Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2




Скачать 16,33 Kb.
НазваниеКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2
страница1/9
Дата04.02.2016
Размер16,33 Kb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Большаков Б.Е., Шадров К.Н.


Стратегия–2020:

повестка дня для молодежных организаций России


Конспект лекций


МГГУ им. М.А. Шолохова

Москва 2008

СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1

Зачем нужна стратегия развития страны


Тема 2
Образ будущего: Россия – самая привлекательная страна


Тема 3
Проблемное поле инновационного развития страны в рамках Стратегии–2020


Тема 4

Перспективные направления инновационного развития страны в рамках Стратегии–2020: общая характеристика


Тема 5
Развитие человеческого капитала как ключевой фактор Стратегии–2020


Тема 6
Инновационное технологическое развитие как направление Стратегии–2020


Тема 7

Развитие финансовой системы России


Тема 8
Развитие инфраструктуры как ключевое направление развития


ТЕМА 1

Зачем нужна стратегия развития страны


— Виноват, — мягко отозвался неизвестный, — для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»


Рождение Стратегии–2020

В нашей стране, впервые после долгого перерыва, разработан долгосрочный комплексный стратегический план развития России. Сначала его называли «Планом Путина», потому что совокупность мер по обеспечению стабильности, осуществлённых в последние годы, была названа В.В.Путиным планом в его Послании Федеральному Собранию 2007 года.

Затем прошёл почти целый год, и в течение этого времени велась активная общественная дискуссия о конкретном содержании стратегии. Считается, что основные приоритеты и направления «Плана Путина» были закреплены Президентом в ходе выступления на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» (8 февраля 2008 года). А в рамках речи на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом» (15 февраля 2008 года) Д.А. Медведев сосредоточился на детализации конкретных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.




Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008–2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Из Концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации


Наконец, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, по итогам состоявшегося ещё 21 июля 2006 года заседания Государственного совета Российской Федерации была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Совокупность целей, направлений, приоритетов и этапов устойчивого инновационного развития страны, выраженные в этой Концепции, а также в ключевых выступлениях руководителей государства, составляют Стратегию–2020. Содержание этого стратегического плана лежит в основе данного курса.


Почему появилась Стратегия–2020

Почти 20 лет страна жила без всесторонних и детально проработанных планов развития. И поэтому может сразу возникнуть вопрос: «А зачем нам нужна Стратегия–2020?»

По ощущениям каждого человека ответ на такой вопрос «само собой разумеется». Но мы не можем удовлетвориться смутными и, возможно, противоречивыми догадками. Нам необходимо договориться, какое обоснование мы подкладываем под Стратегию–2020, чтобы действовать согласованно, а, значит, максимально эффективно.

Стратегия является планом управления на долгий период времени, с указанием способов, направлений и этапов достижения поставленной цели. Получается, что наличие стратегического плана есть принципиальное превосходство над ситуацией управления без него.

Представьте себе, что некий путник неожиданно для себя заблудился, оказался в незнакомой местности. Он начнёт искать свой путь. Поначалу действия человека будут робкими и неуверенными, порой очень ошибочными. Он будет определяться с местонахождением. Но постепенно он поймёт, куда попал, и куда ему нужно идти. И уверенными шагами пойдёт по своему пути.

Так и для нашей страны, последние годы были чем-то вроде поиска своей дороги. Потому появилась Стратегия–2020, что в России начался переход от политики стабилизации к политике долгосрочного социально-экономического развития. Другими словами, мы можем отметить качественно новое состояние управленческой культуры и общественного сознания в целом. И благодаря стратегии мы сможем ответить на вызовы современности.


Вызовы современности

Страна за последние годы решила задачу стабилизации социально-экономического состояния, отладки рыночных принципов в функционировании экономики, восстановила производство. Благодаря этому, с одной стороны, мы получили возможность ставить амбициозные стратегические задачи на основе имеющегося и перспективного потенциала. Но, с другой стороны, мы столкнулись с необходимостью решить как некоторые остающиеся острые проблемы, так и преодолеть новые вызовы.

Мы должны осознать, каков для нашей страны характер долговременных системных вызовов, которые отражают как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Кризисная перестройка мировой экономики предъявляет повышенные требования к устойчивости российской экономики и ее способности нейтрализовать негативные воздействия с мировых рынков.

Кроме того, усиление глобальной экономической конкуренции тесно переплетено с усилением и геополитического соперничества, в том числе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы. Россия сталкивается с необходимостью укрепления национальной экономической безопасности, при сохранении и развитии открытости российской экономики и ее активного участия в формировании новых подходов к регулированию мировых финансовых и сырьевых рынков.

Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе, в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенциала. Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для использования преимуществ, связанных с распространением новых технологий.

В то же время, угроза отставания в развитии новых технологий последнего поколения может резко снизить глобальную конкурентоспособность российской экономики, а также повышает ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. У России нет другой альтернативы, как стать одним из лидеров новой технологической волны и создать конкурентоспособную на мировых рынках национальную инновационную систему.

Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их взаимодействия и сотрудничества. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает беспрецедентное развитие человеческого капитала.

Четвертый вызов, порожденный преимущественно внутренними, а не глобальными факторами – это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии.

Стратегия–2020 призвана дать адекватный ответ на вызовы современности. При этом она должна обеспечить сочетание и взаимодополнение мероприятий по решению задач экономического и политического развития, а также укрепления роли страны на мировой арене.


Экономическое развитие

Во-первых, наш новый стратегический план выступает как фактор, объединяющий усилия правительства, бизнеса и общества в единую, взаимодополняющую модель развития. Характер инфраструктурных преобразований явно обусловливает рост качества жизни граждан, состояние кредитно-финансовой системы критически важно для обеспечения вложений в инновационно-технологические проекты, внимание правительства к повышению качества человеческого капитала прямо приводит к развитию инновационного поведения граждан. За счёт объединения усилий и согласования затрат достигается повышенная эффективность в реализации целей Стратегии–2020.

Во-вторых, Стратегия–2020 даёт бизнесу, в том числе иностранному, опираясь на предсказуемость развития России, выстраивать свои долгосрочные планы, находить своё, наиболее выгодное, место в деле устойчивого инновационного развития страны.

В-третьих, Стратегия–2020 позволяет гражданам быть уверенными в росте своего благосостояния, росте благосостояния своих детей. Это усиливает мотивацию людей к производительному труду, повышению своего профессионализма и творческой самореализации.


Политическое развитие

Во-первых, заданы основные ценности и приоритеты управления страной: ничего во вред России и всё – для роста благосостояния граждан.

Во-вторых, за счёт определённости перспектив движения страны, принятия общих приоритетов и согласованности интересов усиливается преемственность и устойчивость политического курса и, следовательно, безопасность политической жизни.

В-третьих, укрепляется доверие граждан к демократической системе за счёт реализации жизненных интересов подавляющего большинства людей.

Наконец, в-четвёртых, наличие Стратегии–2020 как формализованного документа позволяет говорить о наличии инструмента эффективного контроля власти со стороны общества.


Укрепление роли страны на мировой арене

Во-первых, Стратегия–2020 предполагает определение секторов национальной конкурентоспособности, в которых страна может занять лидирующие позиции в мире, и, благодаря этому, быть не просто участником мировой торговли, а входить в процессы глобальной кооперации и интеграции.

Во-вторых, предсказуемость направлений и целей развития России для зарубежных партнёров, руководителей других стран – прочное основание для доверия к политике российского руководства, возможность выстраивания долгосрочных, надёжных, отношений с Россией,

В-третьих, достижение целей Стратегии–2020 будет являться демонстрацией и укреплением российской глобальной политики, повысит авторитет страны на мировой арене за счёт привлекательности образа России в мире.


Чем Стратегия–2020 отличается от советских планов

Может возникнуть предположение, что создание стратегического плана, каковым является Стратегия–2020, – это возврат к советской плановой системе. Однако это не так по нескольким причинам.

1. Советские планы пытались всё зарегулировать, но это технически невозможно и, к тому же, лишает управленцев возможности гибко реагировать на вновь возникающие вызовы. Советские планы могли быть легко нарушены, если бы вдруг один из параметров вдруг резко изменялся. Так, например, когда в 1986 году упали цены на нефть, страна оказалась перед лицом голода и нехватки товаров массового спроса. Из-за такой жёсткой взаимоувязанности параметров, обычный советский план обладал низким запасом устойчивости. Недаром Советский Союз называли «колоссом на глиняных ногах». Стратегия–2020 призвана быть адекватной реальности, и контролирует только ключевые параметры.

В основу новой идеологии стратегического планирования положен принцип тактической гибкости, означающий возможность быстрого внесения изменений в случае измерения отдельных приоритетов или условий реализации Стратегии–2020.

2. Советские планы сковывали инициативу граждан, их творческую самореализацию. Советская культура управления, особенно в поздний период, содержала в себе недостаточно мотивации для повышения квалификации, творческого саморазвития людей. Стратегия–2020 опирается на частную инициативу, предполагает ключевую роль в развитии страны инициативности, творчества, предпринимательского духа масс, а также создание благоприятных условий для полной самореализации личности.

3. Советские планы были несовместимы с рыночным механизмом ввиду жёсткой заданности параметров. В то же время план – это целевое состояние объекта, а рынок – один из возможных механизмов достижения макроэкономических целей. Цель и средство противопоставлять друг другу абсурдно. Их необходимо грамотно сочетать. На совмещении рыночных механизмов и государственного регулирования строится Стратегия–2020.

4. Советские планы возникали и принимались недемократическим образом, т.к. заведомо претендовали на всеохватную регламентацию жизни советского общества.

Стратегия–2020 является результатом длительной общественной дискуссии о целях, средствах и приоритетах развития России. Другими словами, мы наблюдали процесс выработки и принятия решения такой, каким он должен происходить в условиях демократии. Эта стратегия складывалась в течение последних нескольких лет, и, наконец, была зафиксирована как документ к концу 2008 года.


Основные идеи и выводы

Итак, наличие стратегии устойчивого инновационного развития позволяет стране уверенно прокладывать путь своего развития в условиях вызовов современности. Стратегия–2020 определяет пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Новый стратегический план является стержнем, вокруг которого строится вся внутренняя и внешняя политика страны на много лет вперёд. Эта политика характеризуется следующим.

Стратегия–2020 является результатом многолетнего накопления опыта управления развитием России и отражает переход от политики стабилизации к политике долгосрочного социально-экономического развития.

Стратегия–2020 призвана дать адекватный ответ на долговременные системные вызовы: усиление глобальной конкуренции, новую волну технологических изменений, возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития, исчерпание источников экспортно-сырьевого развития.

Стратегия–2020 сочетает и взаимосвязывает решение задач экономического и политического развития, а также укрепления роли страны на мировой арене.

Стратегия–2020 отличается от советских планов гибкостью, опорой на инициативу граждан, сочетанием государственного регулирования с рыночными принципами, а также демократичностью условий выработки и принятия решений.

На период до 2020 года в основе управления развитием России будут лежать положения Стратегии–2020.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2
Стратегическое планирование кампании по поддержке молодежной общественной инициативы
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Политическая карта современного мира Тема 2
Основные принципы внешней политики Российской Федерации в современном мире. Роль молодёжных организаций в их реализации
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства Тема 2
Феномен лидерства является объектом научного и практического интереса уже давно. Его изучают социологи, психологи и специалисты в...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание введение Основные тенденции мирового развития в XX начале XXI века Тема 1
Понять тенденцию и использовать ее. Чтобы понять, куда идти, нужно увидеть, в каком направлении движется мир вокруг нас. Дальше можно...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект урока. Тема. Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
Оборудование: портрет Шолохова, репродукции женских образов романа, видеофрагменты
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconПоложение о конкурсе «Лидер мггу им. М. А. Шолохова 2013» Общие положения
Конкурс «Лидер мггу им. М. А. Шолохова 2013» (далее Конкурс), проводится в рамках программы развития студенческих объединений мггу...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект лекций содержание тема Предмет и задачи курса
Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь. Мировой рынок и его развитие
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconСтратегия развития лесного комплекса российской федерации на период до 2020 года москва 2008 содержание
Анализ состояния и перспективы внешних и внутренних рынков лесобумажной продукции 11
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект лекций по дисциплине «Информационные системы маркетинга»
Тема Информационное обеспечение управления маркетинговой и рекламной деятельностью 3
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКурс лекций «управление производством и международные стандарты mrp» Чебоксары 2010 министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Тема Стратегия позиционирования производственного процесса
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница