Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии




Скачать 32,19 Kb.
НазваниеОрганизация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии
страница1/12
Дата04.02.2016
Размер32,19 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83


Родительско-детские отношения в семьях, имеющих детей со сложными отклонениями в развитии.

Основное направление работы.


Автор работы:

Педагог – психолог - Гущина Вера Николаевна


Санкт – Петербург

2010 год


Оглавление:

Введение 3

Глава 1. Проблема множественных нарушений в специальной психологии.

    1. Понятие о множественных нарушениях. 4

    2. Особенности психического развития дошкольников при детском церебральном параличе. 6

    3. Причины умственной отсталости и психическое развитие дошкольников при умственной отсталости. 13

Глава 2. Родительско-детские отношения в психологической литературе.

2.1 Понятие семьи. 17

2.2 Понятие родительско-детских отношений. 21

2.3 Формы и стили воспитания. 29

2.4 Особенности воспитания в семье, имеющих детей с нарушениями в развитии. 36

Глава 3. Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии.

3.1 Содержание гипотезы, постановка задач. 41

3.2 Характеристика выборок исследования. 42

3.3 Описание методов и методик исследования. 46

Глава 4. Анализ результатов исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии.

4.1 Анализ результатов исследования особенностей отношений родителей к своим детям. 49

4.2 Анализ результатов исследования преобладающего стиля родительского отношения в детско-родительской подсистеме в семье. 51

4.3 Анализ результатов исследования общения ребенка с родителями. 53

4.4 Сравнение межличностных отношений в семьях, воспитывающих ребенка со сложными нарушениями в развитии, с отношениями в семьях, воспитывающих детей с нормальным развитием. 55

Заключение. 57

Список литературы. 58

Приложения. 62

Введение.

Семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями, стала объектом изучения специалистов смежных областей (психиатров, психологов, дефектологов) сравнительно недавно, во 2-й половине XX века. При этом семья изучается, с одной стороны, как сама по себе требующая психологической помощи из-за стресса, вызванного появлением в семье особого ребенка. С другой стороны, особую семью рассматривают как среду, в которой растет и развивается особый ребенок, помогающую или препятствующую его адаптации и социализации. Тесная связь между этими двумя подходами самими исследователями далеко не всегда осознается. Однако очевидно, что только в психологически благополучной семье особый ребенок может получить то, что ему необходимо для вхождения в социум и дальнейшей как можно более полноценной жизни.

При изучении семьи особого ребенка, на наш взгляд, также важно учесть факт взаимовлияния членов любой семьи друг на друга. Это условие почти не учитывается современными исследователями, однако давно является очевидным для системных семейных терапевтов и основополагающим в теоретической базе этого терапевтического подхода. Члены семьи — элементы одной системы, и если меняется один член, все остальные также претерпевают изменения, в свою очередь обратно влияя на первого. Когда в семье появляется ребенок, семья меняется. Если в семье появляется особый ребенок, семья меняется еще больше, меняется повседневная жизнь членов семьи, их психологическое состояние, их контакты с внешней средой и т.д. Они уже не равны себе прежним и, исходя из этого нового статуса, относятся к ребенку иначе, чем если бы он был здоров. Рождение любого ребенка с точки зрения системной семейной теории является стрессом, заставляющим измениться семейную систему для его преодоления. Рождение особого ребенка — больший стресс, так как к обычным переменам добавляется шок от поставленного диагноза, дополнительные заботы по уходу за ребенком, чувство стыда перед обществом, чувство вины, потребность в дополнительном материальном обеспечении и т.д.

Цель: исследование родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными отклонениями в развитии.

Предметом исследования являются родительско-детские отношения.

Объект исследования – дети дошкольного возраста со сложными нарушениями в развитии и родители.

Гипотеза – поскольку в нашем исследовании речь идет о дошкольниках с очень тяжелой картиной психического развития (множественные и тяжелые нарушения), то мы предполагаем, что со стороны родителей бдет выявлено отвержение или отгороженность от этих детей.

Глава 1. Проблема множественных нарушений в специальной психологии.

    1. Понятие о множественных нарушениях.

Вопрос о комплексных нарушениях целесообразно рассматривать в контексте основных теоретических положений о сложной структуре аномального развития, выдвинутых Л.С. Выготским [9]. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникших как следствие первичного. Процесс развития детей с отклонениями в развитии может быть правильно раскрыт только на основе детерминированности всех явлений, характеризующих аномальное развитие под влиянием той или иной патологии. Опираясь на концепцию Л.С.Выготского [10], можно сказать, что любое стойкое психическое или физическое нарушение, наблюдаемое у ребенка, принадлежащего к той или иной группе детей с отклонениями в развитии, имеет иерархическую структуру первичности и вторичности, иными словами сложную структуру нарушения.

Рассматривая генезис понятий «комплексное нарушение», «сложное нарушение» в историческом контексте, необходимо отметить, что в исследованиях В.И. Лубовского [35] и других ученых эти понятия обозначаются, как «сложный дефект», где доминантой выступает наличие двух и более первичных нарушений у ребенка, вызванных одновременным поражением нескольких функциональных систем организма, в сочетании с поражением мозговых структур, каждое из которых существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта, затрудняет его компенсацию, соответственно отражается на психическом развитии детей данной категории и вызывает трудности социальной адаптации. В нормативных документах и специальной литературе используются такие понятия, как «сложные недостатки развития», «сложное нарушение», «сложное комплексное нарушение», где имеется одновременно несколько выраженных органических нарушений. Т.А. Басилова [3] указывает, что в настоящее время не установилась единая терминология, одни и те же нарушения могут быть названы и сложными, и комплексными, и множественными. Вместе с тем она уточняет такие понятия как «изолированное (единичное)» и «сложное (множественное)» нарушения. Единичное нарушение – это нарушение какой-то одной системы организма, например, это нарушение зрения или только нарушение слуха. Сложное или множественное нарушение - это первичное нарушение двух и более систем организма у одного ребенка с последующим комплексом вторичных расстройств, это дает основание рассматривать указанные понятия как рядоположенные.

Проведенный анализ показал, что ряд теоретических построений, относительно понимания сущности «сложного нарушения», «комплексного нарушения», «множественного нарушения» можно взять за основу современного научного определения понятий: к комплексным (сложным) нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи, взятым отдельно, определило бы характер и структуру аномального развития; все составные элементы комплексного нарушения находятся во взаимодействии и имеют отрицательный, кумулятивный эффект. Множественное нарушение, когда одновременно у ребенка существуют три и более первичных нарушений, каждое из которых имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии ребёнка (например, умственно отсталые слепоглухие). Так как существует множество вариантов сочетания первичных дефектов, то разные специалисты изучали каждое множественное нарушение отдельно. Например: Т.А.Басилова [3] изучала особенности развития и обучения детей, имеющих различные сочетания первичных нарушений при бисенсорном нарушении.

    1. Особенности психического развития дошкольников при детском церебральном параличе.

Под словосочетанием "детский церебральный паралич" (ДЦП) понимают группу нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства непрогрессирующие, т.е. появляются с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни. Двигательные нарушения обычно представлены слабостью в определенной группе мышц, из-за чего нарушена походка, движение руками или, например, запрокидывается шея; так же возможны так называемые гиперкинезы - резкие стереотипные движения в руках, ногах, мимический мускулатуре, которые с трудом контролируются больным. В ряде случаев при ДЦП возможно нарушение интеллектуального развития и речи.

Основными факторами, приводящими к появлению ДЦП, являются гипоксия ребенка в утробе матери или сразу после рождения. Так, у большинства детей причиной заболевания является патология беременности матери (токсикозы, нарушение плацентарного кровообращения, инфекции), а так же нарушение аутоиммунных механизмов, непосредственно участвующих в эмбриональном развитии тканей плода. Родовые травмы, вызванные различными видами акушерской патологии (узкий таз матери, неправильное его строение, слабость родовой деятельности, затяжные или стремительные роды, а так же роды после длительного безводного промежутка, неправильное предлежание плода), лишь в относительно небольшом числе случаев служат единственной причиной, приводящей к повреждению мозга плода. В большинстве случаев тяжесть родов определяется уже имеющейся патологией ребенка, появившейся в результате его внутриутробного повреждения.

После родов наиболее частой причиной появления ДЦП служит гемолитическая болезнь новорожденных ("ядерная желтуха"), при которой происходит интоксикация головного мозга ребенка. В основе желтухи могут быть различные механизмы - несовместимость крови матери и плода по группе крови или резус-фактору, а так же печеночная недостаточность новорожденного.

Гипоксия, лежащая в основе развития ДЦП приводит к недоразвитию структур головного мозга ребенка, особенно участков мозга, ответственных за формирование рефлекторных механизмов и поддержание равновесия тела. Это приводит к неправильному распределению мышечного тонуса в скелете и возникновению патологических двигательных реакций.

По классификации К. А. Семеновой выделяют следующие формы:

Спастическая диплегия

Наиболее распространенная разновидность церебрального паралича, известная также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причем в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, других факторов). При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

Двойная гемиплегия

Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Гиперкинетическая форма

Одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — диатонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определенной трудовой деятельности.

Атонически-астатическая форма

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечка или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

Гемиплегическая форма

(Cпастическая гемиплегия, гемипарез) — характеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

Смешанная форма.

Случаи сочетания двух или более типов церебральных параличей — спастико-атактическую, спастико-гиперкинетическую и атактико-гиперкинетическую формы. Смешанные типы церебральных параличей формируются обычно в старшем возрасте на основе спастических, гиперкинетичсской, атактической или атонически-астатической форм.

Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного. У детей с церебральными параличами часто отмечается недо­статочность целого ряда других нервно-психических функций, в значительной мере связанная именно с поражением двигатель­ной сферы. Сюда прежде всего относятся нарушения развития речи, в боль­шей мере обусловленные дефектностью ее моторного компонента. Основными из них считаются дизартрии разного характера и раз­ной степени выраженности.

Наблюдаются более позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря.

В более тяжелых случаях речевых расстройств наблюдаются яв­ления моторной алалии с общим недоразвитием всех сторон речи. Указанные виды речевых расстройств часто сочетаются друг с другом, однако каждый из них наиболее характерен для того или иного вида двигательных нарушений.

Реже имеют место явления сенсорной алалии, при которой недо­развитие моторной стороны речи носит вторичный характер. В нарушении психического развития имеет значение и недо­статочность пространственного гнозиса, связанная с поражением теменных отделов мозга и в определенной мере обусловленная нарушениями зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами (недостаточность фиксации взора, конвергенции и т.д.). У этих детей имеются трудности в формировании вос­приятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в пра­вильном восприятии пропорций и перспективы. Отмечаются недоразвитие представлений о схеме собствен­ного тела; явления так называемой пальцевой агнозии: неспособность различать и обозначать свои пальцы; иногда невозможность обозначать элементы лица. В связи с этим наблюдаются характерные осо­бенности рисунка таких детей: неумение правильно изобразить лицо и руки.

Указанные расстройства проявляются и в динамике психиче­ского развития детей с церебральными параличами. Так, в раннем возрасте из-за двигательных расстройств (трудностей при поворо­тах головы, приближении к интересующему предмету, его захвате и т.д.) страдает формирование ориентировочной реакции. Этому способствует и ограничение полей зрения в связи с нарушением моторного аппарата глаз, недоразвитием статокинетических реф­лексов. Двигательная недостаточность обусловливает недоразвитие предметных действий. В дошкольном возрасте обращает внимание недоразвитие игровой деятельности. Позже страдает формирование школьных навыков — счета, письма и чтения. Трудности в освое­нии математики в значительной мере обусловлены недостаточно­стью пространственных функций. Тяжелые двигательные расстройства, нарушения ряда высших корковых функций, сопутствующие им явления психической ис-тощаемости служат причиной задержки интеллектуального раз­вития у многих детей с церебральными параличами. Эта задержка развития преодолевается специальной системой воспитания и обу­чения этих детей в соответствующих учреждениях. Таковы самые основные особенности когнитивного развития детей с церебральными параличами. В их эмоциональной сфере описывается склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую оче­редь — к страхам (высоты, закрытых дверей, темноты, новой об­становки и т.д.), повышенной пугливости в отношении неожи­данных раздражителей. Помимо вышеперечисленных отдельных эмоциональных рас­стройств детям с церебральными параличами нередко свойствен­на и задержка эмоционального развития в целом, которая, как правило, сочетается с вышеописанной задержкой интеллектуаль­ного развития. Проявления «органического инфантилизма» вы­ступают в недостаточной дифференцированности эмоций даже в игровой деятельности — ее монотонности, слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности.

Детский церебральный паралич является также удобной мо­делью для изучения роли дефицита двигательной сфе­ры в формировании ряда отклонений развития личности.

Важное место в формировании у этих детей патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному прежде всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации и гиперопеки. В результате двигательных ограничений, накладываемых бо­лезнью, ребенок живет и развивается в пространственно весьма ограниченном мире. Это препятствует развитию многих видов вза­имоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, фор­мированию эгоцентрических установок, пассивности. При воспитании в семье отмеченные особенности могут уси­ливаться и за счет гиперопеки, снижения требований к больному ребенку. В нашем исследовании приняли участие дошкольники со спастико-гиперкинетической формой детского церебрального паралича (смешанная форма), спастической диплегией, гемеплегией.

    1. Причины умственной отсталости и психическое развитие дошкольников с умственной отсталостью.

По мнению Д.Н.Исаева [22] психическое недоразвитие (умственная отсталость) – совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации из-за преобладающего интеллектуального дефекта. Причиной возникновения психических нарушений при умственной отсталости может быть широкий круг вредных воздействий. Для того, чтобы лучше понять не только причину, но и патогенез психического недоразвития, обратимся к теориям его возникновения. С достоверностью этиология установлена лишь у 35% умственно отсталых индивидов. В одних случаях это наследственные факторы (70 – 90%), действующие до зачатия и поражающие половые клетки будущих родителей (мутации, эндокринные заболевания и метаболические дефекты, перезревание половых клеток, возраст родителей). В других это врожденные вредности, действующие на уже развивающийся плод (хронические заболевания, несовместимость по Rh-фактору и по факторам АВО, внутриутробные инфекции, вирусные заболевания, химические вредности, механические воздействия, стрессы и влияние недоношенности). В-третьих, это разнообразные приобретенные неблагоприятные воздействия, поражающие ребенка в первые три года жизни (перинатальные вредности, энцефалиты, интоксикации, черепно-мозговые травмы, социальные и культурные факторы, состояние клинической смерти). Существует три степени умственной отсталости:

Легкая умственная отсталость – наименьшая степень психического недоразвития, наиболее ее распространенная форма, она составляет 75 – 89% от все популяции умственно отсталых. Структура психических нарушений легкой умственной отсталости складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений. Ощущение и восприятие формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленность и суженный объем зрительного восприятия., что приводит к затрудненному ориентированию. Умственно отсталые не усматривают связей и отношений между объектами, им не удается различить выражение лиц на картинках, уловить светотени, понять перспективу и значение частичных перекрытий предметов из-за их разной удаленности на картинках. Большие затруднения возникают при специфическом узнавании предметов. Нарушение ими константности восприятия выявляется по затруднению сохранить восприятие определенной величины предмета по мере его удаления. Нарушение сложного восприятия проявляется в том, что они недостаточно воспринимают глубину изображений на картинках. Затруднения в кинетическом восприятии (ориентировке своего тела в пространстве) приводят к плохой координации движений. Недифференцированность мышечных ощущений обнаруживается при неудачных попытках сравнить предметы на вес руками. Развитие различения звуков происходит замедленно и с затруднениями, сказываясь на формировании речи, ориентировки на звук. Указанные особенности восприятия сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания. Ухудшение концентрации внимания приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей мыслительной деятельности. В связи с этим 50% умственно отсталых младших школьников либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. Расстройства мышления – первейший признак умственной отсталости. Недоразвитие мышления умственно отсталых детей, в частности, определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Снижение уровня обобщения – установление сугубо конкретных связей между предметами. Лабильность мышления, чередование адекватных и неадекватных решений, наблюдается при разных вариантах атонической формы умственной отсталости. Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую. Нарушение мотивационного компонента мышления характерно для умственно отсталых лиц, у которых, как правило, отсутствует мотив действия. Отсутствие целенаправленности в действии сказывается и в мышлении, которое становится не только поверхностным и незавершенным, но и перестает быть регулятором поведения. Нарушение критичности мышления – постоянная характеристика умственно отсталых субъектов, которые не умеют оценивать работу мысли, взвешивать все доводы за и против. При легкой умственной отсталости отмечается значительное запаздывание развития речи. Основными нарушениями памяти являются замедленный темп усвоения, непрочность сохранения и неточность воспроизведения. Чувства умственно отсталых детей незрелы, недостаточно дифференцированы: тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут испытывать только удовольствие и неудовольствие. Эмоции часто бывают неадекватными, непропорциональными воздействиям внешнего мира по своей динамике. Воля у умственно отсталых лиц характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями.

Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического недоразвития – составляет несколько более 10% от всего числа выделяемых в населении умственно отсталых. Она характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами (конкретным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и, как правило, неспособностью образовывать отвлеченные понятия. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для получения специфических для данного предмета характеристик. Запас сведений и представлений весьма ограничен, с трудом оперируют имеющимися представлениями. Страдает развитие даже наглядного мышления. У этих детей медленно, запаздывая на 3 – 5 лет, развивается понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограниченно. Память развита недостаточно, ее объем мал. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память. У малой части детей обнаруживается отсутствие потребности к общению. У многих отмечается повышение и извращение влечений, в том числе и расторможение сексуальности.

Тяжелая умственная отсталость – в населении выявляется 3 – 4 тяжело умственно отсталых индивида на 1000 человек, что составляет примерно 4% от всех умственно отсталых людей. По клинической картине, наличию грубых органических факторов в этиологии, сопутствующим неврологическим и соматическим расстройствам тяжелая умственная отсталость во многом сходна с умеренной умственной отсталостью. У большинства больных наблюдаются выраженные двигательные нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие резидуально органического повреждения или аномального развития центральной нервной системы. Грубое недоразвитие двигательной сферы встречается в 90 – 100% случаев. Движения замедленны, неуклюжи, они практически не умеют бегать и прыгать. У некоторых детей преобладает повышенная подвижность, однако их действия нецеленаправленны, беспорядочны. Внимание всегда серьезно нарушено: иногда оно не привлекается вовсе, а если это удается сделать, то оно малоустойчиво. Активное внимание может отсутствовать. Восприятие отличается глобальностью и поверхностью. Недифференцированность восприятия приводит к отсутствию анализа, сравнения, применения действий для улучшения восприятия. Деятельность становится беспорядочной и неосмысленной. Мышление хаотично, бессистемно, характеризуется отсутствием, реже, слабостью смысловых связей, конкретностью. Память отличается малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного материала. Преобладающее развитие механической памяти, так называемой частичной памяти на события, места, числа, в сравнении с очень плохой логикой встречается нечасто.

Глубокая умственная отсталость – встречается в 1% случаев от всех наблюдающихся умственно отсталых лиц. Психологическая диагностика этих детей невозможна, так как они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Их психика – на низких ступенях развития. У них не развиты даже предпосылки интеллекта: внимание, восприятие, память. В связи с этим отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Понимание и использование речи в лучшем случае ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Речь им часто заменяют отдельные нечленораздельные звуки. Наиболее тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Их внимание ничем не привлекается. Они с трудом ориентируются. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений. В нашем исследовании участвовали дошкольники с формами умеренной и тяжелой умственной отсталости.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии icon«Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»
В данной статье поднимается проблема диагностики детей с нарушениями развития раннего возраста. Автор подчеркивает значимость и необходимость...
Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями в психофизическом развитии»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования магистратуры по направлению подготовки 050700. 68 Специальное...
Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии iconПамятка для родителей. Профилактика гриппа и орви
Наиболее часто «простудные» заболевания отмечаются у детей со сниженным или ослабленным иммунитетом, а также у имеющих многочисленные...
Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии icon«О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации»
Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей
Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический комплекс опд. В. 02 «Организация и содержание работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии»
...
Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии icon«Обучения, воспитания, развития детей с отклонением в физическом развитии». Результатом моей деятельности в экспериментальной площадке является программа «Развитие координационных способностей для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», изданная в 20
С. И. Веневцев, 2000г свидетельствуют о том, что наиболее серьезные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата распространяются...
Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии iconСистема углублённой работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, опосредованное отставанием в развитии двигательной сферы
Созданы все условия для преодоления дефектов речи у детей и подготовки их к школьному обучению. В нашем дошкольном учреждении в настоящее...
Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии iconПроект «Одарённый ребёнок: выявление, обучение, развитие»
...
Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии iconВыпускная квалификационная работа На тему: Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта
Еремеева Елена Сергеевна слушатель 2 курса факультета профессиональной переподготовки
Организация исследования родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии iconПротоколы исследования динамики развития речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи пятилетнего возраста

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница