Скачать 38,11 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Багаевская средняя общеобразовательная школа №2 Рассмотрено Согласовано Утверждаю: На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ БСОШ №2 Биологии, химии ____________С.И. Рябова __________Бочкарева С.А. Физики «___» ______________2010 г. «___» ________2010г. Протоколом №1 От 30 августа 2010 г. ___________ Качалин В.А. Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В.А. 2010-2011 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2004 года. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, материально-технических возможностей школы. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий. Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии на базовом уровне, календарно-тематическое планирование; перечень диагностических работ, сроки и формы итогового контроля. При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике авторов Каменского А.А., Криксунова Е.А, Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию».9 класс Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Цели изучения курса: Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:
При освоении программы особое внимание с уделено формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. В процессе обучения используется деятельностный, практико - ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Реализация компетентностного подхода в обучении биологии предусматривает:
В структурировании курса следует выделить: 1. Федеральный компонент 2.Школьный компонент. Данная программа может реализовываться посредством УМК: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., М., Дрофа, 2006. Структурой данной программы предусмотрено выполнение: лабораторных и контрольных работ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (70 час) Введение (2 часа) Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. РАЗДЕЛ 1 Уровни организации живой природы(54 часа) Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов) Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы. Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов) Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Демонстрации модели клетки микропрепараты митоза в клетках корешков лука микропрепараты хромосом модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках ■ Лабораторная работа Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов) Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрации микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных половое и бесполое размножение оплодотворение формы изменчивости организмов ■ Лабораторная работа Выявление изменчивости организмов. Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (3 часа) Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Демонстрации гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных признаки вида экологические факторы ■ Лабораторная работа Изучение морфологического критерия вида. Тема 1.5.Экосистемный уровень (8 часов) Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Демонстрации коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах; модели экосистем структура экосистемы пищевые цепи и сети круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм) агроэкосистема ■ Практические работы Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Изучение и описание экосистемы своей местности. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы. ■ Экскурсия Биогеоценоз. Тема 1.6.Биосферный уровень (4 часа) Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Демонстрации модели-аппликации «Биосфера и человек» границы биосферы РАЗДЕЛ 2 Эволюция (7 часов) Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрации живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора ■ Экскурсия Причины многообразия видов в природе. РАЗДЕЛ 3 Возникновение и развитие жизни(7 часов) Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрации окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели
Изучение палеонтологических доказательств эволюции. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения курса ученик должен знать/понимать: • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, уметь • объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; • выявлять приспособления организмов к среде обитания; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); • анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы; • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами; • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; • соблюдения правил поведения в окружающей среде; • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА Содержание данной рабочей программы может быть реализовано посредством следующих УМК: 1.Биология 9 класс. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для общеобразовательных учреждений. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. М., Дрофа, 2006 г. 2. Рабочая тетрадь к учебнику. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Пасечник В.В., Щвецов Г.Г., М., Дрофа, 2006 г. 3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Пасечник В.В. М., Дрофа, 2006 г. Дополнительная литература: 1. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли. М., Просвещение, 1987 2. Энциклопедический словарь юного биолога. М, «Педагогика», 1986 3. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 1995г. 4. Тарасенко Н.Д., Лушанова Г.И. Что вы знаете о свой наследственности. М., «Медицина», 1984 ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ Номенклатура учебного оборудования по биологии определяется стандартами школьного биологического образования, минимумом содержания образования, минимальными требованиями к оснащению учебного процесса, примерной программой основного общего образования по биологии. Оснащенность учебного процесса, материально-техническая база кабинета биологии позволяет выполнять лабораторные и практические работы, предусмотренные данной программой. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ Основными методами диагностики знаний и умений учащихся по биологии являются: устный опрос, письменные и лабораторные, практические работы. К письменным формам контроля следует отнести тематические диктанты, эксперсс-опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные работы, зачеты. Основными видами проверки знаний следует считать стартовый, текущий и итоговый контроль. Контрольная работа №1 1. Обмен веществ и превращение энергии включают в себя процессы питания. дыхания, транспорта веществ, их преобразования и: Л — выделения продуктов жизнедеятельности; Б — передачи признаков по наследству; В — деления клеток; Г — увеличения числа особей. 2. Процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их превращение, удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется: А — питанием; Б — дыханием; В -- обменом веществ; Г — выделением. 3. Особенность обмена веществ у растений — наличие процесса фотосинтеза, для которого характерно: А — образование органических веществ из неорганических с использованием энергии света; Б — расщепление органических веществ до неорганических с освобождением химических связей; В — передвижение органических веществ в растении; Г — отложение органических веществ в запас. 4. В процессе дыхания все живые организмы: Л — поглощают углекислый газ и выделяют кислород; Б — поглощают атмосферный азот и выделяют аммиак; В — поглощают атмосферный азот и выделяют углекислый газ; Г — поглощают кислород и выделяют углекислый газ. 5. Комплекс процессов в организме: питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование, выделение с продуктов жизнедеятельности — это: А — размножение; Б — рост и развитие; В — обмен веществ и превращение энергии; Г— регуляция деятельности органов.
8. Расщепление крупных молекул белков, жиров и углеводов до более мелких происходит под воздействием: А — гормонов; В — витаминов; В — ферментов; Г— антител. 9. Витамины в организме человека и животных: А — регулируют поступление кислорода; Б — оказывают влияние на рост, развитие, обмен веществ; В — вызывают образование антител; Г — увеличивают скорость образования и распада оксигемоглобина. 10. Гормоны в организме животных и человека: А— увеличивают скорость химических реакций; Б — обезвреживают чужеродные тела; В — снабжают клетки кислородом; Г — регулируют обмен веществ, рост и развитие организма. 11.Какую роль играют в организме ферменты (витамины, гормоны)? 12.Каковы последствия отсутствия витаминов в пище? 13.Почему вредно употреблять витаминные препараты в большом количестве? Контрольная работа №2
А) крахмал Б) гемоглобин В) аденозинтрифосфорная кислота; Г) минеральные соли 2.Доклеточными формами жизни, уникально сочетающими признаки живого и неживой материи являются: А) архебактерии Б) белки-катализаторы В)фосфолипиды; Г) вирусы и бактериофаги Д) одноклеточные организмы. 3.Впишите пропущенные слова. Аденозинтрифосфорная кислота является__________________ источником энергии, т.к. в ее молекуле имеются две ___________________ связи, при разрыве которых выделяется 40 и более кДж энергии. 4.Основными положениями клеточной теории являются: А) все организмы состоят из клеток Б) все клетки образуются путем деления материнской В) все клетки возникают из неживой материи Г) растительные и животные клетки имеют разительные отличия 5.Покажите признаки сходства и отличия растительных и животных клеток. 6.Дано: А) ядро Б) углеводы В) митохондрии Г) изотонический раствор хлорида натрия Д) аппарат Гольджи Исключите лишнее. 7.Перечислите основные способы питания живых организмов. Покажите их особенности. 8. Четвертичная структура белка характерна для: А) для сложных белков Б) для белков, имеющих в составе серу В) имеющих две и более полипептидных цепи Г) имеющих третичную структуру – глобулу или фибриллу 9.Приведите примеры процессов: Анаболизма ___________________ Катаболизма ___________________ 10.Покажите особенности буферных растворов и укажите их значение для живых организмов. Контрольная работа №3
8.Какова роль бактерий в природе? 9. О родстве растений и животных свидетельствует: А — их совместное обитание в природном сообществе; Б — клеточное строение организмов; В — связь растений и животных со средой обитания; Г — способность к активному передвижению. 10. Какая клетка изображена на рисунке? ![]() А — грибная; В — животная; В — растительная; Г — бактериальная. 3. Какую роль в организме играют витамины? А — являются строительным материалом клетки; Б — участвуют в хранении и передаче наследственных свойств; В — влияют на обмен веществ, участвуют в образовании ферментов; Г — служат источником энергии в организме. 11. Грибы питаются готовыми органическими веществами, так как: А — их клетки не имеют хлоропластов; Б — у них нет корней; В — их тело состоит из мицелия и плодового тела; Г — они живут в почве. 12. Что происходит в процессе дыхания? А — передвижение органических веществ; Б — образование сложных органических веществ; В — окисление органических веществ в клетке с освобождением энергии; Г — поглощение органических веществ из окружающей среды. |