Программа развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения




Скачать 41,16 Kb.
НазваниеПрограмма развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер41,16 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
М


униципальное образовательное учреждение


Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества г.Знаменск»


Программа развития и обучения

« По дороге в школу »


творческого объединения

«АБВГДейка »

Программа разработана для дополнительного дошкольного развития и образования детей в условиях Центра детского творчества.

Программа рассчитана на средний и старший дошкольный возраст ребенка 4-6 лет.

Срок реализации 2 года.


Рекомендовано к утверждению

методическим советом ЦДТ

протокол № _____

от_______________ 200__ г

Председатель _______________

Утверждена педсоветом ЦДТ Автор программы педагог

от ________________200__ г дополнительного образования Камынина Ирина Геннадьевна

Председатель ___________





Астраханская область г. Знаменск

2008 год


I

Пояснительная записка


«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому учиться».

Л.А Венгер,

А.Л. Венгер.


Модифицированная программа, с элементами авторства, называется «По дороге в школу». Это программа развития и обучения дошкольников в условиях дополнительного образования. Программа образовательная и в тоже время развивающая, направлена на развитие психологической готовности дошкольника к учебной деятельности, формирование желания учиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому виду деятельности – учебному. Готовность к обучению - это не только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Понятие готовности к учению значительно шире и многообразно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебе. Но и это не все. Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, восприятие, внимание, работоспособность.

Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В связи с этим и разработана данная программа подготовки детей к школе. В ходе занятий по этой программе дети приобретают элементарные вычислительные навыки, делают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений, узнают, чем буква отличается от звука. Осуществляется развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, творческих способностей. Все это закрепляется в игровой и адаптированной к возрасту форме.

Программа «По дороге в школу» написана с учетом возрастных особенностей и творческой активности детей, предполагает реализацию в процессе игровой деятельности. Разработанный материал программы предназначен для организации обучения детей с применением элементов инновационной игровой методики, который основывается на современные методические, педагогические разработки учебного методического комплекта «Программы 2100», авторами которых являются такие исследователи: Р.Н.Бунеев и Е.В. Бунеева; Т.Р. Кислова; В.В. Волина; К.В.Шевелев, С.В Коноваленко; Л.Г. Петерсон; Е. Е. Кочемасова; Н. С. Жукова.

Девиз программы: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».

Цель программы – планомерная подготовка детей к обучению в школе с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.


Реализация программы будет способствовать решению

следующих задач:

  • развивать познавательную сферу ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;

  • определить готовность детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;

  • формировать речевую активность детей через организацию занятий по развитию и формированию связной речи;

  • обучить основам чтения;

  • формировать элементарные математические представления через организацию специальных мероприятий;

  • развивать творческие способности ребенка через организацию художественно – продуктивной деятельности на занятиях по развитию мелкой моторики рук;

  • приобщать к навыкам здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.



Актуальность программы

Тема подготовки детей в школу как никогда актуальна в наше время. Сегодня любого родителя волнует вопрос – достаточно ли подготовлен его ребенок к восприятию школьной программы? Конечно, им хочется как можно лучше подготовить ребенка к школе. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе конечно важно. Но не все родители понимают, что главное для ребенка 5-6 лет быть активным, сообразительным, раскрепощенным, уметь управлять своим поведением. Ведь любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. Программа «По дороге в школу» дает возможность безболезненно, интересно, в игровой форме пройти этот сложный, но важный период в жизни дошкольника.


Режим занятий

Содержание программы предполагает 1 год обучения для детей 6 лет, 2 года обучения для детей 4 – 5 лет. Возраст детей, участвующих в программе 4– 6 лет.

Занятия проходят в форме урока – путешествия, урока – игры, с частой сменой деятельности, физкультминутками. При организации занятий учитываются возрастные, психологические и физиологические особенностей детей 4 – 6 лет, применяются в обучении в основном игровые технологии. Продолжительность занятий от 25 – 30 минут. Группы формируются с учетом психофизиологических особенностей детей. В группах 12 - 15 человек.

Особенности организации занятий

Подготовка детей к школе ведется не путем усвоения ими «школьных технологий», а путем развития психологических процессов в результате развивающих, творческих играх и заданиях. «Заниматься» с ребенком нельзя, с ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно. На всех занятиях присутствуют персонажи: домовенок Кузя и кукла Аня.

В дошкольном возрасте ребенок при помощи взрослых впервые выходит из узкого семейного мирка в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир. Поэтому основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются:

- возникновение первого схематичного цельного детского мировоззрения (Л.С.Выготский);

- возникновение первых этических представлений (Л.С.Выготский);

- возникновение соподчинения мотивов (А.Н.Леонтьев);

- возникновение произвольного поведения (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец);

- возникновение личного сознания.

Поэтому, во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов к деятельности учения.

Программа «По дороге в школу» так построена, что во время занятий, осуществляя разные виды развивающей, совместной и индивидуальной деятельности ненавязчиво прививаются детям новые ее формы.

Занятия проходят в игровой, занимательной форме. Вместе с игрушечными героями куклой Аней и домовенком Кузей, дети путешествуют по стране «Знаний». По дороге в школу они всесторонне развиваются и обучаются. Домовенок Кузя постоянно забывает что – нибудь или путает, обучается всему вместе с детьми и не дает ребенку огорчится из - за собственных ошибок и неудач. Ребенок успокаивается, ведь Кузя тоже ошибается и при этом не плачет, так у ребенка постепенно развивается чувство уверенности в свои силы, волевые качества. Дети, справившиеся со всеми заданиями, получают в конце занятия от куклы Ани приз, награду (открытку, календарик, наклейку и т. д.) В конце занятия необходимо дать всем положительную оценку, а затем отметить лучшие ответы. В конце учебного года на выпускном вечере вручается Диплом об успешном прохождении программы «По дороге в школу».


Формы организации образовательного процесса

Основной формой является занятие, в форме игры – путешествия, так как у шестилетнего ребенка необходимо начать развивать положительную мотивацию к процессу обучения. На занятии разыгрываются: путешествия с главными героями домовенком Кузей и куклой Аней, соревнования, конкурсы, викторины, творческие задания, отгадывание загадок. Главное, чтобы каждое занятие было для ребенка интересным, увлекательным и полезным. Занятия проходят в основном в игровой форме.

Формы проведения итогов реализации программы

Для каждого ребенка разработана «Карта индивидуального развития», где фиксируются результаты тестирования, наблюдения за ребенком.


Приемы и методы организации образовательного процесса

  • словесный;

  • наглядный;

  • игра – путешествие.


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, индивидуально – фронтальный.


Приемы

  • игры;

  • работа по образцу;

  • показ иллюстраций, видеоматериалов.


Дидактический материал

Учебно – методический комплект «Программа 2100»таблицы; плакаты, сюжетные картины к рабочей тетради «Формирование и развитие связной речи», дидактические карточки, раздаточный материал.


Формы подведения итогов

Игры, практические задания, тесты, творческие задания, диагностика

(пособие Т.А.Ткачевой «Комплексное обследование ребенка»,

Т.В.Белова,В.А.Солнцева «Готов ли ребенок к школе?»)


Виды аттестации:

Текущая аттестация – оценка качества усвоения учащимися содержания компонентов какой – либо части образовательной программы на занятиях.

Промежуточная – оценка качества усвоения учащимися содержания какой – либо части, темы образовательной программы, по итогам полугодия, учебного года.

Итоговая аттестация – оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в образовательной программе по завершению ее.


Формы проведения аттестации:

  • оценка процесса и результата прохождения программы (тесты - задания);

  • оценка качества личности;

  • оценка социальной роли детей.

(Занятия проходят два раза в неделю по 30 мин, 15 минут перемена)


II

1.Программные задачи первого года обучения

  • Образовательные:

- обучить приемам умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование;

- способствовать обогащению активного, пассивного, потенциального словаря;

- развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;

- сформировать понятия: «звук», «слог», «слово», «буква». Способствовать развитию умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

- сформировать у детей элементарные математические представления. Способствовать увеличению объема внимания и памяти, формированию нестандартного мышления, ввести в активную речь простейшие математические термины, развить умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать;

- расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

- активизировать навыки использования полученных знаний.

  • Развивающие:

- развивать образную ассоциативную память, внимание, творческие способности, развивать воображение как основу творческой деятельности, развивать логическое мышление, вариативность мышления,

- развивать умение доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточено, планировать и контролировать свои действия;

- развивать умение говорить и слушать, развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

- развивать координацию, мелкой моторики рук;

- развивать чувство юмора.


  • Воспитательные:

- воспитывать умение общаться со взрослыми, со сверстниками;

- воспитывать умение видеть мир глазами другого человека;

- воспитывать доброту, сочувствие, сопереживание, умения радоваться успехам других детей;

- воспитывать умение заниматься в коллективе, взаимодействовать друг с другом без конфликтов;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, Родине;

- воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;

- воспитывать привычку к аккуратности, порядку;

- воспитывать дисциплинированность, вежливость;

- воспитывать привычку следовать определенным правилам поведения в общественных местах.

2.Учебно- тематический план занятий первого года обучения


1


Темы разделов

Год обучения

Количество часов





Родительское собрание


2





Вводное занятие


2

1


Формирование элементарных математических представлений «Игралочка»


64

2


Знакомство со звуками и буквами «По дороге к Азбуке»



64

3


Развлечения


6

4


Повторение пройденного материала, тестирование


6




Всего часов

144 часа



3.Тематическое планирование занятий по формированию математических представлений первого года обучения


1


Темы разделов

Год обучения

Количество часов

1

Один - много

1

2

Столько же, больше, меньше

4

3

Счет до двух

2

4

Длиннее, короче

1

5

Круг

1

6

Шар

1

7

Шире, уже

1

8

Число 3.Цифра 3.

2

9

На, над,под.

1

10

Выше, ниже.

1

11

Раньше, позже.

1

12

Число4.Цифра 4.

1

13

Квадрат.

1

14

Куб.

1

15

Вверху, внизу

1

16

Слева, справа, посередине.

1

17

Число 5. Цифра 5.

1

18

Внутри, снаружи.

1

19

Впереди, сзади.

1

20

Пара.

1

21

Овал.

1

22

Прямоугольник.

1

23

Порядковый счет.

2

24

Повторение

1

25

Числа 1-5.

2

26

План.

1

27

Ритм..

1

28

Цилиндр.

1

29

Конус.

1

30

Призма и пирамида.

1

31

Геометрические тела.

1

32

Число 6.Цифра 6.

2

33

Сравнение по длине.

1

34

Число7.Цифра 7.

2

35

Сравнение по ширине и толщине

1

36

Число 8.Цифра8.

1

37

Сравнение по высоте.

1

38

Измерение длины.

3

39

Число 9 .Цифра 9.

1

40

Сравнение по объему.

3

41

Число 0.Цифра 0.

1

42

Таблицы.

1

43

Число 10.Цифра 10.

1

44

Символы.

2

45

Провторение

3




Всего:

64



5.Тематическое планирование занятий по развитию и подготовки к грамотности


1


Темы разделов

Год обучения

Количество часов

1

Знакомство с нашими героями

1

2

Игрушки

1

3-4

Части тела

2

5-6

Осень

2

7-8

Овощи

2

9-10

Фрукты

1

11

Овощи - фрукты

1

12

Геометрические фигуры

1

13

Загадка - описание

1

14

Дом

1

15- 16

Мебель

2

17-18

Электрические приборы

2

19-20

Семья

2

21-22

Посуда

2

23

Рабочие инструменты

1

24-25

Головные уборы

2

26-27

Одежда

2

28-29

Обувь

2

30

Зима

1

31-32

Звери

2

33-34

Домашние животные

2

35-36

Птицы

2

37

Животные жарких стран

1

38

Рыбы

1

39

Хлебные продукты

1

40

Молочные продукты

1

41

Мясные продукты

1

42

Магазины

1

43

Наземный транспорт

1

44

Водный транспорт

1

45

Воздушный транспорт

1

46-47

Город

2

48

Почта

1

49

Театр, музыкальные инструменты

1

50

Спорт

1

51-52

Весна

2

53-54

Профессии

2

55

Детский сад

1

56

Лес. Деревья

1

57

Плоды. Семена

1

58

Грибы

1

59

Садовые цветы

1

60

Полевые цветы

1

61

Насекомые

1

62

Лето

1

63

Ягоды

1

64

Прощание с героями







Всего:

64



6. Содержание программы «По дороге в школу» первый год обучения

от 4,5 – 5 лет.

Раздел №1

Формирование элементарных математических представлений по УМК «Школа «2100» Л.Г. Петерсон «Игралочка»:


1. Количество и счет:

- знакомство с числами и цифрами от 0 до 10.

- количественный и порядковый счет от 1 до 10;

- состав чисел от 2 до 10;

- решение логических примеров и задач;

- понятие – пара;

- сравнение предметов по количеству один – много;


2. Величина:

- сравнение предметов по длине и высоте;

- сравнение предметов по ширине и толщине;

- сравнение предметов по форме;

- сравнение предметов по цвету;

- подбор и группировка предметов по одному или нескольким признакам;

- прием парного сравнения, методы наложения и приложения;

- измерение длины, объема.


4.Ориентировка в пространстве.

- понятия: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад; посередине;

- формирование представлений ближе, дальше, близко, далеко, рядом, низко, высоко,

раньше, позже, шире, уже, длиннее, короче;

- использование предлогов: в, на, над, за, перед, между, внутри, снаружи;

- ориентировка в тетради;

- ориентировка по словесной инструкции и по плану;

- зеркальное отображение.

5. Ориентировка во времени.

- утро, день, вечер, ночь;

- название дней недели;

- месяцы времена года, год;

- сегодня, завтра, вчера;

- цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года.

6.Простейшие геометрические понятия:

- точка, линия, луч, угол, отрезок;

- прямые горизонтальные, вертикальные;

- кривые, ломаные, разомкнутые и замкнутые линии;

- линейка, сантиметр;

- использование линейки.

7.Геометрические фигуры.

- плоские фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник;

- геометрические тела: шар, квадрат, куб, цилиндр, конус, призма;

- вершины, стороны, углы;

- практическое использование линейки для геометрических фигур и измерения длин их сторон;

- деление фигур на 2, 4, равные части и неравные;

- собирание целой фигуры из нескольких частей;

8. Графические работы.

- знакомство с тетрадью;

- графические диктанты;

- рисование по памяти;

- срисовывание по клеточкам и точкам;

- рисование недостающих частей предмета;

- штриховка и раскрашивание; - символы.


Раздел №2

Знакомство со звуками и буквами по УМК Р.Н.Бунеев и Е.В. Бунеева; Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуке».


Раздел включает в себя развитие речи и обучение грамоте с использованием элементов логопедической методики, цель которой – предупреждение ошибок при чтении и письме.


1.Лексическая работа:

- наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;

- обогащение словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед «Дом», «Семья», «Город», «Осень» и т. д.

- развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;

- создание условий для употребления новых слов в собственной речи.

2. Развитие грамматического строя речи:

- наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (по типу упражнения «Назови ласково»);

- наблюдения над однокоренными словами, выделения их из группы слов, подбор однокоренных слов;

- формирование навыка образования и употребления форм слов. Согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Например, применяются упражнения: «Скажи со словами один, два.»; «Скажи со словами: новый, новая, новые» и т. д.

- практическое знакомство со словосочетанием и предложением;

- знакомство с предлогами; подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.


3.Развитие связной речи:

- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

- обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

- обучение подробному пересказу текста;

- обучение составлению устной загадки – описания, рассказа – описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам и т. д.


Рекомендации к проведению занятий по развитию речи.

Занятия по развитию речи для детей 4 -5 лет включают в себя задачи на расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.


Ожидаемые результаты

- повышение уровня готовности детей к школе;

- выработка навыков общения и поведения в коллективе;

-сформированность начальных навыков чтения, элементарных математических представлений;

- повышение уровня речевого развития;

- развитие познавательных интересов к учебной деятельности и формирование желания учиться в школе;

- воспитание у детей навыков ЗОЖ и осознанного отношения к здоровью, развитие мелкой и общей моторики, общее оздоровление организма.


Механизм оценки результатов


1.Визуальный (метод наблюдения).

2.Психодиагностические методики эмоциональных состояний, когнитивных возможностей, коммуникативных связей.

3.Диагностика развития познавательных процессов, речевой готовности, сформированности элементарных математических представлений.

4.Тестирование по разделам программы.

5.Итоговый праздник «Путешествие в Букволандию».


II

1.Программные задачи второй год обучения


  • Образовательные:

– сформировать мотивацию к учению и интерес к самому процессу обучения;

- обучить приемам умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование;

- способствовать обогащению активного, пассивного, потенциального словаря;

- развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;

- сформировать понятия: «звук», «слог», «слово», «буква». Способствовать развитию умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

- сформировать у детей элементарные математические представления. Способствовать увеличению объема внимания и памяти, формированию нестандартного мышления, ввести в активную речь простейшие математические термины, развить умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать;

- расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

- активизировать навыки использования полученных знаний.

  • Развивающие:

- развивать образную ассоциативную память, внимание, творческие способности, развивать воображение как основу творческой деятельности, развивать логическое мышление, вариативность мышления,

- развивать умение доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточено, планировать и контролировать свои действия;

- развивать умение говорить и слушать, развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

- развивать координацию, мелкой моторики рук;

- развивать чувство юмора.


  • Воспитательные:

- воспитывать умение общаться со взрослыми, со сверстниками;

- воспитывать умение видеть мир глазами другого человека;

- воспитывать доброту, сочувствие, сопереживание, умения радоваться успехам других детей;

- воспитывать умение заниматься в коллективе, взаимодействовать друг с другом без конфликтов;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, Родине;

- воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;

- воспитывать привычку к аккуратности, порядку;

- воспитывать дисциплинированность, вежливость;

- воспитывать привычку следовать определенным правилам поведения в общественных местах.


2.Темы разделов к учебно- тематическому плану занятий

второй год обучения, 5-6 лет


1


Темы разделов


Количество часов





Родительское собрание



2





Вводное занятие



2


1


Формирование элементарных математических представлений «Раз – ступенька, два - ступенька»



64


2


Формирование и развитие связной речи «Учимся правильно говорить»



32

3


Знакомство со звуками и буквами «По дороге к Азбуке»



64

4


Развитие мелкой моторики рук «Клетки, точки и штрихи»



32

5


Развлечения



12


6


Повторение пройденного материала



8




Всего часов

216
  1   2   3

Похожие:

Программа развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения iconОбразовательная программа творческого объединения "Юный экспериментатор"
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Программа развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения iconПрограмма рцнк в Хельсинки
Выставка финно-угорских украшений творческого объединения «Сампо» г. Санкт-Петербург (новая коллекция)
Программа развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения iconРабочая программа для творческого объединения по краеведению «Родничок»
Направленность программы: духовно-нравственное и общекультурное развитие младших школьников
Программа развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения iconУчебник Пособие «По дороге к Азбуке»
Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой Р. Н. Методические указания к программе «По дороге к азбуке»
Программа развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения iconПрограмма развития «Школа интеллектуального и творческого развития» (2010 2015 гг.)
Российской Федерации. Программа отражает имеющиеся достижения, преемственность в выборе путей развития школы, проблемы, цели и задачи,...
Программа развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения iconНаучно-исследовательская работа тема: Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления
Условия формирования творческого мышления младших школьников
Программа развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения iconРабочая программа творческого объединения учащихся «В царстве смекалки»
Автор программы: Фарков Александр Викторович. Математические кружки в школе. 5-8 классы/А. В. Фарков. – 2-е изд. М.: Айрис-пресс,...
Программа развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Развитие и гуманизация образовательной системы неизбежно приводят к внедрению различных форм интегрированного обучения детей с овз...
Программа развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения iconПлан работы мбоудод «Детско-юношеский центр» на 2012-2013 учебный год. №п/п
Выставка работ воспитанников творческого объединения «Палитра» (соискатели на звание образцовый коллектив)
Программа развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения iconНаучно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности
Их классах является важным фактором для повышения этого качества. Идея профильного обучения в современной школе является той инновацией,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница