Рабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности




Скачать 18,65 Kb.
НазваниеРабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер18,65 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
ФИЛИАЛ НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В Г. БРЯНСКЕ

__________________________________________________________________


КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ


Бурыкина Марина Юрьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По курсу «Специальная психология»


Для студентов, обучающихся по специальности

№030301.65 "Психология"


Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «МПСУ» в г. Брянске

Протокол №_____от_______________20 г.


Заведующий кафедрой

Социальной психологии и

коррекционной педагогики Артамошина Ю.В.


Брянск 2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной специальной психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и пре­одоления отклонений в психическом развитии детей младшего шко­льного возраста. Ориентация психологов на своевремен­ное преодоление отставания в развитии ребенка имеет исключи­тельно важное значение для формирования личности в процессе школьного обучения. Психологам необходимо иметь представление обо всех видах нарушений развития, особенно речевых, о причинах их вызывающих. В совокупности обозначенное содержание услов­но можно определить как основы дефектологических знаний.

Настоящая программа и руководство к ней подготовлено на ос­нове требований психологического сопровождения детей в специальных и общеобразовательных учреждениях.гия и педагогики. Цель курса - помочь студентам психологической специальности, на основе самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить свои знания о детях с отклонениями в развитии, усвоить приемы выявле­ния, коррекции и предупреждения дефектов развития. Предло­женные материалы ориентируют студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы.

Программа содержит содержание курса, по каждой теме предусматриваются методические рекомендации: тематика практических занятий, в которые включены вопросы, задания, связанные с анализом пси­холого-педагогических ситуаций, устанавливающие межпредмет­ные связи, упражнения для выработки определенных навыков, контрольные вопросы, список литературы для активизации самос­тоятельной и исследовательской деятельности студентов. Учебный материал представлен в определенной последовательности с постепенным усложнением заданий как трени­ровочного типа, так и проверочного.

.

Требования государственного стандарта по дисциплине

« Специальная психология»

Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому; методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители; методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.


Тематический план курса


Наименование разделов

Количество часов

Очная форма обуч.

Заочная фор. об

Заочн. фор. об. 3,5 года

Лекция

Прак.з.

Лекция

Пр.зан

Лекция

Пр.зан

Введение в специальную психологию

2

2

2





2




Понятие нейро-психической деятельности. Общие дакономерности дизонтогенеза

2


2

2

Классификация дизонтогенеза

Причины аномального психического развития

2

Психическое недоразвитие. Общая психологическая характеристика

4

2

2




2




Психологическая диагностика и коррекция психического развития умственно отсталых детей

4

2

2




2




Задержанное психическое развитие

2

2

2




2




Психологическая диагностика и коррекция психического развития детей с задержкой психического развития

2

2

2

2

2




Искаженное психическое развитие

2




2




2




Дефицитарное развитие:




Нарушение зрения

2

Нарушение слуха

2

Нарушение речи

2

Нарушения опорно-двигательного аппарата

2

Психология детей с дисгармоническим складом личности

2

Аудиторных часов

30

12

16

2

12




Общее количество часов

42

18

12

Всего часов














Виды контроля

I

Аттестация

Контрольная работа

Контрольная работа

II

Экзамен

экзамен

экзамен


С О Д Е Р Ж А Н И Е К У Р С А


Тема 1. Введение в специальную психологию

Предмет, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики и психологии. Основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика (изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха); тифлопедагогика (вопросы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения); олигофренопедагогика (изучение, воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта); логопедия (вопросы изучения и исправления недостатков речи); дошкольная специальная педагогика и психология; изучение воспитание и обучение детей со сложным (комбинированным) дефектом. Диагностика, коррекция, Абилитация, реабилитация. Социальная адаптация, сегрегация, интеграция. Развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие. Профилактика нарушений развития.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

Психологическая диагностика  - описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития. Установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии.

Психологическая коррекция  - система специальных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Основной принцип - своевременное выявление и устранение (или сглаживание) отклонений в развитии ребенка.

Абилитация - система лечебно-психологических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, неадаптированных к социальной сфере, которые приводят к стойкой утрате функции. Абилитация проводится на фоне несформированной функции у ребенка.

Реабилитация  - система лечебно-психологических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате работоспособности. Реабилитация проводится на фоне сформированной, но впоследствии нарушенной, функции.

Социальная адаптация  - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Профилактика отклонений  - комплекс мероприятий для предотвращения отклонений в психике человека.

Интеграция  - включение лиц, имеющих дефекты развития, в процессы функционирования общества: установление межличностных эмоциональных взаимоотношений в обществе, общих установок и нормативных представлений в образующихся группах, в процессе совместной деятельности.

Сегрегация  - разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в социальных нормах, поведенческих стереотипах, общественных институтах.


Тема 2. Понятие нейро-психической деятельности. Общие закономерности дизонтогенеза


Протекание нейропсихической деятельности в норме и патологии. Норма и отклонения в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека. Понятие об аномальном ребенке Дефект сенсорный, интеллектуальный, комбинированный. Сложная структура дефекта – соотношение биологического и социального. «Первичный дефект» и «вторичные нарушения». Особенности аномального развития.. Психический дизонтогенез. Роль анамнеза в составлении схемы дизонтогенеза.. Л.С. Выготский и его концепция воспитания и обучения аномального ребенка. Коррекции как система педагогических мер, направленных на исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей. Компенсация как замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

Аномальные дети  - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Дефект развития  - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Дизонтогенез  - расстройство процесса развития индивидуального организма.

Декомпенсация   - процесс, обратный компенсации, расстройство деятельности какой-либо системы организма вследствие нарушений компенсации при ухудшении состояния организма либо при столкновении с неожиданными новыми условиями, требующими формирования новых приспособительных реакций.

Компенсация дефекта  - возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.

Псевдокомпенсация  - ложная, фиктивная компенсация. Например: вербализм умственно отсталых школьников является псевдокомпенсацией недостаточности представлений (Выготский Л.С.).

Сверхкомпенсация  - чрезмерное развитие особенностей характера, поведения (самолюбие, властность и т.д.), скрывающих внутренние дефекты (комплекс недостаточности, малоценности) (Выготский Л.С.).


Тема 3. Классификация дизонтогенеза. Причины аномального психического развития

Классификация и характеристика основных категорий детей с дефектами развития (на основе классификации психического дизонтогенеза): недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, дисгармоничное развитие. Мировая статистика отклонений, нарушений развития человека.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

Психическое недоразвитие  - недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

Задержанное психическое развитие  - нарушение нормального темпа психического развития.

Дефицитарное развитие  - патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы

Дисгармоническое развитие  - патологическое развитие характера, развивающееся с раннего возраста. Негативное изменение характера ребенка под влиянием хронической психотравмирующей ситуации, дефектов воспитания.

Система специальных образовательных учреждений  - учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития: спецшколы-интернаты для детей школьного возраста; специальные вечерние и очно-заочные школы доя работающей молодежи с нарушениями слуха и зрения; специальные дошкольные учреждения (детские дома-интернаты, интернатные дошкольные отделения при спецшколах; сады, ясли-сады, специальные группы при массовых детских садах с продленным днем или с пятидневным пребыванием в них детей); логопедические пункты при массовых школах; учебно-производственные предприятия Общества глухих и Общества слепых, предназначенные для профессиональной подготовки молодежи с нарушениями слуха и зрения; дома-интернаты для детей дошкольного и школьного возраста с тяжелыми формами умственной отсталости, ДЦП (при отсутствии движений и речи), слепоглухонемых, в том числе с умственной отсталостью. Также создана дифференцированная сеть спецшкол и дошкольных учреждений следующих типов: школы и дошкольные учреждения для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата; с ЗПР; для умственно отсталых детей (вспомогательные школы).


Темы 4,5. Психическое недоразвитие. Общая психологическая характеристика

Умственная отсталость - качественные изменения всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

Интеллектуальный дефект. Степени снижения интеллекта, систематика умственной отсталости. Поврежденное психическое развитие (В.В.Лебединский). Деменция (приобретенное слабоумие). Олигофрения как психическое недоразвитие. Классификация по степени выраженности и клинический симптомокомплекс. Причины олигофрении. Эндогенные и экзогенные факторы, вызывающие нарушения функций головного мозга.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

Умственная отсталость  - стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

 Деменция  - стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы. Деменция возникает при органических поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов и т.п., а также шизофрении и эпилепсии.

Олигофрения  - недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер, поэтому дети - олигофрены способны к развитию.

Темы 6,7. Психологическая диагностика и коррекция психического развития умственно отсталых детей

Диагностика олигофрении при поступлении детей в школу. Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний.

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения детей с психическим недоразвитием.


  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения дисциплины «Психология влияния»
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Рабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения дисциплины «Психология социального поведения»
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Рабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа По курсу «Психопатология» Для студентов, обучающихся по специальности
Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала...
Рабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психология»
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (квалификация бакалавр)
Рабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения дисциплины «Этнопсихология»
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...
Рабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Рабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности iconУчебник для вузов Оглавление Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология»
Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих...
Рабочая программа По курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности icon«психология бизнеса»
«Психология предпринимательства» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница