Рабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка)




Скачать 34,23 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка)
Дата04.02.2016
Размер34,23 Kb.
ТипРабочая программа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛ №49


Утверждаю………………………………

Директор ПЛ №49 Дудник А.И.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»


Для специальности: станочник (металлообработка)

(для специальности технического профиля)


2012


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом

Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2010 года №365 (далее – ФГОС)

по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) для специальности

технического профиля «Станочник (металлообработка)»


Организация-разработчик: ГОУ НПО ПЛ №49

Составитель:

Кузьмина Ирина Дмитриевна - преподаватель


Рецензенты:

Михайлова Ирина Евгеньевна – заместитель директора по ООД

Коровкин Анатолий Михайлович – заместитель директора по УПР


Содержание

Стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины-------------------

  2. Структура и содержание учебной дисциплины--------------------------

  3. Условия реализации учебной дисциплины-------------------------------

  4. Контроль и оценка результатов освоения

учебной дисциплины----------------------------------------------------------


1.Паспорт программы учебной дисциплины

«Основы электротехники».

1.1. Область применения программы.

Данная программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы ГОУ НПО ПЛ № 49 в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупнённой группы профессий ­­­­­­­­­­­­­­ «Станочник (металлообработка)»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы электротехники» относится к общепрофессиональному циклу структуры основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

- рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

- использовать в работе электроизмерительные приборы;

- пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

- свойства постоянного и переменного электрического тока;

- принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

- электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

- свойства магнитного поля;

- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

- правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

- аппаратуру защиты электродвигателей;

- методы защиты от короткого замыкания;

- заземление, зануление.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 86 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 57 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 11 часов;


2. Структура и содержание учебной дисциплины.

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

86

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

57

Лабораторные работы

6

Практические работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

29

Выполнение рефератов и сообщений

Расчетно – графическая работа

Разработка докладов

Разработка презентаций




Итоговая аттестация в форме зачёта






2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.Электрические и магнитные цепи

28




Тема 1.1.

Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала

6




1.


Введение. Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения. Резисторы: понятие, способы соединения, схемы замещения.

Закон Ома для участка цепи, работа, мощность. Закон Ома для полной цепи.

2


2


2.

Резисторы: понятие, способы соединения, схемы замещения.

Источники тока: типы, характеристики, единицы измерения, способы соединения. Электрические цепи: понятие, классификация, элементы, условные обозначения, закон Кирхгофа.

2

2

3.

. Сложные электрические цепи. Второй закон Кирхгофа, метод расчета. Работа и мощность цепи постоянного тока

2

2

Лабораторные работы

6




1.

Изучение второго закона Кирхгофа в простой разветвленной цепи постоянного тока

2

3.

Измерение сопротивлений участков цепи постоянного тока методом амперметра и вольтметра.

2

3.

Измерение работы и мощности в цепи постоянного тока при последовательном и параллельном соединении

2

Практические занятия:

2

2.

Расчет простой цепи постоянного тока.

2

Тема 1.2. Магнитные цепи. Электромагнитная индукция


Содержание учебного материала

4




1.

Магнитное поле: понятие, характеристики, единицы измерения. Магнитные свойства веществ: классификация, строение, характеристики, единицы измерения

2

2

2.

Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет.

2

2



Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока.

Содержание учебного материала

8




1.

Переменный ток: понятие, получение, единицы измерения Переменный ток: характеристики. Цепи переменного тока: классификация, расчет. Мощность переменного тока: виды, единицы измерения, коэффициент мощности

2

2

2.

Активные и реактивные элементы: понятие, характеристики, соединение, графическое изображение, векторные диаграммы, соединения

2

2

3.

Цепь переменного тока активным и реактивным сопротивлениями.

2

2

4.

Резонанс: виды, условия возникновения, векторные диаграммы, учет, использование

2.

2

Практические занятия:

2.




1.

Расчет электрических цепей переменного тока

2.

Раздел 2. Электротехнические устройства

22





Тема 2.1. Электроизмерительные приборы и электрические измерения.

Содержание учебного материала

4




1.

Электрические измерения: понятие, виды, методы, погрешности, расширение пределов измерения. Электрические измерения в цепях постоянного и переменного тока.

2

2

2.

Измерение тока, напряжения и мощности участков цепи

2

2

Тема 2.2.

Полупроводнико-вые приборы

Содержание учебного материала

6




1.

Проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. Вольтамперная характеристика диода

2

2

2.

. Биполярные транзисторы. Тиристоры

2

2

3.

Фотоэлементы и выпрямители.

2

2

Тема 2.3

Трансформаторы

Содержание учебного материала

2




1

Назначение, устройство и принцип действия. Рабочий режим. Определение параметров трансформатора по опытам ХХ и КЗ

2




Практические занятия

2




1

Определение параметров трансформатора

2

Тема 2.4. Электрические машины.

Содержание учебного материала

6




1.

Электрические машины: назначение, классификация. Устройство и принцип действия асинхронных машин.

2

2

2.

Устройство и принцип действия синхронных машин

2

2

3.

Устройство и принцип действия машин постоянного тока

2

2

Практические занятия

2




1.

Составление простейших схем, отражающих принцип действия электрических машин.

2

Тема 2.5. Аппаратура управления и защиты

Содержание учебного материала

2




1.

Аппараты ручного управления, их конструкция, принцип работы и область применения, достоинства и недостатки. Аппаратура автоматического управления. Устройство, схемы, принцип работы магнитных пускателей и реле. Аппаратура защиты: плавкие предохранители, тепловые и электронные автоматы защиты. Устройство, схемы, принцип работы.

2

2

Раздел 3 Производство, распределение и потребление электрической энергии.

7




Тема 3.1.

Производство, распределение и потребление электрической энергии

Содержание учебного материала

7




1.

Производство и потребление электрической энергии

2




2.

Электрические сети. Подстанции

2




3.

Распределение электрической энергии

2







4.

Итоговое занятие

1







Всего:

57




Самостоятельные работы.

  1. Измерение силы тока, напряжения электрической цепи с параллельным включением ламп накаливания.

  2. Подготовить доклад на тему: «Аппаратура защиты: плавкие предохранители, тепловые и электронные автоматы защиты»

  3. Измерение сопротивления электрической цепи с параллельным включением ламп накаливания.

  4. Подготовить доклад на тему: «Электрические двигатели: классификация, устройство, принцип действия»

  5. Расчет индуктивности катушки в цепи переменного тока

  6. Подготовить доклад на тему: «Комбинированные электроизмерительные приборы»

  7. Измерение величины сопротивления с помощью амперметра и вольтметра.

  8. Подготовить доклад на тему: «Электрические измерения в цепях постоянного и переменного тока»

  9. Измерение мощности тока.

  10. Подготовить доклад на тему: «Электрические машины».

  11. Составить сравнительную таблицу активных и реактивных элементов.

  12. Подготовить доклад на тему: «Мощность переменного тока: виды, единицы измерения, коэффициент мощности».

  13. Линейная электрическая цепь постоянного тока при последовательном соединении приемников электрической энергии.

  14. Подготовить доклад на тему: «Резонанс: виды, условия возникновения»

  15. Электрическое измерение в цепях постоянного и переменного тока.

  16. Составление принципиальной электрической схемы включения генераторов постоянного тока с независимым, параллельным и смешанным возбуждением.

  17. Решение задач на тему: «Закон Ома».

  18. Подготовить доклад на тему: «Сложные электрические цепи: понятие, законы Кирхгофа».

  19. Составить таблицу сравнения аппараты ручного управления и аппаратуры автоматического управления.

  20. Подготовить доклад на тему: «Характеристики переходного тока»

  21. Самостоятельное решение задач на тему: «Постоянный ток».

  22. Подготовить доклад на тему: «Электротехнические устройства».

  23. Изучение электронной измерительной аппаратуры.

  24. Самостоятельное решение задач по расчету магнитной индукции для участка магнитной цепи.

  25. Подготовить доклад на тему: «Магнитные свойства веществ».

  26. Самостоятельное решение задач по расчету напряжения.

  27. Подготовить доклад на тему: «Нелинейные электрические цепи».

  28. Решение задач по расчету магнитного потока для участка магнитной цепи.

  29. Подготовить доклад на тему: «Мощность переменного тока»

  30. Подготовиться к итоговой контрольной работе

29



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета - электротехники (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки-задания, наборы плакатов, демонстрационные и электрифицированные стенды);

Лаборатории:- электротехники (инструкции к проведению лабораторных работ, инструменты, приборы и приспособления, монтажные панели, учебные электрические схемы, аптечка, инструкции по безопасности).

3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

  1. Бутырин П.А. Электротехника. Учебник. НПО, - М.: ИЦ "Академия", 2007 4-е изд.

  2. Соколовский Г.Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. Учебник ИЦ "Академия", 2006

  3. Шишмарев В.Ю. Средства измеренений. Учебник .ИЦ "Академия", 2006.

  4. Башарин С.А. Теоретические основы электротехники. Теория электрических цепей и электромагнитного поля. М.ЗАО "КЖИ "За рулем". М.: ИЦ "Академия",2004.

  5. Браславский И.Я. Энергосберегающий асинхронный электропривод. - М.: ИЦ "Академия", 2004.

  6. Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники Издат. Центр "Академия", 2004

  7. Москаленко В.В. Электрический привод: Учебник (1-е изд.) 2007г

  8. Соколовский Г.Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. Учебник ИЦ "Академия", 2006

  9. С.А.Зайцев Контрольно-измерительные приборы и инструменты 2-е изд.стер. Учебник 2006



Дополнительная литература:

  1. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2+3- изд., стер.) Уч.пос.НПО."Академия"2007+2008.

  2. Гуржий А.Н. Электрические и радиотехнические измерения. Уч. Пособие для НПО. М.: ИЦ "Академия", 2004.

  3. Беспалов В.Я. Электрические машины. Уч.пособие. - М.: ИЦ "Академия", 2005

  4. Панфилов В.А. Электрические измерения. "Академия"2008.

  5. Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике: Учебное пособие, ИЦ "Академия" 2004

  6. Ярочкина Г.В. и др. Электротехника. Рабочая тетрадь. - М.: ИЦ «Академия», 2002.

  7. Прошин В.М. Рабочая тетрадь по электротехнике. - М.: ИЦ «Академия», 2004.

  8. Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. Задачник по электротехнике. - М: ИЦ «Академия», 2004.

Технические средства обучения:

  • Компьютер с выходом в сеть Интернет;

  • видеопроектор;

  • видеофильмы;

  • лабораторные стенды.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Раздел (тема)

учебной дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока.


В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

- читать структурные и простые принципиальные электрические цепи.

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

понятие электрическая цепь и ее элементы; методы расчета электрических цепей; основные определения: электродвижущая сила, напряжение, сила тока, плотность тока, сопротивление и проводимость ;единицы измерения; международную систему единиц СИ; первый и второй законы Кирхгофа; последовательное, параллельное соединение проводников; Включение в электрическую цепь реостатов и потенциометров; Тепловое действие тока; Допустимую нагрузку; Расчет и выбор сечения проводов; Короткое замыкание; Защита от токов короткого замыкания

Экспертная оценка результатов выполнения практической работы


Экспертная оценка результатов тестирования

Тема 1.2. Магнитные цепи Электромагнитная индукция.



В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

Находить магнитную индукцию и напряженность по кривой намагничивания.

Засчитывать напряженность, индукции и магнитного потока для участка, узла и контура магнитной цепи. Измерять силу тока, напряжения, сопротивления электрической цепи с параллельным включением ламп накаливания; Рассчитывать индуктивность катушки в цепи переменного тока

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

Понятие магнитное поля, его характеристики, единицы измерения. Магнитные свойства веществ: классификация, строение, характеристики, единицы измерения. Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет.

Экспертная оценка результатов выполнения практической работы, лабораторной работы.


Экспертная оценка результатов тестирования

Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока.

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

Понятие переменного тока; графическое изображение переменного тока и напряжения; период и частоту переменного тока; мгновенное, амплитудное и действующее значение тока и напряжения; фазу, сдвиг фаз; стандартное значение частоты в промышленных сетях; активное сопротивление в цепи переменного тока; закон Ома для цепи с активным сопротивлением; индуктивность в цепи переменного тока; закон Ома для цепи с емкостью; последовательное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивлений; параллельное соединение индуктивного и емкостного сопротивления ; резонанс токов; соединение звездой и треугольником; линейные и фазные токи и напряжения; соотношения между линейными и фазными токами и напряжением при соединении звездой и треугольником; мощность трехфазного тока.

Экспертная оценка результатов тестирования

Тема 2.1. Электроизмерительные приборы и электрические измерения.

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

Использовать амперметр при измерении силы тока. Использовать вольтметр при измерении напряжения в цепи постоянного тока.

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

Методы измерений и погрешности при измерениях; Классификацию измерительных приборов; Условные обозначения приборов на электрических схемах; Измерительные приборы магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической , индукционной и других систем; Измерение тока Измерение напряжения; Расширение пределов измерения; Измерение сопротивлений; Измерение сопротивления изоляции проводов; Измерение мощности и энергии. Схемы включения ваттметров и счетчиков.

Экспертная оценка результатов выполнения практической работы, лабораторной работы.


Экспертная оценка результатов тестирования

Тема 2.2. Полупроводниковые приборы

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

Строить вольт-амперную характеристику диода.

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

Природу проводимости полупроводников, образование полупроводников р-типа и

n-типа. Принцип работы полупроводникового диода, биполярного и полевого транзистора, режимы их работы. Условные обозначения полупроводниковых приборов в схемах. Свойства полупроводникового тиристора, схемы их включения. Принцип работы фотоэлементов и условные обозначения в схемах.


Экспертная оценка результатов выполнения практической работы, лабораторной работы.


Экспертная оценка результатов тестирования

Тема 2.3. Трансформаторы

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

Находить параметры трансформаторов. Уметь рассчитать токи, напряжения и количество витков во вторичной обмотки по данным первичной обмотки.

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

Назначение, устройство, классификацию и принцип работы трансформаторов. Уметь объяснять режимы работы трансформаторов. Знать схему замещения трансформатора.

Экспертная оценка результатов тестирования


Экспертная оценка результатов тестирования

Тема 2.4. Электрические машины.

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

Пускать электродвигатель, установленный на эксплуатируемом оборудовании. Составление простейших схем, отражающих принцип действия электрических машин.


В результате освоения темы обучающийся должен знать:

Вращающееся магнитное поле; Скольжение и регулирование скорости вращения; Преимущества и недостатки асинхронных двигателей; Принцип действия синхронного электродвигателя. Область применения машин переменного тока. Основы электрического привода Принцип действия генератора постоянного тока и его устройство. Назначение коллектора. Характеристику и применение генераторов постоянного тока Мощность и коэффициент полезного действия электродвигателей и генераторов.

Экспертная оценка результатов выполнения практической работы


Экспертная оценка результатов тестирования

Тема 2.5. Аппаратура управления и защиты

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

Аппаратура управления и защиты: классификация, устройство, эксплуатация.

Аппараты ручного управления, их конструкция, принцип работы и область применения, достоинства и недостатки. Аппаратура автоматического управления. Устройство, схемы, принцип работы магнитных пускателей и реле. Аппаратура защиты: плавкие предохранители, тепловые и электронные автоматы защиты. Устройство, схемы, принцип работы.

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

Исследование работы автоматического выключателя. Исследование работы контактора.

Экспертная оценка результатов тестирования

Тема 3.1

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

Электрические станции, сети и электроснабжение. Подстанции. Распределение электрической энергии. Электроснабжение промышленных предприятий. Потребление электрической энергии

Экспертная оценка результатов тестирования

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка) iconРабочая программа учебной дисциплины основы экономики по профессиям 16675 Повар и 12901 Кондитер Форма обучения: очная с. Выдрино 2012 год Программа учебной дисциплины «Основы экономики»
Программа учебной дисциплины «Основы экономики» разработана на основе фгос нпо по профессии 260807. 01 Повар, кондитер
Рабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка) iconРабочая программа учебной дисциплины техническая механика название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка) iconРабочая программа учебной дисциплины элементы и узлы периферийных устройств компьютерных систем название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка) iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка) iconРабочая программа учебной дисциплины по специальности среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка) iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка) iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка) iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка) iconРабочая программа дисциплины основы философии
Программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» ( факультатив) для средних школ
Рабочая программа учебной дисциплины «основы электротехники» Для специальности: станочник (металлообработка) iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основных образовательных программ специальности 030301 «Психология»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница