Программа видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме




Скачать 25,34 Kb.
НазваниеПрограмма видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме
Дата04.02.2016
Размер25,34 Kb.
ТипПрограмма
Программа

видеолекций курсов «Менеджмент в образовании»

по теме

«Разграничение полномочий органов в сфере образования»,

«Характеристика системы образования»

Преподаватель: Тимофеева Л.А.

№ п/п

Тема лекций

Дата и время лекций

Выполнение заданий

Проверка заданий преподавателем

1

Разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере образования

1 пара 9.00-10.20

2 пара 10.30.-11.50

10.30-11.30

11.30-11.50

2

Характеристика системы образования

3 пара 13.00-14.20

4 пара 14.30-15.50

14.30-15.30

15.30-15.50


















Практические задания по теме

«Разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере образования»:

1. «Стратегия инновационного развития образовательного учреждения»: Прочитайте фрагменты выступлений и сформулируйте те идеи, которые могут Вам помочь в разработке стратегии инновационного развития Вашего образовательного учреждения Фрагмент 1. Д. Медведев. Точки над «и»// Росийская газета. Федеральный выпуск № 4591 от 16.02.2008г.Фрагмент 2. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл (www. abitu.ru/researcher)… «Проблемное поле феномена «инноваций» в общественной практике».

2. «Что такое инновация?»: Прочитайте каждое из определений понятия «Инновация» и разложите его на составляющие: «Что это?», «Из чего состоит?», «Какими отличительными характеристиками обладает?». На основе проведенного анализа сформулируйте свое рабочее определение инновации.

1. Сравните показатели по Вашему ОУ с представленными в тексте Подтверждаются ли общие тенденции?

2. Каково соотношение учащихся и учителей в Вашей школе? Учителей и административно-хозяйственного персонала?

3. Существуют недостатки в модели нормативного финансирования в Бурятии?

4. В какой форме существует финансовая самостоятельность Вашего ОУ? Удовлетворяет ли Вас, как руководителя ОУ, имеющаяся в учреждении форма финансовой самостоятельности? Если нет, то назовите причины.

Информационно-методическое обеспечение модуля

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Об образовании. Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1.

3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. – М., 2008.

6. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2007 года № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2008 г. № 46).

7. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 июня 2008 года №1238 «Об утверждении форм актов о результатах проверок» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2008 года, регистрационный № 11837).

8. Методические рекомендации по проведению органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования, выездных (инспекционных) проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, а также организации контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений (письмо Рособрнадзора от 4 июня 2008 года № 01-251/09-01).

9. Методические рекомендации по проведению камеральных проверок органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования (письмо Рособрнадзора от 4 июля 2008 г. № 01-298/09-01).

Содержание и форма итогового контроля

В ходе итоговой контроля оцениваются результаты освоения материалов, которые проявляются в понимании сущности государственной политики в сфере образования, в том числе в понимании путей дальнейшего развития конкретного образовательного учреждения. Основными формами итогового контроля являются тестирование, подготовка эссе, разработка кластера стратегических задач (относительно конкретного образовательного учреждения).

Проблемные вопросы

1. Должна ли миссия ОУ, предложенная директором/администрацией, быть принятой всеми членами педагогического коллектива?

2. Зависит ли организационная культура ОУ от уровня культуры директора?

3. Является ли государственно-общественное управление образованием реальной необходимостью или это очередная непроработанная административная реформа?

4. Готовы ли управления образования на муниципальном и региональном уровнях поделиться властью с общественностью?

5. Возможно ли развитие договорных отношений в системе образования в рамках существующей нормативно-правовой базы?

6. Каким образом можно разрешить противоречие между потребностями конкретных ОУ в повышении квалификации и ориентированной на среднестатистическую школу государственной системой повышения квалификации?

Информационно-методическое обеспечение темы

1. Горячкова С.А., Кушкова Т.В., Уварова Л.И., Федосеева И.В., Шумилина Т.О. Программ развития образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации. – Архангельск: АО ИППК РО, 2008.

2. Ильенко Л. П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы. - М., 2001.

3. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб, 1997.

4. Карстанье П. Миссия школы: концепция, функции, разработка / Управление в образовании. - СПб, 1996.

5. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1993.

6. Лебедев О.Е. и др. Эффективное управление школой в современных условиях. – СПб, 2002.

7. Моисеев A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть? – М., 2001.

8. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем. – М., 2004.

9. Орлова Т.В. Перспективное планирование развития школы. - М., 2000.

10. Стратегическое планирование / Под ред. Э.Л. Уткина. - М., 1998.

11. Стратегическое планирование системных изменений в образовании / Под ред. А.М. Моисеева. – М., 2003.

12. Управление в образовании: проблемы и подходы / Под ред. П. Карстанье, К.М.Ушакова. – М., 1995.

13. Управление развитием школы / Под ред. Поташника М.М., Лазарева В.С. – М., 1995.

14. Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический менеджмент в образовании: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М., 2007.


Задание к теме: «Характеристика системы образования»

Написать эссе на одну из заданных тем:


  1. Эволюционное становление российской системы образования.

  2. Возможности интеллектуального и нравственного развития школьников в образовательной деятельности.

  3. Социальная защищенность человека в сложных условиях рыночной экономики.

4. Доступность системы образования.

5. Качество образования в моём образовательном учреждении


Материал для работы

Общая характеристика системы образования


Концептуальным документом развития образовательной системы России до 1991 г. являлось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», принятое в марте 1987 г. Однако известные политические события, приведшие к распаду СССР, выдвинули на передний план государственной политики Российской Федерации проблему определения собственной стратегии развития образования в России.

Вышедший в июне 1991 г. первый Указ первого Президента России Б. Н. Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» исходил, как это следует из его преамбулы, «из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России, обеспечения приоритетности сферы образования» (Указ Президента РФ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», июнь 1991 г.). Указ и изданное в его исполнение постановление Совета Министров РСФСР (№ 402 от 16 июня 1991 г.) определяли ряд мер, которые следовало принять в сфере развития образования, и в первую очередь необходимость создания к концу 1991 г. Государственной программы развития образования в России – «Программа-92».

Данная программа имела законченный характер, являла собой поэтапную и систематическую программу развития образования в России. В основу авторами проекта было положено направление эволюционного становления российской системы высшего образования.

На основании проведенного анализа социально-экономических факторов были определены стратегические цели, среди которых важнейшими были следующие.

1. Повышение образовательного уровня населения России в среднем до 14,5 лет к 2006 г., которое достигалось путем предоставления каждому гражданину возможности интеллектуального, культурного и нравственного развития посредством получения высшего образования и квалификации в соответствии с его способностями и знаниями.

2. Обеспечение широты и качества образования, которое повышает профессиональную способность, значимость и социальную защищенность человека в сложных условиях рыночной экономики. Была разработана многоуровневая система высшего образования (1992–1993 гг.).

В связи с этим были определены шесть принципов, на которые необходимо опираться при достижении намеченных целей.

1. Принцип саморазвития – представляет собой отсутствие централизованной и авторитарной власти, а следовательно, демократизация управления образованием, что означает предоставление относительной самостоятельности вузам при решении поставленных перед ними проблем и задач.

2. Принцип качества – означает наличие качества образовательных программ, которое достигается посредством объединения в программах личностных и общественных ценностей.

3. Принцип разнообразия – предполагает наличие разнообразных типов высшего образования, которые различаются по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям.

4. Принцип единства – наличие преемственности и разделение ступеней образования в рамках системы образования.

5. Принцип равенства – наличие этого принципа означает предоставление всем гражданам одинаково равной возможности получить любое образование, т. е. это реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования.

6. Принцип эффективности – это возможность удовлетворить потребность регионов в высококвалифицированных кадрах с условием вложения наименьших затрат.

Несмотря на все продуманные и логические принципы, «Программа-92» оказалась слишком оптимистичной, принимая во внимание объявленные Правительством Российской Федерации показатели роста экономики в ближайшие годы. Не было выделено средств на такие ее проекты, как создание национальной системы баз знаний, масштабная информатизация высшей школы, и они не были выполнены в намеченные сроки.

«Программа-92» в качестве одного из проектов определила создание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ГОС ВПО (Постановление Правительства РФ № 773 от 10 августа 1993 г.). Данный проект должен был закрепить на нормативном уровне предложенные мысли и идеи в области обновления содержания образования. Таким образом, ГОС ВПО должен был стать основным нормативным документом системы высшего образования и определить уровни высшего профессионального образования, содержание и результаты учебного процесса.

Структура образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, а также основные социальные характеристики определены Федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в него входят:

1) Федеральный закон «Об образовании» (редакция 1996 г.);

2) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.);

3) Федеральная программа развития образования;

4) Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

Согласно основному закону, российская образовательная система являет собой совокупность:

1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

2) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Термин «образовательная программа» подразумевает цельную программу определенного уровня образования, назначенного на уровне образца. Существует иерархическая лестница уровней образования в России, построенная на базе соответствующих образовательных программ, которая включает одиннадцать ступеней, относящихся к шести уровням образования (табл. 2).


Таблица 2

Уровни образования



Дошкольное образование не является обязательным условием поступления в первый класс начальной школы.

Следует отметить, что ни одна образовательная программа не является тупиковой. Существует преемственность между образовательными программами всех уровней, дающая возможность продолжать обучение на последующем уровне вплоть до самого высшего. Это значит, что документ, выданный по окончании полной средней школы, дает возможность его обладателю поступить в высшее учебное заведение любого направления.

Все реализуемые образовательные программы можно назвать основными. Кроме образовательных программ основного направления, существуют программы дополнительного образования. Оно может осваиваться гражданами по мере необходимости. Некоторые дополнительные образовательные дисциплины могут быть изучены слушателями в момент получения ими формального образования. Примером может служить сеть музыкальных школ, которые обучают по дополнительным программам музыкального образования. Дети имеют возможность учиться в музыкальной школе параллельно с обучением в общеобразовательной школе. У студентов и учащихся пользуются большой популярностью самые различные курсы дополнительного образования, такие как компьютерные, экономические, курсы иностранных языков, которые они изучают на факультативной основе, и т. д. Но все это дополнительное образование, скорее всего, предполагает образование незанятого и безработного населения или работающих специалистов. Задача, которую решает такое дополнительное обучение, – это постоянное повышение уровня знаний тех, кто понимает значение собственного развития. Таким образом, основу российской системы образования составляет сочетание основной и дополнительной образовательных программ.

Второй элемент, который является составляющим образования России, – система различного типа и вида образовательных учреждений. Образовательным, согласно закону «Об образовании», является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. учреждение, которое решает одну или несколько обучающих задач. Существуют некоторые особенности установленных норм.

1. Образовательные учреждения могут быть образованными не только органами государственной власти и местного самоуправления, а также учредителями могут стать и организации любой другой формы собственности, в том числе иностранные, общественные и религиозные организации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Следовательно, по принадлежности к организационно-правовым формам образовательные учреждения могут являться государственными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и т. п.) и муниципальными.

2. Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает учебно-методическую документацию, которая определяет организацию всего учебного процесса, является образовательной программой в целом, ее разделение на часы по учебным дисциплинам и годам обучения. Существует единственный нормативный документ в этой сфере, которого необходимо придерживаться при составлении учебных программ, – это ГОСТ. Все другие документы являются рекомендуемыми к исполнению и носят характер необязательных, координирующих учебно-методическую работу образовательных учреждений.

3. Каждое образовательное учреждение, которое намеревается определить своей задачей образовательную деятельность и приступить к обучению школьников или студентов, должно получить лицензию на право ведения образовательной деятельности определенного уровня и возможность выдавать документы об образовании государственного образца. Выдача такой лицензии производится после того, как образовательное учреждение успешно проходит этапы аттестации и последующей государственной аккредитации.

Образовательные учреждения в зависимости от уровня и направленности обучающих программ могут разделяться по типам и видам. Тип образовательных учреждений связан в основном с принятой классификацией образовательных программ на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные. Вид образовательных учреждений зависит от направленности реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. Можно привести пример общеобразовательных школ, среди которых появились лицеи и гимназии; образовательные учреждения среднего профессионального образования разделяются на училища, техникумы, колледжи. Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и т. д.

Третий элемент в образовательной системе – это органы управления образованием. Согласно Конституции Российской Федерации, общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что по предметам совместного ведения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации издают, кроме федеральных законов, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними (статья 76 Конституции Российской Федерации). На уровне Российской Федерации действуют:

1) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

2) федеральные ведомственные органы управления образованием.

Таким федеральным центральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными – федеральные министерства и федеральные ведомства, являющиеся по существу учредителями образовательных учреждений. Под руководством Министерства образования или других федеральных министерств находятся свыше 95 % всех государственных вузов. Только негосударственные вузы не относятся к ведению государственных (муниципальных) органов власти и управляются непосредственно учредителем.

Рассмотрим требования к системе образования

1. Доступность образования. Государство должно предоставить возможность каждому гражданину, получившему общее среднее образование и имеющему соответствующий документ об окончании, продолжить образование в любом высшем учебном заведении. Невозможность обучения должна восприниматься человеком как справедливое ограничение. Поэтому при поступлении в вуз должны отсутствовать какие-либо сословные, национальные, религиозные, половые, классовые и политические ограничения.

2. Качество образования. Высшее образование как этап в образовательной деятельности человека должно быть личностно и общественно значимым. С одной стороны, обучение должно помочь человеку в качественном росте, с другой стороны, полученные знания и профессиональная подготовка должны обеспечить человеку достойную жизнь.

3. Реализация академических свобод студента в процессе обучения. Будущий студент должен быть уверен в том, что он сможет выбирать и постоянно уточнять свою профессиональную образовательную направленность (вуз, специальность, специализацию, учебные курсы и т. п.). Кроме того, в вузе все отношения между студентами и преподавателями должны быть основаны на доверительных отношениях и принципах взаимоуважения, а учебный процесс должен быть построен так, чтобы не ущемлять права человека, обеспечивать свободу от физического и психического насилия.

Как часть системы образования, высшая школа предоставляет возможность получения знаний, которые в будущем способны не только создать высокий уровень конкурентоспособности на рынке труда, но и обеспечить социальную защиту, уверенность, мобильность.

Система высшего образования в России на современном этапе должна решить стратегическую задачу получения как можно большим количеством граждан качественного и доступного (не зависящего от материальных возможностей, местожительства, условий жизни и работы и т. д.) образования. Именно образование дает постоянную возможность профессионально повышать свой уровень, менять профессиональную ориентацию в рыночных условиях. По прогнозам экспертов, переход к постиндустриальному обществу станет возможным тогда, когда 40–50 % населения будет иметь высшее образование. Система образования России и высшая школа вполне могут подготовить необходимое на рынке труда количество высококвалифицированных кадров и специалистов.

Но в настоящее время российская система образования находится в кризисном состоянии. Приведем некоторые признаки кризиса.

1. Обострение проблем доступа к образованию.

2. Усугубление проблем качества и релевантности образования.

3. Недостаточное финансирование.

4. Все меньше становится преподавателей с необходимой квалификацией, особенно на периферии, где падает престиж их работы и оплата труда.

5. Выделение небольшой группы благополучных, процветающих вузов на фоне основной массы нуждающихся и слабых.

6. Опасность потери гражданами возможности иметь равный доступ к образованию.

Система образования взрослых не в полной мере решает основные образовательные задачи – в течение всей жизни обновлять знания, полученные в профессиональной сфере. Право на получение образования, закрепленное в Конституции (ст. 42) и в Законе «Об образовании» (раздел 1, ст. 5), должно быть реализовано в полной мере. Должен учитываться принцип гуманистичности, особенно тогда, когда никто не может быть лишен возможности учиться по различным причинам: бедность, географическая или временная изолированность, социальная незащищенность, физические недостатки или занятость производственными и личными делами.

Несмотря на все недостатки состояния системы образования, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации определены основные положения, которые должны улучшить условия в сфере образования.

1. Фундаментализация образования.

2. Опережающий характер всей системы образования.

3. Доступность системы образования.

Фундаментализация образования означает ориентацию образования на приобретение знаний фундаментальных законов природы, общества и самого человека. Это должно дать возможность человеку самостоятельно решать свои проблемы в критических и стрессовых ситуациях при условии неопределенности, новизны, сложности в сочетании с природными и социальными явлениями. Термин «фундаментализация» подразумевает значительное повышение уровня образования людей, которые его получают, за счет определенного изменения методов решения учебного процесса и содержания изучаемых дисциплин.

Опережающее образование – это понятие образования, которое представляет собой необходимость опережать бытие сознанием в критический момент для развития общества. Основная мысль состоит в том, что система образования будущего своей главной целью должна иметь задачу зарождения и формирования у человека таких качеств, которые смогут позволить быть успешным, жить и работать в условиях XXI в. Таким образом, первоочередная задача опережающего образования – это ориентация на будущее.

Доступность образования обеспечивается за счет широкого использования методов дистанционного обучения и самообразования на основе перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.

Похожие:

Программа видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Кадровый менеджмент в образовании как андрагогическая проблема в образовании взрослых»
Составитель: Коваленко М. Н., методист по общественным дисциплинам центра развития образования государственного образовательного...
Программа видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме iconРаботников образования работа слушателя курсов «Менеджмент в образовании» на тему: Непрерывность и преемственность в образовании
Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ
Программа видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме iconПрограмма дисциплины «Финансовый менеджмент»
Дисциплина “Финансовый менеджмент” изучается на 3 курсе дневного отделения факультета «Бизнес-Информатика» и опирается на теоретические...
Программа видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме iconРеферат: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Красных Елена Николаевна, выпускник курсов профессиональной переподготовки по направлению «Менеджмент организации. Менеджмент в образовании»
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме iconПрограмма «Международный маркетинг менеджмент»
Перечень учебных курсов изучаемых по обмену в вузе-партнере (Университет прикладных наук г. Ройтлингена, Германи)
Программа видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме iconПрограмма дисциплины стратегический анализ
Программа адресована слушателям 5-го курса факультета «Менеджмент». Она так же может быть использована в качестве продвинутого курса...
Программа видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме iconПрограмма учебной дисциплины дн (М). Ф. 3 «информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании»
Существенным отличием таких программ и курсов от уже существующих является их ориентация на мировой уровень подготовки специалистов...
Программа видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме iconПрограмма является составной частью учебных планов и является одной их курсов по дисциплине менеджмент для мастерата экономического факультета. Ориентировочное распределение часов «Антикризисный менеджмент»
В его рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые при любых экономических, политических и социальных метаморфозах...
Программа видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образовании»
«Педагогическое образовании» магистерская программа «География в профильном образовании»
Программа видеолекций курсов «Менеджмент в образовании» по теме iconРабочая программа дистанционных курсов повышения квалификации по теме: «Проблемно-диалогическое обучение: теория, технология, применение»
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница