Федеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии




Скачать 18,41 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер18,41 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6


Федеральное агентство по образованию

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГОУ ВПО <<Кузбасский областной педагогический

Институт имени Н.М.Голянской>>

Кафедра педагогики и психологии


Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения

(дипломная работа)


Работа допущена к защите :

«___» ____________2007 г.

Зав. кафедрой Горная Е.П.

Работа защищена

«___» ____________2007г.

с оценкой

____________

Председатель ГАК


Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников

    1. Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников

    2. Особенности нравственного развития младших школьников

    3. Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей

Глава II. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения

2.1 Содержание уроков литературного чтения как основа формирования нравственных качеств.

2.2 Методы и средства формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения

Заключение

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы формирования нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  2. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

  3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинекий писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [31, с. 431]

  4. Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно – деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально – возрастными особенностями.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского[3], Н.М.Болдырева[6], Н.К.Крупской[18], А.С.Макаренко[19],И.Ф.Харламова[32] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)

Такие педагоги как Н.М.Болдырев[6], И.С.Марьенко[20], Л.А.Матвеева[21], Л.И.Божович[5] и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах.

В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором нравственного развития личности.

Эффективность учебной деятельности школьников будет заключаться в том, что, если педагогические условия будут способствовать раскрытию и развитию духовно – нравственных качеств школьников, а именно ответственности, доброжелательности, самостоятельности. Все это возможно реализовать на уроках литературного чтения.

Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранной работы: «Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения»


Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.

Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.

Гипотеза исследования: формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения будет эффективным, если:

- формирование нравственных качеств младших школьников дифференцируется с учетом их психофизиологических особенностей;

- содержание уроков литературного чтения содержит нравственные проблемы;

- предусматривается использование комплексов средств, позволяющих обеспечивать формирование нравственных качеств детей.


В ходе исследования решались следующие задачи:


  1. Рассмотреть сущность и задачи нравственного развития младших школьников.

  2. Выявить критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей.

  3. Экспериментально подтвердить эффективность выявленных методов и средств формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.



Методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;

  • использование этических ситуаций;

  • изучение педагогического опыта;

  • анкетирование;

  • беседы с использованием ситуаций морального выбора;

  • педагогический эксперимент;

  • анализ и обобщение результатов эксперимента;



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1 Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников.


В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль «Мораль (лат. точез – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [17, с. 191 – 192].

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [17, с. 191 – 192]. Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистый, безукоризненной нравственности. Всякое самоотверженное есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [10, с. 558].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. мы видим: «Нравственность – это внутреннее, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [25, с. 414].

Мыслители разных веков трактовали понятия нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства.… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [2,с. 360].

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [28 с. 120]

Василий Александрович говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше ставь свое личное» Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [28 с. 170].

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будит нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. [4 с. 352].

Н. И. Бондырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой – то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [6, с. 102].

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н. Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

  1. Осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

  2. Использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

  3. Под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств детей.

  4. Систему нравственного воспитания следует усматривать и в наследовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. [15, с. 198].

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

На определенные роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направленно внимание таких ученых как Л.А.Матвеева [21], Л.А.Регуш [27] и многих других.

В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных методов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.

«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий [12]; в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развивается не только умственные способности, ног нравственная сфера личности. [5].

В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения, указывает И.Ф.Харламов.

Учебная деятельность, являясь в младшем школьником возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. [32, с. 541].

Специфической особенностью нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня задач и заканчивается более высоким. Для достижения цели используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. [3, с. 386].

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Все факторы, обусловливающее нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется,

приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач нравственного развития – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и методов деятельности, что в свою очередь влияет на условие нравственных норм и ценностей организации. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентирами. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, т. е., формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятие решений и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл восприятия состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного развития – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. [13, с. 8 – 14].

Итак, если нравственное развитие есть специфический процесс педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них тех или иных качеств, то это воздействие должно направляться на возбуждения у учащихся потребностей в той или иной сфере деятельности и поведения, на развитие и сознание здоровых методов поведения, на выработку практических умений и навыков и укрепление волевой сферы. А воздействие будет эффективным, если мы будем знать особенности нравственного развития младших школьников, которые будут раскрыты в следующем параграфе.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Федеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии  iconИнститут устойчивого развития общественной палаты РФ администрация кемеровской области гоу впо «кемеровский государственный университет» департамент природных ресурсов и экологии кемеровской области
Молодежный экологический форум «Энергоэффективность экономики и экологическая безопасность России»
Федеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии  iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт Имени Д. И. Менделеева»
Проектирование социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях
Федеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии  iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию РФ гоу впо «Московский физико-технический институт (Государственный университет)»
Последовательное теоретическое описание построено на основе общей теории относительности и квантовой теории поля и доведено до сравнения...
Федеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии  iconОбразовательная программа федеральное агентство по образованию
Гоу впо «Уральский государственный технический университет – упи имени первого президента России Б. Н. Ельцина»
Федеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии  iconДополнительного профессионального образования «нижегородский институт развития образования» кафедра педагогики и андрагогики методические рекомендации
Мольков А. С., старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики, аспирант гоу впо нгпу
Федеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии  iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «алтайский государственный университет»
...
Федеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии  iconФедеральное агентство по образованию гоу впо
Учебный план специальности подготовки дипломированных специалистов 230401 (073000) – «Прикладная математика (ПМ)»
Федеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии  iconГоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева» Факультет психологии и дефектологии
Гоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева»
Федеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии  iconГоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева» Факультет психологии и дефектологии
Гоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева»
Федеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии  iconПсихолого-эргономические и физиологические основания определения перспектив трудоустройства подростков с эписиндромом
Гоу впо «Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева» кафедра инженерной психологии и педагогики
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница