Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами




Скачать 22,23 Kb.
НазваниеПрограмма по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер22,23 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Муниципальное учреждение

Управление образования Администрации города Калтан

Муниципальное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом «Аистенок» г. Калтан


«ЗДОРОВЬЕ.ru»

Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами


Калтан 2010


Авторы-составители:

Комякова И. В., директор детского дома;

Калмыкова О. А., заместитель директора по БЖ;

Порываева Э. Н., старший воспитатель;

Гееб Н. Н., педагог-психолог;

Турова Л. И., педагог-психолог


Рецензент

Сережкина М. В., начальник Управления образования


Одним из приоритетных направлений работы с несовершеннолетними по профилактике употребления психоактивных веществ является первичная профилактика и раннее выявление.

Программа составлена так, что может быть использована в образовательных учреждениях любого типа.

Содержание



Пояснительная записка 3

Цели и задачи программы 6

Партнеры программы 8

Целевая группа 8

Технологии работы 8

Мероприятия программы 10

План профилактической работы в течение учебного года 12

Взаимосвязь с внешними учреждениями 15

Основные направления сотрудничества 15

Условия, необходимые для реализации программы 20

Оценка эффективности реализации мероприятий программы 20

Список литературы 24

Приложение 1 26

Приложение 2 27

Приложение 3 29

Приложение 4 29


Пояснительная записка


Актуальность. Проблема социального сиротства в настоящее время стоит остро перед нашим обществом. Дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, находятся в группе риска по употреблению психоактивных веществ, так как очень часто эти дети выявляются из семей, где употребляют алкоголь или наркотики.

В значительной мере в семьях, из которых детей изъяли, имелись деструктивные стереотипы поведения, что влияло на формирование нормативных и ценностных ориентаций.

Дети из таких семей не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний.

В ситуации детей из неблагополучных семей на первое место выходит наркотизация и алкоголизация, позволяющая спрятаться от действительности.

Конечно, в детский дом попадают дети и по причине истинного сиротства, не имеющие опыта употребления психоактивных веществ, дети, воспитывающиеся бабушками. Такие дети считаются условно здоровыми. И в соответствии с этим важно понимать, что профилактическая работа должна строиться по принципу «не навреди».

Одним из приоритетных направлений работы с несовершеннолетними по профилактике употребления психоактивных веществ в детском доме является первичная профилактика.

Задача же медицинских служб заключается в раннем выявлении и проведение индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими психоактивные вещества. В совместной же работе образовательных учреждений и медицинских можно добиться хороших результатов в области профилактики употребления ПАВ.

Под диспансерным и профилактическим наблюдением в наркологическом отделении г. Калтан на 01.01.2008 находилось 15 воспитанников детского дома, что составляло 17 % от общего числа воспитанников.

По состоянию на 01.01.2010 под диспансерным и профилактическим наблюдением в наркологическом отделении г. Калтан находится 7 воспитанников, что составляет 10 % от общего числа воспитанников.

В структуре распространенности психоактивных веществ, употребляемых детьми и подростками детского дома, первое ранговое место занимают алкогольные напитки, второе ранговое место занимают летучие растворители.

Анализ статистических данных показал, что в течение двух последних лет наметилась тенденция к уменьшению числа несовершеннолетних, состоящих под наблюдением в связи с употреблением психоактивных веществ: по сравнению с 2008 г. на 7 %.

Одним из благоприятных факторов, влияющим на снижение процента воспитанников, употребляющих психоактивные вещества, является изменение формы проживания воспитанников детского дома с «общежития» на семейный тип.

Воспитанники проживают в семейных блоках, которые перепланированы по типу квартиры. Комплектование «семей» строится на основе родственных связей.


Тем не менее, угроза алкоголизации, наркотизации детей из детского дома остается.


Учитывая вышеизложенное, перспективным направлением по профилактике распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних является система первичной профилактики, основанная на следующих нормативных документах:


  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

  2. Конвенция о правах ребёнка 1989г.

  3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

  4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.

  5. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.

  6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06ю1999г. №12.

  7. «Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г

  8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» от 11.07.2005г. №422.


В реализации данной программы воспитанник является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

В программе отмечены следующие направления, требующие повышенного внимания со стороны воспитательной системы детского дома:

  • формирование социально-активной личности;

  • культуры здорового образа жизни;

  • обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам;

  • формирование способности к осознанному выбору воспитанниками, сопротивлению вредным, асоциальным привычкам.

В формировании социально-активной личности в детском доме используется программа по формированию социальной компетентности подростков, составленная педагогом-психологом детского дома Н. Н. Гееб и имеющая рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры, заведующей кафедрой психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО Н. И. Приходько.

Формирование культуры здорового образа жизни проводится через совместную работу с медицинскими работниками и через систему воспитательных мероприятий.

Формирование способности к осознанному выбору воспитанниками, сопротивлению вредным, асоциальным привычкам достигается через систему совместных воспитательных мероприятий с наркологическим отделением городской психиатрической больницы.


Цели и задачи программы


Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующую цель:

Цель программы – формирование обучающимися культуры здорового образа жизни, раскрытие личностного потенциала ребёнка:

Задачи программы:

  1. Осуществить мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию уважения к правам человека.

  2. Развить физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.

  3. Сформировать учащимися устойчивое отрицательное отношение к «первой пробе» психоактивных веществ.

  4. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательно-профилактической системы детского дома, учреждений дополнительного образования, медицинских служб города.

  5. Сформировать морально-волевые качества воспитанников.

  6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в детском сообществе для творческого эффективного взаимодействия.

  7. Научить воспитанников делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

  8. Обучить детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

  9. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через методическую, воспитательную, профориентационную работу детского дома.


Дети, проживая в детском доме, обучаются в общеобразовательных школах. Это дает им опыт взаимодействия с внешним миром до выпуска во взрослую жизнь. Но в то же время эта ситуация может быть и опасна для этих детей по риску употребления психоактивных веществ, так как они по своим особенностям легко внушаемы и доверчивы.

В рамках профилактических мероприятий только совместная работа школы и детского дома может быть эффективна. Кроме того, эффективная поддержка специалистов детской поликлиники г. Калтан, наркологического отделения городской психиатрической больницы г. Калтан, инспекторов ПДН при ОВД по г. Калтан, инспекторов ГИБДД, позволяет говорить об эффективности программы.

Особенность предлагаемой программы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами заключается в организации сетевого взаимодействия детского дома, общеобразовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей и межведомственных организаций для формирования здорового жизненного стиля, здорового образа жизни детей и подростков.


Партнеры программы


Учреждение

Профилактика

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Первичная профилактика

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Первичная профилактика

Муниципальное управление здравоохранения «Психиатрическая больница» г. Калтан

Первичная и вторичная профилактика

Муниципальное управление здравоохранения

«Детская поликлиника № 1»

Первичная и вторичная профилактика

ОВД ПДН по г. Калтан

Первичная и вторичная профилактика

ГИБДД по г. Калтан

Первичная и вторичная профилактика


Целевая группа


Программа направлена на профилактику употребления психоактивных веществ детьми, попавших в сложную жизненную ситуацию, проживающих и воспитывающихся в детском доме, социальном приюте или в общеобразовательной школе, имеющих опыт употребления психоактивных веществ и условно здоровых.


Технологии работы


Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа основана на следующих научных и методологических принципах:

  • Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.

  • Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

  • Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

  • Последовательность: этапность реализации программы.

  • Преемственность: установление связей между возрастными группами детей и подростков.

  • Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.

  • Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

  • Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

  • Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.


Профилактическая программа детского дома включает основных ее участников и содержит следующие разделы:

  • работа с воспитанниками;

  • работа с педагогами детского дома;

  • сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

Для достижения положительного результата действия программы педагогический коллектив использует следующие технологии:

  • личностно-ориентированные,

  • групповые,

  • коллективные,

  • коррекционные,

  • интегративные,

  • интерактивные.

Данные технологии реализуются в различных формах организации занятий по программе: диспутах, лекциях, семинарах, тренингах, круглых столах, педсоветах, конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих делах, соревнованиях.


Мероприятия программы


Ключевые компоненты


Формы работы

Сроки


Ответственные

  1. Изучение и диагностическая работа с воспитанниками.

  1. Целенаправленная работа по диагностике детей.

Изучение документов, личных дел, беседы с детьми.

апрель-июнь, сентябрь-октябрь

Замдиректора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель семьи.

  1. Изучение детей и составление социального паспорта «семьи» с целью пролонгированной работы.

Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, наблюдение, тестирование.

август-

ноябрь

Воспитатели семей, психолог, соц. педагог.

  1. Адаптация воспитанников к обучению в общеобразовательной школе




Индивидуальные беседы с воспитанниками, приобщение воспитанников к творческим делам класса, запись в кружки и секции, т.е. формирование детского коллектива, проведение педсоветов.


сентябрь-

декабрь

Завуч, зам. директора по ВР детского дома и школы, кл. руководители, учителя, воспитатели семей.

  1. Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них воспитанников, требующих особого внимания педагогического коллектива школы и детского дома.

Коллективные мероприятия в школе и детском доме, совместные собрания педагогических коллективов школы и детского дома.

в течение учебного года

Классные руководители и учителя, воспитатели семей, психологи школы и детского дома, зам. директора по ВР школы и детского дома, социальный педагог школы и детского дома, вожатая школы, совет по профилактике школы и детского дома.

  1. Выявление неуспешности детей в различных видах деятельности.

Тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы.

в течение учебного года

Психологи школы и детского дома, социальный педагог школы и детского дома, совет по профилактике школы и детского дома.

2. Профилактическая работа с воспитанниками

  1. Коррекционная работа с воспитанниками «группы риска».

Организация свободного времени, отдыха в каникулы, специальные формы поощрения и наказания, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед, тренингов.


в течение учебного года

Педагог-психолог детского дома и школы, социальный педагог детского дома и школы, вожатая школы, классные руководители, воспитатели семей

  1. Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни.

Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования, экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха.


в течение учебного года

Зам. директора по ВР детского дома, вожатая школы, классные руководители, воспитатели семей

  1. Профориетацион-ная работа с воспитанниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни.

Научные конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы, презентации, встречи с интересными людьми, профессиональные пробы, тренинги.


в течение учебного года

Зам. директора по учебной работе школы и детского дома, учителя, кураторы профильных классов, педагоги-психологи детского дома, социальные педагоги детского дома.

  1. Правовое воспитание учащихся.

Классные часы, лекции, беседы с представителями межведомственных и общественных организаций, конференции, уроки пропедевтического курса «Граждановедение»


в течение учебного года

Учителя обществознания и ОБЖ школы, заместитель директора по БЖ детского дома, фельдшер детского дома. Представители:

- ПДН ОВД г. Калтан,

- ГИБДД,

- городской психиатрической больницы, наркологического отделения.

  1. Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека.

Лекции, беседы в малых группах и индивидуальные.

в течение учебного года

Учителя биологии, химии, ОБЖ школы, заместитель директора по БЖ детского дома, фельдшер детского дома. Представители:

- детской поликлиники № 1 г. Калтан

- городской психиатрической больницы, наркологического отделения г. Калтан

3. Медико-психологическое и правовое просвещение педагогов.

1.Учебно-просветительская работа среди педагогов в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку.

Лектории, семинары, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы.

в течение учебного года

Администрация школы при сотрудничестве с межведомственными государственными и общественными организациями.

4. Подведение итогов.

1.Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме.

Круглый стол, конференция, семинар, педсовет.

апрель-

май

Администрация детского дома, педагог-психолог, социальный педагог.


  1   2   3

Похожие:

Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами iconПриказ Минобразования РФ от 28. 02. 2000 n 619 "о концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" Документ предоставлен
Тики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (далее Концепция) (Приложение 1) и План мероприятий Минобразования...
Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами iconПрограмма превентивного обучения, базирующаяся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей. В программе «Полезные привычки»
«Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними» и Интернет-ресурсов
Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами iconБезруких М. М макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме черного. Учись понимать себя: Раб тетр для 2 класса
Серия «В помощь образовательному учреждению «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»
Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ
Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде
Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами iconПрограмма «Формирование здорового жизненного стиля школьника. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами учащимися школы на 2007-2009, 2009-2010 учебный год».
Цель: Создание оптимальных условий для формирования здоровой гармоничной личности с развитой эмоционально-волевой сферой, активной...
Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами iconПроблема мотивации злоупотребления психоактивными веществами. Признаки аддиктивного поведения
Сутью такого поведения становится значительное изменение иерархии ценностей человека, уход в иллюзорно-компенсатор­ную деятельность...
Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами icon"Токсикомания (употребление пав)"
Материалы подготовлены в рамках реализации областной государственной социальной программы «Комплексные меры профилактики злоупотребления...
Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами iconВ настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (пав)
Несовершеннолетние дети и подростки, употребляющие психотропные вещества и наркотики, – это беда и боль любого общества
Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами iconИнтернет-зависимость
Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное...
Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами iconМинистерство образования РФ дудко Т. Н. Вострокнутов Н. В. Гериш А. А. Раннее выявление детей и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами (пав) (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для педагогов, школьных психологов, социальных работников, медицинских работников лечебно-профилактических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница