1. Общие методические указания Программа предмета «Вычислительная техника» предусматривает изучение характеристики дисциплины и ее связи с другими дисциплинами учебного плана, ее роль в развитии науки, техники и технологии, области применения вычислительной техники (производство, управление, искусственный интеллект).
Основная форма изучения курса – самостоятельная работа над рекомендованной литературой и материалами периодической печати.
Рекомендована следующая последовательность изучения курса:
Изучить материал по рекомендованным учебным пособиям;
Составить конспект изучаемого материала и выписать непонятные вопросы;
Ответить на вопросы по самопроверке;
Выполнить письменно контрольную работу и выслать ее в колледж в надлежащий срок;
Во время лабораторно – экзаменационной сессии, прослушав лекции и выполнив лабораторные работы в полном объеме, сдать зачет и экзамен по курсу.
Контрольную работу необходимо выполнить в отдельной тетради. На обложке указать предмет, полное название учебного заведения, фамилию, имя, отчество студента, его шифр и домашний адрес.
Вопросы переписывать полностью. Отвечать необходимо конкретно и только на поставленный вопрос.
Получив прорецензированную контрольную работу, студент должен исправить ошибки и дать необходимые дополнения к ответам, если того требует рецензия.
Если работа выполнена неудовлетворительно, то, следуя указаниям рецензента, дать в этой же тетради дополнения к ответам, либо выполнить ее заново и выслать вместе с незачтенной. Замечания и рецензию преподавателя стирать нельзя.
Раздел 1. Математические и логические основы микропроцессорной техники. Тема: Системы счисления. Понятие системы счисления. Двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другие.
Литература: 1, стр 5,6,3,стр.9-30
Методические указания: Необходимо иметь представление об арифметических основах микропроцессора и микро-ЭВМ.
Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
Вопросы для самопроверки:
Какие системы счисления вам известны?
Как связаны система счисления и скорость вычисления, емкость памяти, сложность выполнения арифметических операций?
Тема: Арифметические основы вычислительной техники. Правила выполнения арифметических действий над двоичными числами. Кодирование чисел (прямой, обратный, дополнительный коды).
Литература: 3,стр.84-91
Методические указания: Необходимо знать правила сложения, вычитания, умножения над двоичными, восьмеричными и шестнадцатеричными числами.
Вопросы для самопроверки:
Переведите число 3456 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
Сложить в двоичной системе счисления 1000111 и 11110011. Результата перевести в десятичную систему счисления.
Тема: Представление отрицательных чисел в микропроцессоре. Кодирование чисел (прямой, обратный, дополнительный коды).
Литература: 2,стр.39
Методические указания: Необходимо уметь переводить отрицательные числа в коды ЭВМ, производить с ними действия арифметики.
Вопросы для самопроверки:
Переведите число -56 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.
Сложить в двоичной системе счисления -43 и 79. Результата перевести в десятичную систему счисления.
Тема: Логические элементы ЭВМ. Основной базис алгебры логики, законы алгебры логики. Основные логические операции. Таблицы истинности. Применение логических элементов в устройствах микропроцессорной техники.
Литература: 3,стр.99-108, 2,стр.62-66.
Методические указания: Необходимо иметь представление о логических основах микропроцессора и микро-ЭВМ, знать основные логические элементы.
Уметь применять правила преобразования формул.
Вопросы для самопроверки:
Упростите выражение:
докажите с помощью таблицы истинности следующее тождество:
А +
=1.
Д

окажите с помощью таблицы истинности следующее тождество: А+1=1. =
Упростите выражение: (А
)(АВ).
Тема: СКНФ и СДНФ. Классификация и определение ИМС. Нормальная и совершенная нормальная формы, минимизация логических функций. Понятие цифровых электронных схем. Классификация и определения. Степень интеграции ИМС.
Литература: 1,стр.188-195.
Методические указания: Необходимо формы представления логических функций. Иметь понятие электронных схем, знать их классификацию, степень интеграции.
Уметь применять правила преобразования формул при реализации логических схем на микросхемах.
Вопросы для самопроверки:
выполните реализацию логической функции Y=ab+
cd+e на микросхемах серии К155ЛА1 и К155ЛА3.
Раздел 3. Типовые узлы и устройства микропроцессорной техники. Тема: Триггеры. Основные понятия и классификация. Триггеры (RS, D,JK - типов); принцип работы, функциональная схема. Временная диаграмма, параметры, примеры использования, микросхемное исполнение.
Литература: 1,стр.225-233
Методические указания: необходимо иметь представление о принципах работы типовых узлов и микро – ЭВМ.
Вопросы для самопроверки: 1) Закончить высказывание: последовательные устройства содержат элементы памяти, называемые . 2
) Элементом памяти, который позволяет размещать данные, являются обычно . 3) Нормальным выходом триггера является выход (Q,Q).Тема: Регистры. Регистры (параллельные, последовательные, реверсивные, сдвигающие): определение, функциональная схема, установка нулевого состояния, параметры, сигналы управления, примеры использования, микросхемное исполнение, сравнительные характеристики регистров разных серий микросхем.
Литература: 3,стр.126-130.
Методические указания: Необходимо знать правила оформления схем цифровых устройств, взаимодействие логических элементов.
Вопросы для самопроверки:
Классификация регистров по виду выполняемых операций, по способу приема и передачи информации, по количеству каналов, по количеству тактов управления.
Микрооперация сдвига.
Тема: Дешифратор, мультиплексор. Назначение. Таблица состояний. Функциональная схема. Параметры. Примеры использования. Сравнительные характеристики микросхем, приведенных в справочнике. Мультиплексоры. Принцип работы мультиплексора. Таблица состояний. Функциональная схема. Параметры. Примеры использования. Сравнительные характеристики микросхем мультиплексоров, приведенных в справочнике.
Литература: 1,стр.280-288.
Методические указания: Необходимо знать правила оформления схем цифровых устройств, взаимодействие логических элементов.
Вопросы для самопроверки:
Что называется дешифратором?
Способ построения матричного дешифратора.
Тема: Счетчики. Счетчики. Классификация. Принципы построения и работа счетчиков. Суммирующие, вычитающие и реверсивные счетчики.
Литература: 3,стр.130-133.
Методические указания: Необходимо знать классификацию счетчиков, основные характеристики счетчиков.
Вопросы для самопроверки:
Что характеризует модуль счета, разрешающая способность, время регистрации, емкость счетчика?
Недостаток несинхронного счетчика с последовательным переносом.
Тема: Сумматоры. Функциональная схема полусумматора и таблица его состояний. Функциональная схема сумматора и таблица его состояний. Сравнительные характеристики микросхем сумматоров, приведенных в справочнике.
Литература: 1,стр.288-295
Методические указания: Необходимо знать область применения сумматоров, устройство и работа одноразрядного комбинационного сумматора. Сумматор с последовательным и параллельным переносом. Уметь строить схему полного сумматора по условиям функционирования устройства.
Вопросы для самопроверки:
какие сигналы участвуют в формировании результата одноразрядного полного сумматора.
что формируется на выходе одноразрядного полного сумматора.
как определяется быстродействие в последовательных и параллельных сумматорах?
Тема: Арифметико – логическое устройство процессора. Назначение, условное обозначение. Схема, принцип работы.
Литература: 3,стр.171-187.
Методические указания: Необходимо знать классификацию АЛУ, схему устройства, принцип выполнения сложения и умножения в АЛУ.
Вопросы для самопроверки:
Назначение регистров в АЛУ.
Тема: Запоминающие устройства. Классификация ИМС памяти. Принципы построения ИМС памяти. Структура запоминающих устройств. Полупроводниковая оперативная память с произвольным доступом. Полупроводниковая постоянная память.
Литература: 3,стр.221-242.
Методические указания: Необходимо знать классификацию ЗУ, характеристики ЗУ.
Вопросы для самопроверки:
Классификация ОЗУ.
Элементарные ячейки памяти __________(статических, динамических) ОЗУ практически состоят из стандартных триггеров.
Раздел 4. Микропроцессоры. Тема: Устройство микропроцессора. Реализация процессоров БИС и СБИС различных типов. классификация микропроцессоров. Архитектура микропроцессора.
Литература: 3,стр.159-170
Методические указания: Необходимо знать структуру микропроцессора.
Вопросы для самопроверки:
Какие регистры общего назначения вам известны?
Что хранит указатель стека?
Тема: Рабочий цикл процессора. Рабочий цикл микропроцессора. Начальный адрес. Регистры внутренней памяти микропроцессора.
Литература: 5,стр.193, 7,стр.28,29.
Методические указания: Необходимо знать способы адресации данных, основной формат кодирования, определение и назначение директив PAGE, TITLE, SEGMENT, PROC, END.
Вопросы для самопроверки:
Как процессор рассматривает информацию, считанную на 1 этапе, как – на втором этапе?
Тема: Адресация, способы адресации. Регистры микропроцессора. Структура памяти. Сегментация. Вычисление адреса. Понятие способа адресации. Различные способы адресации. Регистровая, непосредственная и косвенная адресация.
Литература: 7,стр.143-145,155,270 5,стр.201.
Вопросы для самопроверки:
Назначение и принцип работы шин адреса, управления и данных.
Физические ограничения для устройств передачи информации.
Тема: Структура команд. Структура команд. Формат команд. Система команд микропроцессора, процедура выполнения команд.
Литература: 3,стр.201-210 5,стр.202-205
Методические указания: Необходимо уметь грамотно записывать команды.
Вопросы для самопроверки:
Сколько операндов может иметь команда, приведите примеры.
Тема: Основные команды языка АССЕМБЛЕР. Применение команд для организации взаимодействия с памятью и с внешними устройствами. Машинные команды и их применение.
Литература: 5,стр. 2,стр.294-309, 7,стр.138-139, 89, 141-142, 219-221.
Методические указания: Необходимо уметь грамотно записывать команды, знать принцип их работы.
Вопросы для самопроверки:
Команда пересылки данных.
Команды сложения, вычитания, умножения, деления.
Команды логических операций.
Команды условного и безусловного переходов
Тема: Работа микропроцессора при выполнении прерывания. Команды прерывания. Работа микропроцессора при выполнении прерываний.
Литература: 3,стр.211-217
Методические указания: Необходимо. знать работу микропроцессора при выполнении прерываний, уметь организовывать прерывания микропроцессора для вывода символов на экран.
Вопросы для самопроверки:
Перечислите известные вам команды прерываний работы микропроцессора.
Тема: Изучение многопроцедурной структуры программ. Многопроцедурная структура программы. Команды вызова подпрограмм.
Литература: 7,стр.169-174
Методические указания: Необходимо знать однопроцедурную и многопроцедурную структуры программ. Уметь применять сомаду вызова процедур при написании многопроцедурной структуры программ.
Вопросы для самопроверки:
Расскажите о принципе работы команды RET, находящейся в конце основной и подчиненной процедуры.
Тема: Организация интерфейсов в микропроцессорной системе. Взаимодействие аппаратного и программного обеспечения. Различные типы интерфейсов микропроцессорных систем. Виды интерфейсов. Управляющие сигналы и принципы организации обмена информацией..
Литература: 3,стр.247-256, 2,стр.329-409.