Этапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением




Скачать 16,46 Kb.
НазваниеЭтапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением
Дата04.02.2016
Размер16,46 Kb.
ТипДокументы
Технология применения теории учебной деятельности в обучении младших школьников двигательным действиям на примере прыжков в длину


Е. А. Михалева, учитель физической культуры МОУ СОШ №14 г. Красноярска,

М. Д. Кудрявцев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой валеологии Красноярского государственного торгово-экономического института


Разработка методологического, теоретического обоснования вопросов преподавания физической культуры в начальной школе, педагогической физкультурной поддержки младших школьников в физкультурном образовательном пространстве и технологий педагогической деятельности с детьми, обеспечивающих этот процесс, становится особенно актуальной, значимой как для науки, так и для будущей практики [5,6].

В практической физкультурно-образовательной деятельности школы №14 города Красноярска в течение многих лет используется методика обучения школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности Д. В. Эльконина - В.В. Давыдова. Технология применения данной теории учебной деятельности в преподавании физической культуры в начальной школе детально разработана доцентом, кандидатом педагогических наук М. Д. Кудрявцевым в Институте возрастной физиологии Российской Академии образования в 1991-1995 гг. Результаты научно-исследовательской и учебно-методической работы М. Д. Кудрявцева в данном направлении опубликованы в нескольких монографиях, методических и учебных пособиях, в программах по физической культуре. Данная технология базируется на современной психолого-педагогической теории учебной деятельности Д. В. Эльконина - В. В. Давыдова, создающей возможность личностно-ориентированной подготовки учащихся в физкультурно-образовательном пространстве, отвечающей принципам здоровье-сберегающей педагогики при использовании метода постановки и решения школьниками учебных задач. [9]


Этапы обучения





Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением. Чтобы перейти к сравнению двух разных подходов в обучении, отметим, прежде всего, то, что обучение на основе теории учебной деятельности построено путем перехода от общего к частному, а традиционное обучение, в основном, пользуется путем перехода от частного к общему [7].

Чтобы глубже понять различия этих направлений, необходимо обобщить все известное нам о теории учебной деятельности в виде трех выводов, сформулированных В. В. Давыдовым (1996). Во-первых, усвоение школьниками теоретических знаний и соответствующих им умений и навыков происходит при решении учебных задач. Во-вторых, решение таких задач позволяет школьникам усваивать нечто "общее" еще до освоения его частных проявлений. В-третьих, главным методом школьного обучения должен стать метод введения детей в ситуацию учебных задач организации учебных действий, т.е. метод решения школьниками учебных задач [1,2].


ЗУН (знания, умения, навыки)


Эти выводы противоположны теории традиционного школьного обучения, основные черты которого заключаются в двух основных положениях. Во-первых, дети первоначально усваивают предложенные им в готовом виде частные эмпирические знания и умения и лишь, затем переходят к их обобщению, к их применению в конкретных различных ситуациях. Во-вторых, главным методом такого обучения является иллюстративно-объяснительный метод, который можно назвать одним из пассивных методов, применяемых в сегодняшнем школьном обучении. Данный метод опирается на ассоциативную теорию обучения, в основе которой лежат ассоциации, наглядность в сочетании со словом, выделение общего из частного и упражнения. Эта теория противоположна деятельностному подходу к обучению, согласно которому в его основе лежит действие, преобразующее предмет, открытие общего в этой предметности и выведение из него частного, а также решение задач [8].



Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности.






В физическом воспитании обучение двигательным действиям по традиционному направлению также построено на том, что ребенок обучается по заранее сформулированным схемам. Дети изучают отдельные элементы техники и после освоения их пробуют соединить их и выполнить двигательное действие в целом. Дети при этом усваивают знания и осваивают умения, которые даются учителем уже в готовом виде. При этом в их содержании отсутствуют моменты происхождения и развития изучаемого предмета. Поэтому можно считать, что в таком обучении двигательным действиям ребенок учебной деятельности не выполняет. При этом дети усваивают двигательные действия с помощью иллюстраций и объяснений, предлагаемых учителем. Обучение же двигательным действиям на основе теории учебной деятельности, описанное нами выше, предлагает другой путь, основанный на развитии личности младшего школьника. Во всем этом, на наш взгляд, и есть основные отличительные черты двух подходов к обучению двигательным действиям в физическом воспитании. [3]



Содержание работы педагога по организации
физкультурно-образовательной деятельности учащихся





Поддержка сложившейся потребности к взаимодей-ствию со сверстниками, учителем.


Анализ теории учебной деятельности показал, что в случае её практического применения в физическом воспитании школьников можно достичь хороших результатов в своей педагогической деятельности. Творческий подход учителя физической культуры Михалёвой Е. А. к разработке и реализации на практике теории развивающего обучения, способствовал внедрению основных положений этой теории в урочную деятельность школ № 51и № 14 города Красноярска.

Так, в 2005 году, столкнувшись с проблемой слабого выполнения тестового упражнения для определения развития скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) у учащихся начальных классов, учителем физической культуры Михалёвой Е. А., под научным руководством Кудрявцева М. Д., были разработаны и применены на практике проекты учебных занятий по обучению младших школьников прыжкам в длину на основе теории учебной деятельности.

Суть разработанного инновационного подхода к обучению детей двигательным действиям заключается в следующем. На первом этапе обучения (1-2 занятие) ставились задачи по формированию мотивов (от того, как и насколько правильно они будут сформированы, зависит успешность дальнейшего обучения). Исследование генезиса прыжков, когда дети сочиняли сказку о возникновении прыжков у древних людей (приложение№1), повысило интерес к изучаемому виду деятельности. После проведения игры «Преодолей препятствие», в которой детям приходилось выполнять различные виды прыжков, дискутируя, ученики пришли к выводу, что существуют различные виды прыжков. Путем перехода от «общего к частному» дети выделяли наиболее важные для освоения прыжков двигательные способности (силовые и скоростно-силовые) и при помощи учителя развивали их [4].



1 ЭТАП
Формирование учебно - познавательных мотивов и потребностей



Выделение и развитие общих двигательных способностей




На втором этапе обучения решались учебные задачи по овладению прыжковыми двигательными действиями посредством учебных действий и операций (2 - 4 занятия). Дети решали задачу определения и освоения взаимосвязи усилий и движений (чем сильнее отталкивание, тем дальше прыжок). Им предлагались различные игры, задания, в которых они могли обнаружить данную взаимосвязь (игра «С кочки на кочку» и др.). Далее шла работа по выявлению биомеханических связей в прыжках в длину. Ученики изучали закономерности в работе частей тела, их согласованности. Дети с удовольствием работали с моделью человека, рисовали схемы различных частей прыжка. После этого ученики совершенствовали технику каждой фазы прыжка в различных подвижных играх, контролировали правильное выполнение различных двигательных действий друг у друга.


2 ЭТАП
Обучение двигательным действиям через учебные операции и действия, посредством которых решается учебная задача



Взаимосвязь усилий и движений Выделение биомеханических связей





На последних занятиях (5-6 занятие) формировалось умение переходить от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи в прыжках в длину к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий. Ученики обобщали приобретенные двигательные умения в прыжках в длину и пробовали перенести их на другие виды двигательных действий: подвижные игры («Салки») с прыжками, полоса препятствий, использование прыжков на улице через импровизированные «лужи», «поваленные деревья», «кочки» и т. д.


Этап 3
Умение переходить от ориентации на получение правильного результата к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действия.





Подвижная игра с прыжками и осаливанием


Групповой метод работы является эффективным средством для проведения занятий. При постановке перед классом учебной задачи, учитель помогает детям проводить дискуссию, которая на первых порах является общеклассной (учитель-класс), а далее в небольших группах совместно работающих детей (3-4 ученика), которым для решения общей задачи необходимо договориться об общем способе действия, согласовать свои точки зрения. Обязательный момент всех занятий - рефлексия, являющаяся одним из компонентов творческого мышления, а также важнейшим качеством личностного становления, формирующимся в учебной деятельности [9].

Данный педагогический эксперимент имеет положительные результаты при обучении первоклассников: если в начале 2005-06 учебного года на низком техническом уровне прыжок выполняли более 60% учащихся, то в конце учебного года этот показатель уменьшился до 30%. Обучение этих же учеников прыжкам в длину на основе теории учебной деятельности в следующем, 2006-07 учебном году, привело к тому, что к концу второй четверти на низком техническом уровне прыжок выполняли 14% детей.


Результаты выполнения прыжков в длину с места












Результаты работы учителя физической культуры Михалёвой Е. А.были обобщены и представлены для анализа научному руководителю кандидату педагогических наук Кудрявцеву М. Д., который дал положительный отзыв на проделанную работу. Учитывая положительный опыт обучения первоклассников прыжкам в длину на основе теории учебной деятельности, разработаны и применяются на практике проекты занятий по обучению прыжкам в высоту, метанию.

Полученные в ходе практического исследования результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Развивающее обучение в системе физического воспитания младших школьников - это процесс самовозрастания знания в сознании, условия для которого создаются педагогами.

2. Польза от применения теории учебной деятельности при обучении младших школьников двигательным действиям на примере обучения прыжкам в длину очевидна, поскольку создает условия для развития личности при получении знаний и приобретении умений, что, в свою очередь, благоприятствует улучшению состояния физического и психического здоровья наших учеников.

3. В соответствии с теорией учебной деятельности освоенное ими умение выполнять учебную задачу путем знания механизма достижения конечного результата будет способствовать более самостоятельному освоению и других двигательных действий и исправлению своих ошибок, т.е. способствовать переносу одних двигательных умений и навыков на формирование других в смежных видах прыжков. Тем самым у детей сформировались широко обобщенные двигательные навыки.

4. Обучение прыжкам в длину на основе теории учебной деятельности помогает детям освоить закономерности выполнения прыжковых упражнений, благодаря чему они осваивают другие виды прыжков быстрее и легче, что повышает, в целом, результативность обучения, прочность приобретённых навыков.

5. Разработанный авторами подход к личностно-ориентированной подготовке младших школьников в физкультурном образовании, обеспечивает объединение и органичное взаимодействие всех этапов представленной технологии и усиливает педагогический процесс обучения младших школьников в личностно-ориентированной физкультурно-образовательной деятельности.

6. В процессе исследовательской работы экспериментально доказана доступность и посильность разработанного нами содержания данной технологии, её обоснованность и эффективность.


Приложение№1

Рассказ-сказка о появлении прыжков у древних людей

Племя, в котором жил Кузя, почти все время проводило за добыванием пищи. Они собирали ягоды и грибы, охотились на зверя и ловили рыбу. Кузя очень часто уставал, был очень слабым, так как не мог приносить достаточно пищи и постоянно хотел кушать. С каждым днем около его пещеры становилось все труднее добывать пищу, и ему приходилось уходить все дальше. Однажды, он решил поискать новые места, где можно было бы покушать вкусных плодов и хоть немного принести их в пещеру своим родным. И так, шел он, шел и вдруг перед ним появился глубокий ров. Он был таким длинным, что потребовалось бы много времени, чтобы его обойти. «Что же делать?» - подумал он. И тут Кузя увидел как большое животное, похожее на птицу, разбежалось, оттолкнулось одной, махнуло другой ногой и оказалось на противоположной стороне ямы. Он попробовал побежать и сделать так же на ровном месте. «Ура! Я это тоже могу!»- сказал он сам себе. Он подошел ко рву, к его самому узкому месту, и перепрыгнул через него. Ему это очень понравилось. Кузя отошел подальше, он стал шагать, увеличивая скорость, разбежался и перепрыгнул ров, оттолкнувшись одной ногой и сделав мах другой. Проделав это еще несколько раз в более широких местах, Кузя отправился в еще незнакомые ему места. Теперь он знал, что, научившись прыгать и преодолевать препятствия, он сможет добывать больше пищи для себя и своего племени.


Литература.

  1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.

  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

  3. Кудрявцев М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. – 105 с.

  4. Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. – М.: АПКиПРО, 2002. – 185 с.

  5. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – N 1. – с.11-17.

  6. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – N 1. – с.5-10.

  7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 484 с.

  8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1974. – 63 с.

  9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

Похожие:

Этапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением iconПрограмма построена на принципах развивающего обучения, предполаг
Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей
Этапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением iconОбласть применения, отличительные особенности и преимущества в сравнении с существующими аналогами

Этапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением iconЛекция Этапы обучения решению комбинаторных задач
Цель лекции: раскрыть этапы решения комбинаторных задач в начальной школе как одного из эффективных способов обучения задач повышенной...
Этапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением icon2012-2013 учебный год Билеты итогового государственного экзамена по педагогике с вопросами частных методик (42 группа)
Специфика дошкольного обучения на современном этапе (модели и типы обучения). Опираясь на результаты практики, оцените уровень развития...
Этапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением icon«Новые информационные технологии в образовании»
Целью изучения дисциплины является знакомство будущих педагогов с возможностями, особенностями и основными направлениями использования...
Этапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением icon«Новые информационные технологии в образовании»
Целью изучения дисциплины является знакомство будущих педагогов с возможностями, особенностями и основными направлениями использования...
Этапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением iconОтличительные особенности программы 5 Сроки реализации 5 Цель программы 6 Задачи 6 Задачи на каждый год обучения 7 Краткие сведения о коллективе 7
Оно по сути своей материалистическое. Человек, познающий и преобразующий мир, действует не только на научной основе, но и по «законам...
Этапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением icon«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном (образовательном) процессе»
Целью изучения дисциплины является знакомство будущих педагогов с возможностями, особенностями и основными направлениями использования...
Этапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением iconУчебным действиям. Было проведено 28 открытых занятий, на которых учителя гимназии продемонстрировали технологии, формы и методы обучения, направленные на
Единый методический день «От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям». Было проведено 28 открытых занятий,...
Этапы обучения Отличительные черты обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности в сравнении с традиционным общепринятым направлением iconРабочая учебная программа по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет»
Целью изучения дисциплины является знакомство будущих педагогов с возможностями, особенностями и основными направлениями использования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница