Муниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка)




Скачать 37,48 Kb.
НазваниеМуниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка)
Дата04.02.2016
Размер37,48 Kb.
ТипУрок


Управление образования администрации города Чебоксары


Средняя общеобразовательная школа №61

Муниципального образовательного учреждения

«Учебно-воспитательный центр

молодежного жилого комплекса города Чебоксары»


Элементы развивающего обучения

на уроках русского языка в базовых классах

( методическая разработка)


Работу выполнила учитель

II квалификационной категории

Яковлева Оксана Николаевна


Чебоксары – 2007


Введение

Отличие традиционного урока от урока

в системе развивающего обучения

Понятие

Учебная деятельность

Рефлексия

Коллективно-распределенная деятельность

Заключение

Приложение

Литература


Введение


« Как красиво идет урок! На нем интересно! Дети поражают своей открытостью, раскованностью, умением думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом», - примерно такие отзывы учителей можно услышать после посещения уроков в классах, обучающихся по системе развивающего обучения.

Радуют такие дети, от работы с ними испытывают удовлетворение учителя.

Чем же привлекает эта система? Прежде всего тем, что в ней решаются такие задачи, которые всегда волновали учителей, но оказывались нерешенными: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, желанным.

Кроме того, развитие детей в данной системе понимается не как развитие отдельных психологических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, - а как общее развитие личности обучаемого, т. е. появление в личности особых свойств или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и ученика должен предполагать демократичность, открытость и диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.

Являясь личностно ориентированной, система отличается верой в каждого ребенка, в его силы, она принимает его таким, каков он есть, и учитывает, что при общем обучении развитие ребенка сугубо индивидуально.

Не секрет, что при изучении русского языка мы нередко встречаемся с такой ситуацией: дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят примеры, соответствующие этому правилу, но, при написании диктанта или другой письменной работы, нарушают его, допускают ошибки. В чем же здесь причина? Постараемся проанализировать традиционную для школы ситуацию. Урок русского языка. Ученик внимательно слушает, запоминает, пишет, читает, отвечает на вопросы учителя. Но всегда ли такая работа способствует развитию его мыслительной деятельности? Вероятно, подобную работу ученика на уроке русского языка можно назвать пассивной или относительно пассивной. И давно всем известно, что подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом, то есть активной познавательной деятельности – не просто учу, запоминаю то, что говорит учитель, а познаю, сам “добываю” знания. Среди множества мудрых мыслей Конфуция одна, несомненно, заслуживает внимания педагога, как аргумент в поддержку развития активности у школьников. Мудрец говорил: “Я смотрю – я забываю, я слушаю – я запоминаю, я делаю – я понимаю”. То есть для понимания человеку, а особенно ребенку, нужна активная деятельность. Активность же при усвоении любого учебного материала основывается, прежде всего, на внимании к тому, что изучается, так, в русском языке – к формулировкам правил и заданий учебника. Психологи определяют внимание как сосредоточенность сознания на чем-либо. Сосредоточить внимание без определенной активности слушающего, читающего, пишущего ученика очень сложно. Вот почему современные психологи, изучающие процессы усвоения детьми знаний, акцентируют внимание педагогов на значении развития у детей внимания. На уроках русского языка развивать внимание – значит развивать умение видеть различные формы слова, развивать “орфографическую зоркость” и т.п. Состояние неудовлетворенности традиционной системой образования, желание кардинально перестроить учебный процесс приводит учителя к осмыслению системы развивающего обучения, к реализации ее дидактических принципов.

Что же может развиваться в учениках на уроках? Не только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.

Каковы же условия, при которых обучение становится развивающим?

  1. Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности.

  2. Создание в учебном процессе «ситуации успеха» для ученика.

  3. Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны ближайшего развития («могу с учителем») – в зону актуального развития («могу сам»).

  4. Реализация принципа: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.

  5. Реализация принципа относительной успешности обучения.

  6. Учёт механизма развития способностей: операция – действие – способ деятельности – обобщенный способ деятельности – способность.

При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения.

Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы организации развивающего учебно-воспитательного процесса?

На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении – это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Как организовать такой учебный процесс?

  1. создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;

  2. вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до сознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;

  3. сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребенок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей.

Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение, и уж тем более не отвечать за него. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость. Если ошибся не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация.

Все это нацеливает деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности к саморазвитию.


В чем же состоит конкретное отличие урока в системе развивающего обучения от урока традиционного?

Такое отличие заключается прежде всего в общих целях осуществления урока.

В традиционной системе обучения урок преследует цель вооружения учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками, в ходе которого развитие личности является как бы следствием этого процесса и понимается, чаще всего, как развитие отдельных психических функций (мышления, внимания, памяти и т.д.). В конечном-то итоге развивающий аспект цели такого урока чаще всего носит декларативный характер, так как средств, обеспечивающих развитие ребенка, нынешние программы не предусматривают.

Целью развивающего урока является непосредственное развитие ребенка, превращающееся из цели урока в его конкретный результат. Создание учителем таких условий, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении и в саморазвитии. Это урок, направленный на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, не исполнителем каких-либо ролей, а полноценным участником различных форм общественной жизни. Любая грань знаний, добытая на таком уровне, любая черточка личности – это результат собственной деятельности учащегося. Развивающий урок – это необходимая форма самой жизни.

В зависимости от цели различается и профессиональная позиция учителя.

В традиционном уроке учитель в прямом смысле этого слова: показывает, объясняет, рассказывает, доказывает, диктует, упражняет, спрашивает, требует, проверяет, оценивает. Он – центральная фигура урока, опирающаяся в основном на индивидуально-автономные формы активности каждого ученика, которые он авторитарно направляет.

Другое дело в уроке, построенном на основе концепции развивающего обучения. Здесь учитель является организатором учебной деятельности учащегося, организатором обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия. Педагог же организует коллективно-распределенную деятельность учеников, принимая в ней самое деятельное участие «изнутри» как равноправный участник диалога. Суть и основа всех действий педагога направлена на то, чтобы превратить учебную деятельность учащихся в целостную и полноправную их жизнь в школьный период развития.

Естественно, что урок, основанный на развивающем обучении, меняет и позицию ученика.

В ходе традиционного урока ученик выступает как объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Это вызывает у ученика ощущение собственной беспомощности, ибо в такой ситуации, как говорится, «игра идет в одни ворота», работает одна учительница, а ученики нередко или явно скучают, или занимаются иными делами, но только не учатся. На таком уроке ученик не развивающаяся самобытная личность, а материал для работы учителя.

В уроке, построенном на основе концепции развивающего обучения, ребенок является субъектом обучения – источником энергии, активности, деятельности. Он не ученик, а учащийся, он главный работник на уроке. На таком уроке учебная деятельность ученика – это его деятельность, объективно направленная на достижение целей образования и развитие самого себя. Если на традиционном уроке деятельность идет от учителя, то здесь деятельность идет от ребенка, сам процесс приобретения знаний приобретает характер учебной деятельности. Её целью является усвоение не просто способа действия, а усвоение теоретических оснований, на которых строятся способы действия, т.е. усвоения принципов построения действий. Такой принцип через показ и тренировку не усвоить. Его необходимо извлечь их способа и обобщить, т.е. осуществить элементарное исследование. Принципы действия по сути дела составляют содержание теоретических знаний.

И, конечно же, уроки в традиционной системе отличаются от уроков в системе развивающего обучения качественно разными взаимоотношениями учителя и учащихся.

Уроки традиционной системы до сих пор в огромном своём большинстве строятся на основе авторитарных отношений педагога к детям. Здесь налицо субъектно-объектный тип отношений. С детьми говорят, но не общаются, не «видят» их, не входят в их положение, не сопереживают им.

Совсем другие отношения складываются на уроке в системе развивающего обучения, которое диктует их своей технологией. Дело в том, что многочисленные варианты традиционного обучения, рассчитанные на усвоение частных способов решения задач, оказываются непригодными для усвоения общих принципов их решения и должны быть заменены методами организации учебного исследования. Не менее существенно, что традиционные методы обучения предназначены для организации репродуктивной учебной деятельности, которая по своей природе индивидуальна. Работая с классом, учитель фактически организует работу каждого ученика в отдельности. Между тем, учебное исследование, лежащее в основе развивающего обучения, по своей природе коллективно, оно предполагает критическое сопоставление разных позиций, методов, результатов. Это ставит учителя перед необходимостью искать формы и методы групповой и коллективно-распределенной деятельности учащихся, которая может осуществляться прежде всего в форме развернутого коллективного учебного диалога. Вот почему программа развивающего обучения по русскому языку советует учителю: «Для того чтобы организовать, направлять и поддерживать этот диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения. Но значительно более важную роль играет его педагогическая позиция. Организовать и поддерживать учебный диалог, направляя его в нужное русло, он может только «изнутри», т. е. включаясь в диалог, как один из его участников, чьи предложения, мнение, оценки открыты для критики в той же мере, как и высказывания других участников диалога. Это значит, что в развивающем обучении неприемлема авторитарная позиция учителя, руководящего учебным процессом; единственно возможной здесь является позиция делового партнера, активно сотрудничающего с учащимися в процессе решения учебных задач».

Урок в системе развивающего обучения строится на основе совокупности достаточно устойчивых способов взаимодействия учителя с учащимися, базирующихся на принципе взаимной зависимости и ответственности, на осознании цели коллективной деятельности, на взаимном уважении и доверии, на стремлении к успеху. Сама методика развивающего обучения содержит в себе огромные воспитательные возможности.

Основной единицей содержания учебного материала в развивающем обучении является понятие (система понятий).

Понятие – это целостная совокупность суждений, в которых что-либо утверждается о наиболее общих и в то же время существенных объектах.

В развивающем обучении освоение понятий осуществляется не путем его словесного определения, который в традиционной системе обучении является исходным моментом его усвоения, а путем предметно-преобразовательных действий учащихся. Понятие, таким образом, выступает не как форма описания объекта, а как основание его практического преобразования.

Понятие считается освоенным, если ученик овладел общим способом его построения, знанием его происхождения. Оно должно осваиваться не как словесное определение, а как основание собственных действий ученика для решения задач определенного класса. Для того чтобы понятие было включено учеником в его реальную деятельность, оно должно выступать для него в качестве средства, орудия достижения значимых целей.

Методом развивающего обучения является решение учебных задач при помощи учебно-продуктивных действий. Н.В.Репкина в своей книге «Что такое развивающее обучение» пишет: «Постановка учебной задачи, её совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия – таковы три составляющие того метода, который адекватен целям и задачам развивающего обучения…»

Учебная задача – это ситуация, когда ученику надо что-либо решить или сделать, а средств и способов у него для этого нет. Она предполагает нахождение способа действия, а не изменение предмета, с которым действует субъект учения.

Учебная задача является точкой пересечения педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика, она представляет собой единицу педагогического взаимодействия.

Усвоение школьником всех понятий, всех теоретических знаний, умений и навыков происходит в ходе решения учебных задач.

Учебная задача решается посредством осуществления системы предметно-продуктивных учебных действий, а формируется и предъявляется учащимся в процессе коллективно-распределенной деятельности.

Решение учебной задачи – это целостный акт деятельности, внутри которого выделяются самостоятельные учебные действия, направленные на достижение промежуточных целей.

В процессе решения учебной задачи формируется все компоненты учебной деятельности.

Что же представляет собой учебная деятельность в развивающем обучении?

Учебная деятельность – это основная форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Её целью является усвоение теоретических оснований, на которых строятся способы действия, т.е. усвоение принципа способа действий.

Ведущим мотивом учебной деятельности является интенсивное формирование учебно-познавательного интереса и овладения способами осуществления учебной деятельности.

Проблемная ситуация → знание о незнании → стремление получить результат и уверенность, что этого можно достичь, → если устранить дефицит знаний, дефицит способов действий → доказать себе, что это возможно. Так возникает учебно-познавательный (внутренний и самый важный) мотив, как резкое переживание дискомфорта, злости на себя. Это и есть исходный момент активизации потребности реализации себя как субъекта.

В развивающем обучении цель учебной деятельности, как мы уже писали, заключается не просто в усвоении способа действия, а в усвоении теоретических оснований, на которых строятся способы действий, т.е. в усвоении принципов построения способов действий.

Рефлексия - это процесс самопознания человеком внутренних психологических актов и состояний. Устанавливая обусловленность способа своих действий с предметом, его объективными свойствами, соответствие его условий учебной задаче, ученик определяет свои возможности, обретает знание о своем незнании, свои умелости и неумелости.

И, наконец, последним компонентом учебной деятельности является оценка. Она как бы выполняет функцию подведения итога выполненной системы действий и определение того, правильно или неправильно они совершены.

Кроме того, оценка выполняет функцию определения возможности или невозможности решения новой учебной задачи. Итоговая оценка как бы утверждает факт завершения действий (если она положительная) или побуждает ученика к углубленному анализу условий учебной задачи и оснований своих действий (если она отрицательная).

Таким образом, приступая к изучению какой-либо темы - учащиеся с помощью учителя анализируют учебный материал и выделяют в нем некоторое сходное отношение, обнаруживая одновременно, что оно проявляется во многих других, более частных отношениях, имеющихся в данном материале, фиксируя каким-либо способом выделенное исходное общее отношение, учащиеся тем самым строят содержательную абстракцию.

В условиях развивающего обучения, опирающегося на учебно-поисковую деятельность учащихся, все формы организации их познавательной деятельности оказываются неприемлемыми. Учебно-исследовательская деятельность по своей природе коллективна и не может осуществляться в индивидуальном ключе. Она предполагает критическое сопоставление разных позиций, подходов, методов, точек зрения, результатов. Вот почему в развивающем обучении для того, чтобы стать субъектом учения, деятельность ученика должна развертываться в рамках коллективного учебного диалога, учебной дискуссии, или, как еще называют этот процесс, коллективно-распределенной деятельности.

Коллективно-распределенная деятельность – это специфическая разновидность взаимодействия ученика между собой и учителем с ними, опирающаяся на определенную целостную систему действий, реализующуюся в коллективно-распределенной между ними учебно-поисковой деятельности.

Коллективно-распределенная деятельность – это та почва, на которой может развертываться процесс решения учебной задачи, она «ключ от зажигания», он - исток учебной деятельности.

Для учителя организация коллективно-распределенной деятельности – наиболее сложный компонент его методического мастерства, ибо, с одной стороны, организовать её он должен как бы «изнутри», на правах равноправного партнера, понимая, что от степени его включения в нее зависит её эффективность, а с другой стороны, она не имеет стандартных решений.

Способ действия в развивающем обучении является важнейшим компонентом преобразования и усвоения системы понятий. Он отражает процессуально-методическую сторону учебной деятельности.

Ведущее место в развивающем обучении уделяется вопросам формирования самоконтроля учащихся (внутреннего контроля) в виде внимания и особенно рефлексивному виду самоконтроля, как важнейшему условию эффективности учебных действий учащихся.

Технология развивающего обучения полностью основывается на учете возрастных особенностей учащихся и построена на основе принципа ведущей деятельности.

Весь процесс учения в развивающем обучении построен на принципе сотрудничества, соучастия. Широко используются все три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество детей с учителями, сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в процессе учения.

Весь процесс учебной деятельности основан на организации радостных переживаний познания, на коллективном труде, на самоуправлении и самореализации личности, на организации успеха.


Заключение

Регулярное использование на уроках элементов развивающего обучения позволяет формировать способности учащихся через самостоятельную учебную деятельность, активизирует детей на уроке, эффективно развивает каждого ребенка.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать интересы в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.


Литература

1) Воронцов А.Б. Анонс и книга «Внутришкольный контроль в системе развивающего обучения»// Феникс: Межрегиональный вестник школ развития личности. - Май,1994.- №1.

2) Воронцов А.Б. Учебная деятельность. – Москва, 2003.

3) Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – Москва, 1972.

4) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – Москва, 1986.

5) Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – Москва, 1996.

6) Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. – Рига, 1992.

7) Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993.

8) Яворская И.Н. Влияние развивающего обучения на формирование логического мышления младших школьников// Психологическая наука и образование, 2004, №2.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент урока «Правописание Ы-И после Ц»


Создание проблемной ситуации.

- Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

Учитель произносит слова ( материал для наблюдения на доске пока закрыт):

станция улицы

цирк Синицын

цыпленок

- Какие звуки слышатся во всех словах? (цы)

-А посмотрите, как написано ( открывается материал для наблюдения).

-Цы и ци.

-Почему? Наша задача – разобраться, когда после Ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.


Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

Слова – подсказки:

У меня к Вам (к тебе) большая просьба…

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте…

  1. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  2. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  3. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Подпись. Дата.


ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ КОНВЕРТА

От кого Иванова И. И.

Откуда ул. Ф. Новикова, д.34, кв.5,

п. Мортка,

Кондинский район, Тюменская область Индекс 628206

Напишите первой учительнице письмо – поздравление.

Слова-подсказки:

Поздравляю…

Разрешите поздравить… от всей души…

Позвольте пожелать… от всего сердца…

Дорогая…

Уважаемая…

Сердечно…

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте…

2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  1. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Подпись. Дата.


ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ КОНВЕРТА

От кого Иванова И. И.

Откуда ул. Ф. Новикова, д.34, кв.5,

п. Мортка,

Кондинский район, Тюменская область Индекс 628206

Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова-подсказки:

Сердечно…

От всего сердца…

От всей души…

Я очень благодарен…

Как я благодарен…

Большое (огромное) спасибо…


АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте…

  1. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  2. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  3. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Подпись. Дата.

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ КОНВЕРТА

От кого Иванова И. И.

Откуда ул. Ф. Новикова, д.34, кв.5,

п. Мортка,

Кондинский район, Тюменская область

Индекс 628206

Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.

Слова – подсказки:

Дорогой…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждём ответа...


АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте…

  1. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  2. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  3. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Подпись. Дата.


ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ КОНВЕРТА

От кого Иванова И. И.

Откуда ул. Ф. Новикова, д.34, кв.5,

п. Мортка,

Кондинский район, Тюменская область

Индекс 628206


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА С ЭЛЕМЕНТАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «О – Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ -ОВ-, -ЕВ- ».


ЦЕЛИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

Обучение учащихся образованию прилагательных с помощью суффиксов –ов-, -ев-.

Освоение правила написания букв о-е после шипящих и ц в указанных суффиксах


РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.

Развитие умения применять знания на практике.

Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.

Развитие культуры речи.


ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

Воспитывать взаимоуважение.

Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.


ТИП УРОКА: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

ВИД УРОКА: урок – исследование.

ТЕХНОЛОГИЯ: на диалоговой основе.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, карточки.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2.Приём «удивляй» (цель: настроить на урок, повысить интерес к уроку):

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный,

Добрый, умный, справедливый,

И веселый, и счастливый.


Фронтальная работа:

Про кого так можно сказать?

Почему вы так решили?


После ответов учеников:

Я рада за вас, что у вас есть такие друзья (знакомые, родные, учителя и т. п.). Но сегодня это сказано про вас. Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать такие ученики, потому что только такие, как вы, могут прийти на помощь товарищу, учителю, но и, конечно, русскому языку.


Приём «яркая цитата» (цель: развитие любви к русскому языку, любви к прекрасному, воспитание эстетических чувств):

Русский язык, по мнению замечательного писателя Куприна, «в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Фронтальная работа:

К какой части речи относятся и что обозначает в русском языке такие слова, как вежливый, старательный?

Где вам чаще всего, кроме уроков русского языка, приходилось встречать имя прилагательное?

Зачем же они нужны и какую роль играют?


Межпредметная связь. Приём «удивляй» (цель: настроить на работу, повысить интерес).

Вы, наверное, помните, как мы недавно наслаждались на уроке литературы красотой украинской ночи, когда изучали произведение Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», и это, благодаря использованию автором имен прилагательных, восхищались умением Гоголя передать всю полноту ощущений посредством языка. Точно также и мне хотелось бы восхититься вашими глубокими знаниями об этой части речи. Для этого вы должны вытащить из тайников вашей памяти кое-что ценное для выполнения тех заданий, которые даны на доске, а потом (приём «вопросительное предложение» цель: повысить интерес к уроку) мы вместе попробуем ответить на вопрос: «Когда же в прилагательных после шипящих и ц будет писаться суффикс -ов-, а когда -ев-? От какой части речи образуются имена прилагательные с суффиксами –ов-, -ев-?»


Работа в тетрадях:

Запись даты и темы урока.

Учитель:

Пожалуйста, кто желает рассказать о трех китах имени прилагательного по данному предложению?

Работа у доски (2 человека):

1 ученик: Индивидуальная работа (приём «тихий ответ у доски» (цель: развитие самостоятельной творческой деятельности, развитие внутренней речи для подачи внешней речи):

Предложение: Яркое солнце заглянуло в наши окна.

2 ученик: Индивидуальная работа:

Кто желает высказать свою точку зрения по ряду слов, решая эти задачи?


ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»


Цель: активизация мыслительной деятельности, обеспечение высокого уровня умственного развития):

Лесной царь

Твой мяч

Лисий хвост


Железный гвоздь

Золотой характер

Летний день


Волчий след

Аккуратен

Зимний

Горяч(?)

Могуч(?)

Леч(?)


Больш…го

Хорош…го

Могуч…го


Удобнее

Старше

Спокойнейший


Более громкий

Менее вкусный

Самый сладкий


Презентация новых слов (словарная работа для остальных (цель: развитие речи, формирование орфографической зоркости, развитие самостоятельной творческой деятельности):


Печальный, инициативный, выразительный.


Операции работы:

толкование слова (работа со словарем)

выдели орфограммы

составь словосочетания

составь предложения

определи синтаксические признаки данных прилагательных.

Коллективное обсуждение итога выполнения 2-ой индивидуальной работы.

Знакомство с новой темой

Проблемная задача (цель: побуждение к мышлению, формирование творческих способностей и достижение удовлетворенности от успеха, обеспечение высокого уровня умственного развития).

На доске дана таблица со словами:


Ерш…вый, ключ…вой, деш…вый, задумч…вый.


Что здесь дано? Чем слова схожи? В чем различие? Какой гласный слышится? Можно ли на письме ориентироваться только на произношение? Как будем действовать? Выведите алгоритм.


На доске дана таблица со словами:


Кумачовый, свинцовый, грушевый, ситцевый.

Сформулируйте правило правописания суффиксов –ов- и –ев- в прилагательных.

Выясните, как образовались данные прилагательные.


Закрепление

Дифференцированная работа.

Учитель:

А теперь постараемся полученные знания применить на практике. Те, кто сидит за первыми партами, будут выполнять задание по карточкам, а остальные выполняют упражнение № 328.


Слова на карточках:

Реч…вой, лиц…вой, груш…вой, алыч…вой, сторож…вой, парч…вой, плащ…вой, душ…вой, еж…вый, кумач…вой, нож…вой, борщ…вый.


Проверка выполненных работ. В ходе обсуждения обращаем внимание на культуру речи (акцентологические нормы) и нормы правописания.


Релаксационная пауза (цель: снять напряжение, дать разгрузку эмоционально-мышечную, настроить на следующую работу).


Учитель: Повернемся лицом друг к другу. Вам необходимо представить, что на вас ситцевая рубашка, проведем по рукаву рубашки соседа, мысленно произнесем ситцевый – ситцевая. Вы ощущаете гладкую поверхность, а произнесенные слова только усиливают это ощущение. А сейчас представим, что на вашей левой руке замшевая перчатка, попробуем взять руку своего партнера и про себя проговорить замшевый – замшевая. Вы ощущаете тепло, мягкость. Это ощущение тепла плавно переходит на ваши лица, давайте улыбнемся друг другу, пожмем руку товарищу, пожелаем удачи, успеха и с хорошим настроением снова включимся в работу.


Раздача творческого материала

Учитель: Русский язык, как сказал Горький, «обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». А теперь вам предстоит поработать творчески. Прочитайте задание и выберите себе подходящий вариант. (Приём «принцип свободы выбора»).


С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на одну из предложенных тем:

1. Обстановка.

Оранж…вая (люстра), кумач…вая (скатерть), ситц…вая (занавеска), кварц…вые (часы), образц…вый (порядок).

2. Природа. Весна.

Ключ…вая (вода), глянц…вая (зыбь), камыш…вые (джунгли), грач…вая (роша), сторож…вой (пес), кварц…вый (песок).

Природа. Лето.

Устойч…ваяя (погода), груш…вые (деревья), алыч…вый (сад), саженц…вые (посадки), оранж…вые (лилии), пунц…вые (розы).


Проверка задания

(прослушивание нескольких работ).


Учитель: Молодцы, успешно справились с заданием. Мы убедились ещё раз, что с русским языком и именем прилагательным можно творить чудеса.

А теперь поработаем устно по упражнению №328 (сравните правописание суффиксов прилагательных и существительных после шипящих).


Работа в группах. Составьте словарный диктант:

1 группа: с гласной –е- в суффиксе прилагательных и существительных.

2 группа: с гласной –о- в суффиксе прилагательных и существительных.


Проверка работ

Учитель: А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать текст гласными вместо точек (цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний). Для этого ещё раз вспомним правило.

Раздаточный материал (карточка – тест):


Глянц…ваяя бумага, доверч…вый взгляд, саранч…вый набег, беж…вый цвет, вещ…вой рынок, ландыш…вый аромат, устойч…ваяя погода, бахч…ваяя культура, разговорч…вый ученик, замш…вые перчатки, деш…вые продукты, куч…вые облака, ерш…ваяя уха.

Проверка закрытого теста.


Итог по уроку

Рефлексия.

Учитель: Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас огромный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь легко.


Домашнее задание разноуровневое (приём «принцип свободы выбора»):

Создать кроссворд по изученной теме.

Составить грамматическую сказку «Разговор суффиксов –ов-, -ев-».

Упражнение №331.


Похожие:

Муниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка) iconМетодическая разработка Тема: «Приемы активного контроля на уроках производственного обучения»
Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения. Представленные формы и методы работы способствуют...
Муниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка) iconДоклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №118» города Чебоксары Чувашской Республики Чебоксары 2012
Данный публичный отчет – открытая форма доклада нашего дошкольного учреждения о результатах своей деятельности за 2011-2012 учебный...
Муниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка) iconАдминистрации города Нягань
Постановления Главы администрации города от 25. 11. 2008г. №4456 «О создании Муниципального автономного дошкольного образовательного...
Муниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка) iconК профессиональному развитию педагога
Мусаэлян Ирина Нобеловна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного методического объединения учителей русского...
Муниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка) iconОтчет о результатах самообследования деятельности образовательного учреждения
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №3" муниципального образования города Чебоксары столицы Чувашской...
Муниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка) iconУрок русского языка
Это даёт возможность реализовать ценностный учебный, развивающий и воспитательный аспекты русского языка как учебного предмета
Муниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка) iconВ сборнике предложена технология использования метода проекта на уроках русского языка и литературы. Материалы рекомендованы учителям русского языка и
В сборнике предложена технология использования метода проекта на уроках русского языка и литературы. Материалы рекомендованы учителям...
Муниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка) iconМетодическая разработка по нрк учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
В связи с требованиями включения нрк в изучении отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях я предлагаю учителям русского...
Муниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка) iconДоклад Ионовой Веры Васильевны
Веры Васильевны, директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» города...
Муниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка) iconИсследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы Понятия «самостоятельность»
Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница