Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу




Скачать 18,04 Kb.
НазваниеСистема работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер18,04 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - центр развития ребенка детский сад I категории №25 «Родничок»


Система работы

учителя-логопеда

Арнаут Александры Николаевны

на логопедическом пункте МБДОУ

25 «Родничок»

на 2012-2013 учебный год


Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В нашем дошкольном образовательном учреждении  реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.  Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. Сегодня не существует логопедической программы для детских садов, не имеющих в своей структуре коррекционных групп, соответствующей федеральным государственным требованиям.  

В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость разработки системы логопедической работы по коррекции на логопункте речевых нарушений. Содержание системы работы направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях логопункта.

Логопедический пункт МБДОУ №25 «Родничок» осуществляет свою деятельность на основании нормативно-правовых актов: Закона РФ «Об образовании» ст.32 пп.24 от 08.11.2010 года, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, Устава учреждения, утвержденным распоряжением Администрации города Сургута 03.06.2011 №1372, Положения о логопункте, утвержденного приказом №54 от 01.09.2011г.

Основной целью логопункта является создание условий и использование всех возможных резервов коррекционно-педагогического воздействия для улучшения речи дошкольников.

Основные задачи, реализуемые на логопункте:

  • своевременное выявление детей, имеющих речевые нарушения;

  • коррекция нарушения устной речи детей: формирование правильного звукопроизношения, развития ЛГСР, навыков связной речи;

  • вовлечение воспитателей в процесс формирования нормированной речи;

  • повышение уровня компетентностей родителей детей посещающих логопункт;

  • привлечение внимания родителей к речи детей с раннего возраста;

  • профилактика возникновения речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностическое

  • коррекционно-развивающее

  • организационно-методическое

  • консультативное

В процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста предусмотрено необходимое количество занятий, регламентированное программой, поэтому введение коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПина.

Кроме того, не все дети подготовительной к школе и старшей группы нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться: от нарушения произношения отдельных звуков до фонетико-фонетического недоразвития речи.

Поэтому была разработана система работы учителя-логопеда по коррекции и профилактике нарушений речи для массового детского сада, которая опирается на основные задачи коррекционного обучения.

Основные задачи коррекционного обучения:

  1. Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

  2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников.

  4. Формирование грамматического строя речи.

  5. Развитие связной речи старших дошкольников.

  6. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.

Данная система работы составлена с учетом требований следующих программ: «Воспитание и обучение в детском саду» Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Филичивой Т,Б., Чиркиной Г.В., и направлена на оптимизацию образовательно-воспитательного и коррекционного процесса и поддержку особенностей, интересов, способностей воспитанников детского сада.

Система логопедической работы строится следующим образом:

1. Работа с детьми:

- диагностика;

- профилактика речевых расстройств (речевые разминки);

-индивидуальная и подгрупповая непосредственная образовательная деятельность, согласно заключению.

2. Работа с педагогами:

- консультации согласно плану и по индивидуальным запросам;

- семинары – практикумы;

- выступления на педсоветах, методических объединениях.

3. Работа с родителями:

- консультации, согласно плана и по индивидуальным запросам;

- выступления на родительских собраниях;

- семинары – практикумы;

- практикумы и др.

4. Самообразование:

- Своевременное ознакомление с инновационными программами и  технологиями. Систематический обзор дефектологической и периодической литературы.

- Активное участие в городских методических объединениях.

- Участие в конкурсах на различных уровнях.

 

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопедического пункта МБДОУ

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

Задачи взаимодействия:

Логопед

  • максимальная коррекция речевых отклонений
    определение структуры и степени выраженности дефекта
    постановка и автоматизация звуков
    оказание консультативной помощи родителям
    методическая помощь работникам ДОУ


Воспитатель

  • контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов

  • развитие мелкой моторики

Родитель

  • автоматизация поставленных звуков в домашних условиях

  • контроль за речью ребенка

Педагог-психолог

  • коррекция основных психических процессов

  • снятие тревожности

Музыкальный руководитель

  • работа над темпоритмической стороной речи

  • автоматизация звуков в распевках

Воспитатель по физической культуре

  • упражнения на  мышечную релаксацию

  • развитие общей  моторики и координации движений.


Теоретической  и методологической основой  коррекционного –развивающего обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):

1.  Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью        предупреждения вторичных отклонений.

2.  Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития  детской речи в норме). При этом предполагается  анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков  психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.

3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

4.  Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

  5. Комплексность воздействия на ребенка.

  6. Воздействие на все стороны речи.

  7. Опора на сохранные звенья.

  8. Учет закономерностей онтогенеза.

  9. Учет ведущей деятельности.

  10. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

  11. Воздействие на микросоциальное окружение.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.  Логопедические подгрупповая и индивидуальная непосредственная образовательная деятельности проводятся с 15 сентября.

Количество занятий: подгрупповая непосредственная образовательная деятельность 2 раза в неделю и ежедневно индивидуальная непосредственная образовательная деятельность.

Система логопедической работы с детьми имеет следующее строение:

Блок  1  –  Подгрупповая образовательная деятельность для детей с НПОЗ и ФФНР.

Блок  2 – Индивидуальная образовательная деятельность.

Блок 3 – Профилактика речевых нарушений у воспитанников (речевые разминки).

При отборе программного материала  учитывается структура дефекта детей с ФФНР.

Содержание блока №1 предназначено для рассмотрения в подгрупповой деятельности. При подгрупповой работе изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированы на индивидуальных занятиях.

В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Определилась следующая последовательность в изучении звуков:

Гласные: У, А, О, Э, И, Ы.

Согласные: П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ.

Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем.

На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов.

Развитие  фонематического слуха  проводится  по следующему  плану:        

1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (определение наличия звука в слове).

2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова
по вопросам: "Какой первый звук в слове?  Какой последний звук в слове?

3. Выделение ударной  гласной  из  слова.        

4. Определение  места  звука в слове  (После  какого  звука  слышится
звук    в  слове?  Перед  каким?).

На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

За это же время практически усваиваются термины: слог, слово, предложение, гласные, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

Формирование  функций звукового анализа  проводится  по следующему  алгоритму:        

  1. Определение  последовательности  и  количества  звуков  в  слове. (Сколько  звуков  в  слове? Какой  первый,   второй,  третий?).

  2. Фонематический  анализ  звукового  ряда,  состоящего  из  гласных.

  3. Фонематический  анализ  звукового  ряда,   состоящего  из  согласного  и  гласного.

  4. Фонематический  анализ  слова.

В  работе  по  формированию  фонематического  анализа  осуществляется принцип  системности  и  постепенного  усложнения:

1. Сначала  анализируются  слова,  состоящие  из закрытого  слога,   прямого  открытого  слога,   обратного  слога,   (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).        2. Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.)

4. Слова,  состоящие  из двух  прямых  открытых  слогов  (рама,   лапа,

луна,   козы).

5. Слова, состоящие  из  прямого  открытого  и  закрытого  слогов (диван,   сахар,   пупок,   топор,   повар  и  т.д.).

6. Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов  (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ос лик, карман).

7. Односложные  слова  со  стечением согласных  в  начале слова

(стол,  грач,  шкаф,  врач,  крот  и т.д.)

8. Односложные слова  со стечением  согласных  в  конце  слова

(волк,  тигр).

9. Двусложные слова  со  стечением  согласных  в  начале слова (трава, слива).

10. Двусложные  слова  со  стечением  согласных  в  начале  и  середине

слова (клумба,   крынка,   плотник  и  т.д.)

11. Трехсложные  слова   (ромашка,   кастрюля, мандарин).

Работа  по  развитию  слогового  анализа  и  синтеза  проводится вначале:

1. С  использованием  вспомогательных  приемов:  хлопки,   отстукивание.

2. На основе собственного  произношения.

3. На  основе слухопроизносительных  представлений.

Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша — кашка — кошка — мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.

К моменту поступления в школу, дети, прошедшие курс специального обучения, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка. Осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Индивидуальная работа с детьми (блок №2) направлена на: формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию; развитие фонематического слуха и  восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;

  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Блок 3 представляет собой профилактический комплекс, направленный на развитие общей и мелкой моторики, фонематического восприятия, психических процессов.

        Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

  1   2   3

Похожие:

Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу iconПоложение о логопедическом пункте мбоу сош №22 общие положения
Настоящее Положение о логопедическом пункте мбоу сош №22 разработано в соответствии со следующими нормативными документами
Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу iconИнновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «лекотека»
Данная статья является результатом анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда гбоу начальная школа-детский сад компенсирующего...
Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу iconПрограмма развития логопедического пункта "Говорим и пишем правильно"
«Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения в развитии устной...
Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу iconМетодика подготовки учащихся к егэ по информатике (из опыта работы учителя информатики моу сош с уиоп №29 г. Георгиевска Ющенко Александры Павловны)
Министерства образования Российской Федерации. Но так ли это на самом деле? На интуитивном уровне учителя, конечно же, догадываются,...
Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу iconЛитература
Система взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок письменной речи учащихся...
Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу iconИз опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани
Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся
Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу iconПрограмма Система работы учителя при
Программа «Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате егэ по биологии»
Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу icon«Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению несформированности фонематической стороны речи»

Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу iconО логопедическом пункте муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Логопедический пункт при общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии...
Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу iconКак помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта
Из опыта работы учителя-логопеда высшей категории мдоу црр д/с №2 г. Усть-Лабинска Сердюковой Альвины Викторовны
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница