Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8




НазваниеПсихолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8
страница1/16
Дата04.02.2016
Размер8,06 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Содержание


Введение 4

Глава 1. Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8

1.1 Психологические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8

1.2 Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по формированию навыков орфографического самоконтроля 14

1.3 Лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах. 21

1.4 Педагогические условия эффективной организации орфографического самоконтроля у младших школьников. 30

Глава 2. Формирование навыков орфографического самоконтроля младших школьников через решение тестовых заданий по русскому языку. 36

2.1 Понятие орфографического самоконтроля в методической науке. 36

2.2 Тестовые задания и их классификация. 42

2.3 Методы и приемы работы над тестовыми заданиями с элементами самоконтроля на уроках русского языка у младших школьников. 50

2.4 Анализ учебно - методического комплекса по русскому языку (автор С.В. Иванов) образовательной системы «Начальная школа XXI века» с позиции исследуемой проблемы. 60

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка. 68

3.1 Методика констатирующего этапа эксперимента и анализ его результатов. 69

3.2 Методика проведения формирующего этапа эксперимента. 76

3.3 Методика контрольного этапа эксперимента и анализ полученных результатов. 83

Заключение. 88

Библиографический список. 90

Приложение 95

Приложение В 99

Приложение Д 101

Приложение О 111

Введение


Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Эта проблема остается нерешенной до сих пор в силу разных причин, обозначенных в исследованиях методистов, психологов и педагогов, а также в научно-методических публикациях учителей-практиков.

Таковыми причинами являются трудности самой орфографии, разрозненность изучаемых орфографических правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи, а также ограниченность словарного запаса и отсутствие у них интереса к чтению. Связано это и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя».

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографического самоконтроля, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографического самоконтроля.

Изучением проблемы формирования учебной деятельности и, в частности, действия самоконтроля занимались Д.Б. Эльконин. В.В. Давыдов, П.Я Гальперин, АК. Маркова, ВС. Гончаров, ТВ. Габай, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, А.Б. Воронцов, Н.И. Кувшинов, Г.Я. Мор, К.В. Тухман, Т.В. Корешова, А.В. Захарова и другие. В их работах рассмотрена сущность понятия “учебная деятельность” и её структура, понятие “самоконтроль”, а также особенности формирования действия самоконтроля у учащихся начальных классов.

Проблема формирования орфографического самоконтроля младших школьников в процессе решения тестовых заданий на уроках русского языка сложная, новая и малоизученная.

В связи с этим мы сформулировали тему нашего исследования: «Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».

Цель нашего исследования — изучить возможности тестовых заданий в формировании навыков орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.

Объект исследования — процесс формирование навыков орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.

Предмет исследования — формирование навыков орфографического самоконтроля у младших школьников в процессе решения тестовых заданий на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: решение тестовых заданий на уроках русского языка будет способствовать формированию орфографического самоконтроля у младших школьников, если учителя начальных классов:

— диагностируют уровень орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка;

— применяют методические приемы способствующие формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников; орфографические задачи,

работа над ошибками; карточки с орфографическими заданиями;

— используют различные тестовые задания.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников;

2. Определить виды тестовых заданий, направленных на формирование орфографического самоконтроля у младших школьников;

3. Дать анализ учебно-методического комплекса по русскому языку (автор С.В. Иванов) образовательной системы «Начальная школа XXI века» в плане исследуемой проблемы;

4. Предложить систему тестовых заданий и упражнений, способствующих формированию орфографического самоконтроля у младших школьников и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы в школе.

Методологические основы исследования:
• концептуальные положения В.В.Давыдова, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконина по вопросу формирования навыков самоконтроля у младших школьников средствами учебной деятельности;
• теоретические основы дидактической системы «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой;
• методические положения по применению тестовых заданий для формирования рефлексивной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка.
Методы исследования:
1. Теоретические:
• анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические:

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);

- анкетирование учителей начальных классов;

- тестирование учащихся.

3. Интепритация: количественный и качественный анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении знаний о способах формирования орфографического самоконтроля на уроках русского языка у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость заключается в определении методов и приёмов, способствующих формированию действия самоконтроля младших школьников на уроках русского языка.

База исследования:

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8 iconПсихолого-педагогические условия формирования интеллектуальной продуктивности младших школьников
Работа выполнена в фоу впо «Калининградский государственный технический университет»
Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8 iconПсихолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников
Работа выполнена в фгаоу впо «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8 iconРазвитие умственных способностей у младших школьников
Психолого-педагогические предпосылки развития умственных способностей у младших школьников
Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8 iconI. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников
Воспитание познавательного интереса у школьников к математике в условиях модернизации образования
Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8 iconМетодическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Теоретические основы формирования экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8 iconМетодическое исследование «Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа»
Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8 iconПсихолого-педагогические основы интеллектуального развития школьников в проблемном обучении Основные функции проблемного обучения
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного...
Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8 icon«Восточно Сибирская государственная академия образования» Педагогический институт Кафедра педагогики
Теоретические основы формирования ответственного отношения младших школьников к природе
Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8 iconФормирование самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников. 8 iconТема: «Педагогические возможности использования устного народного творчества в исследовательской деятельности младших школьников»
«Педагогические возможности использования устного народного творчества в исследовательской деятельности младших школьников»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница