«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама»




Скачать 15,83 Kb.
Название«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама»
Дата04.02.2016
Размер15,83 Kb.
ТипУрок
Аттестуемый педагог – Гулимова Татьяна Олеговна


Предмет – литература Класс – 11 «А»


Тема урока – «Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама»



  1. Организационный момент


Приветствие учеников.

Учащиеся должны настроиться на восприятие речи учителя.


Цели и задачи урока:


  • Закрепление умения анализировать лирическое произведение, сопоставлять стихотворения

  • Обогащение лексического запаса учащихся

  • Повторение теоретических понятий (аллюзия, реминисценция)

  • Развитие речи учащихся




  1. Постановка цели урока


- Сегодня мы проанализируем, сравним два стихотворения, которые имеют одинаковое название «Silentium» («Молчание»). Одно написал в 1830 г. Ф.И.Тютчев, а другое – в 1910 г. О.Э.Мандельштам. Интересно сопоставить два лирических произведения с одинаковым названием, проанализировать системы образов столь разных поэтов. Это даст возможность вспомнить творчество поэта XIX в.и лучше понять творчество поэта XXв.


- Какие ещё общие черты, кроме названия, есть у стихотворений?


Общий жанр (лирическое стихотворение в свободной форме), необычное название, сходство темы – «молчание», «немота».


Теперь обратимся к подробному анализу каждого стихотворения, чтобы выявить сходство более глубинное.

- Как вам кажется, с какого стихотворения нужно начинать сравнительный анализ и почему?


Начинать нужно с того стихотворения, которое написано ранее. Именно оно послужило «первой репликой» в диалоге, источником для заимствований и перекличек или поводом для дискуссий.


1 слайд презентации

Аллюзия – употребление какого-либо слова, фразы или цитаты в качестве намёка на общеизвестный факт – литературный, бытовой ли общественно-политический.

Реминисценция – черты, наводящие на воспоминание о другом произведении, результат невольного заимствования.



  1. Основная часть урока


Чтение учителем стихотворения Тютчева.

2 слайд презентации – портрет Ф.И.Тютчева


- Какое настроение в стихотворении?

- Что представляли, когда слушали стихотворение?

- Обратим внимание на строфическое деление стихотворения.


Стихотворение состоит из трёх строф.


Определите размер стихотворения, его рифмовку.


В строфе стихотворения шесть строчек, оно написано четырёхстопным ямбом, рифмовка – aabbcc.


Тютчев пишет стихотворение в едином тоне(монотония), используя мужскую рифму, тип рифмовки – смежный.

- Почему поэт отказывается от женской рифмы?

  • Мужская рифма более энергичная, жёсткая.

  • Ударение на последнем слоге придаёт стиху большую законченность, оформленность.

  • Мужская рифма подчёркивает паузу между стихами. Речь становится более чёткой и словно более медленной, раздельной.


- Отказ от женской рифмы, делая стих менее разнообразным ритмически, в то же время придаёт ему торжественность, суровость и многозначительность. Это интонация, заставляющая прислушаться к сказанному и идеально сочетающаяся с четырёхстопным ямбом – наиболее классическим, строгим и торжественным.

Стихи со смежной рифмой, как правило, образуют особую строфу – дистих. Почему стихотворение Тютчева не распадается на двустишья? Чтобы это понять, напишите полную формулу его рифмовки и прокомментируйте её.

Полная формула рифмовки – aabbcc ddeecc ffggcc. Каждое шестистишие оканчивается одной и той же рифмовкой – cc.


- Прочтите строки, соответствующие повторяющейся рифме. Что вы заметили?

Эти строки совпадают не только по рифме. Они одинаково построены, в них есть и словесные повторы – слово «молчи».


3 слайд презентации

Эпифора – одинаковое окончание стихотворных строк или предложений.


- В предпоследней строке каждого шестистишия появляется слово, прямо называющее образ, который развивается во всей строфе: «звёзды», «ключи», «лучи». Это также ограничивает строфы одну от другой – на сей раз сюжетно.

Автору было необходимо единство тона, но также необходимым было чёткое композиционное деление стихотворения (три части). Мастерство поэта проявилось в том, что он сумел совместить оба принципа, нигде не погрешив против чувства меры.

- Почему столь важной в этом стихотворении оказывается трёхчастная форма?

- Чтобы ответить на этот вопрос, постройте простейший композиционный план стихотворения – по мере сменяемости образов, отмечая также приёмы, к которым прибегает автор для создания этих образов.

1 строфа. «Чувства и мечты» в «душевной глубине» = «звёзды в ночи» (прямое полное сравнение).

2 строфа. «Сердце» - «ключ», из контекста следует – незамутнённый, подземный (скрытое сравнение – метафора).

3 строфа. «Целый мир в душе твоей» - «наружный шум», «дневные лучи» (контраст).


- Прокомментируйте получившийся план. Как связаны образы разных строф? Найдите сквозные образы или объединяющий несколько образов признак.

- Какие строфы теснее связаны между собой? Почему?


Теснее связаны первая и вторая строфы. Сквозной образ – глубина: ночная, в которой «всходят и заходят» звёзды, глубина человеческой души, где родятся «чувства и мечты», «думы», «мысли». Общий признак – молчание, в первой строфе – безмолвие, во второй – невозможность высказаться, изречь. Не случайно художественные приёмы в этих двух строфах – сравнение, метафора.


Третья строфа противопоставлена двум предыдущим – появляются образы шума, уже не глубины, а поверхности (наружный). Строфа выделена и художественным приёмом – в ней использовано противопоставление контрастных в контексте стихотворения образов, причём контраст мотивирован предыдущими двумя строфами: «дневные лучи» противопоставлены «звёздам в ночи, «наружный шум» - «подземным ключам». Таким образом, третья строфа не только контрастна двум предыдущим строфам, она – итоговая.


- Чем необычно тютчевское противопоставление ночи дню?

- Почему стихотворение называется «Silentium»?

- Напишите 3-4 предложения в качестве микровывода по анализу стихотворения.


«Дневные лучи», свет предстают началом не рождающим, а уничтожающим тайну, волшебство. Ночь, которую часто сравнивают с покровом, оказывается глубиной, скрытой под блестящей «наружностью» дня, подобно душе в телесной оболочке. Молчание позволяет задержать миг, когда есть ещё тайна, волшебство, глубина образа. Молчание – хранитель смысла.


Чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения Тютчева «День и ночь» (1839).

- Как контраст между ночью и днём проявлен в этом стихотворении?

- Как он развивается, какие новые краски получает?


- Теперь обратимся к стихотворению О.Э.Мандельштама, анализ которого будем производить по строфам.

Чтение стихотворения.

- Какое настроение в стихотворении? Меняется ли оно?

- Что представляли себе, слушая стихотворение?


1 строфа.

- На какие художественные приёмы обращаете внимание?


Повтор: дважды – «она», трижды – союз «и».


- Что вы можете сказать о значении повторяющихся слов?

Она – местоимение, «заместитель» имени. И – соединительный союз, обозначает связь явлений.


Уже с первой строфы поэт овладевает внимание читателя. Местоимение обычно замещает уже известное имя во избежание неоправданного повтора, нов стихотворении имя ещё не названо, оно появится лишь в последней строфе.

Д тех пор читатель поставлен перед необходимостью разгадать загадку: кто скрывается под выделенным повтором слова ОНА? Повтор союза И только усугубляет тайну: она – связь всего со всем.

Однако союз И повторяется не только для того чтобы усилить тему связи. Первая строфа заканчивается прямым называнием, не требующим дополнительного усиления: она – «всего живого ненарушаемая связь».


2 строфа.


- Обратите внимание на союзы. Назовите их, объясните их значение.


Союзы НО, И. Оба стоят в анафоре. Такое положение в тексте выделяет их. НО и И – союзы-антонимы: соединительный и противительный. Выделяя их в тексте, поэт усиливает их контраст.


4 слайд презентации


Анафора – одинаковое начало стихотворных строк или предложений.


- Почему появляется во второй строфе союз НО?

- Если он есть, должны быть противопоставленные явления. Назовите их.


Это слова, обозначающие признак – «спокойно дышат» и «как безумный», а также «цветовые» прилагательные: «светел», «бледная» и «чёрно-лазуревый». Союз НО противопоставляет признаки спокойный – безумный. Однако эти признаки взяты не сами по себе. «Спокойно» море, тот самый «чёрно-лазуревый», замкнутый невидимыми стенками сосуд. «Безумным» предстаёт день, причём именно потому, что он светел. Это противопоставление необычно: традиционно свет символизирует начало гармонии, упорядоченности, разума, а тьма, чернота (да ещё чернота моря!) – стихию, хаос, без- или подсознательное.

Ещё один контраст – на этот раз с обоими началами – пена: на фоне моря она кажется «бледной», на фоне света она стала бы «тёмной» (сирень).

Первая и вторая строфы кажутся не связанными между собой по смыслу: основной образ первой строфы – «она» как «связь» - вроде бы никак не проявлен во второй строфе, где главное – контраст света и тьмы, безумия и покоя, моря и дня.


Третья строфы.

- Какой образ вы назвали бы основным в ней?


Основной образ – немОта.


- Почему такая странная форма слова – немОта?.Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание, с какими словами сочетается слово немОта. Подберите слова, подобные ему по строению.

Немота – «свойство и состояние немого, то есть человека от природы лишённого речи, языка или слова, не могущего говорить, бессловесного, безъязыкого». (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М. «Терра», 1994. т. 3 с.375).

Немота –состояние постоянное, связанное с природным недостатком, изменить его немой не в силах, а немОта – состояние временное, возможно, по осознанному выбору говорящего. Немота одна, немот не может быть несколько. Эта множественность подчёркнута определением, называющим качество именно этой немоты – «первоначальная».

Но слова «немотА» и «немОта» отличаются также по стилю. Естественно сказать: «губы немеют». Сказать «губы немотствуют» - погрешность против стиля. Следует сказать – «уста немотствуют». У Мандельштама так и сказано – «да обретут мои уста первоначальную немОту».


- Обратите внимание на аллитерацию в стихотворении. Какая строфа выделена этим приёмом особо?


Слайд 5 презентации


Аллитерация – повторение сгласных звуков в предложении или стихотворной строке.


Третья: аллитерация на Р, Л с мягкостью: обРетут, пеРвоначЛьную, кРистаЛЛическую, от Рождения.


- Удивительно: строфа. ПОВЕСТВУЮЩАЯ О МОЛЧАНИИ, О НЕМОТСТВОВАНИИ оказывается с музыкой – с чистой нотой.

- Объясните, как вы понимаете эпитет «кристаллическая»?


Слово «кристаллическая» вызывает ассоциации с прозрачностью, твёрдостью, остротой граней, игрой света на ганях, глубиной, гармоничностью строения, а также неким центром, вокруг которого кристалл формируется.


Помимо образа молчания, в третьей строфе появляется образ человека «я» лирического героя. Четвёртая строфа – контрапункт (сведение воедино всех мотивов стихотворения).


-Появляются ли в последней строфе новые образы? Почему? Перечислите (построчно) образы четвёртой строфы. Что вы заметили?


Новые образы не появляются. Развитие образного ряда завершено, но ещё раз поименовано всё, чему посвящены строфы: «она», получившая имя – Афродита, пена, молчание как музака (слово, в музыку вернись); молчание как стыд человеческого сердца (сердце, сердца устыдись).


- Четвёртая строфа возвращает читателя к первой. В ней говорится о некой «первооснове жизни», из которой вышло некогда всё сущее, как Афродиты из пены. В первой же строфе говорится о миге, предшествующем рождению Афродиты – «она ещё не родилась», о единстве всех элементов в «ненарушаемой связи». Но это равновесие нельзя назвать «ненарушаемым»: уже сгущается пена в «чёрно-лазуревом сосуде», вот-вот появится богиня, вот-вот слово отделится от музыки.


- Попробуйте составить композиционную схему стихотворения.


«она», связь


пена, море, день


немОта, «я»


Афродита, пена, Первооснова жизни


- Сделайте письменный (3-4 предложения) вывод о проделанном анализе стихотворения.


4. Вывод


- Присутствуют ли в стихотворениях Тютчева и Мандельштама общие мотивы? Какие?

- Мы уже отмечали общность темы произведений. Одинаково ли решена тема молчания у поэтов? В чём сходство и в чём различие?

- Присутствуют ли общие приёмы?


На письменный вывод отводится 5-7 минут. Затем учитель проволит опрос класса, комментирует, дополняет и обобщает высказанные предположения.


Общий мотив двух стихотворений – контраст дня и ночи, проявленный нетадиционно. Обычно день противопоставлен ночи, как свет - мраку. белое – чёрному, реальное призрачному, жизнь – смерти. У Тютчева и Мандельштама сохранено само противопоставление, но изменено соотношение образов. Призрачным, ненастоящим предстаёт день, безумным, суетным; тёмная стихия – ночь, чёрно-лазуревое море – «первооснова жизни». Она сохраняет свою таинственность, она старшна, это бездна, но в то же время это истина, ускользающая от определения, не могущая быть воплощённой, не выразимая в слове.


Тема молчания у двух поэтов трактуется по-разному. Тютчева больше интересует потаённая внутренняя жизнь человеческой души. Основное противостояние – «жизнь в себе самом» и «наружный шум». Чем больше человек прислушивается к себе, тем ближе он к истинному, не покрытому «покровом дня» миру. У Мандельштама «первоначальная немота» - не произвольное молчание, а состояние мира до того, как произошло рождение красоты. Никакого разделения на внутренний и наружный миры нет, всё ещё в единстве, всё составляет первооснову жизни.


Общие приёмы – словесные повторы. Общий размер и мужские окончания строк, общая композиция: появление в каждой строфе нового образа и синтез в заключительной строфе, прямые обращения.


- Есть ли различия в названиях стихотворений? Какие? Как вы их объясняете?


У Тютчева Silentium с восклицательным знаком, как призыв или девиз. У Мандельштама восклицания нет. Объясняется это общим пафосом стихотворения: у Тютчева – обращение к личности, к человеческому «я»; у Мандельштама – вечное возвращение к возобновляющемуся вновь и вновь, в каждом акте рождения прекрасного, к мигу «первоначальной немоты».



  1. Домашнее задание


Выучить литературные термины, о которых шла речь на уроке, написать рефлексию на проделанную на уроке работу.


6. Организационный момент

Похожие:

«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» iconКнига стихов 1912 года Ахматова Анна Стихотворения в сборник вошли стихотворения из разных «книг»
В сборник вошли стихотворения из книг: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Нечет», «Бег времени»...
«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» iconРассказ «За что?» 1 С. Сейфуллин Стихотворения «Автомобиль»
Стихотворения «Автомобиль», «Счастье человека». Публицистическая проза: дневниковые записи о посещении Уральской губернии
«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» icon«Эволюция отношения М. Ю. Лермонтова к поэтическому дару» / Сравнительный анализ стихотворения «Пророк»
Цель: – проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М. Ю. Лермонтова
«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» iconЛитература 10 класс Зачёт №1
А. С. Пушкин Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану (IX. «И путник усталый на...
«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» iconЗадачи урока: Дидактические: Обучать элементам лингвистического анализа стихотворения; Обратить внимание учащихся на стилистические особенности стихотворения
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации М. Ю. Лермонтова с видами Кавказа, репродукция картины М. А. Врубеля «Демон (сидящий)»,...
«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» iconПушкин-человек и пушкин-поэт (филологический анализ стихотворения “я вас любил…” в 9-м классе)

«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» icon«Лирика «сильнейших страстей» иглубоких страданий» /анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
На доске записывается стихотворение или выводится на экран через проектор, которое прочитывается учителем
«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» icon«Лирика «сильнейших страстей» иглубоких страданий» /анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
На доске записывается стихотворение или выводится на экран через проектор, которое прочитывается учителем
«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» iconОтчёт стихотворения, поэмы, баллады

«Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф. И. Тютчева и одноимённого стихотворения О. Э. Мандельштама» iconНовые поступления в библиотеку январь 2005 г
А. А. Блок. Стихотворения. Поэма: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/ Авт сост. С. В. Ломтев, А. В. Терновский. 5-е изд.,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница