общих гуманитарных дисциплин, так и с курсами по общепрофессиональным дисциплинам специальности. Согласно учебному плану, курс преподаётся в 7 семестре. Форма итогового контроля по дисциплине – зачет.

Студент, обучающийся по программе данного курса должен:

владеть современной научной информацией относительно происхождения, развития и исторической трансформации религии;

уметь рассказать о содержании вероучений конкретных религий по вопросу о сверхъестественном, о духовном и материальном мире, о происхождении человека, о душе, жизни и смерти, о вечности и воздаянии, о свободе и предопределении;

иметь представление о культовой стороне изучаемых религий;

знать важнейших представителей пантеона той или иной религии;

показать знание памятников (текстовых, художественных, архитектурных) той или иной религии;

понимать роль той или иной религии в истории определенной страны или региона;

владеть информацией об исторических личностях, сыгравших определяющую роль в истории конкретной религии.

(индуизм, христианство, ислам).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Название раздела, темы

Всего часов

Аудиторные

занятия (час.)

Лекции

Семин.


1.


2.


3.


4.

5.


6.


7.

8.

9.

10.

11.

12.


13.




История религии как раздел религиоведения

Сущность, структура и социальные функции религии

Проблема происхождения религии

Ранние формы религии

Национальные религии Древнего мира

Национальные религии Дальнего Востока

Национальные религии Индии

Иудаизм

Буддизм

Христианство

Ислам

Современные нетрадиционные культы

Свобода совести как общечеловеческая ценность



4


4


2


2

2


2


2

2

4

4

4

2


2




4


4


2


2

2


2


2

2

4

4

4

2


2




-


-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-






ВСЕГО

36

36

-



ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. История религии как раздел религиоведения

Предмет и методы религиоведения. Основные разделы религиоведения: философия религии, феноменология религии, социология религии, психология религии, история религии. Задачи учебного курса.

Роль религии в современном мире и актуальность изучения истории религии. Статистические и социологические данные о распространении религий, численности верующих, уровне религиозности в современном мире и в России.


Тема 2. Сущность, структура и социальные функции религии

Термин «религия» и его происхождение. Сложность и многообразие вариантов определения религии: богословские, философские, социологические, психологические и др. определения.

Религиозное сознание и его уровни (обыденный и концептуальный); основные характеристики религиозной веры как веры в сверхъестественное. Религиозная деятельность: культовая и внекультовая. Религиозные отношения.

Религиозные организации, их типы (церковь, секта, деноминация).

Анализ основных социальных функций религии: компенсаторной, мировоззренческой, культуротрансляционной, регулятивной, коммуникативной, интеграционно-сегрегационной.


Тема 3. Проблема происхождения и типологии религии.

Религия как исторически закономерный способ духовно-практического освоения действительности. Богословские и философско-религиоведческие подходы к проблеме происхождения религии. Теологическая концепция происхождения религии. Социологическая и психологическая концепция происхождения религии. Философско-гносеологические теории генезиса религии. Детерминанты религии (социальные, психологические, гносеологические и др.).

Основные религиоведческие концепции происхождения религии: прамонотеистическая (Э.Лэнг, В.Шмидт), мифологическая (М.Мюллер, А.Н.Афанасьев), анимистическая (Э.Тайлор), преанимистическая (Дж.Фрэзер, В.Г.Богораз, С.А. Токарев).

Богословская и научно-религиоведческая типологии религии.

Формационный и эволюционный подходы к типологии религии. Культурно-цивилизационная типология религии. Религия и этносы. Религия и циви-лизации. Всеобщность религии в истории человечества. Культурно-историческая типология религии, ее критерии.

Первобытная мифология и проблема происхождения религии. Мифологическое сознание, его черты: синкретизм, генетизм, символизм и др.

  1   2   3

Похожие:

Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания к курсу
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психологическая наука как языкознание: эпистемологический поворот и психологические словари 8
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Междисциплинарное индивидуальное гуманитарное образование» и является частью коллективного проекта, посвященного разработке и методическому...
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«История зарубежной литературы 20 века» для студентов 4 курса факультета филологии и журналистики (отделение журналистики)
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
За большой вклад в развитие науки, участие в научно-исследовательской деятельности и в связи с профессиональным праздником Днем российской...
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«сокращение потерь нефти и нефтепродуктов от испарения из резервуаров и транспортных средств»
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Полное наименование подразделения «Продюсерский центр Гуманитарного факультета», далее пц гф
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания разработаны доктором физико-математических наук, заведующим кафедры теории упругости, профессором А. О. Ватульяном...
Федеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольно-измерительные материалы содержат комплекс тестовых заданий по учебному пособию «Физическая культура студента» и перечень...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница