«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной»




Название«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной»
Дата04.02.2016
Размер9,58 Kb.
ТипДокументы
«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной»

Ситникова Екатерина Павловна

МБДОУ «Детский сад №89» г.Верещагино

Пермский край

Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

 В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое  воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен,  сориентирован на:

- патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;

- социальную солидарность – свобода личная и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Дыбина) и др. Изучив состояние выбранной проблемы в научно-педагогической литературе, пришли к выводу, что основные материалы посвящены теме – патриотическое воспитание дошкольников и мало методической литературы, касающейся воспитания у детей первичных чувств гражданственности.

В свой работе мы попыталась создать эскиз системы гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Для ее реализации предлагается интегрированный подход:

- включение форм работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

- использование регионального компонента.

- работа спланирована в сотрудничестве с семьей.

-разработан комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о семье, обществе и государстве

- Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданско – патриотических чувств и нравственных ценностей

-Формирование у детей активной социальной позиции, воспитания гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строили свою работу, учитывая следующие принципы:
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. глаза на дорогое и родное»

Система работы по патриотическому воспитанию детей включает в себя 5 блоков:

1 блок. Я и моя семья

2 блок. Детский сад

3 блок. Родной город и родная природа

4 блок. Родная страна

5 блок. Культура страны

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Свою работу мы проводим последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному(регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

Развитие детей по нравственно-патриотическому воспитанию проходило в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основными формами нравственно-патриотического воспитания детей являются

  • Организация экскурсий и целевых прогулок

  • Продуктивная деятельность (Оформление тематических выставок, изготовление подарков и сувениров для взрослых и сверстников)

  • Проектная деятельность

  • Моделирование и решение проблемных ситуаций

  • Придумывание сказок, историй и их театрализация

  • Трудовая деятельность

  • Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН)

  • Познавательно-исследовательская деятельность

  • Чтение художественной литературы

  • Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым

  • Игровая деятельность

  • музейная педагогика и коллекционирование

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях русского народа. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллектив.

Основываясь на данные диагностики можно сказать, что до начала работы по данному направлению дети имели поверхностное, узкое представление о родном городе , почти ничего не знали о традициях народов живущих рядом с нами, о почетных жителях города.
Если в первый год работы, большая часть детей - 57% не смогли правильно ответить на вопросы диагностики, то на данном этапе работы с детьми можно увидеть явную динамику роста знаний детей о родной стране и городе, о достопримечательностях , о традициях и народах живущих рядом, о животном и растительном мире, что составляет - 77%. Уровень знаний детей о своей малой родине заметно возрос. Дети свободно и подробно начали рассказывать о своей семье, селе, о животных и растениях, о достопримечательностях города, о своих национальных традициях, стали давать развернутые ответы на задаваемые вопросы, у детей явно выровнялся эмоциональный фон отношения к другим нациям.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С.Михалков).


Библиографический список

  • Федеральные  государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655.

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г.

  •  Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. М., 1987.

  • Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987.

  • Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.

  •  Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. М., 1999.

  •  Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002.

  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

  • Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.

  • Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.

  •  Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.

  •  Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России М. 2011. 

Похожие:

«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной» iconПлан мероприятий по профилактике экстремизма
Программа рассчитана на учащихся 7-11 классов Кундравинской средней школы, строится с учетом предварительной подготовительной работы...
«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной» iconРекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения, экскурсий в гражданскопатриотическом воспитании
Районный этапа республиканского конкурса методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию гуо «Свислочская средняя...
«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной» iconУправление образованием мэрии Новосибирска
Серия «Методические материалы в помощь военно-патриотическому воспитанию молодежи»
«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной» iconПлан работы по патриотическому воспитанию детского сада №4
Чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время ВОВ из серии «Держись, капитан», «Русский характер», «Защитники»...
«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной» iconИнформация об организации работы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в Мурманской области в 2011 году
Это предполагает формирование у граждан, особенно у подрастающего поколения, высших духовных и социально значимых ценностей и таких...
«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной» iconСерия классных часов по патриотическому и толерантному воспитанию школьников
Я надеюсь, что моя разработка поможет воспитывать у учащихся толерантное отношение к окружающим и формировать чувства патриотизма,...
«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной» iconСистема работы «Организация контроля формирования навыков полноценного чтения» представлена через информационно педагогические модули (ипм)

«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной» iconМоу «Трепольская сош» по патриотическому воспитанию подрастающего поколения за 2009-2012 г г
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность...
«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной» iconВоенно-спортивные сборы-соревнования «Осень-2011» итог работы за 2010/11 учебный год учреждений начального и среднего профессионального образования по
Военно-спортивные сборы-соревнования «Осень-2011» – итог работы за 2010/11 учебный год учреждений начального и среднего профессионального...
«Система работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной» icon«Первая мировая война» Часть А
Представленные задания составлены в формате кимов егэ. Они могут использоваться для подготовки к егэ, к школьным и городским олимпиадам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница