План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г




Скачать 19,95 Kb.
НазваниеПлан семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер19,95 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса ОДО ПиП

Составил к.п.н., доцент Чипсанова С.Г.

Занятие 1.

1. Дайте определение специальной психологии и коррекционной педагогике.

2. Чем отличается специальное образование от общего образования?

3. Сформулируйте задачи специальной психологии.

4. Обоснуйте особенности задач коррекционной педагогики.

5. Дайте краткую характеристику научного периода становления специальной

психологии и коррекционной педагогики.

6. Сущность методологических основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

7. Проанализируйте структуру дефекта и его механизмы.

8. Какие разделы специальной психологии и коррекционной педагогики вы знаете?


Литература:

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- М., 1994.

2. Гонеев А.Д. и соавт. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999

3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.- М., 1990.

4. Лебединский В.В.Нарушения психического развития у детей.- М., 1985.

5. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. – М., 1980. – С.319

6. Коррекционная педагогика./Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.

7. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1998. – ч.I-II.

8. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н.Новгород, 1998.- Т.5.

9. Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н.Новгород, 1998.

10. Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н.Новгород,1999.- Т.8.

11. Трошин О.В. История психологии.- Н.Новгород, 2000.


Занятие 2.

1. В чем заключаются особенности становления специального образования на современном этапе?

2. Какие формы интеграции детей с отклонениями в развитии внедряются?

3. Какие направления дифференциации данной сферы знаний отмечаются?

4. Проанализируете основные и дополнительные разделы специальной психологии и педагогики.

5. Каковы механизмы становления единого образовательного пространства?

6. Оцените возможные направления развития специальностей в системе специального образования.


Литература:

1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М,1994.-223 с.

2. Кумарина Ф., Назарова Н.М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика//Материалы 2 Всероссийской конференции по компенсирующему обучению.- М.,1996.-с.4-15.

3. Малофеев Н.Н. Дети с трудностями в обучении, дифференциация и интеграция//Материалы 2 Всероссийской конференции по компенсирующему обучению.- М,1996.- с.20—28.

4.Назарова Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена//Материалы 2 Всероссийской конференции по компенсирующему обучению.-М., 1996.- с.28-39.

5. Трошин О.В. Кризология как наука о психолого-педагогической коррекции возрастных кризисов //Материалы 2 Всероссийской конференции по компенсирующему обучению.-М.,1996.- с.52-56.

6. Трошин О.В. Интеграционный процесс в современном специальном образовании//Научно-методическое пособие.-Н.Новгород,1997.-28 с.

7. Трошин О.В. Культурно-историческая традиция специального образования в России//Специальная психология и педагогика.-Н.Новгород,1997.-Т.2.-с.3-16.

8. Трошин О.В.К концепции реформирования системы специального образования//Специальная психология и педагогика.- Н.Новгород, 1998.-Т.3.-с.10-15.


Занятие 3.

1. Раскройте содержание понятия «отклонение в развитии».

2. Какова роль биологических и социальных факторов в психическом развитии человека?

3. Раскройте сущность теории первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии ребенка.

4. Приведите примеры детских аномалий. Каковы их причины?

5. Проанализируйте общие закономерности отклонений в развитии.

6. Рассмотрите механизмы патогенеза.

7. Какие психологические механизмы отклонений в развитии вы знаете?


Литература:

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. – М, 1994.

2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1987.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонения в развитии. – М., 1973.

4. Дефектологический словарь. – М., 1996.

5. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность. Дефектология. – Киев, 1984.

6. Ермаков В.П., Якунин Т.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

7. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. – Л., 1985.

8. Специальная педагогика /Под ред Н.М.Назаровой.- М., 2000

9. Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н.Новгород, 1998.

10. Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н.Новгород,1999.- Т.1-8.

11. Трошин О.В. Основы специальной психологии.- Н.Новгород, 2000.


Занятие 4.

1. Что такое депривация и ее значение в специальной психологии?

2. Рассмотрите роль сенсорной депривации в формировании отклонений в развитии.

3. Проанализируйте механизмы интеллектуальной депривации.

4. Какова социо-эмоциональная модель регуляции поведения? В чем заключается мотивационная теория социальной депривации?

5. Как реализуется психологическая коррекция?

6. Что такое компенсация, декомпенсация, сверхкомпенсация?


Литература:

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. – М, 1994.

2. Ермаков В.П., Якунин Т.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

3. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. – Л., 1985.

4. Лагмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

5. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – 1985.

6. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н.Новгород, 1998.- Т.5.

7. Трошин О.В.Введение в коррекционную педагогику и специальную психологи.-Н. Новгород, 1997.


Занятие 5.

1. Проанализируйте взаимосвязь между воспитанием, созреванием и развитием.

2. В чем особенности воспитания детей с отклонениями в развитии?

3. Как осуществляется процесс дифференциации и индивидуализации их воспитания и обучения?

4. Дайте характеристику реабилитации и абилитации.

5. Какие формы и механизмы адаптации вы знаете?

6. В чем заключается дезадаптация?

7. Раскройте сущность понятий: «социальная адаптация» и «коррекция отклонений развития».


Литература:

1. Гонеев А.Д. и соавт. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999

2. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред.Б.П.Пузанова.- М.,1996

3. Дефектологический словарь. – М., 1995.

4. Корекционная работа в специальных школьных и дошкольных учреждениях.- Л.,1985.

5. Лапшин В.А. Б.П. Пузанов. Основы дефектологии. – М., 1991.

6. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых.- М., 1998.

7. Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.1-8.

8. Трошин О.В. Основы специальной психологии.- Н. Новгород, 2000


Занятие 6.

1. Что такое сенсорный дизонтогенез?

2. Рассмотрите ведущие механизмы сенсорных нарушений.

3. Дайте характеристику основным депривационным синдромам.

4. Какие особенности пространственной ориентации вы знаете?

5. В чем заключаются личностные нарушения.

6. Проанализируйте общие особенности психокоррекции при сенсорных нарушениях.


Литература:

1. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.,1997

3. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков.- М,1996

4. Специальная педагогика /Под ред Н.М. Назаровой.- М., 2000

5. Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н. Новгород, 1998.

6. Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.


Занятие 7.

1. Каково значение слуха в развитии ребенка?

2. Опишите классификацию слуховых нарушений и перечислите их причины.

3. Дайте характеристику категорий детей с нарушениями слуха. Каковы основные особенности развития глухих, позднооглохших и слабовидящих детей?

4. Какие методы исследования слуха вы знаете?

5. Каковы особенности личности глухих?

6.Что должен знать учитель начальных классов о детях с различными отклонениями слуха, обучающихся в массовой школе?


Литература:

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушения слуха. – М., 1987

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О деталях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

3. Дефектологический словарь. – М., 1996.

4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – 1985.

5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: 1999.

6. Матвеев В.М. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. – М., 1987.

7. Развитие способностей у глухих. – М., 1991.

8. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н. Новгород, 1998.- Т.5.


Занятие 8.

1. В чем заключается роль зрительного анализатора в психическом и физическом развитии ребенка?

2. Охарактеризуйте причины, степень и виды нарушения зрения.

3. Сравните особенности психофизического развития слепых и слабовидящих детей.

4. Расскажите о путях социальной адаптации детей с нарушениями зрения.

5. Проанализируйте особенности восприятия при недостаточности зрения.

Дайте оценку познавательным процессам.

6. В чем заключается профилактика нарушения зрения у детей в начальной школе? Что вы знаете о мерах по охране зрения в школе?


Литература:

1. Каберник Г.А., Синев В.М. Введение в специальность. Дефектология. - Киев, Вища школа, 1984.

2. Коррекционная педагогика. Под ред. Б.П. Пузанова. - М., Академ А.. 1998.

3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.. Просвещение, 1991.

4. Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

5. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.

6. Жохов В. П., Корлакова И.А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. – М., 1989.

7. Жохова В. П., Особова Т.3. Учителю о близорукости. – М., 1990.


Занятие 9.

1. Понятие синдрома "ранний детский аутизм" (РДА). Клинико-психологическая структура дефекта.

2. Особенности психического развития детей с ранним аутизмом первых двух лет жизни.

3. Ребенок с РДА в системе школьного обучения.

4. Психолого-педагогическая корреляция аутистического дизонтогенеза, нормализация психического развития детей.

5. В чем заключаются фобические нарушения? Чем характеризуются познавательные процессы? Какое своеобразие моторики отмечается?

6. Дайте характеристику развитию речи при РДА.


Литература:

1. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – 1985.

2. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н. Новгород, 1998.- Т.5.

3. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: 1999.

4. Специальная педагогика /Под ред Н.М. Назаровой.- М., 2000

5.Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н. Новгород, 1998.


Занятие 10.

1. Дайте определение олигофрении. В чем заключаются ее отличия от деменции?

2. Какие степени умственной отсталости вы знаете?

3. Дайте характеристику системы воспитания детей с умственной отсталостью в дошкольном возрасте.

4. Какие особенности психологического развития в дошкольном периоде характеризуют умственно отсталых детей?

5. Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида для детей с нарушениями интеллекта.

6. Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни лицами с интеллектуальной недостаточностью.

7. Решите следующие психолого-педагогические задания задачи.

Задача 1. Ваня М., 5 лет, находится на лечении и обследовании в условиях стационара в связи с ночным энурезом. Из беседы с матерью известно, что ребенок родился недоношенным, в течение первого месяца жизни находился в отделении патологии новорожденных. Отставало формирование навыков: сидеть Ваня стал к 9 месяцам, ходить в 1 год и 3 месяца, отдельные слова стал произносить в 1 год и 2 месяца, фразовая речь появилась к 4 годам. Ночной энурез отмечается непрерывный, частый, иногда до двух раз за ночь. Сейчас мальчик веселый, подвижный, посещает детский сад. Воспитательница жалуется, что он часто дерется, неусидчивый, не справляется с учебной программой старшей группы, с трудом одевается, не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы. При патопсихологическом обследовании испытуемый охотно беседует, играет. Внимание неустойчиво, выполнение заданий прерывается шумной игрой, беганием по кабинету. Рисунок человека на уровне «головонога». Ребенок может собрать разрезанные картинки из 2-х фрагментов, с помощью экспериментатора – из 3-х. Механическое запоминание — нижняя граница нормы, смысловое (построение фразы) – значительно лучше. Доступны простые обобщения: «игрушки», «еда», «животные». Для выполнения всех заданий необходимо постоянное привлечение внимания, пошаговые инструкции. Самооценка завышена, представление о мнении окружающих не сформировано.

Какой тип нарушения развития у Вани? Какие можно дать рекомендации?

Задача 2. Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 месяца, сидеть научился к 9 месяцев, ходить – в 1 год и 5 месяцев. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь – к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10. При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками. Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные – невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса. Рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае? Возможно ли обучение в обычной школе? К какому специалисту следует направить ребенка?

Задача 3. Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых 2-х лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тяжелую форму кори. При патопсихологическом обследовании испытуемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Механическое запоминание затруднено; ассоциативное – несколько лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невербальных – успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений, фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улучшают результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы, развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.

Какой тип нарушений психического развития отмечается? В чем состоит первичный дефект?

Задача 4. Толя А., 14 лет. Испытуемый направлен на судебно-психологическую экспертизу с целью определения соответствия возрасту. Из материалов уголовного дела известно, что испытуемый обвиняется в краже из ларька, совершенной в группе с более старшими подростками. В школьной характеристике указано, что Толя дублировал 1-й и 2-й класс, не успевает по нескольким предметам, часто прогуливает занятия. Физическое развитие замедлено, рост и вес ниже нормы, половое созревание не началось. При патопсихологическом обследовании отмечается, что внимание испытуемого неустойчиво, отношение. К заданиям избирательное. Работоспособность неравномерная, отмечаются кратковременные фазовые колебания внимания. Механическое запоминание успешно. Доступно выполнение исключений, обобщений, аналогий. Невербальный интеллект соответствует норме, вербальный — нижняя граница нормы. Креативность крайне низкая. Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные суждения незрелые, зависят от мнения более старших подростков. Уровень при- тязаний низкий, неустойчивый. Круг интересов ограничен, познавательные интересы не развиты, преобладает игровая мотивация. Эмоции крайне лабильны. Отмечается высокая внушаемость.

Какой тип нарушений психического развития отмечается в данном случае? Соответствует ли психическое и личностное развитие испытуемого паспортному возрасту?

Задача 5. Оля С., 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери проходили патологически: извлечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 месяцам, сидеть – в 9, ходить – в 1 год и 9 месяцев. Отдельные слова – к 1,5 годам, фразовая речь – к 4-м. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педагогов, мать не обращалась в психолого-медико-педагогическую консультацию, девочка продолжала учебу в обычной школе, дублируя 1-й и 5-й класс. В настоящее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентирована, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой тревожностью. При патопсихологическом обследовании контакт затруднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста. Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое запоминание затруднено; ассоциативное — ухудшает результаты. Исключение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным признакам. Классификация также по конкретно-ситуативным признакам. Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность недостаточна. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооценка занижена, недифференцирована. Усвоение школьных навыков резко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочитанного, решение задач на 2 действия недоступно.

Какой тип нарушения психического развития имеет место? В чем состоят первичный и вторичный дефекты?

8. Назовите виды умственной отсталости неолигофренической этиологии.

  1   2   3

Похожие:

План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г iconСпециальная психология
Программа курса предназначена для студентов психологических специальностей. Изучение дисциплины позволит студентам взглянуть на развитие...
План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г iconМетодика развития речи дошкольников с нарушениями слуха Допущено
Руководитель издательской программы подготовки учебников и учебных пособий для высших и средних специальных учебных заведений по...
План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История», «История России»). Для студентов I курса всех специальностей
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г iconРабочая программа Тематика и планы семинарских занятий 4
Курс «Инновации в культуре и социокультурное проектирование» рассчитан на студентов V курса (специальность «Культурология»). Программа...
План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г icon2. психика и сознание 8
Планы семинарских занятий по психологии и педагогике. Методические указания. /Под общей ред. С. П. Ежова – спб.: спбгти (ТУ). спб.,...
План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению психология. В программе представлен тематический план изучения...
План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению психология. В программе представлен тематический план изучения...
План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г icon«Общее языкознание»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов V курса (IX семестр) очной формы обучения отделения романо-германской филологии....
План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г iconИстория планы семинарских занятий и
История: планы семинарских занятий и методические указания для студентов на 2012/13 учебный год / составитель: А. Н. Федоров. – Челябинск,...
План семинарских занятий по коррекционной педагогике с основами специальной психологии для студентов 4 курса одо пип составил к п. н., доцент Чипсанова С. Г iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 «Воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью»
Исаева Т. Н., к п н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница