Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А




Скачать 38,11 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А
Дата04.02.2016
Размер38,11 Kb.
ТипРабочая программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение Багаевская средняя общеобразовательная школа №2


Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ БСОШ №2

Биологии, химии ____________С.И. Рябова __________Бочкарева С.А.

Физики «___» ______________2010 г. «___» ________2010г.

Протоколом №1

От 30 августа 2010 г.

___________ Качалин В.А.


Рабочая программа

по биологии

для 9 класса

составлена учителем биологии и химии Качалиным В.А.


2010-2011 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2004 года. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, материально-технических возможностей школы. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий.

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии на базовом уровне, календарно-тематическое планирование; перечень диагностических работ, сроки и формы итогового контроля. При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике авторов Каменского А.А., Криксунова Е.А, Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию».9 класс


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


№№

Нормативные документы

1.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии (Приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004г.)

2.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ. (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г.)

3.

Пасечник В.В.. Программа курса биологии для 6-11 классов. М., Дрофа.2006г.



Цели изучения курса:

Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи­вой природы, использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

При освоении программы особое внимание с уделено формированию у учащихся общеучебных умений и на­выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распо­знавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

В процессе обучения используется деятельностный, практико - ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение уча­щимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребован­ными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для со­хранения окружающей среды и собственного здоровья. Реализация компетентностного подхода в обучении биологии предусматривает:





Компетенции

Общеучебные

Информационные: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; использование компьютерных технологий для обработки и передачи биологической информации и ее представления в различных формах.

Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться, аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для других форме.

Социальные: использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.

Предметно-ориентированные

Освоение знаний о биологической составляющей естественнонаучного картины мира, важнейших биологических понятиях, законах и теориях; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразия биологических систем и основных признаках живого, оценки роли биологии в современном обществе


В структурировании курса следует выделить:

1. Федеральный компонент

2.Школьный компонент.

Данная программа может реализовываться посредством УМК: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., М., Дрофа, 2006.

Структурой данной программы предусмотрено выполнение: лабораторных и контрольных работ.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(70 час)

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные пред­ставления о сущности жизни. Значение биологиче­ской науки в деятельности человека.


РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы(54 часа)


Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой при­роде. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Ка­тализаторы. Вирусы.


Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клет­ка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрации

модели клетки

микропрепараты митоза в клетках корешков лука

микропрепараты хромосом

моде­ли-аппликации, иллюстрирующие деление кле­ток

расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках

Лабораторная работа

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.


Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Генети­ческая непрерывность жизни. Закономерности из­менчивости.

Демонстрации

микропрепараты яйце­клетки и сперматозоида животных

половое и бесполое размножение

оплодотворение

формы изменчивости организмов

Лабораторная работа

Выявление изменчивости организмов.


Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрации

гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных

признаки вида

экологические факторы

Лабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида.


Тема 1.5.Экосистемный уровень (8 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологи­ческая сукцессия.

Демонстрации

коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах;

моде­ли экосистем

структура экосистемы

пищевые цепи и сети

круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

агроэкосистема

Практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Экскурсия

Биогеоценоз.


Тема 1.6.Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрации

модели-аппликации «Биосфера и человек»

границы биосферы


РАЗДЕЛ 2

Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусст­венный отбор. Селекция. Образование видов - мик­роэволюция. Макроэволюция.

Демонстрации

живых растений и животных, гер­бариев и коллекций, иллюстрирующих изменчи­вость, наследственность, приспособленность, ре­зультаты искусственного отбора

Экскурсия

Причины многообразия видов в природе.


РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни(7 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрации

окаменелости, отпечатки, скеле­ты позвоночных животных, модели

  • Лабораторная работа

Изучение палеонтологических доказательств эво­люции.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:

признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

уметь

объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№№

Дата

Тема урока

Количество

часов

1.




Введение. Биология- наука о живых организмах

1

2.




Методы исследования в биологии

1

3.




Сущность жизни и свойства живого

1

4.




Стартовая контрольная работа

Тема№1 Молекулярный уровень организации живого

Общая характеристика молекулярного уровня

1

5.




Углеводы

1

6.




Липиды

1

7.




Состав и строение белков

1

8.




Функции белков

1

9.




Нуклеиновые кислоты

1

10.




АТФ, Гормоны и другие органические вещества клеток

1

11




Л.р.№1 Биологические катализаторы

1

12.




Вирусы и бактериофаги

1

13.




Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации ж ивой природы»

1

14.




Тема №2 Клеточный уровень

Основные положения клеточной теории

1

15.




Общие сведения о клетках. Клеточная теория

1

16.




Клеточное ядро. Хромосомный набор клеток

1

17.




ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи

1

18.




Лизосомы, митохондрии, пластиды

1

19.




Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения

1

20




Различия в строении клеток про- и эукариот

1

21.




Ассимиляция и диссимиляция. Клеточный метаболизм

1

22.




Энергетический обмен

1

23.




Типы питания клеток

1

24.




Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез

1

25.




Биосинтез белков как пример пластического обмена. Транскрипция

1

26.




Генетический код, его свойства. Биосинтез белков. Трансляция

1

27.




Клеточный цикл. Деление клеток. Митоз- биологическая штамповка

!

28.




Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации»

1

29.




Тема №3 Организменный уровень

Размножение организмов. Оплодотворение

1

30




Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

31




Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание.

1

32.




Моногибридное скрещивание. Законы наследственности

1

33




Цитоплазматические основы наследственности. Законы чистоты гамет.

1

34.




Явление сцепленного наследования Анализирующее скрещивание

1

35.




Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание

1

36.




Явление сцепления. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

1

37.




Генетика пола. Генетическое определение пола Сцепленное с полом наследование признаков

1

38.




Л.р. №2 Модификационная изменчивость

1

39.




Мутационная изменчивость

1

40.




Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

1

41.




Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов

1

42.




Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого»

1

43.




Тема №4 Популяционно-видовой уровень

Л.р.№3 Вид. Критерии вида

1

44.




Популяции

1

45.




Тема №5. Экосистемный уровень

Сообщество. Экосистема. Биоценоз. Биогеоценоз

1

46.




Состав и структура сообщества

1

47




Потоки энергии и вещества в экосистемах.

1

48




Саморазвитие экосистем

1

49.




Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень организации живого»




50




Тема №6 Биосферный уровень

Биосфера. Среды жизни

1

51




Круговорот веществ в биосфере

1

52




Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации живого»

1

53.




Тема №7. Эволюция органического мира

Развитие эволюционного учения

1

54.




Изменчивость организмов

1

55.




Борьба за существование. Естественный отбор

1

56.




Видообразование.

1

57.




Л.р.№4. Макроэволюция

1

58.




Основные закономерности эволюционного процесса

1

59.




Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы эволюционного учения»

1

60.




Тема №8. Возникновение и развитие жизни на Земле

1

61.




Гипотезы возникновения жизни

1

62.




Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

1

63.




Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое

1

64.




Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

65.




Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на планете Земля»

1

66.




Итоговое обобщение «Молекулярный, клеточный, организменный уровень организации живого»

1

67




Итоговое обобщение «Популяционно-видовой, Экосистемный, биосферный уровень организации живого»

1

68.




Итоговая контрольная работа

1

69-70.




Резерв

2















ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА


Содержание данной рабочей программы может быть реализовано посредством следующих УМК:

1.Биология 9 класс. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для общеобразовательных учреждений. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. М., Дрофа, 2006 г.

2. Рабочая тетрадь к учебнику. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Пасечник В.В., Щвецов Г.Г., М., Дрофа, 2006 г.

3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Пасечник В.В. М., Дрофа, 2006 г.


Дополнительная литература:

1. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли. М., Просвещение, 1987

2. Энциклопедический словарь юного биолога. М, «Педагогика», 1986

3. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 1995г.

4. Тарасенко Н.Д., Лушанова Г.И. Что вы знаете о свой наследственности. М., «Медицина», 1984


ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ


Номенклатура учебного оборудования по биологии определяется стандартами школьного биологического образования, минимумом содержания образования, минимальными требованиями к оснащению учебного процесса, примерной программой основного общего образования по биологии.

Оснащенность учебного процесса, материально-техническая база кабинета биологии позволяет выполнять лабораторные и практические работы, предусмотренные данной программой.


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Основными методами диагностики знаний и умений учащихся по биологии являются: устный опрос, письменные и лабораторные, практические работы. К письменным формам контроля следует отнести тематические диктанты, эксперсс-опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные работы, зачеты.

Основными видами проверки знаний следует считать стартовый, текущий и итоговый контроль.


Контрольная работа №1

1. Обмен веществ и превращение энергии включа­ют в себя процессы питания. дыхания, транспорта ве­ществ, их преобразования и:

Л — выделения продуктов жизнедеятельности;

Б — передачи признаков по наследству;

В — деления клеток;

Г — увеличения числа особей.

2. Процесс поступления веществ в организм из ок­ружающей среды, их превращение, удаление из ор­ганизма конечных продуктов жизнедеятельности
называется:

А — питанием;

Б — дыханием;

В -- обменом веществ;

Г — выделением.

3. Особенность обмена веществ у растений — нали­чие процесса фотосинтеза, для которого характерно:

А — образование органических веществ из неорга­нических с использованием энергии света;

Б — расщепление органических веществ до неор­ганических с освобождением химических связей;

В — передвижение органических веществ в расте­нии;

Г — отложение органических веществ в запас.

4. В процессе дыхания все живые организмы:

Л — поглощают углекислый газ и выделяют ки­слород;

Б — поглощают атмосферный азот и выделяют ам­миак;

В — поглощают атмосферный азот и выделяют уг­лекислый газ;

Г — поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

5. Комплекс процессов в организме: питание, ды­хание, транспорт веществ, их преобразование, выделение с продуктов жизнедеятельности — это: А — размножение;

Б — рост и развитие;

В — обмен веществ и превращение энергии;

Г— регуляция деятельности органов.

  1. В чем сущность пластического (энергетическо­го) обмена?

  2. Каково значение обмена веществ?

8. Расщепление крупных молекул белков, жиров
и углеводов до более мелких происходит под воздей­ствием:

А — гормонов; В — витаминов; В — ферментов; Г— антител.

9. Витамины в организме человека и животных:
А — регулируют поступление кислорода;

Б — оказывают влияние на рост, развитие, обмен веществ;

В — вызывают образование антител;

Г — увеличивают скорость образования и распада оксигемоглобина.

10. Гормоны в организме животных и человека:
А— увеличивают скорость химических реак­ций;

Б — обезвреживают чужеродные тела; В — снабжают клетки кислородом; Г — регулируют обмен веществ, рост и развитие организма.

11.Какую роль играют в организме ферменты (ви­тамины, гормоны)?

12.Каковы последствия отсутствия витаминов в пи­ще?

13.Почему вредно употреблять витаминные препа­раты в большом количестве?


Контрольная работа №2

  1. Дан перечень веществ. Найдите и исключите лишнее:

А) крахмал

Б) гемоглобин

В) аденозинтрифосфорная кислота;

Г) минеральные соли


2.Доклеточными формами жизни, уникально сочетающими признаки живого и неживой материи являются:

А) архебактерии

Б) белки-катализаторы

В)фосфолипиды;

Г) вирусы и бактериофаги

Д) одноклеточные организмы.


3.Впишите пропущенные слова.

Аденозинтрифосфорная кислота является__________________ источником энергии, т.к. в ее молекуле имеются две ___________________ связи, при разрыве которых выделяется 40 и более кДж энергии.

4.Основными положениями клеточной теории являются:

А) все организмы состоят из клеток

Б) все клетки образуются путем деления материнской

В) все клетки возникают из неживой материи

Г) растительные и животные клетки имеют разительные отличия


5.Покажите признаки сходства и отличия растительных и животных клеток.


6.Дано:

А) ядро

Б) углеводы

В) митохондрии

Г) изотонический раствор хлорида натрия

Д) аппарат Гольджи


Исключите лишнее.


7.Перечислите основные способы питания живых организмов. Покажите их особенности.


8. Четвертичная структура белка характерна для:

А) для сложных белков

Б) для белков, имеющих в составе серу

В) имеющих две и более полипептидных цепи

Г) имеющих третичную структуру – глобулу или фибриллу


9.Приведите примеры процессов:

Анаболизма ___________________

Катаболизма ___________________


10.Покажите особенности буферных растворов и укажите их значение для живых организмов.


Контрольная работа №3


  1. Какую функцию выполняет цитоплазма в клетке?

  2. Каково значение кислорода в жизни организма?

  3. О чем свидетельствуют различия в строении че­ловека и животных?

  4. Какое значение имеет обмен веществ в жизни ор­ганизма?

  5. В чем проявляется роль хлоропластов в фотосинтезе?

  6. В чем проявляется приспособленность растений к уменьшению испарения воды?

  7. Что надо звать, чтобы определить, к какому Классу относится растение?

8.Какова роль бактерий в природе?
9. О родстве растений и животных свидетельствует:
А — их совместное обитание в природном сообще­стве;

Б — клеточное строение организмов;

В — связь растений и животных со средой обитания;

Г — способность к активному передвижению.

10. Какая клетка изображена на рисунке?



А — грибная; В — животная; В — растительная; Г — бактериальная.

3. Какую роль в организме играют витамины?

А — являются строительным материалом клет­ки;

Б — участвуют в хранении и передаче наследст­венных свойств;

В — влияют на обмен веществ, участвуют в обра­зовании ферментов;

Г — служат источником энергии в организме.

11. Грибы питаются готовыми органическими ве­ществами, так как:

А — их клетки не имеют хлоропластов;

Б — у них нет корней;

В — их тело состоит из мицелия и плодового тела;

Г — они живут в почве.

12. Что происходит в процессе дыхания?

А — передвижение органических веществ;

Б — образование сложных органических веществ;

В — окисление органических веществ в клетке с освобождением энергии;

Г — поглощение органических веществ из окру­жающей среды.



Похожие:

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А iconРабочая программа по биологии для учащихся 8-го класса на 2011-2012 уч год
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А iconРабочая программа по биологии для 6 класса уровень: общеобразовательный
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ под руководством...
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные»
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А iconРабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего обра­зования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений курс «Человек и его здоровье»
В связи с этим составлена рабочая программа, рассчитанная на 3 ч в неделю (102 учебных часа). В ней пре­дусмотрено проведение 2 контрольных,...
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А iconРабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные»
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы Пасечник В. В., Латюшин В. В., Пакулова...
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А iconРабочая программа по биологии 7, 9 класса комплекта (специального (коррекционного) обучения VIII вида) на 2012 2013 учебный год
Экспертное заключение методического объединения учителей начальных классов на рабочую программу по биологии для 7, 9 класса комплекта,...
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А iconРабочая программа по биологии для 8 класса (ооо) Бочарниковой Тамары Александровны, учителя биологии вкк
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Докучаевская средняя общеобразовательная школа Таловского района, Воронежская...
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А iconПояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего обра­зования по биологии, а также программы основного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница