Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения




Скачать 11,92 Kb.
НазваниеКонцепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения
Дата04.02.2016
Размер11,92 Kb.
ТипДокументы

Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике.


Основные установки доктрины развивающего обучения.

Проблема развивающего обучения играет важную роль в формировании личности. Она отвечает главным требованиям эпохи: грамотной, творческой, созидающей. Единство развития и обучения (при условии, что обучение должно быть развивающим).

В исследованиях подчеркивается, что обучение и развитие не являются адекватными процессами. В то время они связаны между собой и представляют собой неразрывное единство. Из жизненного опыта известно, что легче овладевает знаниями тот, чей умственный потенциал более высок. Однако современная педагогическая наука не отвергает тот факт, что любое обучение дает результат в развитии.

Однако развивающий эффект обучения не всегда одинаков. Какие же факторы регулируют действие этих механизмов и влияют на развитие функционального обучения. Решающим является построение учебно- образовательного процесса: содержание, формы, методы работы, важная и конкретная нацеленность педагога. Все сказанное имеет непосредственное отношение к музыкальной педагогике, где основной задачей обучения – развитие, поднятие на высшую ступень основных музыкальных способностей студентов, их умений, знаний, навыков, расширение музыкального, художественного кругозора. Только систематический и целенаправленный процесс обучения в области музыкальной педагогики может принести положительные результаты в решении вопроса общемузыкального развития студентов. Именно тесная взаимосвязь обучения и воспитания создает прочную основу неограниченных возможностей развития музыкальных способностей обучающихся, развитие их творческой самостоятельности и инициативности. Ребенок развивается воспитываясь и обучаясь.

Музыкальная педагогика непрестанно обращает внимание на дальнейшую разработку. Ребенок развивается по определенным нормам и в определенной последовательности. В процессе приобретения им знаний, умений и навыков развиваются его музыкальные способности. Важным моментом в обучении музыкой является тесная взаимосвязь музыкального развития и приобретенных знаний. Чтобы успешнее осуществлялась развитие ребенка необходимо искать наиболее эффективные методы обучения. Важно учитывать при этом принцип перспективности в развитии учащихся. В своей деятельности педагогу – музыканту необходимо опираться на перспективу развития, т.е. на потенциальные возможности, которые будут способствовать наиболее эффективному развитию студентов.

Таким образом музыкальное воспитание, развитие музыкальных задатков и способностей, заключенных в каждом ребенке, составляют условия его полноценного умственного, нравственного, эстетического, художественного, музыкального воспитания. Следовательно, и в каждой из этих сторон формирование человеческой личности, есть элементы, которые могут развиты лучше всего средством искусства, в ходе систематического музыкального воспитания и обучения.


Теория развивающего обучения в отечественной педагогике и психологии.


В настоящее время идея развития студентов в процессе их обучения остается одной из наиболее важных в педагогике. Многочисленные подходы к ее теоретическому обоснованию и практической реализации привели к созданию теории развивающего обучения.

В отечественной педагогике и психологии эта теория была разработана в трудах Выготского, Давыдова, Занкова, Костюка, Эльконина.

Различные аспекты этой теории и ныне всесторонне разрабатываются и уточняются в практике школьного и вузовского образования, находят свое продолжение в трудах, посвященных к проблемам обучения, формирования творческого потенциала.


Дидактические принципы развивающего обучения в практике преподавания школьных учителей музыки.


Проблема обучения и развития в процессе школьных занятий музыкой уделялось внимание в послевоенные годы, но эта проблема не получила достаточно широкого освещения в музыкальной литературе, посвященным проблеме инструментального исполнительства. Музыканты – педагоги еще в 19-ом веке в своих методических пособиях затрагивали эту проблему. Во многих работах подчеркивалась, что музыка является важным средством нравственного и духовного становления личности.

Внимание отводилось подготовке не исполнителя –солиста, а педагога – музыканта широкой квалификации, ансамблиста, хориста, обладающими теоретическими знаниями.

В конце прошлого века в методических пособиях педагогов – музыкантов намечались первые шаги в разрешении проблемы обучения и развития в процессе занятий на инструменте. Выдающиеся деятели исполнительского искусства, крупнейшие мастера русской и советской школы – Есипова, братья Рубенштейн, Нейгауз, Игумнов, Гельденвейзер и др. всей своей педагогической деятельностью показали, что обучение в инструментальном классе носит развивающий характер, способствует формированию многогранной творческой личности.

В понятие обучение музыкой вкладывается широкий смысл. Охват как музыкальный, так и нравственный, эстетический, духовный, физический.

В 30 – е годы разработкой проблемы обучения и развития занималась музыкально-педагогическая лаборатория под руководством профессора Прокофьева. Уделялось внимание исследованию всесторонне интеллектуального развитию учащихся в процессе занятий в инструментальном классе. В результате многолетней работы, пришли к выводу, что в процессе музыкального обучения развивается: анализ, синтез. В процессе музыкального развития объединяются две сферы психической деятельности человека: интеллекта и эмоций.


Развивающее обучение, как основополагающий принцип преподавания исполнительских дисциплин.


Работа Г.Цыпина « Развитие учащихся музыкой в процессе обучения игре на фортепиано». Она явилась первым трудом по решению проблемы развития и обучения в процессе занятий фортепиано. Здесь взаимодействие процесса знаний и развития мышления, взаимосвязь развития мыслительных операций и исполнительских умений, формирование музыкального интеллекта. Они могут быть решены в процессе инструментального обучения.

Проблема взаимодействия обучения и развития в музыкальной педагогике и по сей день остается актуальной. Проблема взаимосвязи обучения и развития в музыкально-педагогической науке подчиняется общим законам дидактики. Чтобы процесс обучения игре на инструменте интенсивно способствовало музыкальному и общему развитию учащихся, процесс обучения в исполнительском классе направлен на развитие музыкального мышления, творческой инициативности, самостоятельности, максимального расширения кругозора. Следовательно, развивающее обучение предполагает: развитие мышления и интеллекта, музыкальных способностей учащихся.

Сейчас обучение идет лучше, чем воспитание. Причина:

  1. Ограничение репертуарных рамок.

  2. В долгом разучивании музыкальных произведений из программы.

  3. Уделение внимания исполнительской стороне.

  4. Авторитарному обучению.


Принципы развивающего обучения:

(Г.Цыпин предложил 4 принципа)

1. Увеличение объема используемого материала.

2. Ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала( чтение с листа, зскизного изучения)

3. Увеличение меры теоретической емкости занятий музыкальным искусством.

4. Применение методов работы, стимулировать творческую инициативу и самостоятельность обучающихся.


Формы реализации принципов развивающего обучения.


  1. Применение метода чтения с листа музыкального произведения.

  2. Применение эскизного освоения музыкального произведения.

  3. Применение аналитического осмысления изучаемого материала.

  4. Умение дефференцировать информацию в исполнительском классе по степени важности, не перегружать внимание учащихся на несущественном.

  5. Умение соотносить сложность музыкально-теоретической информации с возрастными и профессиональными возможностями, учитывая зону ближайшего развития.

  6. Умение применять художественно-содержательный анализ произведения.

  7. Умение стимулировать вслушивание учащихся в свою игру и осуществлять самоконтроль.

  8. Умение соотносить художественные результаты в работе учащихся со способами их достижения ( учитывать меру творческих усилий самого учащихся в работе)

  9. Умение стимулировать развитие творческой самостоятельности, поощрять стремление учащегося к своей непредвзятой творческой интерпритации.

В качестве основной методической позиции, обеспечивающей реализацию идей развивающего обучения на уроках музыки, должно выступать моделирование художественно- творческого процесса, когда школьники становятся в позицию творца – поэта, творца-художника, творца-композитора, как бы заново создающих произведения искусства для себя и для других людей.

Моделирование художественно-творческого поцесса-это и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздания ее как бы «изнутри»и переживание самого момента воссоздания. Особенно это важно при освоении детьми крупных классических сочинений, которые всегда были предназначены только для «слушания», это важно и для освоения пласта народной музыки – фольклора, когда школьники погружаются в стихию рождения и естественного бытования музыки, сами складывают и сказывают музыкальным языком пословицы, поговорки, загадки, былины. Это важно и при освоении любой песни, и для инструментального музицирования.

Этот универсальный и общий для искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний( которые при прохождении композитора не отчуждаются от ребенка) , творческости ( когда школьник в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает), развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпритации.

Главное то, что метод моделирования художественно-творческого процесса реализует востребованность творчества, что является непременным условием развивающего образования.

Главным для учителя становится не столько обучение учащихся, сколько наблюдение за их развитием в соприкосновении с музыкой и окружающим миром – это – во первых. Во- вторых, направленность на развитие учащегося требует отхода от многих штампов и стереотипов педагогического мышления. Прежде всего надо понять, что процесс восхождения в искусство не может носить принудительный характер.

Умение педагога увидеть способности учащегося, о которых он сам может не подозревать и убедить его в этом- высшее, что только и может быть в музыкальном воспитании вообще.

Итогом развивающего музыкального образования должно, по нашему убеждению, стать представление о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека и мира.


Рекомендуемая литература



  • Гогоберидзе, А.Г., Деркунская ,В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей./  Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. - М.: Академия, 2005

  • Костина, Э. П. Теория и практика  педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей / Костина, Э. П.  : учеб. пособие  Пламя, 2008.

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

  2. Козлов С.А. Информирование и развитие в процессе обучения\\ Педагогика 1998 №5 с.39-42.

  3. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие школьников на уроке музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М., 1990.

  4. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.

  5. Цыпин Г.М. Развитие музыкального слуха и чувства ритма\\ музыкальное развитие учащихся. М., 2000г.

Похожие:

Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения iconРазвитие творческих способностей детей “Развитие творчества в игре”
Основные положения теории Л. С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца,...
Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения icon«Начальная школа XXI века»
Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л. С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина,...
Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения iconРодителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы "Обучение и развитие" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В
Приступая к изучению проблемы "Обучение и развитие" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В. Занков 55...
Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения iconМуниципального образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр молодежного жилого комплекса города Чебоксары» Элементы развивающего обучения на уроках русского языка в базовых классах ( методическая разработка)
Как красиво идет урок! На нем интересно! Дети поражают своей открытостью, раскованностью, умением думать, размышлять, отстаивать...
Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения iconДавыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования
Из книги: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. –...
Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения iconПрограмма построена на принципах развивающего обучения, предполаг
Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей
Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения iconПрограмма коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В
Коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа
Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения iconАнкета оценки особенностей развития ребенка дошкольного возраста
В целях обеспечения эффективной работы с детьми с трудностями обучения и школьной дезадаптацией, в соответствии с концепцией коррекционно-развивающего...
Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения iconЕ. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности
Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации...
Концепция развивающего обучения в музыкальной дидактике и инструментальной педагогике. Основные установки доктрины развивающего обучения icon2. Пояснительная записка. Актуальность программы
Тематическое планирование учебно-развивающего процесса занятий основами театрального искусства. 1 год обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница