Программа вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования»




НазваниеПрограмма вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования»
Дата04.02.2016
Размер8,54 Kb.
ТипПрограмма
Программа вступительных испытаний по

«Теории и методике дошкольного образования».


Дошкольная педагогика как наука, её предмет, объект, основные понятия

Раскрыть основные понятия: дошкольная педагогика, образование, воспитание, методы, средства, предмет, объект, задачи. Функции дошкольной педагогики. Дошкольная педагогика как наука об образовании и воспитании детей от рождения и до поступления в школу.

Предмет дошкольной педагогики: процесс образования и воспитания, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, их своеобразие. Воспитание – ведущая функция дошкольной педагогики. Общение – сущностная сторона образовательного процесса.

Современные концепции дошкольного воспитания

Содержание «Концепции дошкольного воспитания»1980 год; основные задачи, направления. Типовое положение. Закон РФ об образовании. Содержание «Концепции непрерывного образования»: цель, задачи, условия, принципы отбора.

Программы для дошкольных образовательных учреждений

«Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста». Основные понятия: программа, государственный образовательный стандарт.

«Программа» - документ, определяющий содержание образования определённого уровня и направленности. Соответствие «программы» государственному образовательному стандарту и ведущим положениям концепции дошкольного воспитания.

Воспитание и развитие детей раннего дошкольного возраста

Основные понятия: возрастные периоды, ведущий вид деятельности, половая идентификация, социальные потребности, адаптация, мотивы, этические нормы.

Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста. Своеобразие периода раннего детства.

Понятие о госпитализме и причинах его возникновения. Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста.

Теоретические и методологические основы физического воспитания дошкольников

Основные понятия: здоровый образ жизни, физическое воспитание, физическое развитие, физическое совершенство, физическая культура, режим, закаливание, двигательный режим, двигательная активность, физические упражнения, массаж, подвижные игры, физкультурное занятие.

Понятие, цель и задачи нравственного воспитания дошкольников

Теоретические основы нравственного воспитания. Основные понятия: нравственное воспитание, нравственное развитие, этика, общечеловеческие моральные ценности, коллективистическая направленность, гуманные качества, нравственно-волевые качества, патриотизм, этика межнационального общения, этикет, сексуальное развитие и половое воспитание, народная педагогика. Принципы нравственного воспитания.

Организация трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Трудовое воспитание в системе всестороннего воспитания детей. Своеобразие труда детей: взаимосвязь с игрой, объективная и субъективная значимость продуктов деятельности детей, своеобразие мотивов. Становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве (Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева).

Обучение детей трудовым навыкам как средство воспитания. Организация труда как средство воспитания. Условия организации: обеспечение систематического участия в труде каждого ребенка, определение достаточного объема труда, обеспечение оборудованием, соблюдение гигиенических требований, создание положительной эмоциональной атмосферы. Руководство и контроль педагога. Методика руководства трудом детей в детском саду.

Особенности формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников

Актуализация знаний и способов познания. Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте. Принятие детьми учебной задачи.

Формирование элементарных учебных навыков. Методика проведения занятий (и других форм организации обучения). Подготовка педагога. Общение педагога с детьми. Прямое и опосредованное руководство познавательной деятельностью детей, организация самостоятельной познавательной деятельности детей. Репродуктивные, продуктивные, поисковые и творческие задания, их сочетание. Элементы обучения в повседневной жизни, вне занятий. Роль обогащенной предметной среды.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Сущность и своеобразие игровой деятельности

Теория игры. Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Значение игры для разностороннего развития личности ребенка.

Место ребенка в игре как творца и субъекта его собственной деятельности.

Игра как средство формирования взаимоотношений детей. Общение детей в процессе игры, как способ установления новых связей с миром.

Игра - специфическая форма деятельности, посредством которой взрослые могут проникнуть в мир ребенка и повлиять на него.

Происхождение игры в истории общества, связь ее с трудом и искусством. Г.В. Плеханов о происхождении игры. Игра - своеобразный способ отражения жизни (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт). Н.К. Крупская, А. С. Макаренко об игре как целенаправленной творческой деятельности, о связи ее с трудом. Л.С. Выготский, Д.Б.

Творческие, сюжетно-ролевые игры, их особенности, значение

Творческие, сюжетно-ролевые игры, их особенности, значение в воспитании детей. Развитие игры в связи с закономерностями развития ребенка. Основные факторы возникновения творческих игр: стремление к активности, самостоятельности, подражанию, удовлетворению потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений, свободному взаимодёйствию в детском коллективе.

Создание педагогических условий для развития творческой игры. Влияние воспитателя на выбор темы и развитие сюжета игры. Прямые и косвенные методы и приемы руководства играми детей. Совместная игра воспитателя с детьми, необходимость понимания воспитателем замысла ребенка, стимулирование свободы, непосредственности, радости ребенка от игры.

Готовность детей к обучению в школе.

Прогрессивные идеи Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой о подготовке детей к школе. Исследование проблемы готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Л.АВенгера, A.M. Леушиной,, Р.С. Буре, Л.В. Занкова. Изучение опытно-педагогической работы по подготовке детей к школе В.А. Сухомлинско-го, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой и др.. Понятие «школьной зрелости». Готовность детей к школе: общая и специальная. Диагностика готовности детей к школе. Комплексная оценка школьной зрелости. Определение соотношения биологического и паспортного возраста. Тестовые задания как одно из средств определения готовности ребенка к обучению в школе.


Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Значение планирования в детском саду. Содержание планирования воспитательно-образовательной работы. Формы планирования. Содержание календарного плана, процесс его составления. Условия и методика правильного планирования.

Работа дошкольного образовательного учреждений с родителями

Роль семьи в воспитании детей. Задачи детского сада в работе с родителями. Условия успешной работы. Индивидуальные и коллективные формы работы. Формы педагогической пропаганды. Родительский комитет в детском саду.


Рекомендуемая литература

        1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

        2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.

        3. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов.- М., 2001.

        4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика - М., 2002.

        5. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 263 с

        6. Программа обучения и воспитания в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — М., 2004.

        7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344с.

Похожие:

Программа вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования» iconПрограмма вступительных испытаний по теории и методике преподавания русского языка
Вступительные испытания проводятся в форме письменного экзамена по предмету «Теория и методика преподавания русского языка» из перечня...
Программа вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования» iconПрограмма вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Программа вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования» iconИнститут филологии и межкультурной коммуникации Программа вступительных испытаний по литературе
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего общего образования
Программа вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования» iconПрограмма вступительных испытаний по истории россии
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, письма Министерства образования РФ от 18 февраля 2000...
Программа вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования» iconПрограмма вступительных испытаний по истории в 2013 году
Программа вступительных испытаний по истории составлена на основе следующих документов
Программа вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Правовое образование»
Программа вступительных испытаний подготовлена с учетом основных требований Государственного Образовательного Стандарта по направлению...
Программа вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих непрофильное впо и поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое...
Программа вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое...
Программа вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 010100. 68 «Математика»
Общие положения, регламентирующие порядок проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлению 010400. 68 – «Прикладная...
Программа вступительных испытаний по «Теории и методике дошкольного образования» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница