«Стихи и песни Великой Отечественной войны»




Название«Стихи и песни Великой Отечественной войны»
Дата04.02.2016
Размер7,47 Kb.
ТипУрок
Тема урока: «Стихи и песни Великой Отечественной войны»

Цель:

  • дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Задачи:

    • познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

    • развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;

    • воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому Великой Отечественной войны.

Тип урока: урок-концерт (литературно-музыкальная композиция).

Методические приёмы: слово учителя, сообщения учащихся, чтение наизусть.

Оборудование урока: презентация (ноутбук), выставка книг о войне, рисунки учащихся «Война глазами детей».


Ход урока.


1. Вступительное слово учителя: (слайд 1) Тема нашего урока «Стихи и песни, опаленные войной». Сегодня мы познакомимся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры. (Звучит песня из к/ф “Офицеры”, муз.Р.Хозака, сл.Е.Аграновича “От героев былых времён”).

(Слайд 2) Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

(Слайд 3) Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.

(Слайд 4) Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.

Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.

2. Сообщение учащегося об истории создания “Священной войны”. Звучит запись песни.

3. Слово учителя: Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов. (Слайд 5)

4. Сообщение учащегося о творчестве К.Симонова.

5. Слово учителя: Прослушаем песню «Жди меня» в исполнении М. Бернеса.

6. Выразительное чтение учащимися стихотворений К.Симонова наизусть. «Смерть друга»

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (Слайд 6)

7. Слово учителя. (Слайд 7) Прошёл войну и дошёл до Берлина Давид Самойлов.

8. Сообщение учащегося о творчестве Д. Самойлова.

9. Слово учителя. Творчество Самойлова многогранно и многопланово. Самое известное стихотворение Д.Самойлова “Сороковые, роковые…”.

10. Выразительное чтение стихотворения наизусть на фоне звучащей песни “Эх, дороги”.

11. Слово учителя: Через всё произведение проходит антитеза, позволяющая широко использовать антонимы: смерть, реальный ужас войны, смерти и юношеское жизнелюбие, молодое счастье. “Война, беда, мечта и юность!”

Давиду Самойлову принадлежат такие стихотворения о войне, как: “Снегопад”, “Тревога”, “Звезда”.

Время и память до последних дней жизни поэта были главными опорами его жизни и творчества.

И я, солдат двадцатилетний,
Счастливый тем, что я есть я,
В болотах Волховского фронта
Расположилась наша рота,
И жизнь моя, и смерть моя.

“Звезда”.

12. Слово учителя. (Слайд 8)

Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода.

13. Сообщение учащегося о судьбе и творчестве Ю. Друниной.

14. Слово учителя. Действительно, в её характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость.

15. На фоне звучащей музыки “Соловьи”, ученики читают наизусть стихотворение Ю.Друниной “Зинка”. (Слайд 9)

16. Слово учителя. (Слайд 10)

“Соловьиным чудом России” называют Михаила Исаковского. Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как поэт-песенник.

Его перу принадлежат такие песни, как:

  • “Дан приказ ему на запад”

  • “Летят перелётные птицы”

  • “Услышь меня хорошая”

  • “Враги сожгли родную хату”

  • “Ой, туманы мои, растуманы”

  • “В лесу прифронтовом” (слушаем песню)

Особенна история создания песни “Катюша” на музыку М. Блантера. В годы Великой Отечественной войны появились десятки вариантов “Катюши”, её именем “окрестил” народ новое оружие – реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага. (Слайд 11).

17. Сообщение учащегося об истории создания песни “Катюша” на фоне звучащей музыки.

18. Слово учителя. Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия и песни войны”, так как поэтов и композиторов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Ольги Бергольц, Булата Окуджава, Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова.

По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся. (Слайд 12).

  • Муса Джалиль в 1941 году казнён фашистами в концлагере.

  • Алексей Лебедев погиб в 1941 году при выполнении боевого задания.

  • Юрий Инге погиб в 1942 году на корабле, торпедированном фашистами.

  • Борис Котов погиб в 1943 году при форсировании Днепра.

После войны, оставив большой след в поэзии о Великой Отечественной войне, ушли от нас поэты:

Юлия Друнина, Николай Старшинов, Эдуард Асадов, Александр Твардовский, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий и другие.

Помните –

через века,
через года.
Помните о тех,
Кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста,
Помните…

Минута молчания…

19. (Слайд 13). Слушаем песню “Журавли”, муз. Я.Френкеля, сл. Р. Гамзатова.


20. Какое впечатление осталось у вас от урока?


21. Домашнее задание: прочитать рассказ А. Платонова «Возвращение», ответить на вопросы.



Похожие:

«Стихи и песни Великой Отечественной войны» iconИсследовательская работа по истории и обществознанию «Мишкинский район в годы Великой Отечественной войны»
Охватывают период с июня 1941 по май 1945 года. Выбор начальной даты работы обусловлен началом Великой Отечественной войны, а конечная...
«Стихи и песни Великой Отечественной войны» iconКавказские Минеральные Воды в годы Великой Отечественной войны
Цель работы: показать роль и значение кавказских Минеральных Вод в годы Великой Отечественной войны, как городов – госпиталей в лечении...
«Стихи и песни Великой Отечественной войны» iconПлан-конспект урока начало Великой Отечественной войны
Данилов К. К., Клоков В. А. и др. История России (20-начало 21 века) Цель урока: изучение трагических событий начала Великой Отечественной...
«Стихи и песни Великой Отечественной войны» iconЗадачи: Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне. Развивать психические процессы
Воспитывать глубокое уважительное отношение к героическому подвигу защитников отечества, благодарность участникам Великой Отечественной...
«Стихи и песни Великой Отечественной войны» iconВологда в годы Великой Отечественной войны Краеведческие чтения к 65-летию Победы
Вологда в годы Великой Отечественной войны : сборник работ участников краеведческих чтений / мук «цбс», Филиал №7; сост. О. Ю. Монастырева,...
«Стихи и песни Великой Отечественной войны» icon«Как могут эти дни забыться…»
Победы в Великой Отечественной войне; познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии времён Великой Отечественной...
«Стихи и песни Великой Отечественной войны» iconПодвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 Список литературы
Военные железнодорожники в битве за Ленинград. (К 60-летию Победы в великой Отечественной войне)/Н. Н. назарчук, А. Ф. Столяров,...
«Стихи и песни Великой Отечественной войны» iconИсследование данной работы лежит в области новейшей отечественной истории, истории города Москвы, краеведения и посвящено изучению улиц Западного округа Москвы, названных в честь имен героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Героические страницы истории Москвы. Имена участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в названиях Московских улиц Западного...
«Стихи и песни Великой Отечественной войны» iconПлан подготовки общеобразовательных учреждений Ачинского района к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Размещение в районных газетах «Уголок России», «Молодежный портал», городских газетах «Ачинская газета», «Новая Причулымка» и школьных...
«Стихи и песни Великой Отечественной войны» iconСельское хозяйство Краснодарского края и Адыгейской автономной области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Диссертация выполнена на кафедре Отечественной истории, историографии, теории и методологии истории
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница