Программа дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика»




Скачать 10,11 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика»
Дата04.02.2016
Размер10,11 Kb.
ТипПрограмма


"Утверждаю" "Утверждаю"

Председатель Председатель

учебно-методической Учёного совета

комиссии факультета факультета психологии

психологии А.В.Шаболтас

Т.С.Войт

"21 " марта 2011 "__ " ______2011


ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕНАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»


Утверждена на заседании Ученого совета

Протокол № 5 от 31 марта 2011г.

Ученый секретарь совета

Михалюк О.С.


Санкт-Петербург

2011 год


Введение

Дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной дисциплине «Педагогика» является формой аттестации соискателей, не имеющих высшего образования, соответствующего отраслям педагогической науки, в рамках которой ими подготовлены диссертации. Проведение экзамена позволяет выявить уровень знаний соискателями теоретических основ педагогической науки, пони- мание ими проблем в области образования и современных подходов к их разрешению, продемонстрировать готовность к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть методологическое видение путей и способов организации собственного научного исследования Программа предлагается соискателям по специальностям: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание, уровень профессионального образования); 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования.

Раздел 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика как наука и практика

Предмет педагогики как науки и практики. Основные проблемы педагогической науки и педагогической практики. Место педагогики в системе современных наук о человеке. Обусловленность педагогики философией, взаимосвязь с психологией. Социальные и культурологические функции педагогики. Категориальный аппарат современной педагогики. Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли. Педагогика как наука и искусство.

Образование как целостный педагогический процесс

Взаимосвязь процессов развития, воспитания, обучения, социализации в педагогическом процессе. Сущностные характеристики образования как педагогического процесса: целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность, проектируемость, субъектность. Понятие цели образования. Содержание современного отечественного образования. Система образования в Российской Федерации и перспективы ее развития.

Методологические основы педагогики

Понятие методологии педагогической науки. Влияние методологических концепций в педагогике на развитие педагогической теории и практики. Научные парадигмы в педагогике. Научные подходы в современной педагогике: системный, деятельностный, личностный, антропологический, аксиологический, культурологический. Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. Системность и структурированность научно-педагогического знания. Методы педагогических исследований.


Раздел 2

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Аналитическая характеристика образовательного идеала в историко-педагогическом контексте. Зарождение педагогической теории в учениях древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки как самостоятельной отрасли знания. «Великая Дидактика» - целостная теория образования человека. Педагогические идеи европейского Просвещения. Теория «свободного воспитания» Ж.Ж. Руссо. Концепция развивающего обучения в «теории элементарного образования» И.Г.Песталоцци. Теория воспитывающего обучения в педагогической системе И.Ф. Гербарта. Западная экспериментальная педагогика начала XX века: Дж. Дьюи, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер. Педагогическая теория великого русского педагога К.Д. Ушинского. Теория коллектива как фактора воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского. Педагогика сотрудничества как выражение демократических процессов в педагогической науке и практике образования 80-90-х годов XX века.


Раздел 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Воспитание в целостном образовательном процессе

Понятие воспитания. Структура и особенности воспитания как педагогического процесса. Закономерности и принципы воспитания. Общие методы воспитания и их классификации. Технологии воспитания: технология мероприятия, технология игры, технология коллективной творческой деятельности. Понятие системы воспитания. Личность воспитанника как определяющий компонент системы воспитания. Характеристика основных признаков авторитарной, педоцентрической, поведенческой, личностно ориентированной систем воспитания. Проблемы современного семейного воспитания.


Обучение в целостном образовательном процессе

Обучение как организация учебной деятельности. Взаимосвязь преподавания и учения. Закономерности процесса обучения. Концепции развивающего обучения в отечественной педагогике. Принципы обучения. Концепции содержания современного обучения: социокультурная теория, компетентностная теория. Государственный образовательный стандарт РФ. Федеральный базисный учебный план. Учебные программы и учебная литература. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения в современной дидактике и их характеристика. Формы организации обучения в истории образования: индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная, белл-ланкастерская система, маннгеймская система, Дальтон-план, прагматическая проектная система. Понятие технологии обучения. Современные образовательные технологии: технологии проблемного обучения, технология учебного проектирования, коммуникативные технологии, информационные технологии. Педагогический контроль в процессе обучения. Функции учебной оценки.


Раздел 4

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессионально-личностное становление педагога

Требования к личности современного педагога. Социальные и нравственные функции профессии. Педагогическая деятельность. Профессиональные качества педагога. Педагогические умения: гностические, проективные, организаторские, конструктивные, рефлексивные. Педагогическая техника. Педагогическое творчество и мастерство. Педагогическая культура. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Профессиональное самосовершенствование педагога.

Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе

Педагогическое общение. Стили педагогического общения: авторитарный, либеральный, непоследовательно-противоречивый, демократический. Логика педагогического взаимодействия: ориентировка в условиях общения, моделирование предстоящего взаимодействия, установление контакта, управление общением, анализ результатов взаимодействия. Изменение содержания и форм педагогического взаимодействия с воспитанниками в разные возрастные периоды.


Управление современным образованием

Общественно-государственное управление образовательными учреждениями. Педагогический менеджмент. Педагогический коллектив и его развитие. Формы повышения профессиональной культуры и компетентности педагогов, их аттестация.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная литература:

1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2007.

2.Голованова Н.Ф. Общая педагогика. СПб., 2005.

3.Голованова Н.Ф. Педагогика: Общие основы. СПб., 2010.

4.Даринская Л.А. Технологии педагогического мастерства. СПб., 2010.

5.Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. М.,2008.

6.Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2008.

7.История педагогики и образования./Под ред. З.И.Васильевой. М.,2010.

8.История педагогики и образования./Под ред. А.И.Пискунова. М.,2007.

9.Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2005.

10.Основы семейного воспитания./Под ред. В.П.Сергеевой. М., 2010.

11.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии./Под ред. С.А.Смирнова. М., 2007.

12.Педагогика./Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 2011.

13.Сластенин В.А.. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2008.

14.Теория обучения. /Под ред. И.П.Андриади. М., 2010.

15.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. М., 2010.


Дополнительная литература:

1.Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика: Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Кн.1, М., 2010.

2.Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.

3.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 2002.

4.Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.,1995.

5.Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании. М., 2002.

6.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003..

7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2008.

8.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.

9.Новиков А.М. Методология образования. М., 2006.

10.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003.

11.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010

12.Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М., 2008.

13.Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002.

14.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М., 2010.

15 Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. СПб., 2005.


Похожие:

Программа дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 06 Археология, методические рекомендации, составлены с учетом требований...
Программа дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»: Для соискателей учёной...
Программа дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 01
Программа кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 01 «Экономическая теория»: Для соискателей ученой степени кандидата экономических...
Программа дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В основу настоящей программы положены следующие разделы: цитолого-анатомические особенности высших растений; систематика растений;...
Программа дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 21 «Стоматология» по медицинским наукам
Настоящая программа-минимум кандидатского экзамена по специальности «Стоматология» отражает современный уровень знаний в данной научной...
Программа дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Федеральное бюджетное образовательное учреждение впо «Московский государственный технический университет гражданской авиации»
Программа дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» по педагогическим наукам
Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педа­гогической...
Программа дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 01 Русский язык
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 01 – «Русский язык» состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Программа дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...
Программа дополнительного кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «педагогика» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница